поют ветры в моих каналах. Пусть сами каналы будут тонкими и гибкими. Пусть с лёгкостью раскроется во мне несравненное постижение великого блаженства и мудрости шуньяты!»
Глубоко проникшись сперва этой идеей, породи затем намерение бодхисаттвы: «На благо бесчисленных живых существ, заполняющих неохватное пространство, во что бы то ни стало я достигну состояния Будды Ваджрадхары. А для этого прямо сейчас начну практиковать чандали, йогу внутреннего огня».
Представляя себя в образе йидама, сядь на коврик медитации, надень йоговский пояс, скрести ноги и выпрями спину. Шея слегка согнута вперёд, взгляд прикрытых глаз направлен на кончик носа. Язык чуть касается нёба, зубы и губы в естественном для закрытого рта положении. Плечи расправлены, грудь вперёд, не горбись. Важно держать тело и ум не расслабленными, а слегка напряжёнными. Руки сложены ладонями кверху одна на другой под пупом в мудре медитации.
Теперь визуализируй три энергетических канала. Центральный канал, известный как авадхути, начинается в районе поясницы на уровне четырёх пальцев ниже пупа и проходит вверх внутри тела прямо перед позвоночным столбом. Справа от него находится канал расана, а слева — лалана. Все три главных канала поднимаются через всё тело до самой головы подобно стволу, на котором находятся четыре чакры — места ответвления вторичных каналов. Нижние концы двух боковых каналов, изогнувшись в форме буквы «и», входят снизу в основание авадхути.
Переходим к созерцанию четырёх чакр. Первая находится в районе пупа и называется «нирманачакра». Очертанием она напоминает горизонтально лежащий треугольник вроде санскритского слога ЭХ. От неё отходят шестьдесят четыре изогнутых вверх канала-ответвления красного цвета, которые похожи на спицы перевёрнутого зонтика.
Сердечная чакра называется «дхармачакра». Она белая, имеет форму шара и похожа на санскритский слог БАМ. От неё отходит восемь каналов, свисающих вниз, как спицы зонта.
В горле находится красная «самбхогачакра». Она тоже круглая, вроде слога БАМ, и имеет шестнадцать красных спиц-ответвлений, загнутых вверх.
В темени располагается головная чакра, «махасукхачакра». Она треугольная, как слог ЭХ, и от неё отходят тридцать две разноцветные спицы, которые изгибаются книзу2.
В начале созерцания просто разглядывай внутренним взором эти три канала и четыре чакры. Какое-то время уделяй равное внимание каждой из чакр, верхних и нижних, а потом полностью сконцентрируйся на нирманачакре. С этого момента созерцай одну только эту чакру, расположенную на четыре пальца ниже пупа вплотную к позвоночнику прямо перед ним. Она находится внутри авадхути именно там, где в него входят лалана проста, — в точке соединения всех трёх каналов.
Далее следует визуализация мантрических слогов. Это можно делать либо подробно, либо кратко. Подробный, или развёрнутый способ подразумевает визуализацию мантрических слогов не только в центре чакры, но и на каждой из её спиц-ответвлений. Простой способ ограничивается визуализацией мантрического слога только в центре каждой из четырёх чакр. Здесь будет рассматриваться упрощённый метод.
Созерцание начинают с созерцания пупочной нирманачакры. Она расположена внутри центрального канала на четыре пальца ниже пупа точно перед позвоночником. В центре чакры на крошечном лунном диске стоит санскритский мантрический слог атунг. По форме он напоминает перевёрнутый знак шад, то есть вертикальный штрих, разделяющий предложения в традиционном тибетском письме. Он красного цвета, а размером с горчичное зёрнышко3.
Сердечная чакра, или дхармачакра, имеет восемь спиц и расположена в центре авадхути прямо перед позвоночником на уровне сосков. В самой её середине на крошечном лунном диске стоит синий перевёрнутый слог ХУМ размером с горчичное зёрнышко. Созерцай, что он наполнен бодхичиттой4, которая готова истекать из него каплями, как вода из весеннего тающего снега.
Самбхогачакра имеет шестнадцать спиц и находится в центре авадхути в области горла прямо перед позвоночным столбом. В середине на маленьком лунном диске стоит крошечный красный слог ОМ размером с горчичное зёрнышко.
Головная чакра, или махасукхачакра, имеет тридцать две спицы и расположена в центре авадхути в темени. В ее центре на крошечном лунном диске стоит белый перевернутый слог ХАМ размером опять-таки с горчичное зёрнышко.
Все четыре мантрических слога очень яркие а сверху украшены полумесяцем, солнцем и завитушкой нада. Представляй, что слоги обладают чудесным свойством плавить бодхичитту, они истекают сочатся каплями бодхичитты, как листва — утренней росой. Такое созерцание усилит переживание внутреннего блаженства. Кроме того, визуализация ярких сияющих букв предотвращает умственную вялость и сонливость, помогая достичь ясной концентрации.
При визуализации этих мантрических слогов не смотри на них откуда-то со стороны, а полностью концентрируйся на них: пусть слог и твой ум сольются, станут одним целым. Удерживая образ, не очень усердствуй, но и не слишком расслабляйся: первое приводит к умственному перенапряжению и возбуждению, а второе, наоборот, к лени и апатии. Слоги трёх верхних чакр созерцай недолго и только в самом начале медитации, а затем полностью переключайся на созерцательное слияние с атунгом в нирманачакре.
Начинающим обычно трудно сразу представлять очень маленькие слоги. Если тебе тоже, то начни с созерцания слогов побольше и постепенно уменьшай их размер.
Дальше объединяют созерцание внутреннего огня с техникой дыхания сосуда. Ламы устной традиции учат нас, что в этот метод входит четыре части: втягивание воздуха; наполнение живота как пустого сосуда; сжимание воздуха; выдох, подобный выпусканию стрелы.
На вдохе следи за тем, чтобы воздух не шел через рот, а входил только через ноздри. Сделай сильный глубокий вдох, а затем удерживай его внутри, не позволяя воздуху улетучиваться. Мышцами пресса сожми воздух вниз, представляя, что он наполняет два боковых канала, лалану и расану, а те раздуваются, как кишки.
После того как боковые каналы таким образом наполнятся, представь, что воздух из обоих каналов перетекает в авадхути. Беззвучно проглоти слюну, закрывая задержку. Прижимай верхние ветры к атунгу в пупочной чакре и одновременно притягивай к нему нижние ветры через два нижних отверстия пока оба — нижние и верхние — не сольются в поцелуе вокруг атунга в пупочной чакре. Задерживай дыхание как можно дольше, продолжая давить сверху и подтягивать снизу, соединяя верхние и нижние ветры, как было сказано.
Когда не останется сил удерживать дыхание, медленно и плавно выпусти воздух через ноздри. Выдыхая носом, представляй, что воздух поднимается по центральному каналу.
Ни в коем случае не надо визуализировать, что ветры покидают авадхути через отверстие в темени или что они наполняют высшие чакры, например, горловую или сердечную. Просто концентрируйся на удержании ветров в поцелуе вокруг атунга, пока можешь это делать без чрезмерных усилий.
Длительность задержки дыхания следует увеличивать постепенно, шаг за шагом, без рывков. Задача состоит в том, чтобы естественно и плавно развивать своё умение удерживать воздух.
Когда обретёшь достаточный опыт в технике дыхания сосуда, соедини этот метод с визуализацией четырёх мантрических слогов в центрах пупочной, сердечной, горловой и головной чакр: АМ5, ХУМ, ОМ и ХАМ соответственно. Пребывающие в тайной чакре энергии раздувают в нирманачакре атунг, природа которого — внутренний огонь, и тот разгорается ярким светом и сильным жаром.
Этот жар поднимается по центральному каналу и плавит три верхних слога — ХАМ, ОМ и ХУМ в теме ни, горле и сердце соответственно. Они тают, стекают вниз и сливаются со слогом АМ в нирманачакре — все четыре становятся едины по своей природе.
В этот момент полностью сосредоточь свой ум на пупочном атунге, природа которого — вместерождённая радость, и созерцай его нераздельность с умом. Наконец от усиления внутреннего огня вспыхивает тончайший язычок пламени, поднимается по авадхути и плавит белую бодхичитту, пребывающую внутри верхних чакр. Подобно каплям нектара бодхичитта стекает вниз и попадает в атунг в нирманачакре. Продолжай однонаправленное созерцание атунга, пока не появятся признаки достижения.
Со временем устойчивость созерцания возрастает. Знаком успешного развития практики является то, что лучи света туммо преображают не только твоё тело внутри и снаружи, но и твою комнату, весь дом и так далее: кажется, что всё это приобретает особый сияющий блеск и начинает просвечивать, как полупрозрачный плод кьюрура6 на свету.
Во время медитации необходимо удерживать ум в созерцании ослепительного тончайшего пламени. Это придаёт концентрации ещё большую остроту, значительно ускоряет и облегчает обретение и развитие медитативных способностей.
Как правильно втягивать, удерживать и растворять ветры в центральном канале Сразу после завершения описанного созерцания понаблюдай, как воздух протекает через ноздри во время дыхания. Затем отвлекись, смени положение тела и через какое-то время снова обрати внимание на течение воздуха: сделай несколько вдохов, чтобы выяснить, поровну ли воздуха достаётся каждой ноздре Если воздух естественно, без твоих дополнительных усилий, равно протекает через обе ноздри — это означает, что силой своей йоги ты обрел готовность втянуть ветры в центральный канал.
Итак, самым надёжным признаком такой готовности является то, что при отсутствии иных помех дыханию воздух течёт не через одну, а через обе ноздри сразу, причём сила обоих этих потоков одинакова, а не так, что один сильнее, а другой слабее. Это может считаться верным знаком того, что достигнут уровень, на котором ветры начали входить в авадхути.
Когда ветры вошли в авадхути, продолжай усиленно созерцать. Дыхание будет становиться всё тоньше и легче, пока не заметишь, что оно и вовсе прекратилось.
Некоторым практикам растворение ветров в центральном канале даётся легко, а у других это получается не сразу. И всё-таки если продолжишь упорно практиковать, то, в конце концов, непременно почувствуешь, как солнечное сплетение будто бы наполняется воздухом. Это ощущение вскоре может улетучиться, но, продолжая созерцать, в один прекрасный день почувствуешь, как в пупочной и тайной чакрах — там, где пребывает огонь туммо, — возникает тепло. Полностью сконцентрируйся на тепле. Это приведёт к таянию бодхичитты и связанному с ним переживанию восторга блаженства.
Некоторым практикующим никак не удаётся достичь знаков, указывающих на растворение ветров в центральном канале. Обычно это результат не до конца прёодолённой тонкой медитативной притупленности. Такое препятствие серьёзно затрудняет продвижение в практике.
У тех, кто не достиг ещё мастерства в работе с ветрами в центре пупочной чакры, то есть не овладел проникающей концентрацией на атунге, — хотя они и применяют метод дыхания сосуда и, возможно, даже умеют втянуть ветры в нирманачакру, — ветры всё равно там не остаются, а выходят и рассеиваются где попало. Вроде бы и дыхание уже остановилось, а удержания ветров в нужной чакре как не было, так и нет. Несмотря на явные признаки, здесь нет ни вхождения, ни угасания ветров в центральном канале. Необходимо уметь отслеживать эти тонкие различия, чтобы не ошибаться с определением уровня развития созерцательной практики.
Техника порождения четырёх восторгов блаженства после втягивания ветров в центральный канал
После того как ветры втянуты в авадхути, наступает черёд применения методов порождения четырёх восторгов. Эта практика состоит из трёх частей: созерцание подтверждающих знаков и разжигание внутреннего огня, порождение четырёх восторгов блаженства