вехами», то есть собственно путём? Да потому что посредством йоги внутреннего огня йогин обретает контроль над грубыми и тонкими энергиями тела. Эти энергии угасают, вызывая появление внутренних и внешних знаков, сопровождаемых соответствующими видениями вплоть до возникновения ума ясного света, — совсем как во время умирания. Другими словами, именно с помощью йоги внутреннего огня в непрерывном потоке нашего осознанного восприятия можно породить ум ясного света. Этот ясный свет сливается с дхармакайей. Затем применяется техника иллюзорного тела для осуществления слияния с самбхогакайей и нирманакайей. Вот почему внутренний огонь есть основа всех трёх слияний, а йоги ясного света и иллюзорного тела представляют собой метод выполнения слияний как таковой.
Одно из самых замечательных и лаконичных описаний этого процесса трёх слияний находится в трактате Гьялвы Энсапы «Источник всех реализаций: чёткий оттиск глубокого пути Шести йог Наропы», опубликованном в главе 4 настоящего издания.
Умение управлять тонкими энергиями и втягивать их в центральный канал абсолютно необходимо для созерцания процесса трёх слияний в трёх состояниях. Этот контроль над энергиями обретается с помощью йоги внутреннего огня в качестве основания. Согласно Цонкапе, нужно разжечь внутренний жар, обитающий в пупочной чакре, втянуть энергии в центральный канал и расплавить тонкие капли жизненной энергии, текущие по каналам и чакрам. Эти «расплавленные капли», на которые опираются тонкие энергии комплекса «тело-ум», затем стекаются внутрь сердечной чакры, где образуют основу тонкого тела. Энергии изо всех остальных частей тела стягиваются в эту небывалую «обитель тонкого ума», из которой должно в первый раз возникнуть осознанное переживание ума ясного света.
Через всю «Книгу трёх воззрений» рефреном звучит тема процесса угасания, речь в которой идёт о том, что энергии покидают каждый из грубых элементов, с которым они были связаны. Всё начинается с того, что энергии Земли растворяются в энергиях Воды, и это сопровождается внутренним видением водного миража в пустыне. Энергии Воды растворяются в Огне с видением дыма. Эти стадии растворения продолжаются до тех пор, пока все грубые энергии не угаснут.
Затем тонкие капли-бинду входят в сердечную чакру. Сначала там собираются белые мужские бинду, порождая видение белизны и состояние сознания возникновения. Потом в сердце поднимаются красные женские бинду; приходит внутреннее видение заполняющей всё красноты, и йогин переживает сознание увеличения (красного сияния). После этого белые и красные бинду соединяются, порождая внутреннее переживание кромешной темноты — видение близкого достижения, преддверия ясного света, и наступает обморок, потеря сознания. Оттуда йогин пробуждается в четвёртое состояние — сознание изначального ясного света. Эти четыре видения ещё называются «четырьмя видами пустоты (шуньятами)», или «четырьмя шуньятами».
Согласно учению ануттарайогатантры мы естественным образом испытываем эти угасания в трёх состояниях бардо— в повседневном бодрственном сознании, во сне и в момент смерти. «Процесс угасания», который естественно, пусть и частично, переживается при каждом засыпании, а потом неизбежно и уже в полной мере разворачивается во время смерти, можно осознанно вызывать наяву посредством применения тантрической йоги. Тот, кто овладел мастерством созерцания растворений в медитации, сможет с легкостью применить те же методы во сне и в сновидениях, а также в смертный час.
В цонкапинской разбивке системы Наропы натри части способность осознанно работать с этим процессом угасания — а следовательно, умение сознательно порождать тантрическое блаженство — вырабатывается с помощью йоги внутреннего огня, которая называется «краеугольным камнем» всей системы. Основные практики — йоги иллюзорного тела и ясного света — задействуют процесс угасания, чтобы сначала проявить иллюзорное тело, а затем растворить его в ясном свете. Йогин применяет технику растворений для обретения «нечистого», а потом и «чистого», иллюзорного тела и достижения сознания «косвенного» и «прямого» ясного света. Так осуществляется Пробуждение, которое в тантрической традиции известно как юганаддха, или «великое единство».
На сегодняшний день одним из самых популярных практических учебников по системе Шести йог, используемых гелугпинскими ламами, является трактат «Источник сиддхи в делит практики на две стадии: 1) созерцание йоги внутреннего огня с целью породить четыре восторга и 2) основанное на этой реализации созерцание «девяти слияний». Другими словами, практикующего сперва обучают, как применять йогу внутреннего огня с целью породить переживание четырёх восторгов блаженства; эти четыре восторга возникают за счет угасания изначальных энергий, втягивания жизненных энергий в центральный канал и таяния тонких бинду. Когда йогин достигает мастерства в этой технике, он получает наставления по практике «девяти слияний».
ТРАКТАТ ЛАМЫ ЦОНКАПЫ «КНИГА ТРЁХ ВОЗЗРЕНИЙ»
Традиция Шести йог давно уже стала одним из главных предметов тибетской комментаторской литературы — количество трактатов на эту тему исчисляется тысячами. За прошедшие столетия чуть ли не каждый монастырь считал своим долгом иметь свою трактовку этой системы, иной раз и не одну. Думаю, главным образом это делалось для того, чтобы иметь собственное руководство к тому, как Шесть йог могут сочетаться с теми теоретическими и практическими подходами, которые составляли основу и неповторимую индивидуальную особенность их традиции. До разрушительного китайского вторжения в Тибет и последовавшего за ним уничтожения тибетской духовной культуры там было свыше пяти тысяч монастырей. Большинство из этих комментариев были утеряны в период жестоких гонений, и, однако, несколько сотен из них удалось спасти и сохранить до наших дней.
В течение многих столетий сочинение Цонкапы Великого «Книга трёх воззрений» считалось единственным в своём роде. Текст занимает особое место в тибетской тантрической литературе ещё и потому, что сам он, в свою очередь, послужил основой для сотен толкований. Его глубокий анализ многомерного подхода и скрытого смысла, заключённых в Шести йогах, заложил фундамент для работ сотен позднейших тантрических писателей, открывающих новые горизонты в практике и философии этой системы. В особенности работа Цонкапы ценится за комплексный подход к Шести йогам, который состоит в подаче каждой темы в свете общей картины тантрического буддизма, в прослеживании каждой из йогических практик к ее истокам в первоначальной Тантре, изложенной самим Буддой, а также в представлении каждой части системы в контексте целого.
Трактат Цонкапы особо превозносят за стиль способ изложения первой из Шести йог, то есть йоги внутреннего огня. Как сказал Его Святейшество нынешний Далай-лама во время публичных чтений и бесед, посвящённых этому тексту, в Дхарамсале в 1991 году: «Тибетцы почтительно называют эту работу туммо гъи гьялпо, или «царь трактатов по йоге внутреннего огня»». Редкий тибетский трактат удостаивался такого глубокого уважения.
Написать свой комментарий к Шести йогам Цонкапу попросил не кто иной, как Миванг Драгпа Гьялцен, высший иерарх школы пагмо друпа кагью, а также его младший брат Сонам Гьялцен. В этот период тибетской истории, предшествующий появлению далай-лам, Тибет находился под управлением пагмо друпа кагью, и даже царская семья формально принадлежала к этой школе. Братья Гьялцен были влиятельными покровителями Цонкапы; это они финансировали возведение им монастыря Ганден возле Лхасы, а также оплатили учреждение Монлам Ченмо — великого лхасского праздника молитвы, которому позже предстояло стать ежегодным общенародным торжеством. В колофоне Цонкапа так высказывается об их роли в появлении своей работы на свет:
Этот трактат о глубоком пути Шести йог Наропы, озаглавленный «Книга трёх воззрений», был написан в ответ на неоднократные просьбы благородных господ Миванга Дракпы Гьялцена и Чодже Сонама Гьялцена. Им требовалось сочинение, которое прояснило бы ключевые вопросы йоги внутреннего огня, а также кратко описывало общие, особые и исключительные методы и различия между ними.
Уж если кто и должен был прояснить эти вопросы, так это именно Цонкапа. Совсем еще юным хувараком он проходил обучение в сорока пяти различных монастырях, относящихся более чем к дюжине разных школ, и, конечно же, получил полное представление обо всём спектре вариаций системы Шести йог Наропы, хорошо узнал, кто, где и как практикует их по обителям, скитам и пещерам. Самые обширные и глубокие наставления он получил в те традиции, которые передавались в школах пагмо друпа кагью, дрикунг кагью и шалу. Кроме того, он получил и множество других линий передачи, восходящих к Марпе-лоцаве, который принёс Шесть йог в Тибет и поэтому сам был готов привнести знание этих традиций в своё изложение предмета.
На протяжении всей своей книги Цонкапа свободно цитирует ранних мастеров, причём большинство этих цитат взято из тибетских переводов ранних индийских работ, будь то оригинальная тантра или авторитетный индийский трактат. Такова характерная черта всех его ста основополагающих сочинений. Если он и цитирует тибетского ламу, то это, как правило, один из ранних наставников линии передачи, живших в тот период, когда традиция была перенесена из Индии в Тибет.
Есть несколько вариантов трактовки названия цонкапинского трактата, то есть «Книги трёх воззрений». Один из них приводится в работе Дже Шераба Гьяцо «Заметки о «Книге трёх воззрений»», который цитирует ту строфу из заключительного раздела цонкапинского текста, где сам Цонкапа рассуждает о базовых принципах, которые он положил в основу своего сочинения:
Книга даёт ясные знания всех методов созерцания, которые входят в этот путь,
Ясное критическое понимание принципов, лежащих в основе медитаций,
И опору на те авторитетные тантры (и комментарии к ним), откуда появились Шесть йог, —
Вот три качества, на которых основано это руководство.
Дже Шераб Гьяцо делает вывод: «Похоже, это и есть те самые три воззрения, которые Цонкапа вынес в заголовок своего труда». Другими словами, раз трактат обладает этими качествами, то его можно считать втройне надёжным источником уверенности и вдохновения. Нечто похожее в 1973 году говорил на своих публичных чтениях цонкапинского текста в Дхарамсале Кьябдже Тричжанг Ринпоче, покойный младший наставник Далай-ламы.
Второе объяснение заглавия текста даёт Нгулчу Дхармабхадра в своём уже цитировавшемся ранее труде «Украшение «Книги трёх воззрений»». Нгулчу связывает цонкапинскую разбивку Шести йог Наропы на три части — 1) отправную точку, 2) основной путь и 3) вспомогательные ответвления — с тремя индийскими первоисточниками, из которых взяты все Шесть йог. В своём комментарии он трижды упоминает их в различном контексте. Его прочтение основывается на тех словах, которыми Цонкапа характеризует первоисточники своего трактата в эпилоге. Суть в том, что содержимое первой из трёх частей — то есть «внутренний жар, основание…» — проистекает из обеих полученных Тилопой передач Кришначарьи, известных как «Васанта-тилака» и «Сампута-тилака», и представляет собой сущность учений «Хеваджра-тантры» и «Чакрасамвара-тантры» о чандали, или внутреннем огне. Вторая часть, то есть основной путь системы, в которую входят доктрины иллюзорного тела и ясного света, представляет собой сущность «Гухьясамаджа-тантры» в трактовке линии передачи Нагарджуны, известной как «Цикл Арья» и изложенной в работе Нагарджуны «Пять стадий» (санскр. Parcakrama). Что касается третьей части, то нужно вспомнить, что в своём первом путешествии в Индию Марпа-лоцава сделал трёхлетнюю остановку в Непале, во время которой он изучал «Четырёхтронную тантру», или «Шри Чатухпитха-тантру», послужившую