Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

неглубокий и сдавленный. Внутренний знаквидение света, напоминающего пламя масляного светильника, которое не колеблется ветром.

После этого приходит черёд появления первой пустоты, которая так и называется «пустота». А само переживание этого видения известно как появление (белого сияния). Внутренний знаклунный свет в безоблачном небе. Затем сознание появления растворяется во второй пустоте, которая называется «полная пустота». Это переживание видения увеличения выглядит как желтовато-красный свет, разливающийся по небу на закате солнца. Оно, в свою очередь, растворяется в третьей «великой пустоте», которая связана с переживанием сознания близкого достижения. Это третье видение сопровождается восприятием абсолютно непроглядной темноты, подобной той, что заполняет ночное беззвёздное небо. Умирающий впадает в обморочное состояние и теряет сознание. Очнувшись, он покидает черноту и оказывается в переживании «абсолютной пустоты», ещё называемой ясным светом. Видение окрашено смешанным светом солнца и луны в чистом безоблачном небе на раннем рассвете, когда от ночной темноты не остаётся и следа. Это тот ясный свет, который и является истинной основой.

Нужно хорошо разобраться со всеми стадиями растворения первоэлементов и научиться узнавать их по мере возникновения. Наблюдая появление каждого из четырёх знаков, начиная с миража и так далее, надо размышлять о том, что ни сам ты, ни явления не имеют никакого истинного самобытия. И когда позже переживаешь видение четырёх видов пустоты начиная с белого — видения лунного света в ночном безоблачном небе — и так далее, также созерцаешь полное отсутствие истинного самобытия у себя и явлений. Особенно, когда возникает видение распахнутого безоблачного неба, знаменующее видение четвертой пустоты, то есть ума ясного света в котором угасает грубое чувство двойственности, старайся опознать этот ум и оставаться в таком созерцании как можно дольше.

Джецун Миларепа утверждал:

Ясный свет смерти — это дхармакайя; только так и нужно воспринимать его. Чтобы суметь распознать ясный свет, необходимо, чтобы Высший Учитель уже даровал тебе введение в эту практику. Развивай понимание глубинной природы вещей и созерцай косвенный ясный свет пути.

Термин «косвенный ясный свет пути» относится к сознанию ясного света, которое возникает в двух случаях: во-первых, это видение четвёртой пустоты как результат тантрического созерцания наяву — то есть, сознание ясного света, вызванное с помощью йоги внутреннего огня; а во-вторых, это видение четвёртой пустоты процесса засыпания — то есть ясный свет сна.

Практикующий должен сочетать йогу бардо с твёрдой решимостью реализовать иллюзорное тело, удерживая мысль: «Как только я пройду четвёртую пустоту умирания и окажусь в бардо, то сразу обрету иллюзорное тело бардо в виде своего йидама».

Способность к такой практике напрямую зависит от того, насколько йогин ещё в течение жизни освоил работу с двумя видами иллюзорного тела — возникающим наяву и в сновидении. Суть в том, что, попав в бардо, йогин применяет уже знакомые ему виды созерцаний, а именно — дневную практику созерцания иллюзорности всех явлений и ночную практику наблюдения иллюзорности сновидений.

Практика промежуточного состояния заключается в том, что с помощью медитации йогин превращает всё проявляющееся в состоянии бардо в обитель и обитателей мандалы. Он созерцает, что все вещи, которые возникают, хоть и проявляются в иллюзорном виде совсем как настоящие, на самом деле свободны от истинного самобытия; а также наблюдает, как эти иллюзорные явления возникают в природе нераздельного тождества блаженства и пустоты.

Можно также возбудить в себе стремление обрести новое рождение в одной из Чистых земель будд. Если же ты владеешь техникой переноса ума, то самое время применить её.

Таковы методы, применяемые практикующими среднего уровня.

Йогины третьего, то есть низшего, уровня должны изо всех сил стараться делать всё то, что было сказано для практиков второго уровня. Если им посчастливится уйти в ясном сознании, то, находясь в здравом уме и твёрдой памяти, они должны без сожаления раздать всё своё движимое и недвижимое имущество достойным преемникам, чтобы сразу отсечь любое цепляние, или привязанность к вещам. После этого они должны вспомнить, признать и покаяться перед самим собой в любых нарушениях общебуддийских обязательств и отступлениях от тантрических обетов, вольных и невольных, которые были допущены ими в течение жизни, и тем самым очистить и возобновить эти обеты, или самаю.

Медитируя, такой йогин представляет себя в виде йидама, а в небе перед собой визуализирует Учителя и собрание божеств мандалы, делает им подношения, а также многократно обращается к ним с горячей молитвой: «Благословите, чтоб я смог реализовать слияние с ясным светом смерти. Помогите мне использовать слияние с иллюзорным телом бардо»

Практикующим этой категории не следует дожидаться, пока смерть сама поставит их перед необходимостью созерцать йогу бардо. Ещё в течение жизни они должны не покладая рук стремиться освоить знаки четырёх растворений первоэлементов и четырёх видений пустоты, а также вырабатывать привычку относиться и к самому себе, и к явлениям как к не имеющим истинного самобытия, хоть и возникающим в виде иллюзий. Йогины третьего уровня должны принять твёрдое решение, что, после того как рассеется ясный свет смерти, они обретут реализацию в бардо; им также необходимо развивать уже известное тройное воззрение: все явления есть иллюзия; эти иллюзии возникают как обитель и обитатели мандалы; а те, в свою очередь, имеют природу блаженства и пустоты.

Эту практику необходимо сочетать с твёрдым намерением обрести новое рождение в одной из Чистых земель будд.

Йоги ясного света

О том, как упражняться в учениях ясного света, будет рассказано в двух частях: сначала, как практиковать наяву; а потом, как практиковать в ясном свете сна.

Работа с ясным светом наяву

Практическое применение йог ясного света предназначено для тех, кто постиг основы переживания иллюзорного тела или хотя бы близок к этому.

Представляй себя в виде йидама мандалы яб-юм. В твоём сердце — дхармачакра, через которую проходит центральный канал. Синий мантрический слог ХУМ стоит на солнечном диске в его центре.

Оттуда выходят лучи света и очищают неодушевлённую вселенную. Вселенная -сосуд тает в ясном свете, который затем растворяется в её обитателях-содержимом. Те, в свою очередь, тают в ясном свете и в йидаме мандалы — тебе самом. После этого юм (мать) растворяется в яб (отце).

Теперь одновременно, от темени вниз и от ступней вверх к центру, ты сам таешь в свете, который растворяется в сердечном слоге ХУМ.

Мантрический слог ХУМ тает в свете снизу вверх, начиная с огласовки У, которая растворяется в краткой подписной букве А, та, в свою очередь, — в слоге ХА, последняя — в собственной горизонтальной черте, черта — в полумесяце, тот — в бинду, а бинду — в венчающем всё это завитке нада.

Таким образом, всё угасает в сердечной чакре центрального канала. Прочно удерживай там свой ум.

Длительная концентрация такого типа непременно вызовет видение четырёх видов пустоты, последняя из которых есть «ясный свет пути наяву». Когда он воссияет, без колебаний соедини с ним своё осознание и оставайся в этом присутствии.

Методы для развития ума ясного света подробно описаны в «Гухьясамаджа-тантре».

Работа с ясным светом во время сна

Как владение йогами способности управлять ветрами-энергиями наяву есть обязательное условие для успешной работы со сновидениями, так и умение управлять ветрами-энергиями — необходимое требование к уровню подготовки тех, кто собирается приступить к процессу работы с ясным светом сна.

В наставлениях учителей линии преемственности эта практика объясняется следующим образом.

Начни с подношений Трём драгоценностям, поднеси торму защитникам Дхармы и обратись к ним с молитвой: «Благословите меня опознать ясный свет сна. Устраните все препятствия на пути моего созерцания». Представляй себя в виде йидама мандалы, выполни гуру-йогу и многократно обратись к Учителю с молитвой благословить твои усилия по удержанию ясного света сна. Твёрдо обещай себе, что не провалишься в сновидения, а сможешь опознать четыре пустоты засыпания.

Готовясь отойти ко сну, ляг на правый бок в позе спящего льва12, головой на север, лицом на запад, левую руку вытянув вдоль тела, а правую подложив под голову. Представляй себя в виде йидама мандалы и визуализируй синий мантрический слог ХУМ в центре синего четырёхлепесткового лотоса в сердечной чакре, через которую проходит центральный канал. Созерцая, что твой ум полностью слился с этим слогом в единое целое, засыпай.

Если наяву посредством йоги внутреннего огня ты уже развил умение порождать переживание четырёх растворений первоэлементов и вызывать видение четырёх видов пустоты, тогда выполнение такой практики во время засыпания принесёт ожидаемые плоды. Энергии войдут в центральный канал, и ты опознаешь ясный свет сна.

Некоторым практикующим не удаётся втянуть ветры в центральный канал и видение четырёх видов пустоты наяву. Таким йогинам надо задействовать самадхи обычных путей, свободные от умственной притуплённости, и на этой основе применить во время засыпания описанные выше медитации. Можно и по-другому: днём развивать и поддерживать самадхи, а отходя ко сну, направить его на осознание процесса Растворения.

Однако в этом случае ясный свет сна не будет подлинным ясным светом, о котором говорится в тантрических текстах. Даже если такое самадхи во сне направить на осознание воззрения таковости, оно останется всего лишь переживанием того ясного света, который изучают на обычных, не тантрических, путях. Короче, это не то сознание ясного света, которое порождают в системе ануттарайогатантры.

Методы работы с ясным светом сна подробно описаны в «Сборнике тантрических практик» Арьядевы.

Далее речь пойдёт о вспомогательных практиках системы Шести йог, а именно — о двух йогах переноса сознания: переноса и переселения сознания.

Вспомогательные методы — йоги переноса ума

Устная традиция объясняет йогу переноса ума в высшие сферы следующим образом.

Представляй себя в виде йидама мандалы и созерцай «поцелуй» энергий в тайном месте или в пупочной чакре. Визуализируй красный атунг в нирманачакре, тёмно-синий ХУМ в сердечной чакре и белый КША в темени.

Теперь хорошенько поддай нижними ветрами по атунгу в нирманачакре. Он подскочит и ударит слог ХУМ в сердце. Тот, в свою очередь, стукнет по слогу КША в темени.

Затем наблюдай обратный процесс. Опусти ХУМ обратно в сердечную чакру и атунг обратно в нирманачакру.

Упражняйся в этой практике, пока не появятся признаки достижения результата. К ним относятся небольшой волдырь на темени, ощущение там зуда или пульсации, и так далее.

Когда придёт твой смертный час — время выполнения йоги переноса ума, — сядь в позу цог-пу*, обхватив колени руками. Прими Прибежище в Трёх драгоценностях, породи бодхисаттовскую мысль, а затем созерцай себя в виде йидама мандалы.

_______

* Поза цог-пу (таб. tsog pu) — сидячая поза с выпрямленной спиной и коленями, подтянутыми к подбородку. — Прим. ред.

Визуализируй коренного Учителя в форме своего медитативного божества. Он появляется в пространстве у тебя над головой на расстоянии вытянутой руки или даже ближе. Горячо и искренне молись ему.

Затем визуализируй три мантрических слога: красный атунг в

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн