Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 4. Стихотворные повести и сказки

имущество Пснтефрип.

И водворил свою щедроту ради

Иосифа в Пентефрневом доме

Господь. Но восхотел он напоследок

Иосифа подвергнуть испытанью

II допустить благоволил, чтоб в сердце

Пентефрневом злою клеветой

Против Иосифа великий гнев

Выл возбужден. И гневом ослепленным

Иосифа Пснтсфрпн повелел

В темницу заключить, где содержались

Царевы узники. Но и в беде

Великой был Иосиф сердцем весел

Пред Господом. И был во мгле темничной

Господь с Иосифом. Перед темничным

Старом III и мок) дал ему свою

Ом милость; м возлюбил его

Старейшина темнимы: скоро

Ему надзор за узниками всеми

Он вверил: и его главой поставил

Над стражами другими, — и над всею

Темницей царскою — и было все

В руках Иосифа: понеже был

С Иосифом Господь его отцов.

III.

Случплося тогда, что Фараона

Прогневали и ijapcKiiii виночерпии.

И царский хлебодар. Их царь велел

Окованных в темницу заключить.

Темница же та самая была,

В которой столько времени томился

Иосиф. И старейшина темничный

Ему в надзор обоих вверил знатных

Царевых узников. В ОДНУ ИМ НОЧЬ

Тревожные прпвнделнея сны.

Когда пришел поутру к ним Иосиф.

Увидел он, что были оба мрачны.

II он спросил их: отчего такое

Уныние на ваших бледных лицах?

Они сказали: видели мы сны,

Их знаменье тревожит нас. Иосиф

Ответствовал: нам сны от Бога. Что ж вам

Приснилось? — Я видел, так сказал

Великий виночерпий, будто я

Стою перед лозою виноградной.

Что та лоза три отрасли пустила,

Что зрелые на ней висели грозды,

Что в правой я руке цареву чашу

Держал, а левою рукой давил

В нее царю душистый сок из гроздьев.

II виночерпию сказал Иосиф:

Три на лозе отростка значат три дня:

По пстеченьп трех дней вспомнит царь

Тебя, и ты по-прежнему возвышен

В свои знатный будешь еан; и будешь в пирс

По-прежнему как царский виночерпий,

Напиток подносить парю. Когда же

То сбудется с тобою, помяни

При счастии меня н сотвори

Со мною мн.юсть: извлеки из мрака

Меня темничного, где заключен

Я. никакого зла не сотворивши.

То слыша, в свой черед и хлебодар

Иосифу сказал: а мне приснилось,

Что будто я на голове нес три

Корзины с царским хлебом, что отвеюду

Слетелись птицы, что они обсели

Корзины и что весь расклеван ими

Выл царский хлеб. На то сказал Иосиф:

Пройдет три дня, и Фараон велит

Твою взять голову, и ты на древе

Повешен будешь, и слетятся птицы

И расклюют твой труп. Три дня прошли,

II праздновал свое рожденье царь

II пригласил в своп палаты всех

Вельмож на пир великий; вспомнил он

О виночерпии и повелел

Ему опять вступить в высокий еан свой.

II стал опять в цареву руку чаши

С вином он подавать. А хлебодар.

Как предсказал ему Иосиф, был

На третий день казнен. По виночерпий

Об узнике Иосифе забыл,

И надолго в темнице он остался.

IV.

Два года протекли. Вдруг царь встревожен

Выл чудным сном. Прпснплося ему,

Что при реке стоял он, и что семь

Корок больших, красивых, тучных, вышли

Из той реки и стали на прибрежном

Лгу пастись, и злаками питались.

Что из роки другие семь коров

Ужасных видом, злых и тощих, вышли

И бросились на первых, и сожрали

Их всех, и от того их чрево стало

Пустей, чем было прежде. II в испуге

Проснулся парь; но скоро он опять

Заснул, п сон другой ему приснился.

Он видел семь колосьев, на одном

Растущих стебле, и колосья были

Полны прекрасных, крупных зерен; вдруг

Другие семь сухих, пустых колосьев,

Меж первыми, на том же стебле вышли,

И жирные колосья были разом

Бесплодными поглощены. В испуге

Опять проснулся царь; и он уж боле

Заснуть пе мог. Вго душа смутилась.

Когда ж настало утро, он велел

Созвать гадателей и мудрецов,

Дабы они ему истолковали

Значенье сна. Но ни одни не мог

Вго истолковать. Тут виночерпий

О юноше, с которым был он заперт

В темнице, вспомнил и сказал царю:

Я тяжко согрешил, великий царь,

Я за добро, оказанное мне.

Неблагодарностью воздал жестоко.

Мы были, я и хлебодар, твои

Рабы, заключены по коле царской

Твоей в темницу; там мы были сном.

Как ныне ты, устрашены. В темнице ж

Выл с нами юноша, еврей, невольник

Пентефрпя, вельможи твоего.

Он наши сны истолковал, и все

Нам сказанное нм сбылося: я

Тобою был помилован; а царский

Твой хлебодар тобой был предан казни. —

II повелел представить Фараон

К себе Иосифа. Выл изведен

Из мрачной он темницы: был омыт.

Благоухающим натерт смеем,

Очищен, в ризу новую одет,

II так его представили парю.

II парь сказал: я видел сон, но мне •

К го никто истолковать не может.

Ты, говорят, пророчественным духом

Исполнен. — Я, ответствовал Иосиф,

Ничто: один лишь Бог Всевышний может

Царю открыть в грядущем ало и благо.

II царь ему сказал: приснилось мне,

Что близ реки стоял я, и что вдруг

Из той реки семь добрых, тучных вышло

Коров и что за ними следом вышли

Другие семь коров, но злых и тощих,

II что последние сожрали первых

II от того страшней лишь отощали.

Потом я семь колосьев, на одном

Цветущих стебле, тучных и зернистых

Во сне увидел, и меж ними вдруг

На том же стебле семь других колосьев

Вес плодных выросли, и во мгновенье

Бесплодные пожрали плодоносных.

Вот что приснилось мне. Я вопросил

Гадателей и мудрецов; но сна

Из них никто не мог мне объяснить.

Тогда сказал Иосиф Фараону:

В обоих снах одно знамснокаиье;

Господь им хочет отворить

Перед тобой времен грядущих тайну.

II ныне знай, великий царь: семь тучных

Коров и семь колосьев полных значат

Семь лет обилия: а тощих семь

Коров и семь пустых колосьев семь

Голодных означают лет. Сперва

Семь лет во всей Египетской земле

Великое плодорожденье будет;

Потом семь лет бесплодия настанет,

II голод всю Египетскую землю

Обымет, и во дни великих бедствий

О протонах благих забудут .поди:

II надлежит тому свершиться скоро.

Понеже ты двукратно видел сон.

Но послан он от Бога во спасенье

Тебе н всей Египетской земле.

Моими Он теперь тебе устами

Смиренными, парь мудрый, говорит:

Немедленно тобою должен быть

МУЖ многоопытным и мудрый избран:

Над всей землей Египетской его

Поставь н купно с ним назначь повсюду

Мсстоначалмшков. Пускай от всех

Земных плодов, в течение семи

Обильных лет, часть пятую они

Сбирают н хранят по городам;

Пускай пшеницею и всяким житом

Запасные наполнятся амбары,

Дабы во дни обилия на дни

Бесплодия в Египетской земле

Соблюдено богатство пиши было.

Чтоб голодом народ твой не погиб. —

Так говорил перед царем Иосиф.

Царю н всем вельможам царским был

Его совет благой угоден. Царь

Помыслил: где и скоро ли найдется

Муж опытный н боговдохновенный,

II, обратясь к Иосифу, сказал он:

Могу ли я кого избрать премудрей

II опытней тебя? ты откровенье

Нрнял от Бога. Будь же ты отныне

В моем дому; веленьям уст твоих

Да покорятся все; одним престолом

Тебя я выше буду. Поставляю

Тебя над всей Египетской землей.

II сняв свой царский перстень, Фараон

Украсил им Иоспфову руку,

Облек его пурпурною одеждой,

Златую цепь надел ему на шею.

И повелел, чтоб в царской колеснице

По городу всему его вози.! и

И чтоб пред ним шел царский провозвестник

Народу власть его провозглашать.

И властвовать в Египетской земле

Иосиф начал; юноша цветущий.

Из узника, забытого в темнице,

В единый миг он сделался могучим

Правителем Египетской земли,

Понеже был с Иосифом Господь.

V.

Семь первых лет роскошнейшую жатву

В Египетской земле давали нивы.

Выл собран там запас неисчислимый

Пшеницы, ржи н всех земных плодов.

По городам, в селениях, на поле,

Амбары полные сокровищ пивных

Бесчисленны стояли. II когда

Прошли семь лет обильных; и за ними

Семь лет бесплодных наступили — голод

По всей земле потоками разлился.

II возопил египетский народ

К царю в своей беде. Но царь народу

Ответствовал: к Иосифу идите,

Он даст вам пишу. II открыл Иосиф

Вес житницы. II не одни парод

Египетский от голода нашел в них

Спасение: из ближних и далеких

Земель во множестве стекаться стали

В Египет люди, и ценою малой

Из царского великого запаса

Иосиф хлеб им продавал. И вес

Премудрого Египетской земли

Правителя народы прославляли.

99

ЕГИПЕТСКАЯ ТМЛ

(Опыт подражания Библейской поэзии)

Велик, неизглаголанно велик

Твой суд. Господь!

Он в помешательство ввергает нечестивых.

Святой народ возмннлн притеснить

Они, безумны, связанные тмою,

Опутанные долгой ночью.

Как беглецы под кровлею, они

Таились, мня укрыться

От вечной мудрости; иод мрачной нелепою

Забвения они укрыться мнили

С своими темными грехами…

И были вдруг великим трепетаньем

Проникнуты; отвеюду

Их несказанные виденья обступили;

В вертепах их все стало страшно:

Им слышались неведомые шумы;

И дряхлые призраки с грустным ликом

Смотрели им к глаза;

II был огонь бессилен

Давать нм свет; и звезды не могли

Рассеять мглу густой их ночи;

И лишь один невыразимый,

Самогорящнй, страха полный огнь

Пред ними вдруг воспламенялся:

II, вверженные в трепет

Страшилищем, которое и было

II не было, они за ним

Страшнейшее живое мнили видеть.

II были их волхвы не властны

Подать им помощь; кто ж из них пытался

Болящую их душу исцелить,

Был сам объят болезнью страха,

II трепетал, и слышались ему

Звериный бег, змеиный свист,

II в воздух он. которым тягостно дышал.

Боялся очи устремить

В своем свидетельстве сама

Свое приемлет осужденье злоба;

II страх двойном рождает совесть.

Томимая виною сокровенной.

Тревожно вес тому, кто вору потерял

В спасенье, чье потенцию сердце:

Ему гроза гряду щия беды

Ужаснее» самой беды наставшей.

И тем, которые в ту ночь

(Из адовых исшедшую вертепов)

Смятенным сном объяты были,

Мечталнея бегущие за ними

Страшилища; и силились напрасно

Они уйти:

На них лежал тяжелый ужас;

II тот, на ком лежал тот ужас,

Как брошенный в темницу узник,

Выл скован без желез;

II кто 6 он ни был, пахарь, иль пастух.

Иль делатель трудов пустынных,

От неизбежного не мог он убежать:

Все были вдруг

Опутаны одною цепью тьмы.

Свистал ли ветер, мимо пролетая,

Выл слышен ли в густых

Древесных сенях говор птиц,

Шумели ль быстро-льющиеся воды.

Иль гром от падающих камней был,

Или играющих животных

Течение, невидимое оку,

До слуха достигало,

Иль рык зверей пустынных раздавался.

Или из дебрей горных

Отзывный голос говорил —

Все в трепет их ввергало несказанный.

Небесный свет по всей земле сиял,

II каждый мог повсюду невозбранно

Свой труд дневной обычно совершать:

На них лишь темная лежала ночь.

Преобразитель той великой ночи.

Которой нет конца:

Но сами для еебя они

Тяжело тмы, на них лежавшей, были.

СТРАНСТВУЮЩИЙ жид

Он нее свои кроет тяжелый на Голгофу:

Он, Всемогущий, Вседержитель, был

Как человек измучен; пот и кровь

Но бледному Вго лицу бежали:

Иод бременем своим Он часто падал,

Вставал с усилием, переводил

Дыхание, потом, шагов немного

Переступив, под ношею Вго давившей.

Как плотоядный зверь свою добычу,

Нм схваченную, давит, падал снова.

И наконец, с померкшими от мук

Очами, Он хотел остановиться

У Агасверовых дверей, дабы,

К ним прислонившись, перевесть на миг

Дыханье. Агасвер стоял тогда

В дверях. Вго он оттолкнул от них

Безжалостно, С глубоким состраданьем

К несчастному, столь чуждому любви.

И сетуя о том, что должен был

Над ним изречь как Бог свой приговор,

Он поднял скорбный взгляд на Лгагвсра

И тихо произнес: «Ты будешь жить.

Пока Я не приду». И удалился.

II наконец Он пал под ношею совсем

Без силы. Крест тогда был возложен

На плечи Симона из Кнрннсн, —

И скоро Он исчез вдали, и вся толпа

Исчезла вслед за Ним. Все замолчало

На улице ужасно опустелой.

Народ вокруг Голгофы за стенами

Врусалнмскнмн столпился. Город

Ста.1 тих, как гроб. Один, оцепенелый.

В дверях своих недвижим Лгасвср

Стоял. II долго он стоя.к не зная,

Что с ним случил ося, ЧЬИ 6ы.1И тс

С.юва, которых каждый звук свинцовой

Буквой в мозг его был вдавзен, и там

СПДС.1 ИСПСТОрЖПМ, НС С.1ЫШСН уху.

Но страшно слышен в глубине души.

Вот наконец, вокруг себя обведши.

Как полусонный, очи, он со страхом

Заметил, что па Морнн, над храмом,

Чернел и ТУЧИ, с запада, с востока,

II с севера, н с юга, в одну густую

Слнявшнсся тьму. Туда упер он

Испуганное око. Вдруг крест-накрест

Там молнией разрезалася тьма;

Гром грянул, чудный отзыв в глубине

Святилища ответствовал ему,

Как будто там разорвалась завеса.

Еру салим затрепетал — и весь

Внезапно потемнел, лишенный соли у а;

II в этой тьме земля дрожала под ногами;

Из глубины ее был голос; было

Теченье в воздухе бесплотных слышно;

Во мраке образы восставших

Из гроба, вдруг явясь, смотрели

Живым в паза.

Скачать:TXTPDF

имущество Пснтефрип. И водворил свою щедроту ради Иосифа в Пентефрневом доме Господь. Но восхотел он напоследок Иосифа подвергнуть испытанью II допустить благоволил, чтоб в сердце Пентефрневом злою клеветой Против Иосифа