Скачать:PDFTXT
Жнани-йога. Рамачарака

и их точно так же опередят многие из тех, на чьи недостатки они взирают теперь с удивлением и презрением.

Нам трудно вполне ясно представить себе как факт, что то, чем мы являемся в настоящее время, есть лишь результат опыта наших прошлых жизней. Нам трудно оценить тот опыт жизни, через который мы проходим теперь, потому что мы не вполне ясно понимаем цену тех горьких испытаний, которые когда-то пережили в прошлом. Оглянемся, например, на опыты нашей настоящей жизни. Сколько в ней найдется печальных эпизодов, которых мы желали бы не переживать, и как сильно хотелось бы нам быть в состоянии вырвать их из нашего сознания. Но мы не понимаем того, что подобный опты в прошлом принес нам знание и мудрость – выгоды, с которыми ни в каком случае мы не хотели бы расстаться. А между тем, если бы мы вырвали из себя причину этих выгод, то вырвали бы также и самые выгоды и очутились бы опять позади, на том же самом месте, на котором находились раньше. Нам не хотелось бы, конечно, расстаться с благами, обретенными нами путем опыта, т. е. со знанием и мудростью, – плодами, которые сорваны с древа нашего страдания. Однако нельзя отделять таким путем следствие от его причины: мы должны смотреть на горький опыт прошлого как на источник наших теперешних знаний, мудрости и других выгод. Тогда мы перестанем относиться с ненавистью к такому порядку вещей и поймем, что добро может проистекать и от зла, в силу действия закона.

Когда мы усвоим себе такой взгляд на вещи, мы станем способны видеть в тяжелом опыте настоящей жизни неизбежный результат тех причин, которые лежат в нашем отдаленном прошлом и которые несомненно поведут к увеличению в нас знаний, мудрости и других достижений; для этого нам стоит только понять, что в действии закона кармы лежит божественная воля. Встречаясь с действием закона кармы, мы признаем, что причиняемые им страдания не есть несправедливость или наказание, а благодетельный процесс, который, хотя и кажется жестоким, но в конечной своей цели ведет к бесконечному благу.

По поводу учения о законе кармы многие возражают, что, раз мы не в состоянии помнить опытов нашей каждой отдельной жизни, то они бесполезны и не имеют для нас никакого значения. Но такое возражение крайне неразумно. Хотя мы и не вполне ясно помним такие опыты, тем не менее, они нисколько не потеряны для нас: они сделались составной частью нашего разума, они существуют в виде чувств, отличительных свойств, влечений, симпатий и антипатий, сродства, влечений, отвращения и пр.; они столь же доказательны и очевидны, как наши вчерашние опыты, которые еще свежи в нашей памяти. Оглянитесь на вашу настоящую жизнь и попробуйте вспомнить опыт предыдущих лет. Вы увидите, что вам удастся вспомнить лишь очень немногие события из вашей жизни: все многочисленные торопливые будни каждого дня в большинстве случаев забыты вами. Хотя они могли и казаться вам очень жизненными и реальными во время их переживания вами, теперь же превратились в ничто и совершенно потеряны для вас. Однако, так ли это? Ничуть не бывало. То, что вы теперь представляете собой, есть результат именно этого опыта. Ваш характер формировался и, мало-помалу, вылился в то, что он есть теперь, благодаря этим кажущимся забытыми страданиям и радостям, горю и счастью. Одно испытание укрепило вас, другое – изменило вашу точку зрения и заставило смотреть на вещи шире. Это горе научило вас чувствовать чужие страдания; а то разочарование побудило вас к новым усилиям. И каждое из испытаний оставило постоянный след на вашей личности, на вашем характере. Все люди являются тем, кто они есть – следствием того, что они пережили. И хотя разные случаи из нашей жизни, сцены, обстоятельства, условия и опыты померкли в нашей памяти, однако, следы их прочно отпечатались в строение нашего характера, и человек сегодняшнего дня отличается от того, каким он был бы, если бы данный случай или опыт не вошли бы в его жизнь.

То же самое относится и к отличительным свойствам, берущим свое начало в прошлых воплощениях. Вы не помните своего опыта, но в ваших руках результат его воздействия, в виде отличительных черт, вкусов, склонностей и пр. Вас влечет к некоторым вещам и отталкивает от других; одно привлекает вас, другое внушает вам отвращение. Все это является результатом опыта предшествовавших воплощений. Ваш громадный интерес и влечение к оккультным учениям, которые заставили вас читать эту книгу, не что иное, как наследие, полученное вами от какой-то прошлой жизни, в которой кто-нибудь сказал вам одно или два слова об этом и тем пробудил в вас интерес и соответственное желание. Вы уже тогда выучились кое-чему, быть может, даже и многому, и развили в себе желание знать еще больше; стремление это выразилось в том, что теперь, в этой жизни, вы пришли в соприкосновение с дальнейшими учениями оккультистов. Та же склонность заставить вас пойти еще дальше в этой жизни и найти гораздо большие возможности в будущих воплощениях. Почти каждый из читающих эти строки чувствовал, что многое из оккультного учения является для него лишь «повторением» чего-то уже знакомого в прошлом, хотя в настоящей жизни он никогда даже и не слышал многого из того, что здесь говорится. Вы берете какую-нибудь книгу, читаете ее и сразу убеждаетесь, что ее содержание истинно, так как вы смутно сознаете, что в каком-то прошлом периоде вашей жизни вы уже думали над этим вопросом и решали его. Все это – воздействие закона кармы, которое влекло вас к тому, к чему вы склонны, и которое является также причиной влечения к вам и других.

Бывают частые встречи людей, имевших отношение друг к другу в предшествовавших воплощениях. Прежняя любовь и прежняя ненависть привносят с собой в нашу теперешнюю жизнь результаты воздействия закона кармы. Мы тяготеем к тем, кого мы любили, а также и к тем, которым мы, быть может, причиняли зло. Жизнь идет своим путем и «история должна разыграться до конца», хотя знание закона кармы несомненно ослабляет многие наложенные на нас путы, объясняя характер отношений, основанных на законе кармы, и предоставляя нам возможность освободиться от этой связанности и, благодаря всему этому, разорвать эти путы.

Жизньесть великая школа опыта. В ней много градаций, классов и отметок за наши успехи. Уроки жизни должны быть усвоены, хотим ли мы этого или нет. Если мы отказываемся от изучения заданного ею урока или относимся к нему небрежно, нас отсылают обратно, опять и опять для выполнения предложенной задачи, пока, в конце концов, урок не будет выучен. И ничто из того, что раз усвоено, никогда не забывается окончательно. Неизгладимый отпечаток урока остается в нашем характере в виде предрасположений, вкусов, влечений и пр. Все это, образуя то, что мы называем «характером», есть действие закона кармы. Случайностей не существует. «Ничто» никогда не «случается». Все регулируется законом причин и следствий, т. е. кармой. Человек пожинает, в буквальном смысле этого слова, то, что он раз посеял. То, что вы представляете собой сегодня, обусловливается тем, чем вы были в вашей прошлой жизни. А в будущей жизни вы будете тем, что вы сделаете из себя в настоящей. Вы – ваш собственный судья и исполнитель правосудия, вы сами присуждаете себе награды. Но любовь к Абсолютному всегда ведет вас к свету и раскрывает вашу душу к восприятию того знания, которое, по словам йогов, «сжигает карму», т. е. дает вам возможность сбросить с себя нагруженное на вас бремя зависимости от причин и следствий, пригибавших вас к земле.

В нашей книге «Основы миросозерцания индийских йогов» мы поместили выдержку из Барри Бэнсона, сотрудника «Century Magazine» (за май 1894 г.). Находя ее очень уместной и в данном случае, мы позволим себе воспроизвести ее вторично. Вот ее содержание:

«Маленький мальчик отправился в школу. Он был еще очень мал. Все, что он знал, он всосал с молоком матери. Его учитель (это был Бог) посадил его в младший класс и дал ему учить урок. „Ты не должен убивать; ты не должен причинять боль и вред. Ты не должен красть“. – И ученик запомнил одно. Он не убивал. Но он был жесток, и он крал. В конце дня (когда у ученика была седая борода), когда приближалась ночь, Учитель (который был Бог) сказал: „ты научился не убивать, по другие уроки ты не выучил. Приходи завтра“.

Назавтра опять пришел маленький мальчик. Учитель посадил его в следующий класс и дал ему урок. Ты не должен причинять боль. Ты не должен красть. Ты не должен обманывать. И ученик не причинял боли, но он крал и обманывал. И в конце дня, когда борода ученика была седая, и когда приближалась ночь, его Учитель сказал: «ты стал лучше, но ты выучил не весь урок. Приходи завтра».

На следующее утро опять пришел маленький мальчик. Учитель посадил его в следующий класс и задал новый урок: «ты не должен красть, ты не должен обманывать, ты не должен завидовать». В конце дня, когда борода ученика была седая, и когда приближалась ночь, Учитель сказал: «ты выучился не красть, но других уроков не выучил. Приходи завтра».

Это то, что я прочел на лицах людей, в книге мира и в свитке небес, написанном звездами».

Благодаря действию закона кармы, каждый человек является господином своей собственной судьбы: он сам себя награждает, сам себя наказывает, сам строит, разрушает и развивает свой характер; тем не менее все это совершается под скрытым влиянием Абсолютного, т. е. Бесконечной Любви, постоянно способствующей духовному стремлению в высь и влекущей душу к пределу ее небесного успокоения. Человек может достичь и достигает своего спасения; он может созидать и созидает свою судьбу, но стремление в высь всегда неослабно пребывает в человеке, не давая места отчаянию, ведая, что конечная победа принадлежит духу.

По закону кармы, каждый поступок, даже каждая мысль имеет свое кармическое влияние на будущие воплощения души. Влияние это сказывается не столько в характере ожидающих нас наказаний или вознаграждений (в общем значении этих терминов), сколько в неизменности действия закона причины и следствия. Мысли человека подобны семенам, которые стремятся вырасти, пустить почки, дать цветы и принести плоды. Некоторые семена вырастают в настоящей жизни, другие переносятся в будущие жизни. Действия этой жизни могут представлять собой лишь частичный рост таких семян мысли, и могут понадобиться будущие жизни для того, чтобы семена эти расцвели и созрели. Конечно, в человеке, который

Скачать:PDFTXT

Жнани-йога. Рамачарака Йога читать, Жнани-йога. Рамачарака Йога читать бесплатно, Жнани-йога. Рамачарака Йога читать онлайн