Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 3. Баллады

заточен!

Узник брошенный, страдал?

Иль ни в ком между богами

Сожаленья к людям нет,

И могучими руками

Ни один из бездны бед

Их не вырвет? Знать, к блаженным

Скорбь земная не дошла?

Знать, одна я огорченным

Сердцем горе поняла?

Чтоб из низости душою

Мог подняться человек,

С древней матерью-землею

Он вступи в союз навек;

Чти закон времен спокойной;

Знай теченье лун и лет,

Знай, как движется под стройной

Их гармониею свет».

И мгновенно расступилась

Тьма, лежавшая на ней,

И небесная явилась

Божеством пред дикарей:

Кончив бой, они, как тигры,

Из черепьев вражьих пьют

И ее на зверски игры

И на страшный пир зовут.

Но богиня, с содроганьем

Отвратясь, рекла: «Богам

Кровь противна; с сим даяньем

Вы, как звери, чужды нам;

Чистым чистое угодно;

Дар, достойнейший небес:

Нивы колос первородной,

Сок оливы, плод древес».

Тут богиня исторгает

Тяжкий дротик у стрелка;

Острием его пронзает

Грудь земли ее рука;

И берет она живое

Из венца главы зерно,

И в пронзенное земное

Лоно брошено оно.

И выводит молодые

Класы тучная земля;

И повсюду, как златые

Волны, зыблются поля.

Их она благословляет

И, колосья в сноп сложив,

На смиренный возлагает

Камень жертву первых нив.

И гласит: «Прими даяньс,

Царь Зсвес, и с высоты

Нам подай знаменованьс,

Что доволен жертвой ты.

Вечный бог, сними завесу

С них, не знающих тебя:

Да поклонятся Зевссу,

Сердцем правду возлюбя».

Чистой жертвы не отринул

На Олимпе царь Зевес;

Он во знамение кинул

100 Гром излучистый с небес:

Вмиг алтарь воспламенился;

К небу жертвы дым взлетел,

И над ней гори явился

Зевсов пламенный орел.

И чудо проникло в сердца дикарей;

Упали во прах перед дивной Церерой;

Исторгнулись слезы из грубых очей,

И сладкой сердца растворилися верой.

Оружие кинув, теснятся толпой

И ей воздают поклоненье;

И с видом смиренным, покорной душой

Приемлют ея поученье.

С высоты небес нисходит

Олимпийцев светлый сонм;

И Фемида их предводит,

И своим она жезлом

Ставит грани юных, жатвой

Озлатившихся полей,

И скрепляет первой клятвой

,ао Узы первые людей.

И приходит благ податель,

Друг пиров, веселый Ком;

Бог, ремесл изобретатель,

Он людей дружит с огнем;

Учит их владеть клещами;

Движет мехом, млатом бьет

И искусными руками

Первый плуг им создает.

И вослед ему Пал л ада

130 Копьеносная идет

И богов к строенью града

Крепкостенного зовет:

Чтоб приютно-безопасный

Кров толпам бродящим дать

И в один союз согласный

Мир рассеянный собрать.

И богиня утверждает

Града нового чертеж;

Ей покорный, означает

‘•° Термин камнями рубеж;

Цепью смерена равнина;

Холм глубоким рвом обвит;

И могучая плотина

Гранью бурных вод стоит.

Мчатся Нимфы, Ореады

(3а Дианой по лесам,

Чрез потоки, водопады,

По долинам, по холмам

С звонким скачущие луком)

Блещет в их руках топор,

И обрушился со стуком

Побежденный ими бор.

И, Палладото призванный,

Из зеленых вод встает

Бог, осокою венчанный,

И тяжелый строит плот;

И сияя и излетают

Оры легкие с небес

И в колонну округляют

Суковатый ствол древес.

И во грудь горы вонзает

Свой трезубец Посидон;

Слой гранитный отторгает

От ребра земного он;

И в руке своей громаду,

Как песчинку, он несет;

И огромную ограду

Во мгновенье создаст.

И вливает в струны пенье

Свстлоглавый Аполлон:

Пробуждает вдохновенье

Их согласно-мерный звон;

И веселые Камены

Сладким хором с ним поют

И красивых зданий стены

Под напев их восстают.

И творит рука Цибелы

Створы врат городовых:

Держат петли их дебелы,

1?° Утвержден замок на них;

И чудесное творенье

Довершает, в честь богам,

Совокупное строенье

Всех богов, великий храм.

И Юнона, с оком ясным

Низлетсв от высоты,

Сводит с юношей прекрасным

В храме деву красоты;

И Киприда обвивает

‘9° Их гирляндою цветов,

И с небес благословляет

Первый брак отец богов.

И с торжественной игрою

Сладких лир, поющих в лад,

Вводят боги за собою

Новых граждан в новый град;

В храме Зевсовом царица,

Мать Церера там стоит,

Жжет курения, как жрица,

300 И пришельцам говорит:

«В лесе ищет зверь свободы,

Правит всем свободно бог,

Их законзакон природы.

Человек, прияв в залог

Зоркий ум — звено меж ними, —

Для гражданства сотворен:

Здесь лишь нравами одними

Может быть свободен он».

Свивайте венцы из колосьев златых;

Цианы лазурные в них заплетайте;

Сбирайтесь плясать на коврах луговых;

И с пеньем благую Цереру встречайте:

Всю землю богинин приход изменил;

Признавши ее руководство,

В союз человек с человеком вступил

И жизни постиг благородство.

ИЗ ЧЕРНОВЫХ И НЕЗАВЕРШЕННЫХ РУКОПИСЕЙ

(Ринальдо и Бландина)

Вландина вздыхала, Ринальдо вздыхал,

Их взгляд сокровенный любовью пылал;

Бландина принцесса — очей восхищенье,

Ринальдо прекрасный при ней в услуженье.

Землей и водою, из дальних сторон,

И герцог и рыцарь, и принц и барон

Стекалися в злате, в драгом украшенье

Увидеть принцессу — очей восхищенье.

Ни злато и перлы, ни пышность парчей

10 Ничуть не пленяли Бландины очей;

Ринальдо прекрасный с цветком благовонным

Встречаем был взглядом ся благосклонным.

Ринальдо прекрасный прекрасен душой;

Он родом не знатен, он низок судьбой.

Но принц и служитель — все Бога творенье;

Возвышенность духа — раба украшенье.

Однажды Бландина с блестящим двором

Под яблоней спелой в тени вечерком

В корзинку златые плоды собирала:

ао Их милого друга рука ей срывала…

Царский сын и поселянка

Ярко солнышко играет;

Ярко зелень отливает.

15 — 9079

225

В роще запах, свет и тень;

Свеж и тёпел вешний день.

В час весёлый, на досуге,

На душистом сидя луге,

У журчащего ручья,

Вам спою балладу я.

Ехал царь путём-дорогой.

Выстроокий, быстроногой

Конь играл, плясал под ним,

Из ноздрей пуская дым.

Царь был чудо красотою;

Под короной золотою,

С багряницей на плечах

Выл он светел, как в лучах.

Он спрыгнул с коня лихого,

У потока лугового;

Где над быстрою водой

Цвёл шиповник молодой.

Выло вкруг светло, душисто;

Птички пели голосисто;

Вторя им, журчал поток,

В листьях бегал ветерок.

От чего ж так птицы пели,

Так струи в ручье кипели,

Так резов был ветерок,

Так душист был холодок?

У ручья тогда сидела

Поселянка и глядела

В ясны воды, и ручей

Видел свет ее очей…

ПРИЛОЖЕНИЯ

15*

Н. Ж. Ветшева, Э. М. Жилякова БАЛЛАДЫ ЖУКОВСКОГО

Балладанаиболее адекватное выражение творческого сознания поэта. Современниками Жуковский воспринимался как создатель этого «нового рода» поэзии и сам отдавал себе в этом отчет: «Баллада — мой избранный род поэзии» (ПЖТ. С. 104).

Баллада родилась у Жуковского как жанр, позволивший ему выра¬зить свое философское понимание нравственной природы человека и его судьбы в контексте бытия и мирового развития человечества. Не случайно при создании своих баллад Жуковский обращается к произ¬ведениям лучших европейских поэтов, многие из которых были влас¬тителями дум своего времени: Гёте и Шиллер, Вальтер Скотт и Саути, Бюргер и Уланд. Собранные вместе, 39 баллад Жуковского представля¬ют собой уникальную антологию европейской романтической баллады, написанную глубоко мыслящим и тонко чувствующим русским поэтом-лириком.

В творческой биографии поэта можно выделить три «балладных взрыва»: 1808—1814 годы с центром в 1814 году, когда в долбинской тетради сразу было написано 5 баллад; 1816—1822 годы; и наконец, 1828—1833 годы, ознаменованные созданием 16 баллад. Каждый раз обращение к жанру баллады выражало логику художественного разви¬тия поэта, которая, в свою очередь, была обусловлена содержанием его нравственно-этической и философской позиции.

Первые баллады Жуковского — «Людмила», «Светлана», «Громо¬бой» и другие — с их необычным сюжетом, смешением яви и фантас¬тики, юмора и проникновенного лиризма, с присущей им легкостью, звучностью и «фантастическим колоритом красок» поразили и зача¬ровали современников. Атмосферу всеобщего восхищения читателей, попавших под обаяние «балладника», «поэзии чудесного гения, певца таинственных видений, любви мечтаний и чертей», выразил Пушкин:

И нас пленили, ужаснули

Картины тайных сих ночей,

Сии чудесные виденья,

Сей мрачный бес, сей божий гнев,

Живые грешника мученья

И прелесть непорочных дев.

— Н. Ж. Ветшева, Э. М. Жилякова —

230

Мы с ними плакали, бродили Вокруг зубчатых замка стон, И сердцем тронутым любили Их тихи и сон, их тихий плен <...>

(Пушкин. Т. 4. С. 51).

При всем завораживающем очаровании, мелодичности и таинс¬твенности баллад Жуковского главным источником их притягательной силы являлось открытие нравственного порядка, само содержание кон¬цепции человека, в которой проявился талант «угадывать общую пот¬ребность и тайную думу времени» (Белинский. Т. 7. С. 168—169).

Духовный мир человека предстал в балладах Жуковского разомкну¬тым, свободным и ввергнутым в стихию сложных, подвижных, неод¬нозначных отношений. Дар лирического таланта поэта— искусство проникать в глубины внутреннего мира человека — открыл в балладе, самом универсальном жанре романтизма, невиданную до того безмер¬ность и значимость душевной жизни человека в ее самых интимных и сокровенных проявлениях. «(…) в балладе Жуковского, — писал Белин¬ский, — заключался более глубокий смысл, нежели могли тогда думать» (Белинский. Т. 7. С. 167).

С. С. Аверинцев, говоря о значении перевода «Сельского кладбища» (1802) для последующего творчества Жуковского, определил главную идею поэта как мысль о достоинстве каждого человека, судьба кото¬рого — великого или безымянного героя — равна судьбе мира. Уже в балладах первого периода, созданных на волне подъема националь¬ного самосознания, связанного с эпохой александровских реформ и Отечественной войной 1812 года, эта идея необычайно углубилась и усложнилась: человек в балладе оказался поставленным перед нрав¬ственным выбором, перед лицом судьбы и мира, открывшимися ему. Сны и видения, мистика и фантастика, шутка и мудрость, наполнив¬шие первые баллады, разрушали рационалистические представления и ввергали человека в непознаваемое и неизвестное ранее, открывали ему тайны собственной души. Как точно заметила Р. В. Иезуитова, го¬воря о «Людмиле», «Жуковский строит свое повествование вне рацио¬налистической логики. (…) Фантастический сюжет не мотивируется, а берется как данность. Он открывает возможность передать страстный порыв героини, силу ее чувства, которая делает ее невосприимчивой ни к каким доводам рассудка» (Иезуитова. С. 90).

Но доминантой в балладах Жуковского всегда оставалась коллизия, связанная с необходимостью исполнения нравственного долга. В выде¬ленных исследователями трех группах баллад периода 1808—1814 го¬дов — о трагической и великой силе любви («Людмила», «Светлана»,

Баллады Жуковского

«Пустынник», «Эльвина и Эдвин», «Алина и Альсим», «Эолова арфа»), о предначертанности судьбы («Кассандра», «Ахилл»), о драме преступни¬ков-отщепенцев («Громобой», «Адельстан», «Варвик», «О старушке…») — герои переживают любовь, равную по силе только жизни и смерти, обретают великое мужество и достоинство перед голосом судьбы или претерпевают страшное наказание за отступничество от добра. В про¬цессе развертывания балладного сюжета, полного тайны и искушений, главным событием становится момент духовного восхождения героя, автора и читателя, приобщения их к высшим нравственным ценностям. Не случайно в финальной строфе «Эоловой арфы» — «прекрасного и поэтического произведения, где сосредоточен весь смысл, вся благо¬ухающая прелесть романтики Жуковского» (Белинский. Т. 7. С. 171), возникает мотив, неоднократно повторенный поэтом — мотив полета, вознесения души:

Когда от потоков, холмов и полей

Восходят туманы И светит, как в дыме, луна без лучен —

Две видятся тени:

Слмявшись, летят

К знакомой им сени… И дуб шевелится, и струны звучат.

Открытие сокровенной жизни человека вылилось в балладах Жу¬ковского в тончайшие формы психологического анализа. Сердечность и интимность элегического повествования внесли в балладу Жуковского чарующую и завораживающую музыку звуков, зыбких, меняющихся и неуловимых картин природы и настроения —тихой унылости, кроткой и светлой печали, восторженного любования, смутного и тревожного предчувствия. Русский читатель испытывал потрясение от открывших¬ся ему красоты и таинства жизни в привычном окружающем мире. В балладах предстали герои, охваченные любовью — то безоглядной и ве-ликодушной, то бунтующей и греховной, то тихой и кроткой, погружен¬ной в элегические волны воспоминаний и надежд, со страшными снами и счастливыми пробуждениями, а в центре внимания поэта неизменно находится душа человека — в ее смятении, порывах, колебаниях и уст¬ремленности к зовущему, но недосягаемому идеалу.

А между тем в балладах, сосредоточенных, казалось бы, исклю¬чительно на

Скачать:TXTPDF

заточен! Узник брошенный, страдал? Иль ни в ком между богами Сожаленья к людям нет, И могучими руками Ни один из бездны бед Их не вырвет? Знать, к блаженным Скорбь земная