пупочной или тайной чакре, визуализируй атунг. Он раскалён докрасна и полыхает огнём туммо.
Атунг испускает красные лучи, которые наполняют твоё тело от макушки до пят и, возвращаясь обратно, увлекают за собой все жизненные ветры-энергии, подобно тому, как сквозняк вытягивает дым воскурений. Ветры растворяются в атунге в пупочной чакре.
Затем выполни дыхание сосуда и установи контроль над умом и праной.
Одновременно визуализируй перевёрнутый вниз головой слог КШАМ в устье верхнего отверстия, а под ним — также перевёрнутый ХУМ. В межбровье расположен слог ХУМ головой внутрь, а внутри перед ним — перевёрнутый слог ХАМ. В основании языка находится слог СУМ головой внутрь. Сразу за ним в гортани стоит перевёрнутый СМРЙУМ. В зрачке каждого из двух глаз — по слогу ХУМ; в дверях ноздрей и ушей стоят слоги ЙАМ головой внутрь. В пупе, а также в дверях мочеиспускания и испражнения стоят слоги КШМРЙАМ головой кверху. Все эти мантрические слоги белого цвета и излучают невероятно густой белый свет. Созерцай, что таким способом полностью закрыл все отверстия тела.
Визуализируй также оплечье-латы в виде слога ХМРЙУМ на каждом плече, а в сердце — слог ЙМРЙУМ.
После этого сосредоточься на сердечной чакре, спицы которой опущены. Визуализируй внутри неё полумесяц, символизирующий жизненную энергию.
Внутри него созерцай своё собственное сознание в виде перевёрнутого вниз головой слога ХУМ. Снаружи над полумесяцем стоят два слога ЙУМ, между которыми — слог ХИ. Снаружи под ним стоят ещё два слога ХУМ, на этот раз со слогом КА между ними. Все семь мантрических слогов синего цвета и перевёрнуты головой вниз.
Построй эту визуализацию и выполни особый метод дыхания сосуда. На выдохе представляй, что в пупочном атунге вспыхивает яркий свет и по центральному каналу влетает в сердечную чакру, пробуждая пребывающую там жизненную энергию, которая увлекает мантрические слоги вверх в темя. Слоги ХИ и КА, ранее расположенные соответственно сверху и снизу перевёрнутого слога ХУМ, меняются местами: теперь ХИ снизу, а КА сверху. На вдохе букет мантрических слогов снова опускается в сердечную чакру, принимая там прежнее положение.
Повторяй такое созерцание, сопровождая его дыханием сосуда, снова и снова, пока не появятся знаки реализации. Эта практика выполняется в течение жизни и предназначена для подготовки к вознесению сознания в смертный час.
Когда же твоя жизнь подойдёт к концу и смерть встанет у порога, раздай всё своё имущество достойным преемникам, разом освободив свой ум от привязанности и неприязни. Соверши подношение дакиням, дакам и дхармапалам, испросив их благословения и устранения препятствий.
Представь, что твой коренной Учитель, неотделимый от йидама, воплощения Трёх драгоценностей, появляется в небе перед тобой или прямо у тебя над головой — как тебе больше нравится. Соверши семичастный ритуал и обратись к Учителю с молитвой, прося, чтобы тебя отправили в Чистые земли дакинь или дали переродиться видъядхарой10. Выполни особый метод дыхания сосуда, собирая ветры в сердечной чакре, и двадцать один раз произнеси слоги ХИ-КА. Ум и прана в виде букета из семи слогов, визуализируемого в сердце, как ракета влетают в сердце главного божества мандалы, нераздельного с Учителем.
Говорят, что этот метод вознесения сознания превосходит все остальные. О пользе этой практики так сказано в «Ваджрадака-тантре»:
Убивающий в день по брамину,
Совершающий пять неоткупных,
Вор, грабитель и даже насильник —
На пути этом карму очистит.
Груз вины за свои злодеянья
Он оставит и выйдет далёко
За пределы вселенских пороков.
На этом я закончу своё изложение некоторых важных вопросов по практике глубоких наставлений, известных как «Шесть йог Наропы».
Ха! Закончен мой краткий трактат «Золотой ключ»,
Открывающий врата к обширным и глубоким наставлениям,
Известным под названием Шесть йог знаменитого Наропы,
К пути, которым прошли миллионы йогинов в Индии и Тибете.
Пусть сила благих заслуг этого сочинения пойдёт на то,
Чтобы дать живым существам, поглощённым тремя формами страдания,
Возможность созерцать бесчисленные глубокие методы.
Пусть они обретут освобождение и новое рождение в Чистых землях.
Колофон: Этот краткий трактат, открывающий сотню дверей, ведущих к глубокому пути Шести йог Наропы, написал держатель океана линий передачи как по Сутре, так и по Тантре буддийский монах Лобсанг Чокьи Гьялцен в ответ на многократные просьбы йогина-отшельника, монаха по имени Ритопа Гендун Гьялцен.
Глава 7
ШЕСТЬ ЙОГ НАРОПЫ И КОММЕНТАРИЙ ЦОНКАПЫ «КНИГА ТРЁХ ВОЗЗРЕНИЙ»
Автор: Гленн Муллин (род. 1949 г.) На английском: Introduction from the book by Glenn H. Mullin, The Six Yogas of Naropa (Ithaca: Snow Lion Publications, 2005)
Гленн Муллин
Шесть йог Наропы и комментарий Цонкапы «Книга трёх воззрений»
НАСЛЕДИЕ ШЕСТИ ЙОГ
Принято считать, что составителем Шести йог Наропы, несмотря на их название, был вовсе не Наропа, а его гуру Тилопа (род. 988). Дже Шераб Гьяцо (род. 1803) говорит об этом так: «Понятно, что все эти шесть учений по отдельности существовали в Индии и до Наропы, но трудно сказать наверняка, были они тогда сведены в единую систему или нет». И хотя Тилопа с Наропой действительно объединили в единое целое многочисленные элементы независимых друг от друга тантрических первоисточников, а Наропа передал их Марпе-лоцаве, доподлинно неизвестно, кто именно придал этой системе ту шестеричную структуру, в виде которой она стала известна в Тибете.
Более того, как следует из цонкапинских рассуждений на тему составных элементов шести йог, несмотря на то что «Шесть дхарм Наро» представляют собой сущность передачи, которую Марпа получил от Наропы, не исключено, что Марпа использовал наставления как минимум четырёх из своих многочисленных непальских и индийских гуру. Это непалец по имени Читерпа (тиб. sPyi ter ра) и индийцы Наропа, Джнянагарбха и Майтрипа, которые внесли свой вклад в определение структуры и формулировку положений той передачи, которой предстояло прославиться как «Шесть дхарм Наро». Хотя коренным учителем Марпы был Наропа, но и остальные трое сыграли немаловажную роль в его духовном совершенствовании.
Цонкапа также замечает, что существуют различные способы подсчёта, нумерации и структурирования этой шестёрки. Сам он отдаёт предпочтение перечню знаменитого Пагмо Друпы (род. 1110), одного из ранних учителей линии передачи, на работы которого ссылается в «Книге трёх воззрений». Этот вариант классификации выглядит следующим образом: 1) внутренний огонь; 2) иллюзорное тело; 3) ясный свет; 4) перенос ума; 5) переселение сознания и 6) йога бардо.
Сама традиция говорить о шестеричной структуре этого наследия, восходящая к Марпе-лоцаве, похоже, возникла случайно. Как говорит Цонкапа: «Существует много способов структурировать эту систему тантрической йоги, из которых чаще всего упоминается разбивка на две, три, четыре, шесть и десять ветвей». Другими словами, эта система с тем же успехом могла обрести известность как «Две дхармы Наро», «Четыре дхармы Наро», «Десять дхарм Наро» и так далее, без малейших потерь для сущности передаваемого содержимого.
Двоичный способ классификации Шести йог Наропы представлен в трактате Гьялвы Энсапы (род. 1505), гелугпинского йогина, который провёл более двадцати лет в непрерывном созерцании в скитах и пещерах и достиг Пробуждения за одну жизнь. Он был также одним из ранних держателей линии передачи Шести йог, и это его упоминается в молитве Седьмого Далай-ламы к учителям линии передачи (её перевод приведён ниже) Трактат Энсапы под названием «Источник всех реализаций: чёткий оттиск глубокого пути Шести йог Наропы» описывает 1) йогу втягивания жизненных энергий в центральный канал и 2) йоги, выполняемые после того как энергии втянуты в центральный канал методами первой йоги. В первый пункт входит йога внутреннего огня, а во второй — остальные пять йог.
Когда говорят о разделении Шести йог на три части, то имеют в виду следующую структуру: 1) основание, состоящее из йоги внутреннего огня; 2) главные практики, включающие в себя йоги иллюзорного тела и ясного света; и 3) дополнительные упражнения, к которым относятся йоги переноса ума и переселения сознания. В этом случае йога бардо входит в йогу иллюзорного тела. Такой подход использует, в частности, Цонкапа.
А вот Марпа-лоцава, похоже, в основном использовал четверичную разбивку: 1) внутренний огонь; 2) кармамудра, или сексуальные йоги; 3) иллюзорное тело и 4) ясный свет. Здесь три из шести йог, то есть йога переноса ума, метод переселения сознания и йога бардо, лишены статуса самостоятельных учений, по-видимому, из-за того, что они низведены до положения вспомогательных практик.
Ещё Цонкапа цитирует йогина Миларепу, использующего несколько отличную шестеричную классификацию:
Традиция Марпы с Южных гор состоит из шести наставлений, это: 1) йоги зарождения; 2) внутренний огонь; 3) йоги кармамудры; 4) введение в сущность воззрения на абсолютную природу бытия; 5) ясный свет пути и 6) иллюзорная природа вместе с йогой сновидений. Это сердечная сущность учения Марны. Нет более высоких указаний для введения ученика в сущность традиции тайной устной передачи (карнатантры). Нет наставлений драгоценнее, чем эта сердцевина мысли великого йогина, как нет учений практичнее этого.
Цонкапа, хоть и упоминает десятеричную структуру системы, но сам этот список не приводит. Впрочем, его можно найти в комментарии Нгулчу Дхармабхадры (1722-1851), озаглавленном «Украшение «Книги трёх воззрений»» (тиб. Na ro chos drug gi zin bris yid ches dgongs rgyan). Нгулчу перечисляет йоги следующим образом:
Ещё существует десятеричный способ структурирования системы: 1) йоги стадии зарождения, 2) воззрение на шуньяту, 3) внутренний огонь, 4) йоги кармамудры, 5) иллюзорное тело, 6) ясный свет, 7) йога сновидений, 8) йоги бардо, 9) перенос ума и 10) переселение сознания.
Если сравнить этот список из десяти пунктов с перечнем из шести, предложенных Пагмо Друпой и Цонкапой, то хорошо видно, что все десять легко укладываются в шесть.
Кроме того, Нгулчу приводит тот способ, которым Пагмо Друпа перечисляет Шесть йог и который Цонкапа взял за основу структуры своей «Книги трёх воззрений», а затем приводит другую формулировку. Этот интересный вариант Нгулчу использует для того, чтобы объяснить, почему Цонкапа выбрал такой заголовок для своего трактата. Вот что он пишет:
Цонкапа также говорит об иной шестеричной структуре: 1) внутренний огонь и 2) йога кармамудры, взятые из «Хеваджра-тантры», 3) иллюзорное тело и 4) ясный свет, взятые из «Гухьясамаджа-тантры» и, наконец, 5) перенос ума и 6) переселение сознания, взятые из «Шри Чатухпитха-тантры…». Эти три пары методов произошли из столь авторитетных первоисточников, что Цонкапа свой текст так и озаглавил — «Книга трёх воззрений».
Эти три индийские системы тантр постоянно упоминаются в цонкапинском трактате, ибо они содержат сущность Шести йог. Обратите внимание на то что доктрина бардо отдельно не упоминается, поскольку она входит здесь в йогу иллюзорного тела; наоборот, йога кармамудры возведена в ранг одной из Шести йог.
Как утверждает Нгулчу Дхармабхадра в вышеприведённой цитате и неоднократно указывает Цонкапа в своём трактате, Шесть йог Наропы были составлены из элементов главных тантр, в те времена широко распространённых в Северной Индии. В заключительных строфах «Книги трёх воззрений» об этом говорится так:
Несравненный Будда Шакьямуни, владыка мудрецов,
Проповедал святую Дхарму на