Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

словами.

И всё же однажды я услышал такие слова4 об этом великом нерождённом пути:

«Я, Ваджрадхара, растолкую благой и ясный смысл сего пути.

О Джнянадакини, прими же Прибежище и мне внемли!»

ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Высший Учитель — это тот, кто напоён

Опытом трёх высших достижений: внешнего, внутреннего и тайного.

Достойный ученик — это тот, кто смел, энергичен и умён,

Преисполнен доверия к высшим и сострадания к низшим,

Кто разочаровался в сансарной жизни

И отрекся от всех мирских забот.

ПОСВЯЩЕНИЕ И ЙОГИ СТАДИИ ЗАРОЖДЕНИЯ

Для начала следует обрести опору в тантрической традиции Чакрасамвары,

Получив четыре посвящения в мандалу его шестидесяти двух божеств.

В дополнение к этому неплохо получить четыре посвящения пятнадцати дакинь.

Таким путём веди ум к созреванию и практикуй единство метода и мудрости.

Не жалей усилий в практике семи йог — это где король, министр и так далее;

Смешивая всё в единый вкус, посвяти себя самае5 — соблюдению трёх обетов.

ЙОГА ВНУТРЕННЕГО ОГНЯ

Краеугольным камнем этого пути является

Саморазгорающийся внутренний огонь, полный блаженства.

Приняв семичленную позу, созерцай себя в форме божества-йидама

С телом в виде пустой оболочки, внутри которого

Визуализируй центральный канал авадхути,

Боковые каналы лалану и расану,

Четыре чакры и слоги АХ и ХАМ,

Горение внутреннего огня и стекание бодхичитты,

А также втягивание внутрь авадхути ветров — носителя жизни и нисходящего.

Медитируй на ваджрной рецитации (ваджраджапе) с пятью основными ветрами.

Удержи и успокой ветры и вызови переживание мудрости.

Возбуди четыре восторга и смешай основные ветры с каплями-бинду.

Ветры и сознание входят в центральный канал авадхути;

Возникает ум, свободный от умствования, сами собой угасают клеши,

Изливается нескончаемый поток сияющего блаженства.

ЙОГА ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА

Узри сущность дхармакайи и пребывай растворённым в её измерении.

Для усиления этого осознания созерцай иллюзорную

Самоосвобождающуюся природу восьми мирских дхарм.

Относись ко всем вещам-явлениям сансары и нирваны как к иллюзиям;

Они столь же иллюзорны, как радуга или отражение луны на водной глади.

Действие всех этих вещей, что предстают перед умом, вызывает вопрос:

Если они такие настоящие и постоянные, какими кажутся, откуда взяться изменениям?

Поскольку за их обманчивой внешностью — шуньята, значит, по существу, они нереальны.

Рассматривай же любую форму как пустую видимость, вроде эха в горах.

Привязанность к двойственности слабеет, и ты избавляешься от влечения и отвержения.

Овладев таким пониманием, превращаешь все свои действия в не-деяние

И прямой дорогой двигаешься к обретению радужного тела и дхармакайи.

ЙОГА СНОВИДЕНИЙ

Ночью во сне постарайся осуществить самоочищение спутанных сновидений;

Поставь охрану: запри свои три двери на замок памятования.

Удерживай, очищай, усиливай и преобразовывай содержание сновидений

И устраняй все препятствия к практике.

Верхом на солнце и луне скачи в Чистые земли всех будд.

Взгляни, как самоосвобождаются все иллюзии «хорошо» и «плохо».

ЙОГА ЯСНОГО СВЕТА

Чтобы, в конце концов, превзойти десятую ступень и достичь великой цели,

А главное, чтобы отделить ясный свет от тьмы неведения,

Развивай методы йоги и углубляй четыре самадхи;

Смотри! Священное бинду вырвалось из ядовитого плена трех клеш.

Во сне удерживай грань между беспамятством и состоянием осознаваемых сновидений,

А также днём и ночью совершенствуй практики четырёх ступеней и трёх слияний.

Возникает невыразимый, непрерывный и беспрепятственный опыт ясного света, —

Свободная врождённая мудрость, не привязанная ни к пустоте, ни к лучезарности.

Развивай этот неумствующий ум и так созерцай саму махамудру.

ЙОГА ПЕРЕНОСА УМА

Метод переноса ума подобен получению золота;

С его помощью без созерцания достигаешь состояния будды.

Дождись появления знаков смерти, а затем

Раствори свой ум в радости и непривязанности.

Запечатай девять врат, применяй тантрические субстанции

И укрась практику духовными устремлениями.

Ветры и ум соединяются со слогом ХУМ в авадхути.

Полыхает мантра КША, ум вылетает из тела через отверстие Брахмы

И возносится в дхармакайю Учителя, а оттуда — в Чистые земли.

ЙОГА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Выполняя эту практику переселения сознания в новую обитель,

Меняешь тело подобно тому, как змея меняет кожу.

Здесь особенно важно взять под полный контроль ветры и ум,

А также добиться устойчивости в йогах стадии порождения и завершения.

Своё сознание в форме мантрического слога

Перенеси в безупречный труп.

Для обоих методов — переноса и переселения —

Йогин должен точно знать время, место,

Правила выполнения и необходимые субстанции.

ЙОГА КАРМАМУДРЫ

Свободный от сомнений практикующий, который стремится

Целиком посвятить себя служению благу всех живых существ,

Пусть взыскует высшего блаженства, секретом которого владеют дакини.

В качестве опоры для практики пусть он выберет мудру

В возрасте от шестнадцати до двадцати пяти лет —

Ваджрную йогиню, искусную в тантрических сексуальных практиках,

Принадлежащую к одному из типов: лотос, антилопа или раковина.

Такая удача делает йогина равным самому Херуке Чакрасамваре,

Теперь он должен, не впадая в двойственность, искать в объятиях кармамудры

Как мирского, так и запредельного блаженства.

Нисходящее бинду надо удержать, повернуть вспять и распространить

По каналам и спицам способом проникающего рассеяния:

Как орел, вытягивающий сущность, как лев, слон, павлин, тигр или черепаха.

Гляди! Появятся по три аспекта четырёх восторгов, в итоге давая двенадцать.

Раскрывается врождённая мудрость недвойственности,

И всё, что бы ни возникало, проявляется как немирское блаженство.

Тайное посвящение, мудра, нектар, снадобья в пилюлях:

Если дважды разделить шестнадцать бинду пополам, получится как раз четыре.

Блаженство растекается через четыре чакры и три канала.

Если йогин опьянён привязанностью и созерцания не держит,

Он упускает суть и проваливается в миры страдания;

Если же правильно применит тантрические методы,

То, без всякого сомнения, станет буддой в этой жизни.

ЙОГА ОБРЕТЕНИЯ ВОЗЗРЕНИЯ

Чтобы разжечь сияние мудрости махамудры,

Запри три двери на замок и посади пять чувств на привязь.

Гляди, не глазами глядя, а в природу ума всмотрись.

Верни ум на его собственное место

В несотворённое безобъектное состояние.

Не глядя наружу, познай изначально спонтанную,

В основе своей несотворённую природу ума.

Помести его в великую традицию простого смертного;

Не сделав ни единого движения, он узрит беспредельный простор

Свободного от рождения и смерти тела дхармакайи.

Теперь взгляни наружу: всё множество явлений

Только кажется внешними объектами,

На деле ж они — есть твой собственный ум,

А другого бытия у них нет, какие бы ни возникали

Заблуждения, умопостроения и привязанность к двойственности.

Лишь только понял это — глядь: все эти вещи исчезают сами собой.

Суть ума — нерождённость, пустотность, дхармакайя.

Непрестанно возникающее ясное присутствие есть нирманакайя.

Нигде не пребывающее великое блаженство слияния — есть самбхогакайя.

В этом смысл махамудры, [по-тибетски] чаг гья ченпо.

Здесь чаг (phyags) — мудрость недвойственности в отношении всех вещей.

Блаженство, обозначаемое слогом гья (rgya), развязывает сансарные узлы,

А ченпо (chen-po) означает, что это есть самоосвобождённая дхармакайя,

Рождённая от светильника полного единения, никак не меньше.

Два омрачения освобождаются сами по себе; нет больше разделения на субъект и объект.

Различающий ум и все вещи-явления сансары и нирваны исчезают.

Знание само по себе до предела наполняется всеми наилучшими качествами,

И ты становишься саморождённым буддой за пределами мыслей и слов.

ЙОГА ТРЁХ БАРДО

Здесь открывается глубокий смысл введения в бардо,

Пресекающий промежуточные состояния трёх типов:

Бардо от рождения до смерти, бардо сновидений и бардо становления.

Есть отдавание без [объектов] отдавания; есть высшее видение без видения.

Это сияющий ум пустотного самоосознания,

Пребывающий за пределами понятий и свободный от всех клеш;

Великое блаженство, сфера реальности, абсолютно чистая мудрость,

По природе нераздельно проявляющаяся как три каи. Смотри!

Те, кто ещё не реализовал и практикует три бардо, должны соединить

Практики йоги стадии порождения, иллюзорного тела, ясного света и дхармакайи.

Первоэлементы — Земля, Вода, Огонь и Воздух — постепенно растворяются;

Когда белая и красная бодхичитта и сам ум собрались в лотосе,

Взгляни в лицо ясного света; созерцай слияние «матери» и «сына» в единое целое.

ПЛОДЫ ПРАКТИКИ

Практикующие высшего уровня достигают Пробуждения в этой жизни

С помощью этих йог на пути дхармакайи будды.

Средние практикующие достигают реализации в бардо.

В превращениях самбхогакайи они чувствуют себя как рыба в воде.

Пять танцев, пять светов, три яда, силы кармы,

Привязанность и отвращение: двигаясь навстречу новому рождению,

Они применяют пять слияний и всё обращают в Путь.

Для тех, кто искусен в четырёх мудрах,

Бардо становления есть место самоосвобождения.

Практикующие низшего уровня избавляются от привязанности и отвращения

И достигают новой нирманакайи рождения.

Следуя общим наставлениям, они побеждают препятствия

И узнают воинство мар в лицо.

Они занимаются различными упражнениями ваджрного тела

Вроде янтры шести корней и тридцати девяти ветвей,

А любую деятельность обращают в источник благих накоплений.

Если смог безошибочно завершить эти стадии практики,

То в четырёх моментах обнаружишь три радости.

Чистые капли льются потоком сверху и поднимаются снизу;

Узлы в чакрах развязаны,

Жизненные ветры входят в авадхути.

Все 21 600 суточных движений праны и пять коренных клеш

Угасают, уступая дорогу рассвету изначальной мудрости.

Двадцать четыре основных и соседних с ними чакр —

От Пуллимару и выше — наполняются;

Уста совершенной нирманакайи или самбхогакайи проповедуют учения,

Обретёшь сотню аспектов ясновидения и отыщешь сосуд-сокровищницу.

За одну жизнь пройдёшь все стадии пути к Пробуждению

И достигнешь состояния Будды Ваджрадхары.

В течение тринадцати грядущих поколений

Это учение должно быть запечатано и передаваться только устно.

Оно есть сущность всех сутр и тантр,

Приносящее Освобождение тем, кому посчастливится встретиться с ним;

Используй же его для достижения ясной цели.

Колофон: Закончены «Ваджрные строфы: наставления Джнянадакине». Эта карнатантра прозвучала из уст индийского мудреца махапандита Наропы, а перевёл её на тибетский язык и выправил переводчик Марпа Чокьи Лодро в священном городе Пушпахари.

Глава 3

ЗАМЕТКИ О «КНИГЕ ТРЁХ ВОЗЗРЕНИЙ»

Автор: Дже Шераб Гьяцо (1803-1875)

На тибетском: Yid ches gsum Idan gyi bshad lung zin bris

Предисловие переводчика

Более пространный из двух трактатов ламы Цонкапы по Шести йогам Наропы — «Книга трёх воззрений»— является самым известным учебником школы гелуг для широкого изучения наследия Наропы. Он затрагивает все вопросы, с которыми может встретиться практик, решивший заниматься Шестью йогами: описывает как основные общемахаянские, так и специфически тантрические предварительные практики, приводит перечень и обосновывает необходимость особых тантрических посвящений, знакомит с начальными методами йоги стадии зарождения и, наконец, рассматривает различные приёмы, непосредственно относящиеся к Шести йогам Наропы.

В 1836 году Дже Шераб Гьяцо выступил с публичными чтениями по «Книге трёх воззрений», а один из учеников законспектировал его комментарии. После того как Дже Шераб Гьяцо покинул наш мир, эти примечания были опубликованы в его «Избранных трудах».

В своей лекции Дже Шераб Гьяцо главным образом касается предварительной подготовки, которую необходимо пройти всем, кто желает обратиться к практике Шести йог Наропы, прежде чем приступить к основным методам, а также описывает свойства особого подхода к созерцанию шуньяты, связанные с традицией Шести йог. В предыдущей главе мы познакомились со стихами Наропы на эту тему, здесь же Дже Шераб Гьяцо рассматривает дальнейшее развитие этих идей в Тибете.

Цель, которую ставит перед собой Дже Шераб Гьяцо, состоит не в том, чтобы дополнить трактат Цонкапы, а скорее в том, чтобы предварить и растолковать некоторые из его идей. Поэтому «Заметки» Шераба могут служить неплохим введением как к этой книге, так и к восприятию традиции Шести Йог в целом. Текст не так сильно перегружен техническими деталями, как некоторые другие тексты в «Хрестоматии», потому что записан на слух. Редактируя этот текст, составители не включили в него обсуждение очевидных, с их точки зрения, моментов трактата Цонкапы и оставили только те замечания из беседы Дже Шераба Гьяцо, которые показались им проясняющими трудные, малоизвестные или спорные вопросы практики. В результате получился сжатый обзор, в целом повторяющий базовую конструкцию текста Цонкапы.

Дже Шераб Гьяцо был одним из наиболее

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн