Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

и соединяется с кармамудрой.

По мере того как практик этой стадии иллюзорного тела совершенствуется в медитациях высшего уровня, он начинает видеть знаки, указывающие на скорое достижение уровня, именуемого «юганаддха обучения». В качестве внешнего условия йогин использует соитие с кармамудрой, а внутренним вспомогательным условием является созерцание всех стадий растворения — втягивания, пребывания и угасания жизненных ветров-энергий в центральном канале и затем от знаков миража, дыма и так далее до появления ясного света. Четыре пустоты возникают как природа четырёх восторгов. В момент возникновения вместерождённого ясного света йогин созерцает единство блаженства и пустоты.

При этом одновременно происходит пять событий: прекращается состояние, известное как близкое достижение обратного процесса»; вместерождённое блаженство приводит к невиданному ранее прямому постижению пустоты; иллюзорное тело очищается в прямом — в отличие от косвенного — ясном свете, проявляясь в виде радуги посреди сияющего неба; достигается уровень беспрепятственного возникновения безошибочных противоядий клешам в собственном потоке ума; йогин обретает достоинство арьи.

Ко времени начала процесса выхода из ясного света в игру вступает ранее запущенная практикой движущая сила, приводя йогина к двери, за порогом которой можно достичь состояния «чистого иллюзорного тела». Когда созерцающий покидает ясный свет, роль главной причины играет тонкая энергия пяти излучений, которая является жизненной основой сознания врождённого прямого ясного света, а в качестве неизменно сопутствующего условия выступает сам ум. Йогин, оставив старые скандхи, обретает настоящее «чистое иллюзорное тело»— непрерывный поток состояний сознания, имеющего форму Будды Ваджрадхары яб-юм, украшенного главными и вторичными признаками совершенства.

Здесь же появляются знаки, сопутствующие обратному процессу угасания, от ясного света к близкому достижению и далее до миража. При этом одновременно происходит пять событий: прекращается сознание врождённого ясного света; в процессе угасания появляется состояние близкого достижения; возникает «чистое иллюзорное тело»; достигается путь полного освобождения, на котором нет больше клеш5; йогин становится архатом.

Обретя такую форму сабхогакайи, йогин сосредотачивается на созерцании растворения. Его стадии таковы.

Сначала практик выполняет однонаправленное созерцание шуньяты, а затем втягивает жизненные энергии в центральный канал, чтобы они там остались и угасли, порождая тем самым вышеупомянутые знаки, вплоть до ясного света. В этот момент у него появляется возможность беспрепятственно достичь состояния полного единения (юганаддхи), в котором тело и ум сливаются в единое целое. В данном случае под телом понимается чистое иллюзорное тело, украшенное главными и вторичными знаками совершенства, а ум представлен сознанием прямого ясного света.

Когда приходит время покинуть ясный свет, в игру вступает ранее запущенная практикой движущая сила, подводя йогина к порогу, за которым тело «юганаддхи обучения» может стать телом «юганаддхи вне обучения». И тогда, восстав из ясного света, пребывающий на стадии «юганаддхи обучения» воспринимает образ тела стадии «юганаддхи вне обучения». Это сопровождается появлением знаков обратного процесса от ясного света к черноте и так далее до миража. В этой самбхогакайе содержится возможность нирманакайи, которая расставляет вокруг волшебные сети своих проявлений, вроде мандалы и божеств окружения.

Когда йогин решает покинуть медитативное сосредоточение, он возвращается в своё собственное скандховое тело или в любое другое, лишь бы подошло. И после этого, оставаясь в сосуде этого тела, он обучает Дхарме своих последователей, а в перерывах между созерцаниями предаётся тантрической праздности: соединяется с кармамудрой, ест и пьёт, веселится, при этом легко уживается с дикими зверями и тому подобное.

СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЛОДА

Йогин на стадии юганаддхи обучения развивает и совершенствует созерцание процессов угасания как в течение медитаций, так и в перерывах между ними, и со временем у него появляются знаки приближения возможности обретения стадии юганаддхи вне обучения. Он задействует внешнее условиесоитие с кармамудрой и внутреннее условие — однонаправленное созерцание шуньяты, что приводит к втягиванию жизненных энергий в центральный канал, где они удерживаются и угасают. Появляются видения от миража к дыму и так далее, вплоть до возникновения знаков ясного света. Четыре шуньяты проявляются как природа четырёх восторгов.

Во время проявления этого врождённого ясного света следует созерцать тождество блаженства и мудрости, познающей шуньяту. В первый момент пребывания в этом ясном свсеведения будды, когда пребываешь в полном слиянии с истинной природой абсолютного бытия, в то же самое время сохраняя непосредственное восприятие всех проявлений относительной реальности — видишь всё ясно как на ладони. Тело юганаддхи обучения становится юганаддхой вне обучения, истинной самбхогакайей, наделённой знаками семи совершенств, излучающей тысячи проявлений нирманакайи на благо идущих тем же путём. Так достигается полное Пробуждение, состояние будды, в природе трикайи.

Перед тем как достичь состояния юганаддхи вне обучения, необходимо предварительно пройти через стадию юганаддхи обучения. А перед этим надо реализовать иллюзорное тело, для чего следует сперва созерцать каналы, чакры, горение, таяние и прочее.

В свою очередь, прежде чем приступать к этим йогам стадии завершения, необходимо закончить практики грубого и тонкого созерцания стадии зарождения, которые принимают рождение, смерть и бардо — три основы, подлежащие очищению, — как путь Трёх тел будды. Для этого надо получить полное посвящение и научиться строго блюсти обеты, принятые во время инициации. Ну а чтобы перейти к тантрической практике, необходимо приучить ум к обычной дисциплине — от установления и поддержания плодотворных взаимоотношений с духовным наставником до медитативной подготовки, сочетающей шаматху и випашьяну.

Вот каким образом йогин, подобный драгоценности, следующий глубоким наставлениям Шести йог Наропы, вступает на совершенный и безошибочный путь достижения Пробуждения за одну быстротечную жизнь, достигая цели даже в эту эпоху всеобщего упадка и разложения.

Колофон: Эти выписки из потока учений Ваджрадхары Лобсанга Дондруба, не внеся ничего от себя и ничего не пропустив, записал и отредактировал буддийский монах Басова Тенпей Гьялцен6.

Глава 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ШЕСТИ ЙОГАМ НАРОПЫ

Автор: ламаДже Цонкапа (1357-1419)

На тибетском: Na ro

Предисловие переводчика

В избранных трудах ламы Дже Цонкапы, основателя школы гелуг, есть два текста по Шести йогам Наропы: три-йиг (тиб. ‘khrid yig), или «краткие наставления», и миг-рим (тиб. dmigs rimi), или «ступени созерцания».

Трактат «Три-йиг», вошедший в мою книгу «Цонкапа и Шесть йог Наропы», по объёму вдвое превосходит «Миг-рим». Он написан в виде критического анализа сущности системы Шести йог в целом и включает рассмотрение сложных и спорных вопросов, представляющих философский и исторический интерес.

Что касается текстов класса миг-рим, то обычно они представляют собой квинтэссенцию наставлении по медитации в сочетании с садханами. Именно в такой форме написано и цонкапинское руководство по Шести йогам. Изучая этот текст, необходимо помнить, что он является чисто практическим описанием системы Шести йог. Его особая сила в том что здесь в сжатой форме содержится обзор созерцаний и йог этой традиции.

Краткие наставления по Шести йогам от Тилопы и Наропы, приведённые соответственно в главах 1 и 2 этой книги, вопросы, затронутые Дже Шерабом Гьяцо в III главе, а также взгляд Гьялвы Энсапы на эту систему с точки зрения трёх слияний, в деталях представлены в работе Цонкапы в виде постепенного описания методов созерцания.

Лама Дже Цонкапа родился в 1357 году в тибетской провинции Амдо на границе с Китаем в крестьянской семье. Его рождение сопровождалось множеством благоприятных знаков, а монахом он стал ещё в детстве. К подростковому возрасту он уже изучил все сутры и тантры, а также достиг мастерства в медитации. Учитель послал его в Центральный Тибет завершить образование, и в течение нескольких последующих лет Цонкапа чередовал обучение с отшельничеством в сорока пяти монастырях и скитах под руководством всех величайших лам своего времени.

Посчитав уровень полученных знаний и навыков удовлетворительным, Цонкапа ушёл в традиционный четырёхлетний затвор, где полностью посвятил себя созерцанию. Вскоре после этого он снова уединился и по прошествии года достиг реализации.

Все последующие годы своей жизни Цонкапа учил, писал, преподавал и создавал духовные центры. Вершиной его деятельности стало сооружение в 1409 году монастыря Ганден (в переводе с тибетского «Обитель радости»), вскоре ставшего колыбелью новой традиции. В первые годы своего существования эта школа тибетского буддизма была известна под именем галук, или «радостная». Позже её переименовали в гелуг, что означает «безупречная добродетель».

Среди тысяч его последователей особенно прославились пятеро, самым младшим из которых был монах, вошедший в историю как Первый Далай-лама. Все последующие Далай-ламы, включая и нынешнего, четырнадцатого, получали основное монашеское образование у наставников школы гелуг, основанной Дже Цонкапой.

В своём подходе к буддийскому совершенствованию Цонкапа придерживался равновесия между теорией и практикой. Эпоха, в которую он жил, хоть и была до предела наполнена духовными поисками и достижениями, однако в ней имелся серьёзный изъян, выражавшийся в поляризации буддийских общин. С одной стороны — денно и нощно практикующие, но при этом полуграмотные, а то и вовсе безграмотные йогины, рассевшиеся по пещерам и кладбищам, с другой — высокообразованные ламы, весьма сведущие в Каноне, но ровным счётом ничего не понимающие в медитации. Цонкапа требовал от всех приходящих к нему за учением уверенного знания буддийской классики, а также обязательной ежедневной практики и непременного выполнения главных затворов. Кроме того, на фоне достаточно строгого разделения тибетского народонаселения на приверженцев раздела сутр махаяны и поклонников тантрического пути Дже Ринпоче настаивал на том, чтобы его ученики сначала обретали основы внутренней уверенности с помощью общемахаянской подготовки и только потом переходили к высшим тантрическим йогам.

Его рецепт оказался безошибочным, и гелугпинские монастыри и скиты во множестве распространились по всей Центральной Азии. Не прошло и нескольких веков, как школа гелуг перегнала все остальные школы тибетского буддизма, вместе взятые. Например, в Китае ещё при жизни Цонкапы возникло семнадцать монастырей, основанных его учеником. А в Монголии, после того как в 1578 году туда по приглашению чахарского правителя Алтан-хана приехал с проповедью Третий Далай-лама, гелугпинская традиция и вовсе стала процветающей по сей день государственной религией.

Цонкапа был и необычайно плодовитым писателем. Его многочисленные работы по таким основным вопросам сутраяны, как мадхьямака и праджняпарамита, входят в сокровищницу буддийской литературы. Но его труды по тантрическому пути ещё ценнее и, конечно же, гораздо объёмнее.

Трактат Дже Ринпоче по Шести йогам Наропы «Книга трёх воззрений» — одно из популярнейших произведений тантрической литературы: гелугпинские ламы часто берут его за основу при подготовке своих публичных проповедей. Его же «Практическое руководство по Шести йогам Наропы» не имеет широкой известности, потому что обычно передаётся только практикующим йогинам в затворах. Тем не менее это руководство считается важнейшим тантрическим текстом.

«Практическое руководство по Шести йогам Наропы», хоть и неизменно публикуется в составе собрания сочинений Цонкапы, в действительности его перу не принадлежит. Оно составлено из отрывков его наставлений и сведено воедино одним из его прямых учеников по имени Семпа Ченпо Кунсангпа, который к тому же был ещё и учителем Первого Далай-ламы. Ну а поскольку это всё-таки

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн