Воейковой. Л. 10—19; л. 26—36 — черно¬вой и беловой автограф, с датами: «1 сентября» (1816) (л. 10 об.) — «29 июня 1817» (л. 36) — строфы 15—75 (по нумерации Жуковского).
План ы:
1) РНБ. Оп. 1. № 78. Л. 10 об. (1812 г.).
2) РНБ. Оп. 1. № 78. Л. 27 об. (между 19 и 24 октября 1814 г.).
3) РНБ. Оп. 1. № 26. Л. 24 об. (июнь (л. 26) 1816 г.).
4) РНБ. Оп. 1. № 26. Л. 29 («19 июня 1816 г.»).
5) ПД. № 27807. Книга Александры Воейковой. Л. 10—19; 26—36, с датами: «1 сентября» (1816) — «29 июня 1817» (планы строф 15—75).
Копии:
1) РНБ. Оп. 1. № 26. Л. 30—31 — рукою А. А. Воейковой с исправлениями Жу-ковского (строфы 1—6), с заглавием: «Искупление».
2) РГБ. (А. П. Елагина) 22/12. Л. 29—41 — рукою А. П. Елагиной, с пометою: «Окончание впредь. 1817-го года».
3) РГАЛИ. Оп. 1. № 2. Л. 39—62 об. — копия рукою неизвестного лица.
4) ПД. № 9676. С. 51—87 — рукою неустановленного лица с заглавием: «Вадим (баллада). Книга вторая. Дмитрию Николаевичу Блудову».
Впервые: Двенадцать спящих дев, старинная повесть, сочинение Василия Жуковского. СПб., 1817 (ц. р. 4 июля 1817 г.) — вместе с «Громобоем» и посвяще¬нием «Опять ты здесь, мой благодатный Гений…».
В прижизненных изданиях: С 2—5 (везде вместе с «Громобоем»). В С 2—5 с посвящением Блудову. В С 2 примечание — «Сие второе издание сочине¬ний г. Жуковского полнее первого. В нем помещены новейшие его произведения: Певец на Кремле, Вадим, или окончание Баллады Двенадцать Спящих Дев (…)».
Датируется: 1810 — 29 июня 1817 г.
Замысел «Вадима» (первоначально «Искупление») относится еще к 1810 г., т. е. времени создания «Громобоя». Об этом свидетельствует перечень балладных сю-
22 — 9079
337
ПРИМЕЧАНИЯ
жетов на нижнем переплете стихотворений Бюргера из библиотеки поэта: «(…) Двенад(цать) спящ(их) дев (…) Искупление» (Gedichte von Gottfried August Burger. Gottingen. Th. 1—2. 1789. См.: Описание. № 748). Особое место в творческой исто¬рии баллады занимают планы. Это связано как с усилением сюжетной основы по-вествования (путь героя к цели), так и с отходом от немецкого оригинала и иными влияниями на замысел. Существует три общих плана «Вадима» (1812; 1814; 1816), которые позволяют говорить о последовательной и сознательной романтизации сюжета. Жуковскому важно показать не столько путь героя к цели, сколько устрем-ленность к идеалу.
План № 1, расположенный в обрамлении планов «Светланы («Святки», «Га-данье»), предположительно относится к концу 1812— началу 1813 г. (см. комм, к «Светлане») и в основном намечает и конкретизирует сюжет, размечает цифрами последовательность эпизодов. Жуковский уделяет больше внимания предыстории героя, формированию его характера. Важным становится разработка вводного эпи¬зода с киевской княжной, которая в плане № 1 (и № 2) носит имя Ольги. Ольгой названа героиня в планах баллады «Светлана». Наиболее часто употребляются гла¬гольные конструкции, отглагольные существительные: «отъезд, избавление, въезд, уезжает, едет, выезжает». Повторением слов «дале, даль» передается нарастание стремления (от «весеннего чувства») к состоянию романтической напряженности, близкой к откровению: «он едет бесстрашно дале», «он едет дале», «светлее даль и стены». В первых двух планах финал несколько отличается от окончательного: он не растворен в общем оживлении мироздания, а более конкретен, указывает на счастливую завершенность «земного» сюжета: «Вадим соединяется с возлюбленной и едет в дом родительский» (№ 1); «43.— Вадим возвратился на берег Волхова. 44. — Его встретили отец и мать. 45. — [Он] Вот оно сокровище неизвестное» (план № 2). Таким образом, кольцевая композиция соответствовала бы обычному ска¬зочному финалу. Это совпадало бы с закрытым финалом романа Шписа, в котором герой женится и у него рождается 8 сыновей и 4 дочери.
План № 2 связан с долбинской осенью 1814 г. и входит в хронологическую и жанрово-тематические подборки «Долбинских стихотворений». (См. раздел «Дол-бинские стихотворения» в т. 1. наст. изд. С. 679—680.) I. «(…) 17—23 (ноября) Ответ, Посл(ание) к Госуд.(арю), Искупл.(ение), Аббадона» (РНБ. Оп. 1. № 77. Л. 25); III. «(…) 12. Ахилл 1—3 ноября. 13. (Нина. Искупл.(ение)). 14. Искупление («Вадим»). 15. Эолова арфа. Ноября 9—13. (…).» (РГАЛИ. Оп. 3. № 8. Л. 1). Речь идет о плане № 2 и о начале стихотворного текста. Сообщая о написанных балладах в письме к А. И. Тургеневу от 8 ноября 1814 г., он упоминает «Вадима» как замысел («(…) да еще три в голове» // ПЖТ. С. 129) и отмечает начало работы над стихотворным текстом (строфы 1—6. См. автограф № 1). В письме к тому же адресату от 1 декабря 1814 г. он конкретизирует процесс работы: «Чтобы был полный комплект, осталось написать еще одну, необходимую, продолжение 12 Спящих дев; она уже и начата (…) Все это должно поспеть в Декабре» // ПЖТ. С. 131). Таким образом, к 1814 г. относится план № 2 (до 9 ноября, так как на л. 27 об.—28 расположены планы «Эоловой арфы», написанной 9—13 ноября 1814 г.). Под 17—23 ноября значится работа над «Вадимом» (автограф № 1). «Вадим» в отличие от «Громобоя» знаменует переход от баллад «в страшном роде» к балладам с любовно-психологической и философской тематикой. Характерно отношение к балладам как к определенному циклу («чтобы был полный комплект») и потребность в концептуальном заверше¬
338
ПРИМЕЧАНИЯ
нии: название «Искупление» прямо выражало основной смысл второй части. План № 2 написан в столбец, разбит предположительно на строфы (45), не совпадающие с окончательным количеством (73). Большее внимание уделяется проявлениям та-инственного, мистическому ожиданию чуда. «Арфа» преобразуется в менее ощути¬мый «звук», «звонок».
План № 3 появляется в июне 1816 г. и представляет собой написанный сплош¬ным текстом конспект с развернутыми конструкциями, диалогами, иногда создаю¬щими впечатление прозаического повествования. И, наконец, сразу же после этого, с 19 июня 1816 г. и по 29 июня 1817 г., Жуковский работает параллельно над пла¬нами строф (РНБ. Оп. 1.№ 26. Л. 24 об; л. 26 с датой: «16 июня 1816», л. 29 — планы строф 39; 7—16 с параллельной работой над автографами). Наиболее полно и точно воспроизводят творческий процесс планы строф и автографы, черновые и беловые, с почти ежедневной датировкой в «Книге Александры Воейковой» (ПД. № 27807. Л. 10 об.—36 — строфы 15—75 по отличающейся от канонической (73) нумерации Жуковского, с датами: «1 сентября» (1816) нал. 10 и: «29 июня 1817» (л. 36). Приво¬дим эти планы, частично опубликованные:
План № 1. РНБ. Оп. 1. № 78. Л. 10 об.
Вадим — его молодость — и характер — весеннее чувство — сои на берегу Волхова — отъезд — избавление Ольги — ночь с нею в лесу — голос арфы — въезд в Киев — старый князь предлагает руку Ольги и наследство — Вадим уезжает ночью — едет по берегу Днеп¬ра — въезжает в дремучий лес — перед ним бежит сверкая призрак — видение в лесу, он едет бесстрашно далее — могила и мертвец — он едет далее — светлее даль и степы — зву¬ки арфы — видит деву — ворота отворяются — он всходит на стену, узнает свою воз¬любленную — девы его окружают — {нрзб) видение души Громобоевой — явление старца одиннадцать дев заключили себя в обитель — Вадим соединяется с любимой и идет в дом родительский — чудеса дев монашеских
План № 2. РНБ. Оп. 1. № 78. Л. 27 об.
Изображение Вадима —
1 — Его характер
2 — Весеннее чувство — облака — даль цветы — воды 3,4 — Сои на берегу Волхова — старец
5 — чувство после сна неизвестность и тоска
6,1 — отъезд — свобода — благослов{еиие) родителей
чувство посреди света
9 — Ольга в руках у похитителя
10 — избавление
11, 12 — Ольга сказывает свою историю
Печенег
13 — засыпает
22*
339
ПРИМЕЧАНИЯ
14 — ночь над нею
16 — едут в Киев
17 — Князь встречает добром с почет(ом) 18, 19 — Готово все для свадьбы
20 — Сон Едет
21 — видит Днепр видит густой лес изображение) дичи
22 — Ночь звездная
23 — вьезэшет в лес на звук арфы Тишина леса и плескание Днепра Приезжает в гущину леса Бродит вокруг него что-то
24 — видит холм
25 — На нем остатки храма
26 — видит падший крест мог(ильный) сидящий на нем вран слетел и зас(?)
и [что-то] бледное пламя и унылый призр(ак) Он едет далее Видит стены
27 — и за их зубцами звуки арфы
28 — Смотрит
В эту минуту полная луна вышла из-за облака Видит на стене смену
29 — На него смотрят Он идет к вратам
30 — Утес отвалился
32 — Встречает дева прелестная — Его чувство — приветствие — речи
33 — Они идут в дом
34 — Все тихо
Входят туда, где спят сестры
35 — как будто ангел поднялся от глав Они открыли глаза
36 — И старец между ими явился Пошли к могиле отца
Она покрыта свежим дерном
37 — На ней расцвела лилия
И сладкое благовоние окруж(ает) Но вокруг все тихо Тоскующая тень исчезла
39 — Как будто там птицы, воды, ветерок
40 — Стены обители соорудились Туда перешли девы
ПРИМЕЧАНИЯ
Туда стекаются богомольцы 41, 42 — Их жизнь
43 — Вадим возвратился па берег Волхова
44 — Его встретили отец и мать
45 — [Оп] Вот оно сокровище неизвестное видит сон чуд(есный)
муж одетый1? лучами подходит говорит верь следуй
[верь и надейся] счастье твое в дали иди к нему с чистою душою Я с тобою
При этом слове [в дали] послышался нежный звук
как будто знакомой но никогда не слыш(?)
Вадим видит деву
Лице скрыто
Взор проник в его душу
Она манила его
И взором и рукою
Он хочет броситься
И старец и дева уже исчезли вдали?
исчезли
Потом слышался один только звонок Вадим проснулся
И звон продолжался — и наконец утих?
но поутру тихо ?
Куда ни пойдет
Взгляд — за ней
днем
и воспл(?)
И часто слышался звонок Просит у отца благосл(овения) И едет
Чувство наполняло
Путь. Он едет день едет другой
Уж близок Днепр
План № 3. РНБ. Оп. 1. № 26. Л. 24 об.
С тех пор Вадим потерял покой — овладела им тоска — стремление — облака, птицы, на ночь — поутру колокольчик; ввечеру тоже.
Иногда в чагце леса голос; сон возобновляется; посреди весны задумчив; уединение; все сильнее голос —
Он идет к отцу и к матери; просит их благословения; я не могу остаться; счастье мое и ваше там; я приведу его: здесь воздух давит, солнце палит — Вот он на¬ступил — весь широкий свет перед ним — идет через леса — как будто кто-то его храпит.
34i
ПРИМЕЧАНИЯ
Зверь не подходил к тому месту, где он спал. Солнце садилось, когда он подошел к дремучему лесу — при входе