тантристу, практикующему эти вспомогательные йоги, описываются следующим образом:
Все три практики— перенос ума, переселение сознания в труп, а также из другого тела в своё собственное — требуют от йогина умения перекрывать поток энергий посредством размещения во вратах тела мантрических слогов, а также очищать врата с помощью использования техники дыхания сосуда для втягивания жизненных энергий в центральный канал. Кроме того, здесь необходимо умение с помощью йоги внутреннего огня контролировать красный элемент, символизируемый атунгом в пупочной чакре, и использовать его для порождения сознания, которое «едет верхом» на тонких энергиях, представленных слогом ХУМ в сердечной чакре.
Предельно ясно и подробно изложив ключевые принципы традиции Шести йог Наропы, Цонкапа завершает свой трактат кратким выводом о том, как всё это претворяется в опыт Пробуждения:
После того как достигнута стадия юганаддхи обучения, практикующий продолжает созерцание ясного света, с помощью которого полностью избавляется от предрасположенности к ошибочному состоянию цепляния за двойственность. И тогда в момент окончательного проявления дхармакайи иллюзорное тело йогина стадии юганаддхи обучения полностью преображается и становится иллюзорным телом юганаддхи вне обучения. Теперь это иллюзорное тело останется с ним до тех пор, пока существует сансара.
На этой ступени ясный свет как объект (то есть шуньята), обладающий двумя чистыми качествами, становится несоставной дхармакайей. Ясный свет как субъект (то есть ум, воспринимающий шуньяту) становится тем, что называют джнянадхармакайей, или махасукхакайей.
Опорой этого состояния дхармакайи является рупакая, созданная из самых тонких уровней энергии и сознания формообразующего аспекта бытия. Это и есть самбхогакайя…
Такое иллюзорное тело стадии юганаддхи трансформируется в нирманакайю, способную порождать бесчисленные проявления.
В заключительных строках своего трактата Цонкапа вспоминает раннюю линию передачи, перечисляет литературные первоисточники, связанные с традицией Шести йог, а также уточняет, когда, зачем и для кого он сочинил этот текст.
МОЛИТВА СЕДЬМОГО ДАЛАЙ-ЛАМЫ К УЧИТЕЛЯМ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ ШЕСТИ ЙОГ НАРОПЫ
Большинство далай-лам получали и практиковали «Шесть йог Наро». Второй Далай-лама (род. 1475) даже сочинил на эту тему два трактата, один из которых описывал эту традицию в целом, а другой был посвящен рассмотрению основных её медитативных приёмов. Третий Далай-лама (род. 1543) посвятил много работ мандале пяти божеств Херуки Чакрасамвары, принадлежащей традиции индийского махасиддха Дильбупы, или Гхантапады, которая в наши дни чаще всего используется для практики стадии зарождения теми, кто следует по пути Шести йог.
Седьмой Далай-лама (род. 1708) получил три разные передачи Шести йог Наропы от своего старшего наставника по имени Тризур Нгаванг Чокден (тиб. ‘Khrid zur ngag dbang mchog Idan). После того как пожилой гуру дал третью и последнюю передачу Шести йог юному Седьмому Далай-ламе, своему ученику и преемнику, он поручил последнему сочинить молитву к Учителям линии передачи. Седьмой Далай-лама, всегда готовый разродиться виршами, не преминул тут же сделать это. В своё время я включил эту краткую полупоэму-полумолитву в свою книгу Selected Works of Dalai Lama VII: Songs of Spiritual Change (Snow Lion Publications, 1982), а здесь привожу её с незначительными изменениями.
Текст состоит из трёх частей: первая представляет собой хвалебный гимн Учителям линии передачи, вторая содержит молитву, призывающую успех в практике Шести йог, а третья — благопожелания.
Как принято в молитвах к линии передачи, Седьмой Далай-лама в хронологическом порядке приводит имена наставников, каждый из которых был главным держателем традиции Шести йог в своём поколении Читатель встретит немало знакомых имён, упоминаемых в этом перечне перед Цонкапой, ибо многое из них цитировались в «Книге трёх воззрений» и попали в мои предисловия и переводы. Это, например, Наропа, Марпа, Миларепа, Гампопа, Пагмо Друпа, Дрикунгпа Джигтен Гонпо и другие.
Содержание раздела молитвы, посвященной самой системе Шести йог, следует структуре основных частей «Книги трёх воззрений»: общемахаянские предварительные практики, чисто тантрическая предподготовка, йоги стадии зарождения и собственно Шесть йог, относящиеся к стадии завершения.
Имена учителей линии преемственности передаются фонетически, по принципу «как слышится, так и пишется», без использования формальной транслитерации, а также без дат. Все, кто интересуется датами, может обратиться к известным хронологиям. Нам же достаточно будет предположить, что каждый наставник — это в среднем около двадцати пяти лет истории, потому что каждое имя в перечне принадлежит к следующему поколению. Миларепа родился в 1040 году, значит, отталкиваясь от этой цифры, можно приблизительно подсчитать период каждого из последующих поколений. Согласно ниже приведённой хронологии Седьмого Далай-ламы Цонкапа (род. 1357) отстоит от Миларепы на двенадцать поколений.
Поклоняюсь гуру, даки и дакини!
Чакрасамвара, вездесущий владыка мандалы великого блаженства,
Тилопа — совершенномудрый Джнянабхадра, —
Полностью раскрывший в себе единство блаженства и пустоты,
Наропа, воплощение самого Херуки,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Марпа-лоцава, жемчужина в короне ваджрадхар,
Миларепа, достигший ваджрной нерушимости,
Гампопа, врачеватель из Далю, глава всего ваджрного семейства,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Пагмо Друпа, всеобщий великий заступник,
Джигтен Ринчен Гонпо, наставник живых существ,
Цанпа Речунг, податель всемирного благополучия,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Джампапелва, первый среди переводчиков,
Сонам Вангпо, кладезь совершенствования,
Сонам Сенге, великий ритор и логик,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Янгцева, проникающий в смысл всех учений,
Бутон Ринчендруб, мудрейший среди мудрых,
Прославленный Кхедруб Джампапел, великий мудрец и сиддха,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Драгпа Джангчуб, снискавший око Дхармы,
Всеведущий Цонкапа, великий дхармараджа,
Кхедруб Пелсангпо, великий наследник Дхармы,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства.
Джецун Басова, известный совершенством разума,
Чокьи Дордже, достигший полного освобождения,
Энсапа Лобсанг Дондруб, ставший великим наставником для всех,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Сангье Еше, искоренивший неверные толкования,
Всевидящий Лобсанг Чогьен — Первый Панчен-лама,
Дамчой Гьялцен, великий отшельник Дхармы,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Менкхангпа, владыка тайной йоги,
Лама Шри, завершивший тайный путь,
Тричен (Тризур) Нгаванг Чогден, хранитель тайных сокровищ,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Ещё обращаюсь к божествам мандаты:
Чакрасамвара, вездесущий владыка великого блаженства,
Верховная богиня Ваджравараха, подательница четырёх блаженств,
Даки и дакини, не расстающиеся с высшим блаженством,
Молю вас даровать мне мудрость тождества пустоты и блаженства!
Непостоянная жизнь быстротечна, подобно молнии в небе,
Всё, что накоплено в сансаре, придётся оставить навсегда.
Так пусть же это понимание повернёт мой ум к Дхарме,
Благословите мою неистовую решимость достичь освобождения!
Мои прежние матери отдали мне все свои душевные и физические силы,
Превозмогая боль и терпя лишения ради меня в бесчисленных жизнях.
Да раскроется моя бодхичитта, да воспылает мой сострадательный порыв освободить их,
Благословите моё запредельное восхождение путями бодхисаттвы!
Благословите меня раскрыть в себе постоянное и естественное благоговение
И преданность милосердному Учителю, источнику всех сиддхи,
Да сохраню я в чистоте все обеты, что принял,
Да сберегу я как зеницу ока все посвящения, что получил!
Пусть обрету я воззрение стадии зарождения Мантраяны:
Всё возникающее проявляется как мандала и её обитатели.
Свободным от умствования путём познания великого блаженства
И постижения природы всех вещей да придёт мой ум к созреванию!
Внешними и внутренними методами втяну тонкие ветры
В центральный канал — авадхути — и разожгу там огонь туммо.
Благословите меня достичь вместерождённого блаженства,
Что возникает от прикосновения к тайной капле.
Благословите мою йогу иллюзорного тела,
Дающую полный контроль над всеми телесными проявлениями:
Искусство воспринимать происходящее наяву в виде иллюзий;
Искусство применения иллюзорного тела сновидений,
Когда сон останавливает грубый ум, собираются энергии и вспыхивает ясный свет сна;
А также искусство применения навыков йоги сновидений к посмертному бардо.
Благословите меня реализовать ум великого блаженства вместерождённого ясного света,
И восстать из чистой изначальной капли жизни
В виде Херуки Чакрасамвары в союзе с дакиней,
Чтобы в этой самой жизни обрести состояние юганаддхи.
Случись так, что сила кармы призовёт мою смерть,
Прежде чем я достигну наивысшей мудрости,
Благословите меня уверенно применить
Слияние материнского и сыновнего ясного света в дхармакайю.
Благословите, чтобы, проявившись в бардо в виде сабхогакайи,
Я мог, принимая чудесные образы, наставлять живых существ.
Если смерть придёт раньше, чем я реализую плод Шести йог,
Благословите меня применить самадхи переноса ума
И, выведя ум наружу через золотое отверстие в темени,
Доставить его в Чистые земли дакинь.
Благословите достичь совершенства и в йоге
Переселения сознания в новую обитель скандх.
Пусть сострадательная забота блистательного Херуки Чакрасамвары,
Его супруги Ваджраварахи, даков и дакинь трёх направлений
Устранит внешние и внутренние препятствия и создаст благоприятные условия.
Благословите быстро завершить обе стадии
Высшего пути тайной Мантраяны!
Как водится во всех молитвах Учителям линии передачи различных традиций, строфы, посвящённые ранним учителям, не принадлежат перу Седьмого Далай-ламы, а представляют собой традиционные гимны, сочинённые очень давно и передающиеся с тех пор от поколения к поколению. Седьмой Далай-лама добавил разве что имя своего гуру — Тризур Нгаванг Чокден. Все остальные строфы, несомненно, сочинены им самим.
Я сопоставил перечень лам линии преемственности, записанный Седьмым Далай-ламой, с другими списками из нескольких разных руководств по линии передачи — они полностью совпадают, вплоть до времён Цонкапы и его непосредственных последователей. После этого встречаются разночтения. Похоже, что внутри школы гелуг была не только генеральная линия передачи, но и её многочисленные ответвления, развивающиеся в разных монастырях и обителях отшельников по всей Центральной Азии.
КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ЛИНИИ ПЕРЕДАЧИ
Для начала рассмотрим позицию школы гелуг по отношению к ранним кагьюпинскими ламам. Гелугпинцы считают, что Марпа, четыре его главных ученика (лама Ме, лама Цур, лама Нгогпа и Миларепа, среди которых первейшим был Миларепа) и два главных ученика Миларепы (Гампопа и Речунгпа, из которых первенствовал Гампопа) были безупречными хранителями и продолжателями тантрических доктрин, привезённых Марпой из Индии. Из четырёх главных учеников Гампопы — каждый из которых основал свою собственную школу, одну из «четырёх старших школ кагью» — Пагмо Друпа получил самую полную передачу и потому считается основным наследником Гампопы, заметно выделяясь среди этой четвёрки. Вот почему тибетские историки называют традицию Пагмо Друпы самой авторитетной из четырёх старших школ кагью с точки зрения сохранения полноты наследия Марпы. Эту ситуацию описал великий историк Тибета Го-лоцава Шоннупел (1392-1481) в своём капитальном труде «Синяя летопись» (тиб. Deb ther sngon po)*. Он рассказывает, как в один прекрасный день стареющий Гампопа провозгласил, что отныне и навсегда Пагмо Друпа должен сидеть во главе любого собрания в его монастыре, таким образом, назначив его своим главным преемником.
___________
* Го-лоцава Шоннупел. «Синяя летопись». Перевод с тибетского Ю. Н. Рериха, перевод с английского О. В. Альбедиля и Е. Ю. Харьковой. СПб: Евразия, 2001). — Прим. ред.
У Пагмо Друпы было восемь учеников, каждый из которых основал отдельную школу, одну из «восьми младших школ кагью». Го-лоцава в «Синей летописи» утверждает, что самую полную передачу получил Дрикунгпа Джигтен Гонпо, известный также под именем Джигтен Сумгон (род. 1143), основатель школы дрикунг кагью. Большинство гелугпинцев соглашаются с ним и считают, что школа дрикунг кагью на голову выше остальных из этой восьмёрки. Таким образом, школа пагмо друпа — первая из четырёх старших школ кагью, и дрикунг кагью — первая среди восьми младших. Вот почему в линии