видения, известные как «переживание четырёх видов пустоты», возникают естественным образом. Когда появляется четвёртая из них — ясный свет сна, — йогин созерцает его. Это «смерть периода сна».
Подобным же образом во время настоящей смерти сами собой возникают четыре внутренних видения, известные как «переживание четырёх видов пустоты». Когда появляется последняя из них — ясный свет сна, — йогин созерцает его. Это «смерть периода умирания».
Что касается «трёх слияний бардо», то их объясняют так. Наяву йогин созерцает угасание махабхут и переживает четыре пустоты, последняя из которых есть ум ясного света. После этого он использует технику управления праной, чтобы проявить форму йидама. Такой подход известен как «бардо пути состояния бодрствования».
Затем во время отхода ко сну переживание четырёх видов пустоты, четвёртая из которых есть ум ясного света, приходит естественным путём. Йогин применяет методы управления ветрами-энергиями, что приводит к появлению его тела сновидений в иллюзорной самбхогакайевой форме йидама. Это «бардо сновидений во сне».
Наконец во время смерти растворение махабхут происходит естественно, после чего переживаются четыре вида пустоты, четвёртая из которых — ум ясного света. Затем йогин входит в бардо, где использует технику управления ветрами-энергиями, заставляя тело бардо преобразиться в иллюзорную форму самбхогакайи йидама. Это называется «бардо становления в посмертном состоянии».
И последнее, то есть «три слияния нового рождения». Во время медитаций наяву йогин придаёт своим жизненным энергиям-ветрам форму йидама. Возвращаясь из созерцания к повседневной деятельности в обычном теле, рождённом вследствие созревания кармы, йогин представляет себя в образе йидама в сердце которого — нирманакайя. Это называется «новое рождение как путь состояния бодрствования»
Во сне йогин прибегает к практике управления ветрами-энергиями, преображая тело сновидений в форму самбхогакайи. Возвращаясь из состояния сна и сновидений в своё обычное тело — результат созревания прежней кармы, — йогин представляет, что это тело теперь имеет форму йидама, в сердце которого — нирманакайя. Это называется «новое рождение из сна».
Наконец, пребывая в посмертном состоянии и готовясь заново родиться любым из четырёх способов9, йогин применяет технику управления ветрами-энергиями и созерцает своё новое рождение как йидама, в сердце которого — нирманакайя. Это называется «новое рождение из бардо».
Таким образом, три переживания ясного света — наяву, во сне и в смертный час — выступают как объекты медитации и преображаются в дхармакайю или, что то же самое, сливаются с ней. Все три переживания наступают после растворения махабхут и череды внутренних видений, известной как «переживание четырёх видов пустоты», совсем как это происходит естественным путём во время смерти. Именно поэтому каждое из этих трёх переживаний ясного света содержит в своём названии слово «смерть».
Точно так же три иллюзорных тела— возникающие наяву, во сне и сновидениях, а также в бардо — принимаются в качестве объектов медитации и преображаются в самбхогакайю, то есть сливаются с ней. Поскольку все три тела проще всего понять на примере тела промежуточного состояния, которое само собой переживается после смерти, имя «бардо» применяется ко всем трём.
Наконец три нирманакайи — нирманакайя, достигаемая наяву, нирманакайя, созерцаемая в момент выхода из состояния сновидений перед самым пробуждением, и нирманакайя как объект медитации во время выхода из бардо смерти перед новым рождением — лучше всего понять на примере того, как происходит это самое новое рождение. Отсюда и название.
Что касается термина «слияние», то способ слияния трёх переживаний ясного света с дхармакайей здесь объясняется следующим образом. Наяву, во время бодрствования, йогин развивает умение растворять ветры в центральном канале и втягивать их в сердечную чакру. Это порождает переживание четырёх шуньят, последняя из которых есть сознание ясного света. Йогин пребывает в созерцании нераздельности с этим умом ясного света. Сходным образом, засыпая, йогин применяет методы втягивания ветров в сердечную чакру центрального канала, а когда наступает сон, соединяет созерцание с естественным процессом угасания энергий. После того как приходит переживание четвёртой пустоты, которая есть ум ясного света сна, йогин однонаправленно концентрируется на ней. Практикующий развивает эти навыки в течение всей жизни, а когда приходит смертный час, использует накопленный опыт работы с умом ясного света наяву и во сне. Умирающий наблюдает процесс втягивания ветров в сердечную чакру и видение четырёх видов пустоты. Когда возникает четвертая пустота, которая является ясным светом смерти, йогин однонаправленно концентрируется на ней, совсем как раньше — наяву или во сне.
Процессы трёх слияний с самбхогакайей и трёх слияний с нирманакайей можно понять по аналогии с вышесказанным.
Созерцание ясного света сна в основном выполняется через работу с сердечной и горловой чакрами. Достигнув мастерства в этой йоге, практикующий может переходить к практике йоги иллюзорности сновидений без помех и искажений. Именно такой переход к йоге сновидений наиболее правильный.
Чем лучше у йогина получается втянуть жизненные энергии в центральный канал наяву, тем быстрее пойдёт работа с ясным светом сна. Когда тот, у кого развито это умение, засыпает, он способен работать с сердечной чакрой в центральном канале, опознать и удержать четвёртую пустоту, то есть ясный свет сна. Это, в свою очередь, улучшает умение работать с праной наяву и втянуть ветры в центральный канал.
Вот так мастерство в технике овладения ясным светом сна — или отсутствие такового — определяет степень устойчивости и эффективности дневной практики, а значит, отражает истинный уровень освоения методов Шести йог Наропы в целом.
Кроме того, для тех, кому не удалось достичь Высшего Пробуждения в этой жизни, остаётся возможность сделать это во время смерти посредством этой практики, включающей в себя непревзойдённый метод распознавания ясного света смерти. Когда приходит смертный час, йогин применяет методы удержания ясного света смерти, основанные на собственном опыте, заранее обретённом в йогах ясного света сна. Сходным же образом в йогах сна и сновидений практикующий овладевает умением опознавать ясный свет засыпания и затем проявляет тело сновидений через опознание иллюзорного тела сновидений. Освоение этого процесса увеличивает устойчивость практики иллюзорного тела во время дневной практики, а устойчивость дневной практики управления ветрами-энергиями, в свою очередь, улучшает практику йоги сновидений. Если смерть пришла раньше, чем Высшее Пробуждение, то все умения и опыт, обретённые наяву и во сне, следует применить во время умирания. Овладение методами управления ветрами-энергиями и йогой узнавания ясного света увеличивает эффективность работы с иллюзорным телом сновидений. Эти знания помогают сперва в распознавании иллюзорной природы бардо, а затем и в его последующем преображении.
Таковы главные принципы, на которых основаны теории иллюзорного тела и ясного света. Далее речь пойдёт о практическом применении каждого из этих методов в отдельности.
Основное назначение всех высших тантрических учений состоит в том, чтобы научить нас созерцать иллюзорное тело и ясный свет в благоприятное для этого время, как во сне, так и наяву. В основе этого созерцания лежат опирающиеся на йогу внутреннего огня методы управления ветрами-энергиями, о которых было рассказано выше. Так вот, только когда заложен этот прочный фундамент, можно переходить к самой практике, то есть, к медитациям, направленным на реализацию иллюзорного тела и ясного света.
Йоги иллюзорного тела
Практика иллюзорного тела состоит из трёх частей: созерцание иллюзорности всех явлений, созерцание иллюзорности сновидений и созерцание иллюзорной природы бардо.
Все явления иллюзорны
Эта практика начинается с рассмотрения ощущения собственной личности, или того «индивидуального «я»», которое имеется у каждого из нас.
Рассмотри это своё «я», чтобы выяснить, совпадает ли оно со скандхами или существует независимо от них10. Размышляя об этом, непременно придёшь к ясному пониманию того, что «я» не обладает вообще никакой самостоятельной природой. Так выглядит подход к практике со стороны шуньяты.
И всё же относительное существование личности возникает как объект ума. Иными словами, живые существа предстают перед нами в виде очевидных, хоть и относительных явлений. Они живут полноценной сансарной жизнью: сеют и взращивают семена кармы, пожинают её созревшие плоды. Несмотря на то что личности не имеют самостоятельной природы, они условно существуют и условно функционируют в полном соответствии с законами взаимозависимого возникновения. Развивай ясное понимание того, как подобным же образом и все остальные вещи абсолютно лишены самобытия, но тем не менее относительно бытуют и действуют с достоверной очевидностью.
Порой может показаться, что эти два уровня бытия несовместимы. Чтобы избавиться от этой иллюзии, созерцай как метафору образы, возникающие в зеркале. Это поможет тебе постичь их непротиворечивую природу. Посмотри, как отражённые черты лица — глаза, нос и прочие — свободны от самобытия, что обусловлено самим способом их появления: ведь отражение возникает не само по себе, а при условии наличия объекта отражения, а также зеркала и игры света. Если же убрать сопутствующие условия — не важно, лицо, зеркало или свет, — то отражения исчезнут. Таким образом, оба взгляда на явления — абсолютный и относительный — не противоречат друг другу: они взаимозависимы.
Это касается всех явлений без исключения. Например, в составе личности нет ни одной частицы, обладающей самобытием, и всё же живые существа создают и изживают карму, умирают и рождаются вновь в соответствии с предыдущими кармическими накоплениями и индивидуальным набором клеш.
Вот в таком ключе и размышляй о непротиворечивой природе абсолютной пустотности и относительной видимости. И как только достигнешь ясного и устойчивого понимания, распространи такое видение на все объекты, предстающие перед умом. Практикуй трёхшаговое воззрение: во-первых, научись воспринимать все формы как проявления божества; во-вторых, поскольку такие проявления напрочь лишены самобытия, рассматривай их как игру иллюзий; а, в-третьих, иллюзии эти считай великим блаженством.
Созерцание иллюзорности сновидений
Эта практика состоит из четырёх частей: умение удержать присутствие осознания во время сновидений; управление содержанием и умножение объектов сновидений; преодоление страха в бардо сновидений и познание иллюзорной природы сновидений; а также созерцание таковости — то есть пустоты — во сне.
В первой части, то есть в удержании осознания во время сновидений, основным методом является управление ветрами-энергиями, которое было обретено с помощью йоги внутреннего огня.
Практика начинается наяву с развития умения втягивать жизненные ветры-энергии в центральный канал и вызывать видение четырёх видов пустоты с целью освоиться с созерцанием четвёртой пустотой, которая есть ум ясного света. Засыпая, наблюдай естественный процесс угасания первоэлементов и появления четырёх видов пустоты. Когда возникнет ясный свет сна, продолжай сохранять присутствие.
Если это получается, то и сложностей с поддержанием осознания во время сновидений не возникнет. Никаких других методов не требуется.
Вспомогательный метод состоит в удержании осознания во время сновидений с помощью волевого усилия. Он используется теми, кто ещё не овладел умением управлять ветрами, а значит, не в состоянии опознать ясный свет сна.
Здесь йогин представляет себя в виде йидама мандалы, а также созерцает своего Учителя, к которому молитвенно обращается за благословением и помощью в практике:
Пусть мне приснится