Скачать:PDFTXT
Жнани-йога. Рамачарака

что развитие этого плана проходит по строго установленным линиям, повинуясь определенному закону. Йоги верят в мудрость и любовь Абсолютного Существа и проявляют полное доверие, спокойное терпение и веру в высшую справедливость и в победу божественного намерения. Никакое сомнение не тревожит их – они не обращают внимания на кажущиеся противоречия конечного мира феноменальных явлений и видят, что каждая вещь направляется к какой-то далекой цели и что «все в мире обстоит хорошо».

Йоги ни на минуту не думают и не учат, даже и в самой слабой степени, будто все это развитие и весь план Вселенной имеет целью какую-нибудь выгоду, преимущество или пользу для Абсолюта. Такая мысль была бы безумием, так как Абсолют уже совершенен, и его совершенство не могло бы ничем быть увеличено или уменьшено. Но учение йогов говорит, что план этот, в своем целом, заключает в себе великое, благое намерение, клонящееся, в конце концов, к благу духовно развитых существ, прошедших через выполнение плана. Эти существа не обладают качествами Бесконечного, – они конечны, а потому и могут получать пользу, расти, развиваться, приходить к расцвету и достижениям. И йоги учат, что это развитие великих душ как будто и является идеей Бесконечного, насколько можно узнать из наблюдения над выполнением плана. Абсолют не может нуждаться в этих великих душах для Своего собственного удовольствия, а потому и их развитие должно совершаться для их пользы, счастья и блага.

Йоги учат, что может существовать только одно реальное, совершенное бытие без всякого опыта, – совершенное с самого начала, – но одно! Другими словами, они учат, что такой вещи, как существование Абсолюта вне самого Абсолюта – быть не может, и что даже и Абсолютное бытие не может создать другого Абсолютного бытия, потому что тогда не было бы вовсе Абсолютного бытия, а было бы два относительных существования.

Подумайте об этом, и вы увидите, что это правда. Абсолют должен всегда быть «Единым, без второго, подобного себе». По выражению йогов, – двух совершенных быть не может. Итак, все конечные существа должны прокладывать себе путь к совершенству, идя по пути жизни, со всеми ее уроками, трудами, заботами, горестями и борьбой. Это единственная открытая для них дорога – и даже Абсолют не может изменить этого, оставаясь Абсолютом. Тут мы встречаемся с одной тонкостью: Абсолют – всемогущ; но даже его всемогущества недостаточно, чтобы самому разрушить свое абсолютное бытие. Итак, вы, желавшие знать, может быть, теперь вы поймете наши слова в первом чтении этой книги, где мы говорим об идее Абсолютного, явившейся у одного человека в момент просветления: «Все идет самым лучшим и единственно возможным образом; Я делаю все, что возможно; все хорошо, и в конце концов будет ясно, что это так».

И, как мы тоже говорили в первом чтении: «Абсолют не остается безучастным и бесстрастным наблюдателем своего собственного творения. Он – преуспевающий с нами, стремящиися, активный, страдающий, радующийся и чувствующий дух, участвующий в переживаниях своих проявлении, а не равнодушный свидетель. Он живет в нас, с нами и через нас. За всеми горестями мира можно найти великое сочувствие и страдающую любовь». В этой мысли заключается поддержка колеблющихся душ, – мир для смущенных умов.

В шестом чтении мы будем продолжать изложение истин, касающихся вопроса о том, «как» Единый Абсолют проявляет свои мысленные образы в мире, в мировой жизни, формах и видах, индивидуальностях и личностях. Мы надеялись изложить идеи йогов по данному вопросу в этом чтении, но теперь видим, что только проложили тропинку, по которой читатель может дойти до основной истины.

Но, чтобы читатель не оставался в неуверенности, ожидая конечного вывода, – и чтобы он не думал, что мы хотим сказать ему, что все вещи и явления – лишь «сны», так как мы говорили, что все вещи – мыслеформы в разуме Абсолюта; то, во избежание этого недоразумения, мы хотим прибавить несколько последних слов к уже сказанному нами.

Мы хотим запечатлеть в уме читателя, что, хотя все вещи и являются мыслеформами в разуме Абсолютного существа, и что, хотя и правда, что весь мир есть только мыслеформа Абсолюта, – факт этот все-таки не означает того, что все вещи – иллюзии или «сны». Запомните теперь и навсегда, что то, что заключается, в Абсолютном Разуме, как мыслеформа, – существует, и составляет все, что существует вне самого Абсолюта. Когда Абсолют образует мыслеформу, Он образует ее в своей ментальной субстанции, – когда Абсолют «держит что-нибудь у себя в уме», – он держит это в себе, ибо Абсолют есть Всеобщий ум.

Абсолют не есть материальное существо, из которого созданы материальные существа, он – существо духовное, – существо, субстанция которого родственна тому, что мы называем «разумом», но увеличенная до бесконечности и до абсолютного совершенства и силы. Единственный способ, которым он может «создавать», это – создавая мыслеформу в своей ментальной или духовной субстанции. Самая слабая «мысль» Абсолюта – реальнее и прочнее всего, что может создать человек; – собственно, человек не может «создать» ничего, потому что все твердые и реальные материалы, которыми он пользуется для своих «творений», – как сталь, алмаз, гранит, – относятся лишь к низшим формам, «задуманных» к жизни Абсолютом.

Запомните также, что Абсолют не может «думать» о чем бы то ни было, не вкладывая себя, как сущности, в эту вещь. Так же, как умственные картины человека существуют не только у него в уме, но и ум его существует в них.

Сомневающиеся и робкие, подумайте – разве даже конечная «мысль» человека не проявляется в физических и материальных переменах формы и образа? – разве каждая мысль человека не «создает» действительно физических форм и образов в клетках его мозга и физических его тканях? Вы, которые читаете эти слова, – и в то время, когда вы их читаете, – вы «создаете» перемены форм и образов в клеточках вашего мозга и в вашем физическом организме. Ум ваш непрерывно работает, участвуя также и в построении вашего физического тела, по линиям инстинктивного ума; – каждую минуту вашей жизни вы умственно создаете мир в миниатюре. И все-таки идея Абсолюта, «создающего» вселенную путем одной только мысли в своем уме и путем одного «желания», заставляющего мировую работу совершаться согласно закону, приводит вас в удивление, а, может быть, и в сомнение.

Вы хотели бы отказать Абсолюту даже в той силе, которой обладаете сами. Вы каждый день планируете вещи в своем уме и заставляете их проявляться в материальном виде, и тем не менее сомневаетесь в способности Абсолюта делать то же самое. Поэты и романисты создают в своем уме характеры – и эти характеры кажутся настолько реальными, что вы считаете их живыми лицами, вы плачете над их страданиями и сочувствуете их радостям; – а между тем, это все только конечный план. Ведь одно «воображение» вашего слабого конечного и неразвитого ума имеет достаточную силу, чтобы заставить ваше физическое тело болеть и даже причинять ему «смерть» от какой-нибудь воображаемой немощи. Вы все-таки сомневаетесь в силе Абсолюта вызывать к жизни вещи одним процессом «мысли»! Вы, маленькие ученики в великом детском саду жизни, – вы должны вынести лучшие уроки из ваших игр и маленьких чурбанчиков. И вы их вынесете, – ибо таков закон.

И вы, преисполненные сознания вашей слабости и «нереальности», – знаете ли вы, что до тех пор, пока вы «заключаетесь в Уме Бога», Он «помнит» о вас. А пока он вас помнит, никакое действительное зло не может упасть на вас, и ваша реальность уступает только Его реальности. И даже когда вы выходите из смертной оболочки – он помнит о вас в своем уме и, держа вас в нем, сохраняет вас целыми и невредимыми. Самое большое удовлетворение, какое только может получить человек, – это иметь возможность вполне понять, что он заключается в Разуме Бесконечного Бытия. Такие люди понимают, что в жизни не может быть смерти.

Чтение 6. В разуме Единого

В последнем нашем чтении мы изложили скрытый смысл учения йогов, относящийся к реальной природе вселенной и всего, что в ней заключается. Мы надеемся, что читатели внимательно продумают основные положения этого учения, потому что в них заключается самая сущность высшей философии йогов. Мы старались изложить эти высшие истины в возможно более простой форме, однако для умов, недостаточно подготовленных для того, чтобы усвоить главную мысль, может оказаться трудным понять сущность изложенных учений. Но читатель не должен отчаиваться – человеческий ум развивается постепенно, как цветок, и солнце истины проникает в самые сокровенные его изгибы. Поэтому не следует огорчаться, если для вас окажется трудным понимать что-нибудь и движение вперед будет медленно; все придет к вам в свое время, – ни вы не избежите истины, ни истина не избежит вас. Она не придет к вам ни на одну минуту раньше, чем вы будете готовы принять ее, и ни на одну минуту она не опоздает после того, как вы будете для нее готовы. Таков закон, и никто не может избежать его и ни изменить его. Все хорошо, и все повинуется закону; ничто никогда не может «случиться».

Многих может поразить мысль, что мир и все, что в нем заключено, – это просто «мыслеформы» бесконечного ума, – мысленные творения Абсолюта, – и человеком может овладеть чувство нереальности всего существующего. Это неизбежно, но вслед за этим придет реакция. У некоторых людей, схвативших эту великую истину, является ощущение, что «все – есть ничто», и эту идею они воплощали в своих учениях и писаниях. Но это просто отрицательная фаза истины, – существует положительная фаза, которая раскрывается для человека, идущего вперед.

Отрицательная фаза показывает нам, что все, что мы считаем реальным и постоянным, – самые основания вселенной, – есть только мысленный образ в уме Абсолюта, и поэтому во вселенной не хватает основной реальности, какую мы раньше ей приписывали. Понимая это, мы сначала склонны почувствовать, что на самом деле, «все – есть ничто», впасть в состояние апатии и потерять желание играть нашу роль в этом мире. Но, к счастью, вскоре вслед за этим наступает реакция, и мы начинаем видеть положительную фазу истины. Эта положительная фаза показывает нам, что, хотя все формы, виды и явления вселенной оказываются только частями великого призрачного мира, – однако сущностью всего этого должна быть настоящая реальность, потому что иначе не было бы и «видимости» мира. Для того чтобы какая-нибудь вещь могла стать мысленным образом, должен существовать ум, порождающей этот мысленный образ, и существо, обладающее этим умом. И душа этого существа должна проникать собой каждый образ, создаваемый умом, и быть ему присущей. Вы, в действительности, находитесь в ваших мысленных

Скачать:PDFTXT

Жнани-йога. Рамачарака Йога читать, Жнани-йога. Рамачарака Йога читать бесплатно, Жнани-йога. Рамачарака Йога читать онлайн