множество снов, пусть все они будут отчётливыми и благоприятными, пусть мне удастся сохранить присутствие осознания и с успехом применить особые йогические методы в бардо сновидений. Пусть все препятствия исчезнут, а препятствующие сгинут. Пусть возникнут всевозможные благоприятные условия.
Кроме того, нужно поднести торму* божествам мандалы, а также защитникам Учения, испросив у последних содействия в йоге и поручив им охрану границ того места, где созерцаешь.
__________
* Торма (санскр. bali, тиб. gtor ma) — подношение из смеси жареной ячменной муки, масла и сахара или мёда, которой придаются самые разнообразные формы, в зависимости от цели и объекта подношения. — Прим. ред.
В течение дня необходимо снова и снова подкреплять свою твёрдую решимость сохранять присутствие во время сновидений, соединяя эту практику с многократным возвращением к мысли о том, что всё происходящее наяву так же подобно сновидению и что относиться ко всем явлениям нужно именно как к сновидениям. Постоянно поддерживай в себе уверенность в том, что, когда во сне тебя посетят сны, ты непременно узнаешь их как сновидения и сумеешь применить йогу сна.
Ночью этот метод волевого удержания осознания практикуется так. Перед самым отходом ко сну надо представить себя в образе йидама мандалы. В пространстве у тебя над головой сидит твой Учитель. Обратись к нему с горячей молитвой, прося благословить успех твоей практики. Затем представь, что внутри центрального канала на маленьком красном четырёхлепестковом лотосе в горловой чакре стоит красный мантрический слог ОМ, природа которого — ваджрная речь. Добейся ясной визуализации и, удерживая её, засыпай, не позволяя уму отвлекаться.
Если с помощью этого метода тебе так и не удаётся удержать присутствие осознания в бардо сновидений, значит, надо усиленно заняться йогами управления ветрами-энергиями, о которых говорилось выше. Если же и это не помогает, вспомни, что самый лёгкий сон бывает в период от ранних утренних сумерек до момента появления первых солнечных лучей над вершинами восточных гор, следовательно, именно в такое время легче всего будет достичь контроля над сновидениями. Поэтому перенеси свою практику на эти предутренние часы. Выполни гуру-йогу, поднеси множество молитв и укрепись в твёрдом намерении опознать появляющиеся сновидения. Визуализируй себя в виде тантрического божества, представляя, что у тебя во лбу между бровей сияет белое бинду размером с горчичное семя. Сконцентрируйся на нём, выполни дыхание сосуда семь раз и снова засыпай.
Если спишь кое-как, скажем, у тебя поверхностный или беспокойный сон, то в течение дня надо вырабатывать решимость сохранить присутствие, уверенность в том, что опознаешь сновидения ночью и понимание того, что всё происходящее днём есть тоже сновидения, как было сказано раньше. Когда же станешь засыпать, представь чёрное бинду в центре ратначакры своего ваджра и некоторое время созерцай это бинду, а затем двадцать один раз объедини жизненные ветры-энергии с помощью дыхания сосуда. Удерживай концентрацию на бинду и, не позволяя уму отвлекаться, засыпай.
Второй уровень йоги сновидений включает в себя управление содержанием и умножение содержания сновидений. Здесь следует упражняться в различных приемах преобразования и превращения, скажем сознательно разрабатывать сценарии сновидений или полностью изменять их природу, обретать иной облик и т. п. Можно оседлать лунный или солнечный луч и отправиться прямиком в райские кущи, например в Тридцать три небесные обители, или слетать посмотреть, что делается в одном из отдалённых миров. Короче, ни в чём себе не отказывай: катайся на радуге, летай по небу, борозди просторы вселенной, играй любые роли и всё такое.
Стоит также совершать воображаемое паломничество, переносясь в разные Чистые земли вроде Сукхавати, Тушиты или Акаништхи. Там можно знакомиться с буддами и бодхисаттвами, делать им подношения, изучать Дхарму и совершенствоваться под их непосредственным руководством и ещё много чего другого.
Что касается практики «умножение объектов сновидений», то она состоит в увеличении числа всего того, что тебе снится. Не важно, что собой представляют образы сновидений — живых существ, вроде людей, животных или насекомых, или неодушевленных предметов, вроде скульптур, колонн или ваз, — ты просто умножаешь их вдвое: из одного делаешь два, из двух- четыре и так далее, пока их число не достигнет сотен, а то и тысяч.
Третья ступень йоги сновидений состоит в преодолении страха и постижении иллюзорной природы сновидений. Какие бы опасности, угрожающие жизни и здоровью, ни возникали во сне — скажем, риск утонуть в воде, сгореть в огне или разбиться о землю, — помни, что это всего лишь сон, и рассуждай здраво: «Разве могут повредить мне вода или огонь сновидений?» Там же, во сне, заставь себя нырнуть в воду или броситься в огонь. Изучая воду, камни или огонь сновидений, не забывай, что эти предметы существуют только в твоём воображении, появляются в сознании, но лишены самобытия уже по самой природе их возникновения. Вот так и все явления, предстающие во сне перед умом, не имеют независимого самобытия. Так созерцай все объекты сновидений.
Упражняйся сперва в таком созерцании явлений бардо сновидений, а затем в превращении мира сновидений и его жителей в обитель и обитателей, то есть мандалу и её божеств.
Практика такого превращения также включает в себя развитие воззрения, что все переживания в бардо сновидений свободны от истинного самобытия, хотя в виде иллюзорных явлений они и возникают. Развивай воззрение, состоящее в том, что все явления есть игры блаженства и пустоты: всё возникает как проявление мандалы с божествами, такие проявления есть иллюзии, а эти иллюзии возникают в природе мудрости блаженства и шуньяты.
Четвёртая ступень йоги сновидений состоит в созерцании таковости, или истинной сущности, сновидений. К этой стадии можно переходить, только если практика удержания присутствия осознания во время сновидений стала устойчивой. Созерцай своё проявление в виде сияющей формы йидама мандалы. Из мантрического слога ХУМ в твоём сердце выходят лучи ослепительного света. Все одушевлённые и неодушевлённые объекты сновидений тают в этом свете и вместе с ним возвращаются и растворяются в тебе. Затем и твое тело от периферии к центру тает в свете который растворяется в слоге ХУМ в сердце ХУМ в свою очередь, тает в непостижимом ясном свете. Непоколебимо сосредоточь на нём свой ум.
Иллюзорная природа бардо
Под этим заголовком рассматриваются две темы классификация тех, кто способен практиковать йоги бардо, и суть практики.
Считается, что йогины, способные практиковать йоги бардо, бывают трёх уровней: высшего, среднего и низшего. Навыки, которыми обладают высшие кандидаты, описаны в «Сборнике тантрических практик» Арьядевы. Согласно этому тексту практикующие высшего уровня — это те ученики, которые полностью овладели процессом управления ветрами-энергиями, растворением махабхут, переживанием четырёх шуньят и тому подобным. Во время смерти они смогут созерцать естественное растворение махабхут и угасание энергий, вплоть до возникновения ума ясного света смерти, а в бардо сумеют преобразовать иллюзорное тело бардо в иллюзорное тело третьей ступени11 и уже оттуда достичь полного Пробуждения в бардо.
О качествах среднего кандидата в том же «Сборнике тантрических практик» говорится так:
Совсем как раньше во время занятий йогами сна и сновидений, он созерцает умирание, отслеживая процесс растворения и переживая состояния, известные как ум, мышление и забытьё. На краткий миг йогин теряет сознание, а потом вновь обретает его в переживании непридуманного ясного света. И тут жизненные ветры-энергии йогина приходят в движение и у него возникают сновидения…
Речь идёт о том, что йогин среднего уровне при жизни овладел умением опознавать четыре пустоты сна и пользоваться методами управления ветрами-энергиями при возникновении сновидений, а значит, он умеет применять йогу сновидений.
Итак, если йогин способен опознать ясный свет сна, практикуя в течение жизни, то и в момент смерти он сможет опознать ясный свет умирания. Более того, научившись управлять тонкими энергиями в состоянии сновидений, он сумеет управлять ими и в бардо. Когда возникает ясный свет смерти, йогин опознаёт его, а когда этот ясный свет рассеивается и йогин вступает в бардо, то способен опознать состояние бардо, управлять в этом состоянии тонкими энергиями и осуществлять требуемые преобразования.
Учениками, имеющими третий, низший, уровень подготовки к практикам бардо, считаются те, кто свято хранит тантрические обеты и добился всё же некоторых успехов в йогах стадии порождения и завершения (кьерима и дзогрима). Во время смерти такой йогин по мере сил и способностей пытается сохранять осознание процесса угасания энергий от растворения Земли в Воде и так далее, вплоть до появления ума ясного света смерти. Покинув ясный свет, он оказывается в бардо. И пусть такой йогин не успел полностью освоить ни практики управления ветрами-энергиями наяву, ни йоги сна и сновидений, однако уровень его теоретической подготовки достаточно высок, и он способен вспомнить и использовать учения в этот ответственный момент. Таким образом, ученики низшего уровня используют йоги бардо силой освоения наставлений устной традиции.
Теперь о сути практики для всех трёх типов учеников. Лучшие из них попросту опознают природу тела бардо и так преображают его в форму самбхогакайи.
Что касается учеников среднего уровня, то, когда приходит их смертный час, им следует удерживать ясность сознания и, находясь в здравом уме и твердой памяти, без сожаления раздать всё своё движимое и недвижимое имущество достойным преемникам, чтобы сразу отсечь любые цепляние или привязанность к вещам. Затем такой ученик должен вспомнить, признать и покаяться перед самим собой в любых нарушениях общебуддийских обязательств и отступлениях от тантрических обетов, вольных и невольных, которые были допущены ими в течение жизни, очистить и возобновить эти обеты, или самаю. Созерцая, йогин средних способностей представляет себя в виде йидама, а в небе перед собой визуализирует Учителя и собрание божеств мандалы, делает им подношения, а также многократно обращается с горячей молитвой: «Благословите, чтобы я смог задействовать слияние с ясным светом смерти. Благословите, чтобы я сумел использовать слияние с иллюзорным телом бардо».
В процессе умирания проявляются особые внешние и внутренние знаки, сопровождающие последовательное угасание энергий. Сначала угасают первоэлементы: Земля растворяется в Воде. Внешний знак этого — утрата способности двигаться или управлять телом — выглядит как полная расслабленность. Ощущение такое, как будто тело тонет в земле. Внутренний знак — видение, подобное миражу. Затем Вода растворяется в Огне. Внешним знаком является сухость во рту и носоглотке и усыхание языка, а внутренним — видение дыма. Огонь, в свою очередь, растворяется в Воздухе. Внешний знак проявляется в том, что тело начинает покрываться испариной и остывать от конечностей к сердцу. Внутренний знак — сноп искр или рой светлячков.
Потом элемент Огонь, последняя концептуальная мысль, растворяется в уме. То есть жизненные ветры-энергии, бывшие опорой концептуального мышления, угасают в сознании. Внешним признаком этого является долгий выдох и невозможность вдохнуть. Если даже вдох удаётся, то он