с помощью тающей бодхичитты и созерцание вместерождённой мудрости.
Первая из этих трёх стадий, созерцание подтверждающих знаков и разжигание внутреннего огня, начинается с концентрации ума в центре нирманачакры и втягивания жизненных энергий в центральный канал. Это приводит к появлению пяти знаков, подтверждающих успешное введение праны в авадхути.
Сначала угасают махабхуты: первым элемент Земля растворяется в Воде. Это сопровождается видением, подобным миражу — зрелищу водопоя в знойной пустыне. Затем Вода растворяется в Огне, а видение похоже на дым, на синеватую дымку. Потом Огонь растворяется в Воздухе, вызывая видение, похожее на рой светлячков или сноп красных искр в ночи. Наконец ветры, верхом на которых едет оперирующий понятиями ум, растворяются на фоне видения, подобного огню ровно горящего в безветрии масляного светильника. Эта энергия концептуального ума, в свою очередь, угасает за четыре стадии, каждая из которых уподобляется небу соответствующего цвета, а завершается всё переживанием сознания ясного света. Подробно об этом процессе будет рассказано в разделе йоги ясного света, так что здесь на нём останавливаться не будем.
Созерцание подтверждающих знаков, вроде миража, само по себе не является методом втягивания праны в центральный канал. И тем не менее работа с ними способствует успешной практике. Как правило, они появляются в описанном выше порядке, а вслед за ними появляются четыре знака, подобные небу7. Когда наступает черёд возникновения этих знаков, сопровождающих стадии растворения и втягивания праны в центральный канал, то все пять — от миража до безоблачного неба — проходят один за другим без задержки.
Жар внутреннего огня можно испытать по-разному. Во-первых, жар может возникнуть в пупочной и тайной чакрах и уже оттуда начать подниматься по авадхути. Во-вторых, бывает и так, что огонь туммо вспыхивает и разгорается вне центрального канала, также вызывая незначительное таяние бодхичитты, о чём будет сказано ниже. Нас будет интересовать только первый случай — именно такого внутреннего огня мы добиваемся. Пояснительная тантра, известная под именем «Ваджрамала-тантра», толкует это следующим образом:
Потоки праны протекают через центр всех известных вещей.
Пробуждая туммо, мы начинаем ощущать это на себе.
А в «Тантре тайного поцелуя» говорится:
Кармические ветры раздувают
Неистовое пламя мандалы в нирманачакре.
Познай это как достижение высшей энергии.
Порождение четырёх восторгов блаженства посредством плавления капель бодхичитты
Нисходящее блаженство возникает как следствие таяния под воздействием внутреннего огня находящейся в головной чакре бодхичитты. Её капли стекают вниз и, последовательно проходя каждую из четырёх чакр, порождают один из соответствующих четырёх нисходящих восторгов блаженства.
Когда капли стекают в горловую самбхогачакру, возникает «восторг». Покинув самбхогачакру, они попадают в сердечную дхармачакру, вызывая «высший восторг». После сердечной чакры они оказываются в пупочной нирманачакре, возбуждая «особый восторг». Наконец капли покидают нирманачакру и стекают в тайную ратначакру на нижнем конце авадхути, вызывая переживание «великого восторга», который ещё называют «вместерождённым блаженством».
Чтобы теперь испытать восходящие восторги, нужно поднять капли бодхичитты обратно по центральному каналу, заставив их снова пройти сквозь его чакры. Когда они поднимаются из ратначакры в пупочную нирманачакру, возникает «восторг». Когда они втекают из нирманачакры в сердечную дхармачакру, рождается «высший восторг». Они попадают в горловую самбхогачакру, вызывая «особый восторг». Наконец, когда капли поднимаются из самбхогачакры в головную махасукхачакру, возникает «восторг вместерождённого блаженства».
Если таяние бодхичитты возникло на основе угасания ветров в центральном канале, то капли-бинду можно удерживать на конце ратны, пока не возникнет вместерождённое блаженство.
Нельзя допускать истечения капель — семяизвержения. Такое удержание бодхичитты возможно лишь в том случае, если энергия, которая вызывает эякуляцию, уже поглощена в центральном канале.
Начиная практиковать таяние бодхичитты, для удержания капель в ратначакре и порождения вместерождённого блаженства, полезно визуализировать, что капли направляются в центральный канал. Развивай способности к управлению энергией постепенно, пока не научишься этому. Не прилагай чрезмерных усилий.
Постепенно ты овладеешь умением поднимать капли бодхичитты обратно в махасукхачакру. Правильное исполнение приёма распространения капель по системе каналов, чакр и спиц поможет тебе достичь уверенности и лёгкости в восходящем процессе и позволит обратить вспять и рассеять по тонкому телу даже буйное таяние бодхичитты.
Если же внезапно возникнет мощное ощущение таяния бодхичитты, и ты окажешься не в состоянии выполнить вышеприведённые наставления, следует вернуться к визуализации себя в виде йидама мандалы. Сядь в ваджрасану. Сжав пальцы в ваджрные кулаки, скрести руки перед грудью и подогни пальцы ног. Закати вверх пылающие гневом глаза, сконцентрируй ум на неперевёрнутом мантрическом слоге ХАМ в махасукхачакре и медленно, но гневно произнеси мантрический слог ХУМ двадцать один раз. Представляй, что заставил бинду подниматься назад по центральному каналу перед позвоночником и что оно теперь возвращается в махасукхачакру оттуда, куда до этого стёк. Выполни дыхание сосуда в мягком варианте и слегка встряхни тело, чтобы по нему пробежала дрожь. Созерцай, как капли бодхичитты рассеиваются через спицы верхних чакр авадхути Повтори эту процедуру несколько раз.
Созерцание вместерождённой мудрости
Эта практика состоит из двух частей: одна — для применения во время созерцания, а другая — в перерывах между созерцаниями.
Вот что нужно делать во время созерцания. Пребывая в состоянии вместерождённого блаженства, возникшего от нисходящего или восходящего потока капель бодхичитты, соедини это состояние с созерцанием пустоты. Другими словами, в этот момент тебе надо вызвать в памяти свой предыдущий опыт переживания пустоты, каким бы он ни был, и направить на него вместерождённое блаженство. Однонаправленно сконцентрируй свой ум, переживающий вместерождённое блаженство, на отсутствии самобытия собственного «я» и явлений и так созерцай, пребывая в этой сфере единства блаженства и пустоты. Йогинам с небогатым опытом постижения пустоты следует попросту отбросить рассуждения и подольше оставаться в переживании блаженства за пределами понятий. Одного этого будет достаточно.
В завершение созерцания ты покидаешь состояние вместерождённого блаженства. В периоды между медитациями необходимо специально вырабатывать осознанное переживание единства блаженства и пустоты. Созерцай все появляющиеся объекты и происходящие события как отмеченные печатью блаженства и пустоты. Вот так обе части этой практики — во время созерцания и в перерывах между ними — дополняют и поддерживают друг друга.
Коротко говоря, в практике йоги внутреннего огня ты объединяешь жизненные ветры-энергии и порождаешь четыре восторга блаженства. Это нужно соединить с методом созерцания вместерождённого блаженства, сконцентрированного на мудрости пустоты.
Внешнее условие: кармамудра
Все авторитетные тантрические тексты и трактаты сходятся в том, что практикой кармамудры должен заниматься только тот, кто умеет. Для всех остальных — это прямая дорога в низшие миры. Саму же практику следует изучать по наставлениям и под руководством сведущего учителя — держателя истинной устной традиции.
В наставления по йогам иллюзорного тела и ясного света входят две темы. Первая представляет собой подробное исследование того, как реализация йоги внутреннего огня закладывает основу для продвижения по оставшимся двум йогам [практикам иллюзорного тела и ясного света]. Во второй, состоящей из двух частей, описаны сами эти практики.
Что касается основных принципов этих двух, то сам Марпа-лоцава говорил так:
Внимая учению Гухьясамаджи, отцовской тантры,
Я постиг учения об иллюзорном теле и ясном свете.
Как указывает Марта, учения, лежащие в основе йог иллюзорного тела и ясного света, почерпнуты из «Гухьясамаджа-тантры». А Нагабодха в своём труде «Прояснение сути «Пяти стадий»» уточняет, что эти теоретические обоснования подробно изложены в «Цикле Арьи» — тантрической системе Гухьясамаджи, передача которой восходит к Нагарджуне и его ученикам. Так вот, согласно этой традиции, пока жизненные ветры-энергии не втянуты в центральный канал, нет никакой возможности породить три самадхи (самадхи трёх видений: возникновения, увеличения и близкого достижения), которые предшествуют достижению ступени особого ума — второй стадии дзогрима Гухьясамаджи по классификации Нагабодхи. Кроме того, йогин обретает совершенное иллюзорное тело только из того состояния праны и сознания, которое порождает знаки, неопровержимо свидетельствующие о постижении мудрости окончательного очищения ума. Что касается сущности теории ясного света, то её нужно постигать, опираясь на учение той же устной традиции, то есть «Цикла Арьи».
Для перехода на ступень, где можно вызвать проявление совершенного иллюзорного тела, необходимо породить пять знаков. Выше я вкратце рассказывал об этих знаках. Теперь стоит рассмотреть их чуть более подробно.
Природа полностью совершенного иллюзорного тела описана в «Панчакраме»:
Тело йогина преображается
Через сознание ума трёх видений
И объединение жизненных энергий.
Вот что означает термин «иллюзорное тело».
Эта строфа относится к медитативному процессу, в котором угасают энергии четырёх махабхут, порождая четыре внутренних знака, начиная с миража и так далее. Затем последовательно возникают три «внутренних видения», предшествующих переживанию сознания ясного света.
После того как это произошло, сознание ясного света выступает как сопровождающее условие, а поддерживающие жизнь тела ветры-энергии, на которых «едет» сознание ясного света, действуют как основная причина. Так изначальное грубое тело преображается в иллюзорное тело, форму божества.
Достигший такого иллюзорного тела непременно достигает и полного Пробуждения — совершенного состояния будды — уже в этой жизни; он овладел великим сокровищем, подобным безграничному пространству, и обрёл неизмеримое тело-основу. Как говорится в «Панчакраме» Нагарджуны:
Тот кто овладеет такой преобразующей силой,
Войдет в резонанс с самим состоянием будды
И, без сомнения, достигнет ещё в этой жизни
Окончательного Пробуждения.
И далее:
Тебе досталось сокровище, подобное бесконечному пространству.
Там есть всё, что надо, — жильё, одежда, еда и прочее,
А бедность и нужда преодолены навсегда.
Более того, «Гухьясамаджа-тантра» утверждает:
Иллюзорное тело, украшенное всеми совершенствами,
Полыхает великим ваджрным светом
На сотню йоджан* вокруг.
________
* Йоджана — древнеиндийская единица длины, равная примерно 17 км. — Прим ред.
В своём комментарии, известном как «Ясная лампада», Ачарья Чандракирти разъясняет, что в этой строфе говорится об украшенном тридцатью двумя знаками совершенства ваджрном теле, ослепительно яркий свет которого заполняет мир вокруг него более чем на сотню йоджан.
Перед тем как реализовать совершенное иллюзорное тело, йогин применяет медитацию внутреннего огня, чтобы втянуть ветры в авадхути и породить вместерожденное блаженство. Затем он принимает решение проявить ум косвенного ясного света абсолютной шуньяты и с помощью методов управления ветрами-энергиями принимает форму йидама.
Это косвенное иллюзорное тело, причинным условием которого является косвенный ясный свет
Опираясь на это достижение, йогин созерцает три цикла слияния с тремя телами: дхармакайей, самбхогакайей и нирманакайей8. Нагарджуна так описывает этот процесс в «Панчакраме»:
Иллюзорное тело — относительный уровень реальности —
Преображается в самбхогакайю.
Такова природа опыта бардо…
Абсолютный уровень реальности — ясный свет ума —
Преображается в дхармакайю.
Такова природа опыта смерти.
Эта физическая форма проявляется
Как сеть из мириадов тел нирманакайи.
Такова природа опыта нового рождения.
Смысл приведённых строф разъясняется в трактате «Прояснение сути «Пяти стадий»», где говорится:
Практикуй три слияния в бардо.
Практикуй три слияния в смертный час.
Практикуй три слияния в новом рождении.
«Три слияния смерти» объясняются следующим образом. Наяву йогин практикует туммо и вызывает четыре внутренних видения, известные как «переживание четырёх видов пустоты», последняя из которых есть переживание ума ясного света. Созерцание этого ума ясного света наяву известно как «смерть периода пути».