Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

кверху, а спицы сердечной дхармачакры изогнуты книзу к ним навстречу, как будто эти чакры тянутся руками-спицами друг к другу, чтобы обняться. Обращённые вверх спицы горловой чакры точно так же тянутся к изогнутым вниз спицам теменной махасукхачакры.

Такой способ визуализации трёх энергетических каналов и четырёх чакр соответствует учению индийского махасиддхи Лавапы; его же предлагает в своей «Книге трёх воззрений» Цонкапа.

Затем расставь по чакрам мантрические слоги, как тому учит «Хеваджра-тантра». Для этого сконцентрируйся на центральной оси авадхути в тех местах, где расположены четыре чакры. В каждой из них на лунном диске размером с горошину стоит соответствующий мантрический слог.

Белый слог ХАМ в теменной махасукхачакре обращён головой вниз, то есть перевёрнут; красный ОМ в горловой чакре стоит головой вверх; в сердце стоит перевёрнутый слог ХУМ, он синий или цвета ртути; а в пупе головой вверх стоит атунг.

Все четыре слога размером с горчичное семечко, и каждый увенчан особым украшением из трёх символов — полумесяца, бинду и завитка-нада.

Завитки-нада над слогами АХ и ОМ, обращенными вверх, раскалены докрасна и, кажется, вот-вот вспыхнут огнём. С завитков двух перевёрнутых слогов стекают капли бодхичитты, совсем как капли утренней росы или паучки, спускающиеся по паутине.

Представляй слоги ослепительно яркими. Твёрдо зафиксируй свой ум в однонаправленном сосредоточении на этих сияющих слогах. Избегай двух крайностей, препятствующих медитации: вялости и излишнего возбуждения.

Со временем ты сможешь концентрироваться на всех четырёх слогах, как и полагается, но на ранних стадиях практики особое внимание следует уделять атунгу в пупочной чакре.

Когда освоение этого созерцания придаст твоей практике стабильность, приступай к отработке техники дыхания сосуда. Это делается так.

Сначала направь своё внимание на то место под самой нирманачакрой, где два боковых канала, изогнувшись, входят в авадхути. Затем созерцай верхние отделы каналов: именно там центральный канал выходит наружу между двух внутренних отверстий носоглотки через межбровье, а два боковых канала заканчиваются в ноздрях.

Затем выполняй собственно дыхание сосуда, состоящее из четырёх стадий: вдох, наполнение, растворение и выдох, как спуск тетивы.

Первый шаг — это вдох, но только не ртом, а через нос: медленно и ровно втяни воздух обеими ноздрями. На втором шаге боковые каналы раздуваются как наполненные воздушные шары. На третьем содержимое обоих боковых каналов перетекает в авадхути. Воздух медленно входит в атунг, подобно тому, как разлитая вода постепенно впитывается в песок, пока боковые каналы не опустеют полностью. Это процесс растворения.

В этот момент надо проглотить слюну — закрыть задержку— и сверху прижать диафрагмой верхние ветры-энергии, одновременно подтягивая снизу нижние энергии мышцами таза. Верхние и нижние энергии растворяются в атунге. Представляй, что ум и ветры становятся с атунгом одним целым. Как сказано в «Тантре происхождения Самвары»:

Ветры-энергии, что дуют вверх и вниз,

Усилием ума сольются в поцелуе.

Удерживай воздух и ветры в нирманачакре, пока это не требует чрезмерных усилий. Затем открой задержку — «спусти тетиву» — и плавно выдохни через ноздри, наблюдая, как ветры, кружась, поднимаются по центральному каналу. Это четвёртый шаг, который называется «выпустить стрелу».

По мере того как эта йога становится стабильной, постепенно разгорается сила внутреннего огня. Слоги в сердце и горле плавятся и выгорают дотла, а слог ХАМ в темени начинает источать капли бодхичитты, которые медленно стекают вниз по авадхути через чакры.

Атунг пылает всё жарче, а ХАМ истекает каплями, порождая четыре восторга в прямом, или нисходящем, а затем и в обратном, или восходящем, порядке, пока наконец не возникает великое блаженство.

Затем этот ум великого блаженства однонаправленно концентрируется на созерцании шуньяты. Снова и снова используй этот способ для соединения ума и ветров-энергий и направляй ветры в устье центрального канала, чтобы втянуть, удержать и растворить их в авадхути, в результате чего в конце концов возникнет сознание косвенного ясного света.

Йогин пребывает в этом косвенном ясном свете, а когда приходит время покинуть его, принимает решение принять форму Херуки яб-юм. Так он возвращается назад в грубые скандхи, воспринимая их в виде нирманакайи с джнянасаттвой9 в сердце, и переходит к йоге периода между медитациями.

Если йогин не способен достичь полного завершения всех стадий пути, ведущего к Пробуждению в течение этой жизни, то для подготовки к процессу умирания он должен визуализировать во сне сердечный слог ХУМ, однонаправленно созерцая ясный свет сна и иллюзорную природу сновидений. Такая практика известна как «слияние опыта сна с опытом умирания».

Практикуя таким способом, созерцай слияние с тремя кайями как наяву, так и во сне.

Когда твоя практика обретёт устойчивость и ты почувствуешь, что достиг уровня, на котором узлы, стягивающие сердечную чакру, готовы развязаться, приступай к практике кармамудры с опытной йогиней. В вашем союзе она — опора, а ты — опирающийся. Занимайся йогой кармамудры до тех пор, пока ветры, верхом на которых едет последний косвенный ясный свет, не возникнут в истинной форме Херуки. Нагарджуна в «Панчакраме» делится своим опытом:

Самадхи, само подобное иллюзии,

Постигает всё как иллюзию.

Смысл этого стиха в том, что для полной реализации используется иллюзорное самадхи. Дже Наропа учил Марпу-лоцаву:

Во сне и наяву всё проявляется как иллюзорные формы;

Это наставление зовется «иллюзорное тело».

А ты уже отсёк все свои привязанности к явлениям, Лоцава?

Практикующий доводит иллюзорную йогу до завершения и наконец чувствует признаки искоренения всех клеш вместе с семенами. Опираясь на йоги управления энергиями, выступающие в роли внутреннего условия, и на кармамудру как внешнее условие, он вызывает проявление внутренних и внешних знаков Пробуждения. Это и есть переживание прямого ясного света. Обращаясь к Марпе-лоцаве, Дже Наропа говорит:

Промежуток между сном и сновидениями —

Есть забытьё, по природе своей — дхармакайя.

Нужно овладеть этим опытом переживания

Невыразимой непридуманной шуньяты.

И тогда все проявления возникают как блаженство.

Такова несозданная изначальная природа бытия,

Называемая «наставления по ясному свету».

А ты уже постиг этот нерождённый ум, Лоцава?

Из незагрязнённой праны и чистого сознания, на которые опирается этот ум прямого ясного света, возникает ваджрное тело великого единения, на основе которого достигается плодсостояние будды в форме Ваджрадхары, наделённое семью наборами совершенств.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

В традиции Шести йог Наропы говорится, что главными практиками являются три йоги: внутреннего огня, иллюзорного тела и ясного света. Остальные три йоги — перенос ума, переселение сознания в другое тело и йоги бардо — это сопутствующие методы.

Смысл их применения в том, что если йогин не сумел завершить все практики, ведущие к Пробуждению, а смерть, готовая разбить его тело-сосуд, уже близко, то ради блага живых существ он использует либо йогу переноса ума, метод переселения сознания в другое тело. Если же по каким-то причинам умирающий не может произвести ни один из двух видов переноса или же хочет попытаться достичь окончательного Пробуждения в промежуточном состоянии, он пользуется учением о йогах бардо.

Из этих трёх в наши дни важнее всего освоить йогу переноса ума, или пхову. В «Песне Наропы» читаем:

Надо запереть восемь нежелательных выходов,

А девятый открыть нараспашку.

Сознание становится стрелой, а энергия — луком.

Вылетая под напором мантры ХИ-КА,

Ум растворяется в сфере таковости

И осуществляет путь дхармакайи.

Это наставления о технике, имя которой — пхова;

А ты уверен, что добился в ней мастерства, Лоцава?

Техника запирания восьми нежелательных дверей, через которые сознание может покинуть тело во время смерти, и открывания нужного выхода взяты из таких тантрических традиций, как «Чатухпитха-тантра», «Тантра тайного поцелуя» и подобных им. Всеведущий Цонкапа Великий даёт наставления по самой сути использования таких методов в своём «Комментарии к пхова, называемый «Золотой ключ»».

В целом последовательность действий выглядит следующим образом. Начни с принятия Прибежища в Трёх драгоценностях — Будде, Дхарме и Сангхе, затем породи бодхичитту. Это можно сопровождать чтением обычных или любых других известных тебе молитв на эту тему. Освяти амриту внутреннего подношения, а также соверши внешние подношения в соответствии с общепринятыми ритуалами ануттарайогатантры.

Затем визуализируй себя в виде Джнянадакини, в сердце которой — разноцветный лотос с лунным диском на нём. Сверху стоит слог ХУМ. От него во всех направлениях исходят лучи красного света, которые цепляют и притягивают мириады джнянадакинь, неотделимых от Гуру и окружённых сонмом будд, бодхисаттв, даков и йогинь. Лучи света растворяются в твоём сердце. Произнеси хвалу:я

Приветствую тебя, блистательная Ваджрадакини!

Вращая великую чакру дакинь,

Ты своими пятью мудростями и тремя кайями

Указываешь путь живым существам.

Затем соверши обычное подношение от ОМ САРВА ТАТХАГАТА АРГХАМ и так далее до ШАБДА. Освяти внутреннее подношение с помощью трёх семенных слогов и снова вознеси хвалу:

Стань моим Прибежищем, мандала той Ваджрайогини,

Что разрывает вездесущие тенёта,

Опутывающие живых существ узами страдания;

Той Ваджрайогини, что бесстрашно врывается

В любую мирскую деятельность,

Дабы разбудить и освободить всех живых существ.

После этого породи бодхичитту и созерцай четыре безмерных размышления о любви, сострадании, доброте и равностном отношении ко всем живым существам. Объекты Прибежища радуются подношению и растворяются в тебе.

Теперь приступай к созерцанию самой садханы. Как обычно, начни с мантры шуньяты — ОМ ШУНЬЯТА ДЖНЯНА ВАДЖРА СВАБХАВА АТМАКО ХАМ, которая означает: моя сущность есть нерушимое единство мудрости и пустоты.

Из пустотной сферы появляется ваджрное основание, ваджрный шатёр, ваджрная ограда и ваджрный балдахин, а вокруг них — море огня. Посередине — разноцветный лотос, на нём лунный диск, в центре которого стоит белый мантрический слог ХУМ. Лучи света выходят из ХУМ, совершают двойное действие и снова возвращаются, растворяясь в ХУМ.

Происходит полное преображение, и ты вмиг появляешься в виде Джнянадакини с белым, словно цветок кунда*, телом. У неё три лица, на каждом из которых по три глаза. Главное лицо белого цвета, смеющееся; правое чёрное лицо полыхает гневом; а красное левое преисполнено надменности и сладострастия.

_________

* Кунда (тиб. кип da) — жасмин. — Прим. ред.

У Джнянадакини шесть рук. В трёх правых она держит стрелу, крюк и ваджр. В двух левых — лук и дубина из древа исполнения желаний, а третья левая рука у сердца в угрожающей мудре. Она увенчана короной, украшена всевозможными драгоценностями и наряжена в изысканные одежды. Стоит в позе воительницы. У неё белый ОМ в темени, красный АХ в горле и синий ХУМ в сердце.

Лучи света выходят из сердечного слога ХУМ и приглашают джнянасаттв в форме Джнянадакини, а также божеств посвящения. ДЖА ХУМ БАМ ХО: джнянасаттвы становятся единым целым с самайясаттвой; божества абхишека даруют посвящение; Будда Акшобхья становится головным украшением.

Соверши внешнее подношение с мантрами ОМ ДЖНЯНА ДАКИНИ САПАРИВАРА АРГХАМ и так далее до ШАБДА и внутреннее подношение, а потом вознеси хвалу:

Стань моим Прибежищем, мандала той Ваджрайогини,

Что разрывает вездесущие помышления,

Опутывающие живых существ мыслями страдания;

Той Ваджрайогини, что бесстрашно врывается в любую мирскую деятельность,

Дабы разбудить и освободить всех живых.

Продолжая созерцать себя в форме Джнянадакини, представляй три энергетических канала с четырьмя или пятью чакрами. В том месте, где авадхути заканчивается в

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн