Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

для последующего перехода к Шести йогам, каждая из которых является йогой стадии завершения. Он также рассказывает, какие тантрические мандалы лучше всего использовать для практики стадии зарождения, и даёт свои рекомендации о том, как правильно выполнять сами эти практики. В качестве основы созерцания стадии зарождения Цонкапа рекомендует созерцать мандалы Хеваджры или Херуки Чакрасамвары, а затем объясняет, как нужно начинать и развивать практику вне зависимости от выбранной мандалы.

Далее Цонкапа утверждает, что независимо от того, какая мандала используется для йоги стадии зарождения, главное — это получить посвящение в тантру Хеваджры или в Херуки Чакрасамвары до того, как обратишься к практикам стадии завершения Шести йог. Много внимания он уделяет доказательству абсолютной необходимости практик стадии зарождения, причём по тону Цонкапы хорошо видно, что он адресуется определённому кругу читателей, которые наслышаны о применении Шести йог и без предварительного обращения, а тем более устойчивого освоения созерцаний стадии зарождения. Он взывает к мнению великих мастеров Тантры прошлого, добавляет свою собственную аргументацию, чтобы обосновать несостоятельность такого подхода. Далее Цонкапа формулирует сущность практик стадии зарождения в таких замечательных выражениях:

С самого начала созерцания йоги стадии зарождения эти два аспекта практики — гордость йидама и ясность визуализации мандалы — должны взаимно дополнять друг друга. Когда созерцание обители и обитателей — мандалы и её божеств — достигнет устойчивости, то простое удержание ума на присутствии этого сияющего образа породит ощущение удивительного бытия, в котором нет места для возникновения обыденных представлений и привычного облика вещей. Этот метод обладает способностью очистить ум от сансарного восприятия мира. С другой стороны, тот, кто сможет раскрыть в себе стойкое чувство непритворной гордости йидама, обретёт силу избавить свой ум от привычки обыденного восприятия явлений и вещей.

Йогин покидает медитацию и возвращается к повседневным делам, продолжая воспринимать мир и живущих в нём как мандалу и её божеств. Это то самадхи, которое преображает мир и его обитателей в чистое видение. Вот что означает выражение «йоги стадии зарождения очищают обыденные явления и обыденное восприятие».

Введение в природу ума

После описания общемахаянских и чисто тантрических предварительных практик Цонкапа приступает к всестороннему исследованию основных принципов тантрической йоги стадии завершения — той духовной среды, в которой развиваются Шесть йог Наропы.

Он начинает свои разъяснения с экскурса в «природу основы», в котором знакомит ученика с тантрическим взглядом на тело и ум. Природа ума излагается в первую очередь, ибо понимание этого вопроса играет ключевую роль в практическом применении тантрической йоги. Предметом обсуждения является Доктрина пустотности (шуньяты), потому что именно активная динамика шуньяты ума и психических переживаний, определяющая процессы восприятия и познания, делает возможным процесс духовного совершенствования.

Отправная точка всего цонкапинского подхода к шуньяте — абсолютной природе бытия — состоит в его приверженности взглядам классической индийской школы мадхьямака, или «срединного воззрения». Поэтому неудивительно, что Цонкапа приводит отрывок из Марпы, где тот упоминает Майтрипу, ведь из всех индийских наставников Марпы именно Майтрипа наиболее последовательно придерживался методологии мадхьямаки.

Марпа обучался примерно у пятидесяти индийских и непальских гуру, но главными из них были Наропа, Джнянагарбха и Майтрипа. От первого он, среди прочего, получил Шесть йог; второй передал ему «Гухьясамаджа-тантру», которую, как указывает в «Книге трёх воззрений» Цонкапа, Марпа использовал для совершенствования доктрин иллюзорного тела и ясного света, полученных от Народы; а третий наставил его в доктрине шуньяты, посредством которой он достиг реализации махамудры, то есть истинного постижения пустоты.

Далее Цонкапа цитирует ещё одного прямого ученика Майтрипы, прославленного Сахаджаваджру, который написал комментарий к сочинению Майтрипы «Десять размышлений н

Должно опираться только на тот подход к шуньяте, который проповедовали великие наставники мадхьямаки — Арья Нагарджуна, Арьядева, Чандракирти и иже с ними, — учившие, что взаимозависимая природа явлений, лишённая самобытия, указывает на таковость. Мы должны принять постулаты, сформулированные этими тремя Учителями.

Эти троеНагарджуна, Арьядева и Чандракирти -были для Цонкапы корифеями философской мысли. Первые двое явились родоначальниками движения мадхьямаки в Индии II и III веков, а третий выступил позднейшим пропагандистом и толкователем их идей.

В течение столетий, пролетевших между ранними работами Нагарджуны по шуньяте и появлением Чандракирти, школа мадхьямака разделилась на несколько различных течениредставлял, анализировал и оценивал различные философские тенденции, получившие развитие в школах мадхьямаки. Линия передачи мадхьямаки, возникшая на основе развёрнутого толкования Чандракирти учения Нагарджуны, стала называться прасангика. Цонкапа считает Майтрипу, жившего в XI веке в Индии, не только великим провозвестником доктрины шуньяты, переданной и разъяснённой Нагарджуной, Арьядевой и Чандракирти, но и одним из ярчайших позднеиндийских представителей воззрения мадхьямака-прасангики. Вот почему упоминание Марпой имени Майтрипы позволяет Цонкапе обсуждать тему абсолютной природы ума на языке школы мадхьямака-прасангики. И вообще, отличительной чертой цонкапинского подхода к Тантре является то, что в отношении взгляда на шуньяту он неизменно остаётся в рамках понятии мадхьямаки.

Всё многообразие объектов восприятия

Подобно отражению луны на водной глади.

В реальности они не истинны, в реальности не ложны.

Тот, кто это понимает, не утратил правильного воззрения.

Дже Шераб Гьяцо в «Заметках о «Книге трёх воззрений»» объясняет, какое отношение имеет истинная природа ума к философии шуньяты Нагарджуны, Арьядевы, Чандракирти, Майтрипы, Марпы и Мила-репы. Он считает, что именно это, наиболее тонкое измерение ума — измерение, которое посредством медитативного созерцания шуньяты избавляется от своих грубых омрачений, связанных с цеплянием за чувственно воспринимаемые феномены как за нечто реальное, а также преодолевает шесть или двадцать шесть эмоциональных и познавательных искажений, — обладает способностью непосредственно воспринимать окончательную шуньяту, то есть абсолютную природу бытия. Именно это измерение сознания, сконцентрированное на абсолютной природе бытия, обозначается в гелугпинской литературе по ануттарайогатантре термином махамудра.

Введение в природу тела

В йогической технике медитации, описанной в йогах стадии завершения, к которой принадлежат Шесть йог Наропы, тело и ум бытуют одновременно в трёх проекциях. Каждая их трёх физических основ, куда входят тело и ум, характеризуется собственным уровнем сознания — «грубым», «тонким» и «очень тонким».

«Грубое тело» представляет собой наш обычный физический облик, тело из плоти и крови вместе с органами чувств. С этим «грубым телом» связано «грубое сознание», то есть состояние, обрабатывающее данные чувственного восприятия, а также относящиеся к нему интеллектуальные и эмоциональные измерения сенсорного опыта.

«Тонкое тело», которое ещё называют «ваджрным телом», является опорой для «тонкого сознания». Это «тонкое тело» пронизано сетью энергетических каналов (санскр. nadi,ся капли тонкой «энергетической субстанции» (санскр. bindu, тиб. thig le), которые так же могут двигаться по каналам. Йоги стадии завершения всех систем ануттарайогатантры включают в себя работу с этими чакрами, каналами и ветрами, и поэтому каждая система содержит описание того, как нужно визуализировать эти энергетические элементы внутри тела, как брать энергии под контроль и так далее. В своём тексте Цонкапа объясняет этот процесс позже, в разделе йоги внутреннего огня.

Как утверждает в «Книге трёх воззрений» Цонкапа, йоги стадии завершения всех систем ануттарайогатантры направлены на отделение грубых уровней тела от тонких. В результате грубые подавляются с помощью тантрической йоги и созерцания, позволяя тонким доминировать, что, в свою очередь, способствует проявлению тонкого сознания.

Йогин продолжает упорно заниматься тантрическими практиками и в результате порождает «очень тонкое тело». Это «тело» есть не что иное, как тонкая энергия, которая возникает из сооружения, образованного тонкими каплями, собравшимися внутри сердечной чакры. Они сливаются в единую каплю, поддерживающую тонкие физические энергии, а все обычные связи с телом обрубаются.

Когда такое «тело» обособляется от двух предыдущих, йогин созерцает «очень тонкое сознание». Вид сознания, возникающего в тот момент, когда в качестве опоры энергий выступает единственное сердечное бинду, носит название «самый тонкий ум».

Главная цель йоги стадии завершения состоит в том, чтобы разнести эти три слоя тела и этим разделить уровни сознания, возникающего на их физической основе. На этом пути практикующий обретает всё более тонкую внутреннюю медитативную организацию.

Таким образом, эта техника полнейшей очистки физической основы с целью очищения состояния сознания совершается в два «квантовых перехода». В этом одна из главных причин, по которой тантрический путь к Пробуждению называют быстрым. Чем тоньше физическая основа во время созерцания, тем более тонким будет возникающее сознание, а чем тоньше сознание, применяющее данную медитативную технику, тем мощнее становится этот метод. Это основополагающий принцип маха-ануттарайогатантры.

Физические упражнения и созерцание тела как пустой оболочки

Перед переходом к непосредственной практике Шести йог Цонкапа советует в качестве разминки заниматься особыми физическими упражнениями, а затем созерцанием тела в виде пустой оболочки.

Смысл выполнения такой разминки перед каждой медитацией из цикла Шести йог объясняется в цонкапинском тексте несколько позже:

Когда мы созерцаем чакры, одних только щадящих подготовительных методов иногда недостаточно для того, чтобы вызвать состояние самадхи, способное управлять жизненными энергиями и раскрывать энергетические каналы. А после выполнения этих силовых предварительных практик вероятность появления нежелательных побочных эффектов уменьшается.

Комплекс физических упражнений янтра-йоги, связанных с Шестью йогами Наропы, играет важную роль и является одним из немногих примеров физических упражнений, практикуемых тибетцами. Из линии передачи Шести йог он распространился и в другие тантрические традиции Тибета.

Некоторые руководства по системе Шести йог упоминают огромное количество различных янтр. Например, в учебнике Пема Карпо, двадцать четвёртого патриарха школы другпа кагью, приводится перечень различных комплексов янтра-йоги из «…шести, десяти, двадцати или пятидесяти» упражнений4, а Дже Шераб Гьяцо в своих «Заметках» пишет:

Существует множество разнообразных видов физических упражнений, связанных с системой Шести йог Наропы, включающих в себя комплексы из шести, тридцати двух и более янтр. В школах пагмо друпа и дрикунг традиции кагью передается цикл из 108 янтр… Но, похоже, для реализации йоги внутреннего огня нет необходимости выходить за пределы того набора из шести янтр, которые рекомендовал Пагмо Друпа и описал в своём трактате Цонкапа.

Шесть упражнений, которые советует Пагмо Друпа, — это тот самый комплекс, который приводит Цонкапа в «Книге трёх воззрений», поскольку во всём, что касается подобных технических вопросов, он в своём трактате, как правило, следует рекомендациям Пагмо Друпы. Цонкапа довольно подробно излагает янтра-йогу, но мы должны помнить, что одних только словесных описаний недостаточно для того, чтобы передать практику во всей полноте. По традиции янтра-йогу показывает учитель, когда ученик достигает нужного уровня развития.

Эти упражнения сопровождаются созерцанием Тела в виде пустой оболочки. Цонкапа описывает этот процесс следующим образом:

Начинай созерцание, как и раньше, с визуализации себя в образе центрального божества мандалы, но теперь особо концентрируйся на том, что все твое тело абсолютно лишено материального наполнения, как будто это прозрачный пустой воздушный шар, наполненный светом.

Необходимость выполнения физических упражнений на основе созерцания своего тела пустым подтверждается и в «Заметках» Дже Шераба Гьяцо:

Если приступить к практикам стадии дзогрима, к которым относятся и Шесть йог

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн