Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

соединены, во второй паре рук: в правой — капала, а в левой — кхатванга. Оба попираемых демона одноликие и трёхглазые, украшены пятью мудрами в виде костяных украшений.

Первыми двумя руками Херука обнимает супругу Ваджравараху, в правой руке держит пятиконечный ваджр, а в левой — дильбу. Вторая пара рук держит за левые ноги свежесодранную шкуру белого слона в виде накидки на спине; в правой руке передняя нога а в левой — задняя. Обе руки с пальцами в жесте угрозы находятся на уровне бровей.

Третьей правой рукой он держит дамару; в его четвертой руке — ваджрный топор, в пятой — ваджрный меч, а в шестойтрезубец. Третья левая рука держит отмеченную ваджром кхатвангу; в четвёртой — наполненная кровью капала, в пятой — ваджрный аркан, а в шестойголова четырёхликого Брахмы.

Длинные волосы Херуки сплетены над теменем в узел, украшенный вишваваджром. Каждая из его четырёх голов увенчана короной из пяти сухих черепов, надетых на гирлянду из чёрных ваджров. Слева от темени мерцает полумесяц, свет которого укрощает и излучает умиротворение. Четыре клыка всех лиц угрожающе оскалены.

Созерцай три качества его тела: высокомерие, отвагу и грубость; его насмешливую, подчиняющую и угрожающую речь; а также три качества его ума: сострадание, властность и безмятежное спокойствие. Итого девять раса*.

___________

* Раса (санскр.) — понятие древнеиндийской эстетики: художественное произведение должно воздействовать на тело, речь и ум зрителя (читателя), порождая девять чувств. – Прим. Ред.

Бёдра Херуки обёрнуты тигриной шкурой, на шее — чётки из пятидесяти свежеотрубленных человеческих голов, нанизанных на человечьи же кишки. Он украшен шестью мудрами, вымазан пеплом и углем от костей с погребальных костров.

Бхагавати Ваджравараха, не отрываясь, смотрит на Бхагавана Чакрасамвару. Её обнажённое тело красного цвета полыхает огнём конца кальпы. Она одноликая, трёхглазая и двурукая. Часть её волос завязана в узел над теменем, а остальные свободно распущены по плечам. Левой рукой обнимает Херуку за шею, этой же рукой держит капалу, наполненную кровью четырёх мар и прочих злодеев. В правой руке сжимает дигуг, а угрожающей мудрой распугивает вредоносную нечисть и нежить всех десяти направлений. Обеими ногами обхватив талию Херуки, притягивает его к себе, страстно отдаваясь ему. Сущность Ваджраварахи — проявление великого сострадания в природе высшего блаженства. Она украшена пятью мудрами, её голова увенчана пятью сухими черепами на шее чётки из пятидесяти сухих человеческих черепов.

В темени Херуки на лунном диске стоит белый слог ОМ, в горле на лотосе красный АХ, а в сердце на солнечном диске синий ХУМ.

Лучи света выходят из слога ХУМ в сердце Херуки, приглашая подобного ему джнянасаттву (Шри Чакрасамвару яб-юм), а также божеств посвящения. Соверши подношение, сопровождая его соответствующими мантрами, начиная с ОМ АРГХАМ ПРАТИЧЧА СВАХА и кончая ШАБДА ДЖА ХУМ БАМ ХОХ: Джнянасаттва радуется подношению и растворяется в Чакрасамваре яб-юм.

Обратись с молитвой к божествам посвящения: «О Татхагаты, прошу вас даровать мне посвящение».

В ответ на твою просьбу они исполняют гимн и возливают нектар:

В день рождения Будды

Собрались к нему бога

И нектаром омыли всего.

Так же точно сегодня

Этой чистой амритой

Омываем тебя, как его!

Под мантру инициации — ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКАТА САМАЙЯ ШРИЕ ХУМ — по самую макушку заполняют они тела божественной пары нектаром мудрости, излишек которого на темени Херуки превращается в головное украшение в виде Будды Ваджрасаттвы, а на темени Варахи — в виде Будды Акшобхьи. Затем божества посвящения растворяются в Чакрасамваре яб-юм.

Теперь соверши подношение Шри Чакрасамваре — самому себе в форме йидама владыки мандалы:

ОМ АРГХАМ ПРАТИЧЧА СВАХА

ОМ ПАДЬЯМ ПРАТИЧЧА СВАХА

ОМ ВАДЖРА ПУШПЕ ПРАТИЧЧА СВАХА

ОМ ВАДЖРА ДУПЕ ПРАТИЧЧА СВАХА

ОМ ВАДЖРА ДИЛИПЕ ПРАТИЧЧА СВАХА

ОМ ВАДЖРА ГАНДХЕ ПРАТИЧЧА СВАХА

ОМ НАЙВИДЬЯ ПРАТИЧЧА СВАХА

ОМ ШАБДА ПРАТИЧЧА СВАХА

ОМ ХРИХ ХА ХА ХУМ ХУМ ПХАТ.

Соитие божественной пары порождает великое блаженство. Супруги полностью растворяются в этом переживании.

Вознеси хвалу, сопроводив её мантрами:

ОМ ХРИХ ХА ХА ХУМ ХУМ ПХАТ.

ОМ ВАДЖРА ВАЙРОЧАНИ Е ХУМ ХУМ ПХАТ СВАХА.

Созерцай растворение в божественной гордости йидама, полностью ощущая себя Шри Чакрасамварой яб-юм. Оставайся в этом переживании как можно дольше.

Затем принимайся начитывать мантру, представляя, что она стоит вокруг слога ХУМ в твоём сердце: ОМ ХРИХ ХА ХА ХУМ ХУМ ПХАТ.

Созерцая согласно наставлениям устной традиции, начитывай сердечную мантру Шри Херуки Чакрасамвары как можно больше.

ЙОГА СТАДИИ ЗАВЕРШЕНИЯ (ДЗОГРИМ)

Методы йоги стадии завершения условно подразделяются на три группы: 1) физические упражнения, а также созерцание своего тела в виде нематериальной оболочки, 2) главные йоги системы Наропы и 3) основные стадии практики йоги системы Наропы.

А. Физические упражнения и созерцание пустого тела

Представляя себя в виде божества мандалы яб-юм, выполняют следующие шесть упражнений.

Первое называется «дыханием сосуда». Его делают сидя на удобной подушке со свободно скрещенными ногами. Спина прямая, руки лежат на коленях.

Начни с девятеричного дыхания. Втянув воздух через правую ноздрю, взгляни налево, а затем медленно и мягко выпусти его через левую ноздрю так, чтобы в лёгких ничего не осталось. Затем втяни воздух через левую ноздрю, взгляни направо и полностью выдохни через правую ноздрю. Теперь вдохнув обеими ноздрями и глядя прямо перед собой, медленно выпусти весь воздух через обе ноздри. Этот цикл следует повторить ещё два раза, что в сумме составит девять циклов очистительного дыхания. Во время вдоха и выдоха не позволяй воздуху идти через рот.

Выпрямись и сожми ладони в ваджрные кулаки (ноготь большого пальца внутри кулака касается основания безымянного). Глубоко и очень медленно вдохни воздух и надави на него сверху, чтобы он опустился ниже пупа. Без звука проглоти слюну и одновременно — сверху диафрагмой, а снизу встречным напряжением мышц тазового дна — сожми комок воздуха так, чтобы он оказался чуть ниже пупа.

Воздух удерживай как можно дольше, но только пока это не требует серьёзных усилий, продолжая сжимать его сверху и снизу. При этом нижние ветры соединяются с верхними, заполняя пупочную чакру как водапузатый сосуд, отсюда и название такого метода дыхания.

Представляй, что твоё сознание находится в центре пупочной чакры. За секунду до того, как тебе станет трудно удерживать воздух, медленно выпусти его через ноздри, но ни в коем случае не через рот.

Так выглядит первое из шести упражнений — дыхание сосуда. Остальные пять выполняются на основе именно такого дыхания.

Второе упражнение называется «вращение колесом». Нужно сесть в ваджрасану и ухватить большие пальцы ног одноименными руками. Выпрями позвоночник и поверни верхнюю часть талии и живота три раза по часовой стрелке и три раза против. Потом потяни верхнюю часть тела слева направо, затем справа налево. В завершение резко прогни тело в районе солнечного сплетения назад и вперёд (сначала надо сгорбиться, а потом выкатить грудь колесом).

Третье упражнение называется «сгибание крюком». Сжав кисти рук в ваджрные кулаки у сердца, напряги мышцы и вытяни руки вперёд, прямо перед грудью. Затем медленно потяни их влево, не ослабляя напряжение. Когда правый кулак, скользя по левой руке и груди (как бы натягивая лук), дойдёт до правого плеча, звонко шлёпни правым локтем по грудной клетке сбоку. Выполни это упражнение трижды.

Теперь проделай такое же движение трижды в другую сторону. Сжав ладони у сердца в ваджрные кулаки, вытяни руки перед грудью. Делай это медленно, но с напряжением. Затем потяни их вправо, натягивая тетиву в другую сторону. Когда левый кулак, скользя по правой руке и груди, дойдёт до левого плеча, шлёпни левым локтем по грудной клетке сбоку.

Четвёртое упражнение называется «потягивание»; здесь нужно сделать мудру ваджрная связка (сплести пальцы рук), потянуться ими вверх, а потом надавить вниз. Встань на колени, тело прямое. Руки с пальцами, согнутыми в крюк, медленно, с огромным напряжением вытяни над головой. Разверни ладони вниз и так же медленно и тоже с напряжением опусти.

Пятое упражнение называется «кашляющий пёс»; здесь нужно выпрямить тело, чтобы оно стало прямым, как стрела, а затем резко выдохнуть со звуком собачьего кашля. Сядь на колени, выпрями тело, ладони помести на пол и опусти голову между рук. Медленно, но с напряжением, подними голову и выпрями тело. Теперь, опуская голову обратно, резко согнись в области сердца так, чтобы весь воздух с силой вылетел из лёгких через рот со звуком собачьего кашля «Ха!». Встань и трижды встряхни ноги: вначале левую, потом правую.

Шестое упражнение — «растирание». Надо встряхивать головой и всем телом, растирать и разминать суставы. Сидя потяни пальцы обеих рук так, чтобы «прощёлкать» все суставы. Затем, опершись на колени, энергично потряси головой и всем телом, как отряхивающаяся собака. После разотри руки, как будто моешь их.

Все эти физические упражнения требуют умения задерживать дыхание и управлять ветрами. Движения выполняются медленно и плавно, но с напряжением.

Лучше всего практиковать эти упражнения до еды или через несколько часов после, когда желудок переварит большую часть пищи. Упражняйся до тех пор, пока тело не станет совсем гибким.

Что касается созерцания тела в виде пустой оболочки, то оно заключается в визуализации себя в образе йидама, тело которого с головы до пят совершенно лишено материального наполнения. Оно похоже на воздушный шар, надутый ярко сияющим воздухом. Устойчиво и отчётливо концентрируйся на этом образе.

Б. Стадии практики шести йог Наропы

Здесь два уровня практики: основной и побочный — ко второму относятся йоги переноса ума и переселения сознания в другое тело.

Раздел основных йог системы Наропы включают в себя два процесса: 1) порождения четырёх восторгов блаженства за счёт втягивания жизненных ветров-энергий в центральный канал; 2) по достижении этого — медитации йоги иллюзорного тела и ясного света1.

Втягивание ветров в центральный канал и порождение четырёх восторгов осуществляются посредством двух главных методов: внутренним условием является йога внутреннего огня, а внешним — йога кармамудры.

Внутреннее условие: йога туммо, или внутреннего огня

В этой практике две стадии: 1) созерцание йога внутреннего огня для втягивания жизненных энергий в центральный канал; 2) после осуществления этого — йога порождения четырёх восторгов.

Созерцание йоги внутреннего огня, которая втягивает жизненные энергии в центральный канал, в свою очередь, включает в себя две ступени: йога внутреннего огня как таковая; и основанные на реализации этой йоги методы втягивания, удержания и растворения энергий в центральном канале.

Йога внутреннего огня состоит из трёх частей: визуализации каналов, визуализации мантрических слогов, и медитации с применением техники дыхания сосуда.

Начнём с первого из трёх методов — процесса созерцания внутреннего огня с помощью визуализации каналов.

Представь, что в пространстве перед тобой мгновенно появляется твой коренной Учитель вместе с учителями линии передачи, окружённые множеством даков и дакинь. Мысленно поднеси им все сокровища вселенной и её окрестностей. Затем обратись к ним с почтительной просьбой о благословении твоей реализации: «Пусть радостно

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн