Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина

ещё использовать силовые методы созерцания, — так можно перевозбудить верхние ветры, что вызовет неприятные побочные эффекты вроде завихрений сердечной энергии, а то и чего похуже. Схожие неприятности угрожают тому, кто рискнёт приступить к практике внутреннего огня, начав с тайной чакры. Кроме различий в созерцании каналов и чакр в йоге туммо имеется множество вариантов визуализации священных слогов, а также методов удерживания ветров и способов работы с полученным внутренним огнём.

Два наиболее ясных и кратких руководства по методике медитации внутреннего огня написали Второй Далай-лама Гьялва Гендун Гьяцо и Первый Панчен-лама Панчен Чогьен13. Созерцая внутренний огонь, надо следовать их наставлениям, потому что они представляют именно ту традицию, которая вошла в трактат Цонкапы «Книга трёх воззрений» в наилучшем и самом практическом виде.

Необходимо созерцать священные слоги в чакрах так, чтобы они располагались внутри центрального канала, а то ведь в прошлом многие тибетские ламы упускали из виду этот важный принцип. Чем мельче визуализируемые слоги, тем легче втянуть ветры в центральный канал. Кроме того, их нужно представлять ярко пылающими, поскольку это исключает опасность впасть в умственное оцепенение, препятствующее созерцанию.

Из пяти основных ветров, которые должны быть втянуты в нирманачакру, только об одном— всепроникающем (вьяна-вайю) —- сказано, что он обычно неподвижен. Потоки восходящего (удана-вайю) и опоражнивающего-нисходящего (апана-вайю) ветров имеют природу огня и воды соответственно и под давлением текут в правом и левом каналах. Жизненосный (прана-вайю) течёт одновременно с выравнивающим (самана-вайю) ветром и имеет одинаковый с ним напор.

Созерцательный приём, известный как «дыхание сосуда», используется для того, чтобы втянуть эти ветры-энергии в пупочную чакру. Как правило, сначала втягивают ветры сверху, а потом снизу. Исключением является тот случай, когда ветры вошли в пупочную чакру и растворились в ней. Тут уже нижние ветры втягиваются первыми. А ещё говорится, что «дыхание сосуда» — это самый совершенный метод укрепления здоровья и продления жизни. Лучше практиковать его, созерцая пупочную чакру. Использовать для этого сердечную или горловую чакры опасно.

Цонкапа приводит цитату из «Тантры происхождения Самвары»:

Ветры-энергии, что протекают вверху и внизу,

Усилием ума сольются в поцелуе.

Здесь слово «поцелуй» относится к растворению энергий в нада — завитке, венчающем атунг в пупочной чакре.

Обретение плода йоги внутреннего огня дарует огромную духовную силу. Как-то раз, когда один знакомый йогин Пелчжор Рабтен потягивал пиво, я обратился к нему с вопросом: «О великий махасиддха, что ты созерцаешь?»

Он ответил: «Атунг в нирманачакре из Шести йог Наропы».

Я снова спросил: «Ну и что тебе это дало?»

«Я достиг бесчисленных, неизмеримых реализаций, — был ответ. — Вот был я тут в затворе, занимался Шестью йогами в Лходраг Дроволунге, так мне там неоднократно являлись пять дхьяни-будд и уже не помню сколько бодхисаттв. А потом уединился в Самье Чимпу для практики пранаямы и йоги туммо и там удостоился видения будд десяти направлений, да и много чего ещё».

Потом ещё одному моему приятелю йогину я задал вопрос, чем он занимается.

А он в ответ: «Йогой внутреннего огня».

«Так ты, наверное, и летать уже умеешь?» — поинтересовался я.

«Я не стал тратить на это время, но если бы захотел, то, несомненно, смог бы и летать», — ответил он. Вообще-то всем было хорошо известно, что он достиг сиддхи полёта.

Хотя я и не проверял достоверность их заявлений, но точно знаю, что созерцание внутреннего огня действительно приносит опыт подобных переживаний и дарует такие способности. Например, махасиддху Миларепу неоднократно видели летящим по воздуху.

Был и ещё один случай, когда я встретил благообразного семидесятилетнего отшельника в монастыре Пелкор Чоде и спросил его: «Ну а ты, махасиддха, чем занят?»

«Да какой там махасиддха! Из меня песок уже сыплется, — с горечью ответил монах. — Раньше можно было созерцать, когда силушка была. Чего теперь ждать от старикана? А ведь я ученик самого Джецуна Лобсанга Еше из монастыря Таши Лхунпо, да только нарушил свои обеты, вот и доживаю здесь дни не то в ссылке, не то в затворе. Не гонят, и на том спасибо…»

Его нетрудно понять. Очень важно заниматься практикой вовремя, пока возраст не отнял силы, а старческий маразм не ослабил разум, но ещё важнее сохранить свои духовные обязательства. Вот тогда достичь реализации легко.

С помощью йоги внутреннего огня жизненные энергии-ветры втягиваются в центральный канал. Как я уже говорил, эта методика основана на устных наставлениях, восходящих к «Хеваджра-тантре». То, что происходит потом, сходно с процессом, описанным в «пяти стадиях» системы Гухьясамаджи или в «четырёх йогах» Ваджрабхайравы. Узлы, стягивающие сердечную чакру, ослабевают, а потом совсем развязываются, и тогда йогин достигает иллюзорного тела. Вот почему йога внутреннего огня, задача которой втянуть ветры в центральный канал, — это подготовительный метод для практики иллюзорного тела.

Наставления по иллюзорному телу и йоге ясного света очень понятно сформулировал лама Марпа в своих устных комментариях к тексту системы Гухьясамаджа, известному как «Прояснение подробностей «Пяти стадий»». Эти наставления подробно изложены в двух работах Цонкапы — «Ясный светоч «Пяти стадий»» и «Совершенный трон».

Однако, несмотря на то что йога иллюзорного тела и йога ясного света, вошедшие в традицию Шести йог Наропы, действительно основаны на тантрах Херуки Чакрасамвары и Гухьясамаджи, ранние тибетские наставники передавали их в таком виде, который был предназначен главным образом для новичков в тантрической практике. Их главной целью было заложить кармические основы для настоящего созерцания.

Эти наставники линии передачи учили созерцанию иллюзорного тела, разделив его на три части: иллюзорная природа явлений, иллюзорная природа сновидений и иллюзорная природа бардо.

Лама Цонкапа не отвергает эти практики ранних учителей Шести йог. Однако в «Книге трёх воззрений» он всё же указывает, что те методы обучения созерцания иллюзорного тела, которые относятся к «пониманию иллюзорности всего, что проявляется» или к «осознанию иллюзорности сновидений», годятся в основном для начинающих и играют роль кармических семян, которые ещё должны вырасти в истинную йогу иллюзорного тела. Цонкапа считает такие приёмы отличной разминочной медитацией для новичков, но ни в коем случае не настоящей практикой иллюзорного тела.

Развитие способности видеть как иллюзию всё, что проявляется, включает в себя два уровня практики: неочищенный уровень, на котором созерцают иллюзорную, подобную сновидениям природу объектов восприятия; и очищенный, на котором иллюзорные проявления заставляют возникать в виде мандалы и её божеств. Основную практику второго уровня проводят в комнате, в каждой стене которой по окну. Йогин открывает все окна и устанавливает зеркало перед изображением Ваджрасаттвы. Затем он ставит чашу с водой на пол между зеркалом и изображением, повернув зеркало так, чтобы оно отражало образ Ваджрасаттвы на поверхность воды. После чего йогин созерцает этот дважды отражённый образ, совсем как в практике кьерима представляя, что это и есть тот самый йидам, в виде которого он появляется в центре мандалы. Сказано, что этой практике обучали и Марпа-лоцава и Го-лоцава. Далее йогин соединяет эту медитацию с методами созерцания иллюзорной природы.

В разделе йоги сновидений «Книги трёх воззрений» Цонкапа обращается к тантрическому тексту, известному как «Адваявиджая-тантра», в котором говорится, что пять слогов мантры ОМ АХ НУ ТА РА визуализируются на четырехлепестковом лотосе в горловой чакре, при этом слог ОМ стоит в центре, а остальные четыре — на лепестках. Но можно обойтись и без четырёх слогов на лепестках, созерцая в центре чакры один из слогов — ОМ или АХ. В тексте говорится, что использование четырёх дополнительных слогов нисколько не усиливает практику.

Многие тибетские учёные оспаривают подлинность вышеупомянутого текста. А раз текст не является подлинным, то и рекомендации его тоже сомнительны. Однако, несмотря на обилие других источников наставлений по йоге сновидений, этот текст был и остаётся весьма важным. Да и потом, раз уж сам Цонкапа доверял ему, то, скорее всего, сомнения в его подлинности безосновательны. Тем более что сколько-нибудь логически обоснованных опровержений так и не появилось. Самыми же важными первоисточниками учения йоги сновидений Цонкапа считает работы «Пять стадий» и «Четырёхтронную».

Йогу сновидений нужно практиковать в уединённом месте. Если не получается добиться ясных осознанных снов ночью, нужно попытаться практиковать на рассвете, незадолго до восхода солнца. Это время способствует особенно ясному восприятию сновидений. Поскольку сновидения связаны с горловой чакрой, то именно эта чакра чаще всего используется в данной практике.

Если ваш сон слишком поверхностный или вы часто просыпаетесь, то мантрические слоги нужно созерцать не такими яркими. Когда сон слишком глубокий (ещё говорят «тяжёлый»), и вы либо вообще не замечаете сновидений, либо не можете ясно восстановить их в памяти, необходимо применить методику, которая называется «прорыв через препятствие тяжести». Если сон нормальный, но сновидений нет, то применяется техника «прорыв через препятствие пустоты». Если вы засыпаете и тут же просыпаетесь, то задействуйте приём, который носит название «прорыв через препятствие пробуждения». Эту терминологию применяли учители линии передачи в прошлом. Цонкапа принимает её целиком, без нового истолкования или переделок.

Известно, что йога внутреннего огня— фундамент для всей системы Шести йог Наропы, а значит, и для йоги сновидении. С помощью практики туммо йогин обретает умение управлять жизненными энергиями тела, а затем во сне использует его для выполнения практики йоги сновидений. Конечно, йогой сновидений можно заниматься и применяя сознательное усилие воли, но это не самый лучший способ. Основной метод этой йоги — управление энергией, которому учит практика туммо. А усилие воли можно применять как второстепенный фактор.

После достижения устойчивости в практике ясного сновидения переходят к методу, известному как «иллюзорные деяния во сне». Эти деяния бывают двух типов: мирские и необычные, или внемирские. И те и другие представляют собой перенос вашего тела сна из пространства сновидений в особые миры. А отличие состоит в разной чистоте тех миров, куда отправляется тело йогина. Во втором случае это Чистые земли будд, рай Сукхавати, небеса Тушита и т. п.

Занимаясь методами иллюзорных деяний во сне, йогин в своих сновидениях переносится в Чистые земли будд и созерцает там. Но насколько этот опыт достоверен? Можно ли на самом деле перенестись в Чистые земли?

Если эта техника применяется с использованием средств управления энергией, а узлы, стягивающие чакры, ослаблены так, что иллюзорное тело почти уже реализовано, то такому опыту вполне можно доверять. Вот, например, лама Онтон Кьергангва во сне не только перенёсся к самому Гуру Падмасамбхаве, но ещё и получил от него полную передачу «Хаягрива-тантры». И всё же таких примеров не так много, а установить их подлинность сложно.

Похоже, те сновидения, которые возникают как результат применения методов, использующих управление энергией, чаще всего бывают ясными и достоверными. А вот когда в качестве метода используется сознательное усилие, то сновидения почти всегда нечёткие и крайне редко настоящие.

Скачать:TXTPDF

Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать бесплатно, Хрестоматия по Шести йогам Наропы. Гленна Муллина Йога читать онлайн