Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

последующем возведении на престол официального ламы-перерожденца в Тибете не было принято тибетцами. Теперь пекинское правительство предоставляет всем уцелевшим в Тибете монахам выбор между подписанием документа, одобряющего пекинского кандидата и отрицающего кандидата Далай-ламы, и перспективой быть изгнанным из монастыря или даже подвергнуться тюремному заключению и пыткам.

Вот как получилось, что на сегодняшний день мы имеем сразу двух Панчен-лам; один, коронованный китайскими коммунистами; и другой, на год раньше опознанный Далай-ламой, который вместе со своими родителями и сорока восемью монахами из Таши Лхунпо, участвовавшими в поисках, томятся в тюрьме или под домашним арестом. После ареста ни о ком из этих узников не было ни слуху, ни духу, а организация Международная амнистия назвала мальчика самым юным в мире политическим заключённым.

2.См. Tsonhapa’s Six Yogas of Naropa (Snow Lion, 1996), стр. 188-190.

3.Ваджрадхара — это имя, которое Будда носит в своём изначальном тантрическом воплощении. Выражение «бесчисленные божества мандалы» относится к тому способу, которым Будда в форме Ваджрадхары проявляется в виде всевозможных йидамов и проповедует различные тантрические учения.

4.Вот эти двенадцать примеров:

-иллюзия, мираж (тиб. sgyu та),

-образы сновидений (тиб. rmi lam),

-галлюцинация (тиб. mig sgyu),

-отражение в зеркале (тиб. те long nang gi gzugs brnyan),

-молния в небе (тиб. glog),

-эхо в пещере (тиб. brag cha),

-радуга (тиб. ja’ tshon),

-луна в озере (тиб. chu zla),

-город гандхарвов (тиб. dri za i grong khyer),

-обман зрения (тиб. mig yor sprin),

-волшебные проявления (тиб. sprul pa),

-пузыри на воде (тиб. chu bur).

5.

6.Басова Тенпей Гьялцен известен не только как главный ученик Гьялвы Энсапы, но и как йогин, достигший Пробуждения за одну жизнь.

Глава 5: Практическое руководство по Шести йогам Наропы

1.Несмотря на то что трактат Цонкапы в целом сильно отличается от текста Гьялвы Энсапы, переведённого в предыдущей главе, в этой содержание «Практического руководства» напоминает энсаповский анализ того, как в Шести йогах представлены две основные техники — методы для втягивания ветров в авадхути и методы, которые применяются после того, как ветры уже втянуты. Однако Энсапа рассматривает оба эти вопроса с точки зрения принципов «трёх слияний», а Цонкапа описывает конкретные практические методы освоения и завершения этих двух стадий.

2.Четыре чакры с попарно обращёнными друг к другу спицами, то есть каналами-ответвлениями, составляют две пары — темя/горло и сердце/пуп. В каждой паре присутствует одна мужская и одна женская чакра, которые возбуждают и стимулируют друг друга. В обеих парах мужская чакра находится сверху, а женский жар поднимается снизу, вызывая таяние и истечение мужских флюидов.

3.Это такая вертикальная линия, широкая у основания и сильно сужающаяся кверху, чем-то похожая на шип или зубочистку, повёрнутую остриём вверх.

4.Вещество мужских и женских капель-бинду, которые протекают внутри тела, называется на санскрите известным термином bodhichitta, или «ум пробуждения».

5.Иногда мантрический слог в пупе называется АХ, иногда — АМ, в зависимости от присутствия полумесяца над ним. В любом случае визуализируется атунг, увенчанный полумесяцем, каплей и завитком-нада.

6.Кьюрура — лекарственное растение, разновидность миробалана (тиб. kyu ru pat лат. Emblica officinalis) плоды которого блестят и сияют на свету.

7.«Растворение четырёх махабхут» вместе с появлением четырёх «знаков, подобных небу» описано в предисловии к главе 4.

8.Тема «трёх слияний» рассматривается в трактате Гьялвы Энсапы, приведённом в главе 4.

9.Четыре типа рождения с буддийской точки зрения это: 1) рождение из матки, 2) рождение из яйца, 3) рождение от тепла и влаги, и 4) чудесное рождение. Все живые существа рождаются одним их этих способов.

10.Пять скандх, или психофизических совокупностей, это:

-совокупность воспринимаемых форм, или рупа скандха,

-совокупность ощущений-переживаний, или ведана скандха,

-совокупность актов различения, или санджня скандха,

-совокупность волитивных актов, или санскара скандха,

-совокупность элементов сознания, или виджняна скандха.

«Личность» — это ощущение индивидуального «я», которое порождается этими пятью совокупностями, обуславливающими наш жизненный опыт и восприятие себя и мира.

11.Это уровень иллюзорного тела, реализация которого сопровождается достижением «пути прямого видения» — третьей стадии из пяти, ведущих к Пробуждению. На этом уровне медитации йогин напрямую постигает пустоту, или абсолютную реальность, и становится арьем, то есть святым. Выходя из созерцания и возвращаясь к обычной деятельности на относительном уровне, он, однако, утрачивает прямое видение пустоты. Вот почему следующая стадия носит название «путь соединения» ведь дальнейший процесс совершенствования видится отсюда как интеграция восприятия двух уровней реальности в единое целое.

12.Это именно та поза, в которой Будда ушёл в нирвану, поэтому её довольно часто изображают в произведениях искусства. В большинстве буддийских храмов по всему миру вы непременно увидите икону, фреску или скульптуру Будды в позе льва.

13.Цонкапа подробно рассказывает об этой технике в «Книге трёх воззрений», перевод которой опубликован в моей работе Tsonkapa’s Six Yogas of Naropa (Snow Lion, 1996, 2005). Дже Шераб Гьяцо также кратко останавливается на ней в главе 3 настоящей «Хрестоматии».

Глава 6: Золотой ключ

1.Тибетская молва гласит, что Седьмой Панчен-лама был отравлен китайскими коммунистами через несколько дней после того, как в своём публичном выступлении, осуждающем китайское присутствие в Тибете, он заявил: «Коммунисты никогда и ничем не смогут искупить свою карму — исчерпать этот гибельный океан разрушений и страданий, который они обрушили на нашу святую землю». Четыре дня спустя он загадочным образом умер во сне.

2.Об этом говорится в тексте Дже Шераба Гьяцо в главе 3 настоящей «Хрестоматии».

3.Дже Шераб Гьяцо излагает основные принципы йоги стадии зарождения в главе 3. Текст Цонкапы в главе 5 содержит краткую садхану Херуки Чакрасамвары, которую можно использовать в медитациях стадии зарождения.

4.Вступительная часть трактата Цонкапы в главе 5 содержит краткие наставления по созерцанию Ваджрасаттвы и практике гуру-йоги под заголовком «Тантрические предварительные практики».

Дже Шераб Гьяцо лишь вкратце касается принятия Прибежища и зарождения бодхичитты. Те читатели, которые пожелают ближе познакомиться с традиционными созерцаниями, связанными с этими двумя темами, могут обратиться к одной из моих ранних книг, вышедших в издательстве Snow Lion Publications Training the Mind in the Great Way (1993), в которой переведён трактат Первого Далай-ламы о тибетской созерцательной системе, известной как «Семь упражнений махаяны для ума» (тиб. Theg chen blо sbyong don bdun та).

5.Существует несколько тибетских текстов с таким названием (тиб. Na ro i mgur), приписываемых Наропе. Первоначальный Тенгьюр, составленный Бутоном, не включал ни одного из них, а в Тенгьюр, напечатанный несколько столетий спустя в монастыре Дерге, вошёл только тот, который я перевёл в главе 2 настоящей «Хрестоматии». Возможно, здесь Первый Панчен-лама ссылается именно на этот текст. А вот позже в этом же трактате он цитирует уже совсем другую «Песнь Наропы», которая не вошла ни в одно из собраний Тибетского канона. Не исключено, что и первая ссылка относится к нему же.

В результате уничтожения китайцами крупнейших — и не только — тибетских библиотек тибетскую литературу разбросало по всему миру, и теперь очень трудно выяснить, что из этого малоизученного наследия утрачено. Правда, ничуть не легче понять, что уцелело, а тем более, где его теперь искать. Лишь малая часть из существующих ныне хранилищ тибетской литературы снабжена хоть какими-нибудь каталогами.

6. Первый Панчен-лама позаимствовал этот и предыдущий стихи Марпа-лоцавы из цонкапинской «Книги трёх воззрений». Цонкапа, в свою очередь, возможно, почерпнул их из официальной автобиографии Марпы. Существует её английский перевод, подготовленный комитетом переводов Наланды — The Life of Marna the Translator (Boulder: Prajna Press, 1982).

7.Четыре нисходящих восторга блаженства возникают, когда под действием йоги внутреннего огня капля-бинду стекает из теменной чакры в ратначакру; проходя через каждую из четырёх чакр, она вызывает нарастающее ощущение оргазмического блаженства. Затем эту каплю поднимают обратно из ратначакры в махасукхачакру, порождая четыре уже восходящих восторга. Цонкапа описывает медитации, управляющие этим процессом в своём «Практическом руководстве по Шести йогам».

8.Под «очищением дыхания и праны» понимается девятеричное очистительное дыхание и шесть физических упражнений янтра-йоги, описанных в цонкапинском «Практическом руководстве по Шести йогам».

9.Воспринимать себя нирманакайей — значит видеть себя йидамом мандалы, а «джнянасаттва в сердце» — это сияющий мантрический слог ХУМ в дхармачакре.

10.Санскритский термин vidyadhara дословно переводится как «держатель знания». Речь идёт о сознательном — то есть с сохранением памяти и осознания всего процесса — перерождении в качестве тантрического учителя с целью посвятить свою широкую деятельность и активную жизнь на благо всего мира.

Глава 7: Шесть йог Наропы и комментарий Цонкапы «Книга трёх воззрений»

1.См. Selected Works of Dalai Lama II: The Tantric Yogas of Sister Niguma (Ithaca: Snow Lion Publications 1984).

2.

3.Tenzin Gyatso, His Holiness the Dalai Lama, Cultivating a Daily Meditation (Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 1991).

4.К сожалению, Пема Карпо не только не описывает эти комплексы хатха-йоги из двадцати или пятидесяти физических упражнений, но и ссылок на них не приводит. См. Lama Kazi Dawa

5.принадлежности к женскому роду, а тум одновременно означает и «свирепость», и «жар», но если вы переведёте словосочетание «свирепая женщина» обратно на тибетский как кьемен дагпо (тиб. skyes dman drag po) и предложите какому-нибудь тибетскому ламе как синоним термина туммо, то он просто рассмеётся вам в лицо. Это ещё смешнее, чем перевести французское la table как «мадемуазель плоская поверхность».

Однако традиция представления различных чакр в виде дакинь — женских божеств — в тибетском буддизме действительно существует, например в практиках мандалы тела системы Чакрасамвары.

6. Я использую этот перевод тибетского термина ‘а thung (букв. «краткий А») так, как его переводил уважаемый мною, ныне, увы, покойный Чогьям Трунгпа Ринпоче, употреблявший этот термин в своей вышеупомянутой книге о жизни Марпы. Несмотря на его эксцентрические выходки и трагическую гибель — он умер от алкоголизма, — Трунгпа был одним из величайших лам нашего времени, очень много сделавшим для прояснения глубинного смысла тибетского буддизма в понятиях западной культуры.

7.Отчёт д-ра Герберта Бенсона об исследовании физиологии тибетских йогинов частично приведён в его книге Beyond the Relaxation Response (New York: Times Books, 1984). Существуют и видеоматериалы этого проекта.

8.Я говорю так потому, что в 1974 году был свидетелем знаменательной беседы о сокровенных тантрических практиках и применении различных мудр, в которой участвовал некий гелугпинский лама, большой знаток теории и практики ваджраяны. Один монах-итальянец спросил его о наболевшем: «А вот, скажем, монах, который хочет заняться практикой кармамудры, он что, должен сложить с себя монашеские обеты?» Лама расхохотался и ответил: «Нет, он просто становится очень хорошим монахом».

9.ra» (Ithaca: Snow Lion Publications, 1991), которая включает переводы восьми различных тибетских текстов по различным вопросам традиции Калачакры.

10.Абхидхарма — это один из трёх разделов литературы сутраяны, состоящей из сутр, абхидхармы и винайи. Первый раздел (сутры) в основном посвящён медитации, второй (абхидхарма) относится к метафизике и представляет собой перечисление и классификацию дхарм, а третий содержит свод правил моральной дисциплины. Все учения Будды по классификации сутраяны принадлежат к

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн