имущество Пснтефрип.
И водворил свою щедроту ради
Иосифа в Пентефрневом доме
Господь. Но восхотел он напоследок
Иосифа подвергнуть испытанью
II допустить благоволил, чтоб в сердце
Пентефрневом злою клеветой
Выл возбужден. И гневом ослепленным
Иосифа Пснтсфрпн повелел
В темницу заключить, где содержались
Царевы узники. Но и в беде
Великой был Иосиф сердцем весел
Пред Господом. И был во мгле темничной
Господь с Иосифом. Перед темничным
Старом III и мок) дал ему свою
Ом милость; м возлюбил его
Старейшина темнимы: скоро
Ему надзор за узниками всеми
Он вверил: и его главой поставил
Над стражами другими, — и над всею
Темницей царскою — и было все
В руках Иосифа: понеже был
С Иосифом Господь его отцов.
III.
Случплося тогда, что Фараона
Прогневали и ijapcKiiii виночерпии.
И царский хлебодар. Их царь велел
Окованных в темницу заключить.
Темница же та самая была,
В которой столько времени томился
Иосиф. И старейшина темничный
Ему в надзор обоих вверил знатных
Царевых узников. В ОДНУ ИМ НОЧЬ
Тревожные прпвнделнея сны.
Когда пришел поутру к ним Иосиф.
Увидел он, что были оба мрачны.
II он спросил их: отчего такое
Уныние на ваших бледных лицах?
Они сказали: видели мы сны,
Их знаменье тревожит нас. Иосиф
Ответствовал: нам сны от Бога. Что ж вам
Приснилось? — Я видел, так сказал
Великий виночерпий, будто я
Стою перед лозою виноградной.
Что та лоза три отрасли пустила,
Что зрелые на ней висели грозды,
Что в правой я руке цареву чашу
Держал, а левою рукой давил
В нее царю душистый сок из гроздьев.
II виночерпию сказал Иосиф:
Три на лозе отростка значат три дня:
По пстеченьп трех дней вспомнит царь
Тебя, и ты по-прежнему возвышен
В свои знатный будешь еан; и будешь в пирс
По-прежнему как царский виночерпий,
Напиток подносить парю. Когда же
То сбудется с тобою, помяни
При счастии меня н сотвори
Со мною мн.юсть: извлеки из мрака
Меня темничного, где заключен
Я. никакого зла не сотворивши.
То слыша, в свой черед и хлебодар
Иосифу сказал: а мне приснилось,
Что будто я на голове нес три
Корзины с царским хлебом, что отвеюду
Слетелись птицы, что они обсели
Корзины и что весь расклеван ими
Выл царский хлеб. На то сказал Иосиф:
Пройдет три дня, и Фараон велит
Твою взять голову, и ты на древе
Повешен будешь, и слетятся птицы
И расклюют твой труп. Три дня прошли,
II праздновал свое рожденье царь
II пригласил в своп палаты всех
Вельмож на пир великий; вспомнил он
О виночерпии и повелел
Ему опять вступить в высокий еан свой.
II стал опять в цареву руку чаши
С вином он подавать. А хлебодар.
Как предсказал ему Иосиф, был
На третий день казнен. По виночерпий
Об узнике Иосифе забыл,
И надолго в темнице он остался.
IV.
Два года протекли. Вдруг царь встревожен
Выл чудным сном. Прпснплося ему,
Что при реке стоял он, и что семь
Корок больших, красивых, тучных, вышли
Из той реки и стали на прибрежном
Лгу пастись, и злаками питались.
Что из роки другие семь коров
Ужасных видом, злых и тощих, вышли
И бросились на первых, и сожрали
Их всех, и от того их чрево стало
Пустей, чем было прежде. II в испуге
Проснулся парь; но скоро он опять
Заснул, п сон другой ему приснился.
Он видел семь колосьев, на одном
Растущих стебле, и колосья были
Полны прекрасных, крупных зерен; вдруг
Другие семь сухих, пустых колосьев,
Меж первыми, на том же стебле вышли,
И жирные колосья были разом
Бесплодными поглощены. В испуге
Опять проснулся царь; и он уж боле
Заснуть пе мог. Вго душа смутилась.
Когда ж настало утро, он велел
Созвать гадателей и мудрецов,
Дабы они ему истолковали
Значенье сна. Но ни одни не мог
Вго истолковать. Тут виночерпий
О юноше, с которым был он заперт
В темнице, вспомнил и сказал царю:
Я тяжко согрешил, великий царь,
Я за добро, оказанное мне.
Неблагодарностью воздал жестоко.
Мы были, я и хлебодар, твои
Рабы, заключены по коле царской
Твоей в темницу; там мы были сном.
Как ныне ты, устрашены. В темнице ж
Выл с нами юноша, еврей, невольник
Пентефрпя, вельможи твоего.
Он наши сны истолковал, и все
Нам сказанное нм сбылося: я
Тобою был помилован; а царский
Твой хлебодар тобой был предан казни. —
II повелел представить Фараон
К себе Иосифа. Выл изведен
Из мрачной он темницы: был омыт.
Благоухающим натерт смеем,
Очищен, в ризу новую одет,
II так его представили парю.
II парь сказал: я видел сон, но мне •
К го никто истолковать не может.
Ты, говорят, пророчественным духом
Исполнен. — Я, ответствовал Иосиф,
Ничто: один лишь Бог Всевышний может
Царю открыть в грядущем ало и благо.
II царь ему сказал: приснилось мне,
Что близ реки стоял я, и что вдруг
Из той реки семь добрых, тучных вышло
Коров и что за ними следом вышли
Другие семь коров, но злых и тощих,
II что последние сожрали первых
II от того страшней лишь отощали.
Потом я семь колосьев, на одном
Цветущих стебле, тучных и зернистых
Во сне увидел, и меж ними вдруг
На том же стебле семь других колосьев
Вес плодных выросли, и во мгновенье
Бесплодные пожрали плодоносных.
Вот что приснилось мне. Я вопросил
Гадателей и мудрецов; но сна
Из них никто не мог мне объяснить.
Тогда сказал Иосиф Фараону:
В обоих снах одно знамснокаиье;
Перед тобой времен грядущих тайну.
II ныне знай, великий царь: семь тучных
Коров и семь колосьев полных значат
Коров и семь пустых колосьев семь
Голодных означают лет. Сперва
Семь лет во всей Египетской земле
Великое плодорожденье будет;
Потом семь лет бесплодия настанет,
II голод всю Египетскую землю
Обымет, и во дни великих бедствий
О протонах благих забудут .поди:
II надлежит тому свершиться скоро.
Понеже ты двукратно видел сон.
Но послан он от Бога во спасенье
Тебе н всей Египетской земле.
Моими Он теперь тебе устами
Смиренными, парь мудрый, говорит:
МУЖ многоопытным и мудрый избран:
Над всей землей Египетской его
Поставь н купно с ним назначь повсюду
Мсстоначалмшков. Пускай от всех
Земных плодов, в течение семи
Обильных лет, часть пятую они
Сбирают н хранят по городам;
Пускай пшеницею и всяким житом
Запасные наполнятся амбары,
Дабы во дни обилия на дни
Бесплодия в Египетской земле
Соблюдено богатство пиши было.
Чтоб голодом народ твой не погиб. —
Так говорил перед царем Иосиф.
Царю н всем вельможам царским был
Помыслил: где и скоро ли найдется
Муж опытный н боговдохновенный,
II, обратясь к Иосифу, сказал он:
Могу ли я кого избрать премудрей
II опытней тебя? ты откровенье
Нрнял от Бога. Будь же ты отныне
В моем дому; веленьям уст твоих
Да покорятся все; одним престолом
Тебя я выше буду. Поставляю
Тебя над всей Египетской землей.
II сняв свой царский перстень, Фараон
Украсил им Иоспфову руку,
Облек его пурпурною одеждой,
И повелел, чтоб в царской колеснице
По городу всему его вози.! и
И чтоб пред ним шел царский провозвестник
Народу власть его провозглашать.
И властвовать в Египетской земле
Из узника, забытого в темнице,
В единый миг он сделался могучим
Правителем Египетской земли,
Понеже был с Иосифом Господь.
V.
Семь первых лет роскошнейшую жатву
В Египетской земле давали нивы.
Выл собран там запас неисчислимый
Пшеницы, ржи н всех земных плодов.
По городам, в селениях, на поле,
Амбары полные сокровищ пивных
Бесчисленны стояли. II когда
Прошли семь лет обильных; и за ними
Семь лет бесплодных наступили — голод
По всей земле потоками разлился.
II возопил египетский народ
К царю в своей беде. Но царь народу
Ответствовал: к Иосифу идите,
Он даст вам пишу. II открыл Иосиф
Вес житницы. II не одни парод
Египетский от голода нашел в них
Спасение: из ближних и далеких
Земель во множестве стекаться стали
В Египет люди, и ценою малой
Из царского великого запаса
Иосиф хлеб им продавал. И вес
Премудрого Египетской земли
Правителя народы прославляли.
99
ЕГИПЕТСКАЯ ТМЛ
(Опыт подражания Библейской поэзии)
Он в помешательство ввергает нечестивых.
Святой народ возмннлн притеснить
Они, безумны, связанные тмою,
Опутанные долгой ночью.
Как беглецы под кровлею, они
Таились, мня укрыться
От вечной мудрости; иод мрачной нелепою
Забвения они укрыться мнили
С своими темными грехами…
И были вдруг великим трепетаньем
Проникнуты; отвеюду
Их несказанные виденья обступили;
В вертепах их все стало страшно:
Им слышались неведомые шумы;
И дряхлые призраки с грустным ликом
Смотрели им к глаза;
II был огонь бессилен
Давать нм свет; и звезды не могли
И лишь один невыразимый,
Самогорящнй, страха полный огнь
Пред ними вдруг воспламенялся:
II, вверженные в трепет
Страшилищем, которое и было
II не было, они за ним
Страшнейшее живое мнили видеть.
II были их волхвы не властны
Подать им помощь; кто ж из них пытался
Болящую их душу исцелить,
Был сам объят болезнью страха,
II трепетал, и слышались ему
II в воздух он. которым тягостно дышал.
Боялся очи устремить…
В своем свидетельстве сама
Свое приемлет осужденье злоба;
II страх двойном рождает совесть.
Томимая виною сокровенной.
Тревожно вес тому, кто вору потерял
В спасенье, чье потенцию сердце:
Ему гроза гряду щия беды
Ужаснее» самой беды наставшей.
И тем, которые в ту ночь
(Из адовых исшедшую вертепов)
Смятенным сном объяты были,
Мечталнея бегущие за ними
Страшилища; и силились напрасно
Они уйти:
На них лежал тяжелый ужас;
II тот, на ком лежал тот ужас,
Как брошенный в темницу узник,
Выл скован без желез;
II кто 6 он ни был, пахарь, иль пастух.
Иль делатель трудов пустынных,
От неизбежного не мог он убежать:
Все были вдруг
Опутаны одною цепью тьмы.
Свистал ли ветер, мимо пролетая,
Выл слышен ли в густых
Древесных сенях говор птиц,
Шумели ль быстро-льющиеся воды.
Иль гром от падающих камней был,
Или играющих животных
Течение, невидимое оку,
До слуха достигало,
Иль рык зверей пустынных раздавался.
Или из дебрей горных
Отзывный голос говорил —
Все в трепет их ввергало несказанный.
Небесный свет по всей земле сиял,
II каждый мог повсюду невозбранно
Свой труд дневной обычно совершать:
На них лишь темная лежала ночь.
Преобразитель той великой ночи.
Которой нет конца:
Но сами для еебя они
Тяжело тмы, на них лежавшей, были.
СТРАНСТВУЮЩИЙ жид
Он нее свои кроет тяжелый на Голгофу:
Он, Всемогущий, Вседержитель, был
Как человек измучен; пот и кровь
Но бледному Вго лицу бежали:
Иод бременем своим Он часто падал,
Вставал с усилием, переводил
Переступив, под ношею Вго давившей.
Как плотоядный зверь свою добычу,
Нм схваченную, давит, падал снова.
И наконец, с померкшими от мук
Очами, Он хотел остановиться
У Агасверовых дверей, дабы,
К ним прислонившись, перевесть на миг
Дыханье. Агасвер стоял тогда
В дверях. Вго он оттолкнул от них
Безжалостно, С глубоким состраданьем
К несчастному, столь чуждому любви.
И сетуя о том, что должен был
Над ним изречь как Бог свой приговор,
Он поднял скорбный взгляд на Лгагвсра
И тихо произнес: «Ты будешь жить.
Пока Я не приду». И удалился.
II наконец Он пал под ношею совсем
Без силы. Крест тогда был возложен
На плечи Симона из Кнрннсн, —
И скоро Он исчез вдали, и вся толпа
Исчезла вслед за Ним. Все замолчало
На улице ужасно опустелой.
Народ вокруг Голгофы за стенами
Врусалнмскнмн столпился. Город
Ста.1 тих, как гроб. Один, оцепенелый.
В дверях своих недвижим Лгасвср
Стоял. II долго он стоя.к не зная,
Что с ним случил ося, ЧЬИ 6ы.1И тс
С.юва, которых каждый звук свинцовой
Буквой в мозг его был вдавзен, и там
СПДС.1 ИСПСТОрЖПМ, НС С.1ЫШСН уху.
Но страшно слышен в глубине души.
Вот наконец, вокруг себя обведши.
Как полусонный, очи, он со страхом
Заметил, что па Морнн, над храмом,
Чернел и ТУЧИ, с запада, с востока,
II с севера, н с юга, в одну густую
Слнявшнсся тьму. Туда упер он
Испуганное око. Вдруг крест-накрест
Там молнией разрезалася тьма;
Гром грянул, чудный отзыв в глубине
Святилища ответствовал ему,
Как будто там разорвалась завеса.
Еру салим затрепетал — и весь
Внезапно потемнел, лишенный соли у а;
II в этой тьме земля дрожала под ногами;
Теченье в воздухе бесплотных слышно;
Во мраке образы восставших
Из гроба, вдруг явясь, смотрели
Живым в паза.