Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

источником третьей из цонкапинских категорий. Это «вспомогательные ответвления» — методы переноса ума и переселения сознания. Как пишет Нгулчу: «Поскольку в основе каждого из трёх разделов системы Шести йог лежит столь надёжный источник формирования воззрения, а всего их три, Цонкапа и озаглавил свой трактат по этой системе «Книга трёх воззрений»».

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ЦОНКАПИНСКОГО ТРАКТАТА

Шесть йог Наропы принадлежат к четвёртому, высшему классу буддийских тантр, известному как ануттарайогатантра, а в рамках этого класса — ко второй и последней стадии практики, которая называется «стадия завершения». Таким образом, выходит, что эти наставления предназначены тем, кто уже закончил начальное тантрическое образование и, согласно классическому определению, «завершил предварительные практики».

Трактат Цонкапы «Книга трёх воззрений» начинается с представления двух главных разделов, из которых он состоит. В первом из них описываются предварительные практики и перечисляются условия, необходимые для вступления в традицию Шести йог Наропы, а также излагаются общие принципы прохождения по путям стадий зарождения и завершения. Во втором рассматриваются методы Шесть йог как таковые.

Общемахаянские предварительные практики

Цонкапа подразделяет предварительные методы, которыми необходимо овладеть, чтобы подготовить свой ум к практике Шести йог на два класса: «обычные» и «особые» предварительные практики, разъясняя, что первые относятся к философским и медитативным традициям, унаследованным ещё от сутраяны, или «публичной проповеди» учений Будды. Сюда входят общемахаянские методы: созерцание непостоянства, обдумывание драгоценности человеческого рождения, четыре размышления, постижение кармического закона, созерцание любви и сострадания, зарождение бодхичитты и тому подобное. В своём комментарии Цонкапа не вдаётся в подробности этих практик, ибо они, по его словам, «представлены во множестве работ на эту тему». Скорее всего, он имеет в виду свой фундаментальный труд «Ламрим ченмо», то есть «Большое описание этапов Пути».

Этот небольшой раздел Цонкапа завершает драгоценным советом-предупреждением из благозвучных уст поэта и йогина Миларепы:

Если не созерцаешь природу закона кармы, который состоит в том,

Что проступки и благодеяния приводят к сходным с ними результатам,

Власть незаметно созревающей неумолимой кармы

Может увлечь в перерождения, полные невыносимого страдания.

Развивай же осознание действия и его последствий.

Если не научишься замечать ошибки потакания чувственному восприятию

И с корнем не вырвешь из самого сердца цепляние за чувственные объекты,

Никогда не разобьёшь оковы сансарной тюрьмы.

Развивай же в себе ум, который воспринимает всё как иллюзию,

И применяй противоядие к источнику страдания.

Если не способен отплатить добром всем обитателям шести миров,

Каждый из которых успел хоть раз побывать твоим родителем,

Застрянешь в узкой колее от Малой колесницы — хинаяны.

Поэтому развивай всеобъемлющую бодхичитту —

Великое сострадание и материнскую заботу ко всем и каждому.

Дже Шераб Гьяцо в «Заметках о «Книге трёх воззрений»» обращает наше внимание на то, что в этой части цонкапинского трактата впервые упоминается не только индийский наставник Атиша Дипамкара Шриджняна, прибывший в Тибет в 1042 году, трудами которого возникла школа кадампа (тиб. bka’gdams ring lugs), но и Миларепа, ранний наставник линии передачи Шести йог. Цонкапа этим хочет показать полное совпадение взглядов двух учителей XI века на необходимость использования общемахаянских практик в качестве основы и подготовки к тантрическому созерцанию.

Развивая эту мысль, Дже Шераб Гьяцо вспоминает Атишу, который в своём труде «Светильник на пути к Пробуждению» (санскр. Bodhipathapradipa) подразделяет все общемахаянские методы на три категории: 1) начальные практики (к ним относится созерцание кармического закона, непостоянства и так далее), цель которых состоит в отречении, то есть в избавлении ума от привязанности к непостоянным явлениям этой жизни и обращении его к высшим духовным стремлениям, 2) средние практики, включающие созерцание вредоносности потворства порокам и бессмысленности даже высших сансарных достижений, а также порождение стремления достичь нирваны и 3) высшие практики, к которым относятся созерцание любви, сострадания и вселенской ответственности, принятие и поддержание обетов бодхисаттвы, а также порождение стремления к обретению всеведения будды. Сопоставляя три строфы Миларепы, приведённые Цонкапой, Шераб замечает, что они полностью соответствуют этим трём категориям Атиши, воплощая их в практические методы.

Особые тантрические предварительные практики

Переходя к описанию «особых» предварительных практик, Цонкапа делит их на два типа: общетантрические предварительные практики и предварительные практики, относящиеся исключительно к системе Шести йог Наропы.

Первый из этих типов напоминает читателю о существовании рекомендаций, общих для всех систем Тантры, или Ваджраяны. Поэтому каждый, кто собирается заниматься практиками Шести йог Наропы, которые как раз являются тантрической системой, должен следовать этим указаниям.

По сути, таких общетантрических указаний два: во-первых, подвизающийся должен получить тантрическое посвящение, относящееся к той системе, которой он будет заниматься, а во-вторых, он должен принять и строго соблюдать тантрические «священные обеты», или самаю.

Получение посвящения от наставника живой линии передачи является обязательным условием практики. Цонкапа цитирует индийское классическое произведение «Знак Вел

Когда же будет ученик допущен к обучению.

Лишь только после получения посвящений,

Что делает его сосудом, подходящим

Для получения тантрических наставлений.

Без посвящения не жди и достижений:

Скорее выжмешь масло из песка.

Таким образом, совершенно ясно, что тантрический буддизм придаёт исключительное значение передаче живой традиции. Цонкапа вспоминает историю первой встречи Миларепы с его учеником Гампопой. Миларепа был прямым учеником Марпы, который, в свою очередь, получил Шесть йог от самого Наропы, а Гампопе было суждено стать самым знаменитым учеником Миларепы, да к тому же и родоначальником всех двенадцати школ кагью. Цонкапа так описывает их знакомство:

Когда Джецун Миларепа впервые встретил своего будущего ученика Чодже Гампопу, то первым делом строго спросил его: «А ты получил тантрические посвящения?» Гампопа ответил: «Получил. Мне их дал Марьюл Лоден, ученик Зангкара (тиб. Zangs dkar)». И только тогда Миларепа согласился учить его.

Марьюл Лоден получил посвящение в тантру Чакрасамвары, принесённую в Тибет Зангкаром-лоцавой, переводчиком из Западного Тибета, имя которого образовано из названия места его рождения, области Зангкар (рядом с нынешним Ладаком). Таким образом, Гампопа получил все необходимые посвящения, и, следовательно, Миларепа смог передать ему Шесть йог без каких бы то ни было дополнительных приготовлений.

Цонкапа завершает этот раздел словами: «Лучше всего получить посвящение в мандалу из цикла Хеваджры или Чакрасамвары, имеющих особо сильную связь с системой Шести йог Наропы». Хотя эти линии передачи принёс в Тибет Марпа вместе с Шестью йогами, они существовали в Стране Снегов и до Марпы, к примеру, в линии передачи вышеупомянутого Марьюла Лодена.

По мнению Цонкапы, несмотря на то что система Шести йог объединяет элементы самых различных тантрических первоисточников, все шесть имеют общее основание — доктрину йоги внутреннего огня. В свою очередь, доктрина внутреннего огня восходит к двум тантрическим циклам, а именно к тантрам Хеваджры и Чакрасамвары. Поскольку доктрины внутреннего огня в этих двух системах идентичны, то в качестве основы для практики Шести йог подходит посвящение в любую из них. Далее Цонкапа переходит к рассмотрению тех линий передачи, которые он считает наиболее авторитетными.

Описывая предварительные практики ваджраяны по развитию устойчивости в тантрических самайя, Цонкапа не упоминает конкретные обязательства тантрического ученика. Зато их можно найти в комментарии Нгулчу Дхармабхадры «Украшение «Книги трёх воззрений»»:

Тантрические самайя бывают трёх категорий: что нужно есть, как соблюдать обеты и что нужно иметь. К первой категории относится обязательство употреблять в пищу пять видов мяса и пять нектаров и непременное освящение любой пищи перед едой. Вторая касается соблюдения общих самайя Пяти Татхагат, четырнадцати коренных и восьми вторичных заповедей, а также девятнадцати личных указаний, итого четыре разновидности обетов. Нужно хорошо понимать все четыре, как и то, что собой представляют малые или средние нарушения их, а также изо всех сил избегать этих нарушений. Что касается третьей категории, то она предписывает иметь ваджр и дильбу, ручной барабанчик дамару, особые четки для начитывания мантр, костяные украшения и т. п. Необходимо владеть настоящими тантрическими атрибутами и священными объектами или хотя бы их изображениями… Если падение, или нарушение обетов, всё же приключилось, то надо отнестись к этому как к случайному отравлению ядом, то есть немедленно принять противоядие, например, применить начитывание мантры и созерцание Ваджрасаттвы или Самаяваджры, огненный ритуал Ваджрадаки и т. п.

Как указывает Далай-лама XIII в «Руководстве по буддийским тантрам»2, список четырнадцати коренных тантрических обетов был составлен индийским наставником по имени Ачарья Ашвагхоша (примерно V B. H. Э.), который извлёк их из большого числа ранних тантрических трактатов, а список восьми вторичных тантрических заповедей составил Нагарджуна в своём втором рождении (примерно VI в.). Таким образом, традиция «коренных и вторичных тантрических обетов» ведёт своё происхождение не из тантр, проповеданных Буддой, а из нововведений индийских наставников Ашвагхоши и Нагарджуны.

Его Святейшество Далай-лама XIV в своей книге «Развитие повседневной медитации»3 высказывает мнение, что на самом-то деле тантрических обетов всего два, внешний и внутренний: 1) постоянно развивать ясность видения, или отчётливость визуализации, то есть восприятие мира в виде мандалы, а себя — в форме йидама этой мандалы и 2) всегда удерживать чувство тантрической гордости йидама, то есть мысль о том, что ты сам и все остальные неизменно пребывают в состоянии Пробуждения.

Цонкапа завершает изложение темы тантрических обетов цитатой из «Тантры взаимопроникающего соединения» (санскр. Sri samayoga-tantra) цикла Чакрасамвары:

Если не получил введение в мандалу

Или нарушил тантрические обеты

Практикуй не практикуй — Не достигнешь ничего.

Особые тантрические предварительные практики в системе Шести йог.

Особые предварительные практики, входящие в наследие Шести йог, состоят из двух основных методов: созерцания и начитывания мантры Ваджрасаттвы и гуру-йоги, в которую входит подношение мандалы, символизирующей вселенную. Дже Шераб Гьяцо объясняет их важность в своих «Заметках о «Книге трёх воззрений»»:

К числу тантрических подготовительных практик, особо упоминаемых в системе Шести йог, относятся практика Ваджрасаттвы и гуру-йога.

Цонкапа объясняет практики Ваджрасаттвы и гуру-йоги довольно подробно, указывая, что обе эти практики используются и в других тантрических системах. Уникальными их делает способ применения, принятый в системе Шести йог, где они выполняются в полном или частичном затворе в виде пяти циклов по сто тысяч раз каждый— 100000 мантр Прибежища, 100000 полных простираний, 100000 подношений мандалы, 100000 стослоговых мантр Ваджрасаттвы и 100 000 гуру-мантр. Другие тантрические системы тоже используют эти созерцания, но не в качестве основной практики в уединении, а в виде кратких вступительных упражнений перед ежедневными медитациями или отдельно от них хотя бы раз в день.

Традицию выполнения «500 000 предварительных практик» принёс в Тибет Марпа-лоцава, и вскоре ее взяло на вооружение большинство школ тибетского буддизма. То же самое произошло и с традицией также введённого Марпой «большого затвора» сроком в три года, три месяца и три дня, которой по сей день придерживаются чуть ли не все буддийские школы Тибета.

Йоги стадии зарождения

Когда вышеупомянутые предварительные практики завершены, Цонкапа рекомендует приступать к методам стадии зарождения, которые состоят в созерцании мандалы и её божеств. Он описывает традицию и обосновывает необходимость применения созерцаний стадии зарождения как непременного условия

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн