Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

растворить их там, вызывая таяние капель и порождая восторги и переживание четырёх шуньят. Растворение махабхут сопровождается знаками от миража и далее до ясного света. Йогин соединяет экстаз переживания ясного света с созерцанием шуньяты, а затем удерживает ясный свет. Цонкапа описывает это следующим образом:

Хорошенько сосредоточься… заставляя энергии из боковых каналов расана и лапана войти, остаться и угаснуть в центральном канале, вызывая переживание четырёх шуньят и порождая удивительное сознание ясного света пути. Когда этот произошло, опознай этот ум великого вместерождённого блаженства и удерживай его.

Это созерцание напоминает метод, который Эванс-Вентц и Дава-Самдуп включили в свою книгу «Тибетская йога и тайные учения»11 под названием «йога долгого ХУМ». Эта йога состоит в растворении практикующим йогином мира и его обитателей в свете, а затем — в самаясаттве, то есть в себе самом. Самаясаттва растворяется в мантрическом сердечном слоге ХУМ, который есть джнянасаттва, символ абсолютной природы ума йогина. Слог, в свою очередь, растворяется снизу вверх, после чего остаётся лишь ясный свет. Растворение ХУМ сопровождается процессом угасания и сопутствующими видениями, начиная с миража и кончая ясным светом. Когда возникает переживание великого блаженства ясного света, следует объединить его с созерцанием шуньяты. Как видим, «краткий А» (или атунг) доктрины внутреннего огня и «долгий ХУМ» ясного света в чём-то похожи.

Созерцание ясного света во сне несколько сложнее, чем его созерцание наяву, и, также как йога сновидений, задействует работу с различными чакрами с целью точной настройки параметров сна, чтобы они полностью отвечали требованиям данной йоги.

Принцип, лежащий в основе доктрины ясного света сна, в «Книге трёх воззрений» описан следующим образом:

Вообще говоря, бинду, которое вызывает переживание состояния глубокого сна, обычно пребывает в сердечной чакре. Если сосредоточиться на нём, можно вызвать удивительное переживание ясного света сна. Но даже если не созерцать бинду, жизненные энергии сами собой собираются в нём, когда ты засыпаешь. Получается, что если наяву ты развиваешь умение втягивать жизненные энергии в центральный канал, а во время засыпания применяешь вышеописанные медитации, выполняя визуализацию слогов в сердечной чакре, то тебе будет совсем легко втянуть энергии в центральный канал через сердце

Как уже было сказано, доктрины иллюзорного тела и ясного света, опирающиеся на применение внутреннего огня, составляют основу пути; таким образом, именно они являются главными средствами достижения Пробуждения. Цонкапа указывает, что способ взаимодействия этих доктрин с наибольшей ясностью излагается в учениях Гухьясамаджи из «Цикла Арьи», а потому за получением дальнейших наставлений по этому вопросу следует обращаться к этой работе как к первоисточнику.

Итак, наконец мы подошли к двум последним из Шести йог Наропы, которые относятся к «вспомогательным ответвлениям пути». Это практики переноса ума и переселения сознания.

Йога переноса ума

Предпосылка, лежащая в основе йоги переноса ума, состоит в том, что предсмертное состояние тела и ума полностью определяет дальнейшее развитие процесса умирания и вхождения в бардо. Это, в свою очередь, влияет как на сценарий пребывания в бардо, так и на следующее за ним новое рождение.

В сутраяне и в мантраяне используются разные методы применения медитации в этом состоянии12. Метод, включённый в систему Шести йог, взят из ануттарайогатантры. Его суть состоит в том, чтобы в течение жизни с помощью йогической практики подготовить «канал смерти», а при наступлении смертного часа выскользнуть из тела через этот выход и перенести своё сознание в желаемое новое рождениелибо вознестись в Чистые земли будд, либо родиться тантрическим йогином в мире людей. Этот «канал смерти» можно наладить с помощью йогической практики, особенно если достиг мастерства в йогах внутреннего огня, иллюзорного тела и ясного света. Но особо тянуть не надо: как гласит «Книга трёх воззрений», чтобы подготовить канал смерти, «занимайся сейчас, пока болезнь тебя не подкосила», пока ты в полном расцвете сил.

Цонкапа рассказывает, что в различных сутрах и тантрах существует невероятное множество методов вознесения сознания; немало их и в самой ануттарайогатантре:

По этому вопросу имеется множество учений устной традиции. Те, что известны как «вознесение сознания с помощью четырёх методов», а также линия передачи вознесения сознания традиции Нгог (тиб. Ngog), подробнейшим образом описывают медитации, связанные с переносом. Однако в Шести йогах Наропы большинство лам передаёт наставления по переносу ума, основанные только на устной передаче.

Саму практику он описывает следующим образом:

В устной традиции говорится, что сперва надо представлять себя в виде божества мандалы и заставить жизненные энергии слиться в поцелуе либо в тайной, либо в пупочной чакре. Затем представь красный слог атунг в пупочной чакре, тёмно-синий ХУМ — в сердечной чакре, а белый КША — в теменном отверстии.

Затем снизу поддай жизненными энергиями по атунгу в пупочной чакре, как по мячику. Он подскочит и ударит слог ХУМ в сердце. Тот, в свою очередь, ударит по слогу КША в темени. Затем созерцай обратный процесс: ХУМ опускается в сердечную чакру, а атунг занимает своё место в пупочной чакре.

Иногда созерцают, что во время восходящего движения атунг растворяется в слоге ХУМ, а тот — в КША, но вышеизложенный подход эффективнее.

Упражняйся в этой практике, пока не появятся признаки достижения результата. К ним относятся небольшой волдырь или даже гематома на темени, ощущение зуда или пульсации и так далее.

Таким способом раскрывается канал смерти, и, когда наступит «время выполнить вознесение», то есть смертный час, йогин применяет ту же практику, которую использовал при подготовке канала смерти, и сознательно покидает тело.

Цонкапа цитирует «Ваджрадака-тантру» (санскр. yajradakatantra), в которой говорится:

Наведи порядок в обители.

Только как следует очистив её,

Выполняй вознесение сознания,

Иначе толку не будет.

Он объясняет, что слово «обитель» означает человеческое тело, «дом», внутри которого обитает наше сознание, а далее пишет: «Приступать к йогам вознесения, сперва не очистив тело с помощью вышеописанной йоги внутреннего огня, — только зря терять время». То есть опять, теперь уже для очистки канала смерти, здесь используется энергия, возникающая из созерцания внутреннего огня.

Цонкапа очень кратко останавливается на доктрине переселения сознания, ибо, по его словам, подробно описал эту технику в другом месте13.

Йога переселения сознания

Большинство комментариев, написанных за последние три-четыре столетия по Шести йогам, не причисляют к ним переселение сознания, или дронгджуг (тиб. grong jug). Обычно этой практике уделяется отдельная строчка, максимум абзац, в конце объяснения йоги переноса ума. На её место ставится либо йога кармамудры, либо йога сновидений, возведённые до статуса одной из Шести йог, чтобы число их осталось неизменным. Смысл её удаления состоит в том, что официально эта доктрина больше не практикуется, а если и практикуется, то в строжайшем секрете. Обычно объясняется, что передача этой практики угасла вместе с загадочной смертью сына Марпы по имени Дарма Доде, последнего держателя этой линии передачи.

Конечно, практика переноса сознания в свежий труп выглядит весьма экзотично. Освоение самой техники начинается с попыток оживления мертвых тел небольших животных. После такой тренировки йогин может перейти к работе с настоящим материалом — с человеческим трупом. Цонкапа подробно описывает, как правильно размещать мертвеца на мандале перед собой и какой медитацией всё это сопровождать. Для выполнения истинной, а не тренировочной практики тантрист достаёт на кладбище свежий труп, приносит его домой, усаживает со скрещенными ногами на стол, садится с ним лицом к лицу и пересаживает своё сознание в мёртвое тело, оживляя его. После этого йогин сжигает своё старое тело и, как ни в чём не бывало, продолжает старые дела в новом теле. Зачем всё это нужно? Цонкапа отвечает:

Причины для применения переселения сознания в другую обитель могут быть самыми разными. Например, йогин может обнаружить, что он не в состоянии осуществить великие деяния на благо всего мира в силу определённых физических недостатков, и захотеть обрести более подходящее тело. Возможно также, что тяжелое заболевание мешает ему приносить благо себе и другим. В этом случае также стоит сменить своё изношенное тело на более подходящее. Кроме того, к поиску более молодой «обители» может побудить немощь состарившегося тела.

Несмотря на то что подобные аргументы производят впечатление искусственности, а данная практика вполне справедливо включается в Шесть йог только как вторичная или вообще как дань традиции, эта тема вызывала огромный интерес в Индии и Тибете XI столетия. Например, рассказывают, что когда сын Марпы, получивший передачу метода переселения сознания, на всем скаку свалился с коня и был уже при смерти, он успел переместить своё сознание в тело голубя и улетел в Индию. Там голубь приземлился на грудь мёртвого мальчика, который лежал на дровах погребального костра. Сын Марпы перенёс своё сознание из своего временного пристанища в труп ребёнка. Голубь упал замертво, а мальчик ожил, сел и открыл глаза. Он стал известен под именем Типупа, или Голубь-махасиддха. Спустя поколение Миларепа послал одного из своих учеников, Речунгпу, в Индию учиться у Типупы.

Биографии индийских махасиддхов и йогинов этого периода пестрят подобными байками. Эта традиция была подхвачена в Тибете, особенно ранними ламами школы кагью. Йогины запросто пересаживались в тела гусей, лисиц и других животных, погружая своё человеческое тело в состояние анабиоза, а позже с такой же лёгкостью возвращались назад, покидая заимствованное тело и «надевая» старые скандхи. Говорят, что Марпа несколько раз демонстрировал этот фокус своим ученикам.

Конечно, в те дни было несравнимо легче со свежими трупами для практики. Ведь сжигали только зажиточных. Рядом с большинством городов и селений было полно кладбищ, куда свозили и оставляли мёртвых в виде подношения диким зверям и стервятникам, как последнее деяние дана-парамиты, поэтому у йогинов всегда было из чего выбрать подходящее тело.

Эти кладбища были излюбленным местом созерцаний индийских махасиддхов. Частенько они располагались на границе джунглей, кишащих дикими зверями, от тигров до шакалов, которые денно и нощно рыскали в поисках зазевавшегося тантриста себе в пищу. Как правило, город был недалеко, что обеспечивалопостоянное пополнение в виде всё новых трупов. Считается, что одновременное присутсвие разлагающихся трупов и терзающих их голодных хищников как нельзя лучше располагает к тантричесКой медитации.

Молва гласит, что сначала было две доктрины переселения сознания: одна — для переноса сознания в труп, а другая — для переноса в живое сущеество. Именно вторая из них так испугала тантристов своими возможными последствиями, что владение ею, как полагают, стало причиной таинственной смерти сына Марпы14 и уходу этой линии передачи в подполье.

Цонкапа упоминает две разновидности практики дронг-джуг: это, во-первых, переселение своего сознания в свежий труп и, во-вторых, освобождение и предоставление собственного тела тому, кто в нём нуждается, с помощью переселения его сознания в своё тело. Цонкапа почти ничего не рассказывает об этой второй практике, ибо, как он говорит: «Такому методу публично не учат».

Требования к

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн