Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

того, во всех трёх ситуациях грубые чувственное и концептуальное сознания растворены в более тонком измерении ума. Как следствие, сознание, связанное с каждым из этих трёх тел, в некотором смысле тонкое в сравнении с обычным сознанием наяву.

Цонкапа объясняет взаимодополняющий характер трёх практик иллюзорного тела, осваиваемых в трёх состояниях бардо:

…овладевший мастерством в йоге ясного света засыпания и методом проявления в иллюзорном теле состояния сновидений. Близкое знакомство с этой техникой увеличивает эффективность практики иллюзорного тела наяву, а это, в свою очередь улучшает практику работы с иллюзорным телом в состоянии сна.

Если смерть твоя придёт, прежде чем достигнешь высшего Пробуждения, и ты захочешь применить йогу для достижения Пробуждения в момент смерти, задействуй методы управления жизненными энергиями, чтобы опознать ясный свет умирания, используя те же самые принципы, на которые опирается йога удержания ясного света засыпания. А когда войдёшь в состояние бардо, примени технику, освоенную посредством йоги иллюзорного тела сновидений, и обретёшь тело бардо в виде иллюзорного тела бардо.

Далее Цонкапа устанавливает взаимосвязь между тройками элементов и сопоставляет их с кайями. Ясный свет, переживаемый наяву с помощью тантрической йоги, ясный свет сновидений и ясный свет момента смерти ассоциируются с дхармакайей. А иллюзорное тело, тело сновидений и тело бардо ассоциируются с обеими формами рупакайи: самбхогакайей и нирманакайей.

И снова, чтобы расширить контекст доктрины бардо, Цонкапа обращается к традиции Гухьясамаджи:

В «Цикле Арья» традиции Гухьясамаджи говорится о том, как переживание четырёх шуньят приводит к появлению ясного света. Это очень похоже на то, как ясный свет смерти вспыхивает после окончательного угасания телесных процессов. Затем с помощью вышеупомянутых четырёх шуньят и восторгов блаженства йогин порождает иллюзорное тело. Это похоже на порождение тела бардо после ясного света смерти. Такое иллюзорное тело становится тонкой самбхогакайей, которая облекается в форму грубой нирманакайи почти так же, как тело бардо рождается в материальной форме.

Далее в «Книге трёх воззрений» приводится превосходный анализ состояния бардо по материалам литературы абхидхармы10, а затем объясняется, как эта теория реализуется в виде йоги в системах ануттарайогатантры.

Как уже объяснялось, в традиции Шести йог говорится о трёх состояниях бардо: наяву, во сне и в момент смерти. Как же нужно практиковать в этих трёх состояниях? Цонкапа не только ставит этот вопрос, но и сам отвечает на него:

наяву йогин практикует медитации внутреннего огня, чтобы заставить жизненные энергии войти в центральный канал, остаться и угаснуть в нём. Силой такого созерцания вызывается переживание четырёх шуньят, четырёх восторгов и, наконец, сознания ясного света. Это переживание сходно с опытом умирания, когда жизненные энергии и сознания естественным образом покидают тело, входя в центральный канал, а затем вспыхивает ясный свет смерти.

Созерцания, включающие сосредоточение на трёх сознаниях ясного света — ясного света, возникающего посредством йогического усилия наяву, ясного света засыпания и ясного света умирания, — сходятся в том, что процесс угасания жизненных энергий и сознаний в центральном канале подобен естественному умиранию, и требуют от йогина знать и уметь использовать этот процесс для порождения четырёх шуньят и четырёх восторгов блаженства.

Если постиг все три тройки таких процессов, то, применяя эту йогу наяву, заставишь тонкое иллюзорное тело принять форму грубой нирманакайи. А йогу сновидений можно задействовать в промежутке между концом сновидений и пробуждением для того, чтобы тонкую самбхогакайю, порождённую в йоге сновидений, одеть в грубую нирманакайю. Ту же самую технику применяй после окончания ясного света смерти и перед началом бардо, чтобы превратить тело бардо в форму самбхогакайи, а последнюю, в свою очередь, используй, чтобы принять форму грубой нирманакайи.

Этот процесс чрезвычайно сложен для понимания, но не опускай руки и постарайся прояснить и освоить его. Если сможешь проникнуть в суть основных принципов созерцания растворений, сумеешь реализовать и три слияния — ясного света смерти с дхармакайей, тела бардо с самбхогакайей, а тело нового рождения с нирманакайей.

В формальном списке Шести йог доктрина бардо упоминается последней, однако разъясняется вместе с йогой иллюзорного тела в силу «иллюзорной» природы тела бардо. Нужно помнить об этой особенности во время изучения данного раздела, иначе некоторые темы, затронутые в нём, покажутся не вполне понятными, пока не прочтёшь следующую главу о ясном свете, ибо некоторые идеи заимствованы из этой доктрины. А вот когда доктрина бардо стоит на своём месте, последней из Шести йог, то вся картина приобретает логику и завершённость: внутренний огонь — это основание, отправная точка пути; иллюзорное тело и ясный свет — главная часть, вехи пути; перенос ума и переселение сознания — вспомогательные ответвления пути, применяемые в непредвиденных случаях, при неизлечимой болезни или в преклонном возрасте, чтобы полностью избежать бардо; и, наконец, если ничего не помогло, а смерть уже стоит на пороге, — йога бардо как раз к месту.

Йога ясного света

Йога ясного света включает два вида практики: созерцание ясного света наяву и созерцание его во сне.

«Книга трёх воззрений» глубоко исследует варианты применения термина «ясный свет» в различных буддийских писаниях. Нгулчу Дхармабхадра обобщает сущность цонкапинского анализа в своём «Украшении «Книги трёх воззрений»»:

Термин «ясный свет» используется со множеством оттенков: «обычный» и «необычный» ясный свет; «ясный свет как объект» и «ясный свет как субъект»; «ясный свет скрытого значения» и «ясный свет окончательного смысла».

В этой классификации выражение «ясный свет как объект» относится к шуньяте всех явлений, понимаемой как свобода от двух пределов — материализма и нигилизма. Термин «ясный свет как субъект» относится к уму того, кто познает этот объект. Такое употребление является общепринятым в хинаяне и махаяне, а также во всех четырёх классах мантраяны. Поэтому говорят ещё о «ясном свете общего смысла».

«Необычный ясный свет» — это особый термин, употребляющийся в ануттарайогатантре. Он означает ясный свет как субъект, где «субъектом» является вместерождённое великое блаженство, сосредоточенное на восприятии ясного света как объекта, то есть шуньяты, как природы явлений.

Такое использование термина «ясный свет как субъект» в ануттарайогатантре включает в себя три разновидности ясного света, связанных с понятиями основы, пути и плода. «Ясный свет как основа» относится к естественному ясному свету сна и смерти и переживается даже обычными существами, хотя и не опознаётся ими. Термин «ясный свет пути» охватывает «косвенный ясный свет» и «прямой ясный свет». Поскольку этот ясный свет пути способны переживать только хорошо обученные йогины, то его ещё называют «скрытый ясный свет».

«Косвенный ясный свет» далее опять-таки подразделяется на «косвенный» и «прямой». Что касается «прямого ясного света», то различают «прямой ясный свет четвёртой стадии» и «прямой ясный свет пятой стадии». И наконец, «ясный свет окончательного смысла» относится к тому сознанию ясного света, которое переживается на стадии юганаддхи, или великого единства. Поскольку это состояние великого единства имеет два уровня — в обучении и за пределами обучения, — этот «ясный свет» также бывает двух типов, соответствующих этим уровням духовной реализации.

В порождении переживания этого «прямого ясного света» состоит основное назначение ануттарайогатантры. Косвенный ясный свет есть не более чем средство достижения прямого ясного света. «Нечистое иллюзорное тело» служит причиной переживания косвенного ясного света, а чистое иллюзорное тело — прямого ясного света. Это переживание легче всего порождается через созерцание внутреннего огня в сердечной чакре.

Начнём разбираться в классификации Нгулчу Дхармабхадры с терминов «обычный» и «необычный». В его терминологии «обычный ясный свет» относится к тому, что понимается под выражением «ясный свет» в писаниях общей махаяны и во всех четырёх классах тантр тайной ваджраяны. Проще говоря, он один и тот же во всех колесницах. «Необычный ясный свет» — это ясный свет, о котором говорится исключительно в текстах ануттарайогатантры.

Как объясняет Нгулчу, «необычный ясный свет», о котором идёт речь в ануттарайогатантре, относится к аспекту сознания, воспринимающему шуньяту, то есть это «ясный свет как субъект». «Ясный свет как объект» означает саму шуньяту как объект восприятия этого сознания. Цонкапа в «Книге трёх воззрений» указывает, что это «необычное сознание ясного света» — иначе называемое «ясный свет как субъект» — вызывается через практику йоги внутреннего огня, вследствие которой происходит растворение махабхут, порождаются восторги блаженства и, в конце концов, возникает ум ясного света. Йогин опознаёт этот ум ясного света блаженства, удерживает его и направляет на созерцание шуньяты.

Нгулчу упоминает термин «ясный свет как основа, путь и плод». «Ясным светом основы» равно обладают все живые существа от высших до низших и от самых порочных до самых пробуждённых включительно. Ясный свет пути, — это «ясный свет основы», каким он предстаёт в сознании практикующего с помощью тантрической йоги. Поскольку он скрыт от восприятия обычных живых существ, а доступен только обученным йогинам, то его называют «скрытым ясным светом».

«Ясный свет пути», то есть переживаемый посредством применения тантрической йоги, имеет много уровней реализации. Два главных уровня известны как «косвенный» и «прямой». Оба они, в свою очередь, подразделяются на «косвенный» и «прямой» согласно тому способу, с помощью которого различные фазы йоги иллюзорного тела интегрируются в йогу ясного света. «Косвенный» переживается на третьей из пяти стадий, ведущих к полному Пробуждению, на которой йогин достигает состояния арьи. «Прямой» переживается на пятой стадии — известной как юганаддха, или «великое единство», — которая является стадией окончательного Пробуждения. Как утверждает Нгулчу, это «великое единство» также имеет две ступени, а значит, существуют и два связанных с ними уровня переживания сознания ясного света.

Ступени всех уровней, по которым поднимаются практикующие тантристы, проявляя стадии реализации иллюзорного тела и ясного света, основаны на применении йоги внутреннего огня. Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что внутренний огонь есть «основание», а йоги иллюзорного тела и ясного света — «главный путь».

Мы уже убедились, что реализация этих двух элементов — иллюзорного тела и ясного света — развита В их тесной взаимосвязи. Динамика данного процесса, как неоднократно упоминает Цонкапа в своём трактате, подробно разъясняется в традиции «Пяти стадий» тантрического цикла Гухьясамаджи. Дже Шераб Гьяцо в «Заметках о Книге трёх воззрений» советует:

Необходимо серьёзно проштудировать наставления Цонкапы, чтобы заложить надёжные предпосылки к реализации. Особенно эти три его работы по тантре — «Книга трёх воззрений», «Ясный светоч «Пяти стадий»» и «Совершенный трон» — надо изучать как единое троекнижие в их взаимосвязи и взаимодополнении. Вот тогда можно достичь истинного знания. Это особенно важно для обретения глубокого понимания всех тонкостей учений об иллюзорном теле и ясном свете.

Цонкапа разделяет практику йоги ясного света, изложенную в Шести йогах Наропы, на две части: созерцание наяву и созерцание во сне.

Основу практики йоги ясного света наяву составляет применение йоги внутреннего огня с целью собрать жизненные энергии в центральном канале, удержать и

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн