Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 3. Баллады

XVIII — первой половины XIX в. // Жуковский. С. 86—92; Гаспаров М.Л. Указ. соч. С. 121, 127—128; Гаспаров М.А. Метр и смысл: Об одном , из механизмов культурной памяти. М., 1999. С. 112, 152—154, 236—237.

16 — 9079

С. А. Матяш

ments) баллад Жуковского, оговорим три момента. Первый. Наше иссле¬дование охватывает 40 произведений, 7010 строк. 40 (а не 39) — потому, что «Громобой», 1810, и «Вадим», 1814—1817, мы учитываем как самосто¬ятельные произведения. Для анализа стиха это существенно. Авторской воли при таком подходе мы не нарушаем: сам поэт назвал «Двенадцать спящих дев» «старинной повестью в двух (курсив мой. — СМ.) балладах». Второй. Проблема периодизации балладного творчества5 решается нами однозначно в пользу выделения трех периодов, как это было в работе И. М. Семенко6. Статистические данные, которые мы будем приводить, указывают на существование в первом цикле баллад двух периодов: I-й 1808—1814, П-й 1816—1822. Второй цикл (1828—1833) — это, таким образом, Ш-й период. Третий. При диахроническом анализе данные по «Громобою» и «Вадиму», ввиду огромного объема этих баллад, в ряде случаев (которые всякий раз особо оговариваются) изымались из сред¬них показателей по периоду и учитывались отдельно — для большей адекватности картины эволюции стиховых форм.

Метрический облик баллад Жуковского красноречиво характеризу¬ют традиционные в (стиховедении параметры: соотношение мономет-рии и полиметрии (термины П. А. Руднева), классического (силлабо-тонического) и неклассического стиха; набор и частотность метров и размеров7, составляющих метрический репертуар жанра. ч

Среди сорока баллад Жуковского только одна, последняя, «Элевзин-ский праздник», 1833, представляет собой полиметрию; остальные — монометричны. Все баллады, включая полиметрическую, написаны классическим стихом; дольников и других форм неклассического стиха нет. Последнее может показаться странным, поскольку, как известно, большинство баллад поэта переводные, а в оригинале во многих слу¬чаях был тонический стих. В лирике у Жуковского были интересные опыты выхода за пределы силлабо-тоники («К ней», 1810—1811, «К Филону», 1813, «Жалоба пастуха», 1816, «Звезды небес», 1831), но в бал¬ладах он англо-немецким дольникам предпочел аналоги, найденные среди форм русского классического стиха. Характер поисков Жуковс¬кого отражает его работа над переводом стихотворения И. X. Цедлица «Ночной смотр» (1836)8. В оригинале 3-ударный дольник, в котором

5 Вопрос о периодизации балладного творчества как об актуальной проблеме поставил А. С. Янушкевич. См.: Семинарий. С. 98.

6 См.: Семенко. С. 164.

7 Всед за П. А. Рудневым термин «метр» употребляем как родовое понятие (ямб и т. д.), «размер» — как видовое (4-стопный ямб и т. д.).

CjyTo обстоятельство, что Жуковский не включал «Ночной смотр» в корпус баллад, а от¬правлял то в отдел «Смесь» (4-е изд.), то в отдел «Песен» («Оглавление»), сути дела в данном

Стих баллад В. А. Жуковского —

случае не меняет: в оригинале — баллада, в переводе — стихотворение «балладного типа» {Измайлов Н. В. Указ. соч. С. 244).

^ZedlitzJ. Ch. Die nachtliche Heerschau // Зарубежная поэзия. Т. 2. С. 347.

10 Рукописный вариант был опубликован Ц. С. Вольпе: Жуковский В. А. Стихотворения. Т. 1.Л., 1939. С. 344.

11 См.: Жирмунский В. М. О национальных формах ямбического стиха // Теория стиха. Л., 1968. С. 9—13.

16*

анакруза варьирует в пределах 0—1 слога, междуударные интервалы 1—2 слога.

Nachts um die zwolfle Stundo Verlapt der Tambour sein Grab, Maclit mit der Trommcl dio Runde, Gelil emsig auf und ab9.

Взятые вне контекста, отдельные строки представляют собой «чис¬тый» ямб (Reveiir und Zapfenstreich), другие — «чистый» 3-сложный размер (Macht mit der Trommel die Runde). В живом чтении не созда¬ется инерции определенного размера. Стих организован тремя силь¬ными ударениями, которые в сочетании с мужскими окончаниями, заканчивающими каждую строфу, способствуют созданию маршевого ритма. Жуковский первоначально переводит балладу 3-стопным ямбом (очевидно, потому, что в оригинале отдельные строки имели ямбиче¬скую конфигурацию расположения ударений), 7-стишиями с женскими окончаниями (мужские — только у первых строк строфы).

В двенадцатом часу Из гроба, каждой ночью, Выходит барабанщик. Идет он скорым шагом, Сначала бьет он зорю, Потом он бьет к молитве, Потом он бьет тревогу10.

Но поскольку русский ямб, в отличие от немецкого полноударно¬го, имеет облегченные стопы11, то естественно, что в стихотворении, переведенном 3-стопным ямбом, не удалось сохранить четкий треху-дарный ритм оригинала. Поэтому поэт находит другой аналог дольни¬ку Цедлица. Он переводит «Ночной смотр» 3-стопным амфибрахием (у Цедлица анакруза переменная, но преобладает односложная, как в амфибрахии), который на всем протяжении стихотворения не имеет ни одной облегченной стопы.

В двенадцать часов по ночам Выходит трубач из могилы;

С. А. Матяш

И скачет он взад и вперед, И громко трубит он тревогу.

> Поскольку амфибрахий в поэзии начала века был экзотическим ^размером, он мог служить функциональным соответствием оригиналу. В данном переводе экзотичность)подчеркивалась также отсутствием рифмы. Мужские окончания, чередующиеся (как и в оригинале) с жен¬скими, поддерживают четкий ритм, который создается тремя ударе¬ниями в каждой строке. Здесь Жуковский действительно «гений пере¬вода» (Пушкин)12. Можно предположить, что аналогичный творческий процесс был у поэта при переводе и других европейских дольников, что привело к ошеломляющему результату: 3-сложники, занимавшие в XVIII — начале XIX в. 2 % произведений (строк — меньше процен¬та)1*, функционировавшие в лирике самого Жуковского в пределах 5—5,5 %14, появляются в каждой четвертой балладе (суммарный пока¬затель 3-сложников, с учетом амфибрахических строф «Элевзинского праздника», — 26,3 % по счету текстов, 17,2 % — по счету строк)15. Взлет_ 3-сложников — первая яркая примета балладной метрики. Вторая — соревнование 3-сложников с хореями: хореи догоняют 3-сложники по произведениям, а по строкам даже обгоняют (25 %). Если помнить, что в лирике поэта хорея было 11,5 (9,1) %, то его разрастание в балладе становится ее жанровой стиховой приметой, но менее красноречивой, чем рост 3-сложников, поскольку этот метр в русском стихосложении был более частотен.

Первое место среди трех метров в балладе занимает ямб. Однако об¬щими усилиями 3-сложников и хореев доля его сократилась до 47,5 %, в то время как у большинства поэтов-современников Жуковского он был в пределах 80—98 %16, а у него самого в лирике главный метр рус¬

12 Анализ передачи и трансформации в переводе содержательного плана баллады дан Ф. 3. Кануновой в комментариях к «Ночному смотру» во Н-м томе наст. изд. (с. 692—697).

13 Здесь и далее сведения по метрике и строфике XVIII — первой половины XIX в. даются по работам: Вишневский К. Д. Русская метрика XVIII века // Вопросы литературы XVIII в. Пен¬за, 1972. С. 129—228; Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М., 1974. С. 39—75; Гаспа¬ров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. С. 112—138.

14 Все данные по лирике Жуковского приводятся по нашей работе «Стих Жуковского-ли¬рика», помещенной во Н-м томе наст. изд. (с. 387—421).

15 В работе применяется «двойная статистика» — произведений и строк; цифры приво¬дятся в соответствующей последовательности; одна цифра без особых оговорок означает ста¬тистику произведений.

16 См.: Русское стихосложение XIX в., где помещены справочники по метрике и строфике Батюшкова (С. А. Матяш), Востокова (M. Ю. Лотман), Пушкина (М. Ю. Лотман, С. А. Шахвер-дов), Дельвига (Л. Т. Сенчина), Баратынского (С. А. Шахвердов), Кольцова (А. Н. Беззубов), Тютчева (Л. П. Новинская), Полонского (О. А. Орлова).

244

Стих баллад В. А. Жуковского —

ской поэзии составляет 73 %. Это — третья особенность метрического облика баллад. Остальные предстанут в связи с анализом размеров.

В репертуаре баллад 22 размера. Если учесть, что в многожанровой лирике поэта 46 размеров, то становится очевидным метрическое бо¬гатство исследуемого жанра. Оно создается главным образом за счет разностопных размеров, которых в два с лишним раза больше, чем рав-ностопных (их соотношение 68,2:31,8). Уникальность этого соотноше¬ния ясна в сравнении: в поэзии Пушкина, по данным М. Ю. Лотмана, равностопные размеры составляли 83 %; у Жуковского в лирике, также богатой разностопниками, равностопных было 50 %. В балладах разно¬стопные проникают во все метры, кроме дактиля, особенно активны они в ямбе (7 разновидностей) и в амфибрахии (5 разновидностей). Только 2 размера используются Жуковским по нескольку раз: ямб 4343 — 5 раз («Громобой», «Пустынник», 1812; «Гаральд», 1816; «Вадим», «Рыбак», 1818), ямб 5454 — 2 раза («Баллада о старушке», 1814; «Доника», 1831). Остальные— метрические неологизмы, изобретенные поэтом для не-повторимого метрического облика одной баллады: ямб 43434433 («Ле¬нора», 1831), амфибрахий 434344 («Кубок», 1825—1831), 4343443443 («Граф Гапсбургский», 1818) и т. п.

В связи с обилием разностопных размеров в балладах уместно заме¬тить, что они, активно функционируя и в лирических жанрах, не появ¬ляются в повестях и сказках. Здесь^_по-видимрму, обнажается один из стиховых механизмов ;ш/?оэпической природы жанра. В балладе раз¬ностопные размеры участвуют в формировании не разговорно-повес¬твовательной интонации (хотя в отдельных случаях такие интонации возникают: Раз в крещенский вечерок I Девушки гадали…), а повествова-* тельно-пат£1ическойг с~лирической~окрашенжх:тью, как, например, в разностопном амфибрахии «Эоловой арфы»:

Владыко Мор вены. 2

Жил в дедовском замке могучий Ордал; {

Над озером стены 2

Зубчатые замок с холма возвышал; {

Прнбрсжны дубравы 2

Склонялись к водам, 2

И стлался кудрявыii 2 Кустарник но злачным окрестным холмам. {

Разностопные размеры — при всей причудливости комбинаций строк разной длины — имеют повторяемость и в силу предсказуемос¬ти ритмических ходов создают интонационную инерцию, служащую опорой для напевного /(а не говорного) стиля. Тезис о том, что разно¬стопные размеры могут быть интерпретированы как стиховой признак

С. А. Матяш

/ лиризации баллады, находит дополнительный аргумент в полном от¬сутствии в рассматриваемом жанре вольных размеров, в частности по¬пулярного в русской поэзии «говорного» вольного ямба.

Если (в соответствии с существующей в стиховедении традицией) модификации разностопного ямба (или иного метра) считать за один размер, то разностопный ямб становится лидером метрического ре¬пертуара баллад (30 %), а разностопный амфибрахий занимает в нем четвертое место (11,2%). Остальные «призовые» места принадлежат равностопным размерам. Среди 7 равностопных размеров 4 применя¬ются только в одном произведении: ямб 3- и 5-стопный, дактиль 4- и 5-стопный. Частотные размеры: 4-стопный хорей (21,2%), 4-стопный ямб (12,5%), 4-стопный амфибрахий (7,5%). Таким образом, ядро метрического репертуара баллад составляют: 1) разностопный ямб; 2) 4-стопный хорей; 3) 4-стопный ямб; 4) разностопный амфибрахий; 5) 4-стопный амфибрахий. Кроме универсального 4-стопного ямба все остальные перечисленные размеры вызывали прочные ассоциа¬ции с балладами Жуковского и активно функционировали у его бли¬жайших и отдаленных последователей. См., например, разностопный ямб в балладах П. Катенина («Убийца», 1815), М. Лермонтова («Гость», 1830—1831), А. К. Толстого («Князь Ростислав», 40-е гг.); 4-стопный хорей— в балладах Катенина («Наташа», 1814; «Ольга», 1816), Пуш-кина («Утопленник», «Ворон к ворону летит», 1828), Лермонтова («Два сокола», 1829; «Два великана», 1832; «Дары Терека», 1839), К. Павло¬вой («Старуха», «Баллада», «Огонь»), Фета («Замок Рауфенбах», 1840; «Змей», «Геро и Леандр», 1847); разностопный амфибрахий — в балла¬дах

Скачать:TXTPDF

XVIII — первой половины XIX в. // Жуковский. С. 86—92; Гаспаров М.Л. Указ. соч. С. 121, 127—128; Гаспаров М.А. Метр и смысл: Об одном , из механизмов культурной памяти. М.,