песнь единую совокупилось.
Я видел, как печати Агнец снял
С великой книги; как четыре быстро
Коня пустились: белый, черный, красный
И бледный, и седок на бледном страшный
Именовался «Смерть». Я видел ужас
Землетрясснья, как затмилось солнце,
И кровью сделалась луна, и звезды
Попадали на землю, и свернувшись
Как власяница, небеса исчезли.
И слышал, как раздалися вопли
Земных людей: «Падите на главы
Нам, горы, и сокройте нас
От Агнца: час суда его настал!»
Я видел ангела, с востока в блеске
Идущаго, неся в руке печать
Живаго Бога, и свершил он ею
Двенадцати колен запечатленье.
И быстро предо мной во сне виденья
Одно другим сменялись: семь с трубами
Губительными ангелов, на землю
Все бедствие пославших, я увидел.
Стоявший, поклялся с простертой к небу
Десницею, что время миновалось.
И с голосом седьмой трубы явился —
Увидел я — на небе храм отверстый,
И в нем ковчег завета, и отвеюду
Зажглися молнии, заговорили
Своими голосами громы, всё
Землетрясением поколебалось.
В небесах увидел я жену,
Венчанную двенадцатью звездами;
Увидел, как дракон багряноцветный
Пожрать ея младенца порывался;
Как был младенец взят на небеса,
Жена ж в пустыню скрылась от дракона;
Как началась война на небесах,
Как Михаил архангел победил
Дракона-змия, древняго врага.
И новое виденье мне предстало:
Увидел я, как из морской пучины
Поднялся семиглавый зверь, как власть
Свою дракон дал зверю. Как пред ним
Невписанныс в книгу жизни Агнцем
Простерлись все. И в небесах узрел
Я Человеческаго Сына с острым
Серпом; узрел, как жатва совершилась
Всемирная; как ангелы, семь чаш
Несущие, последния излили
На землю язвы, и из неба голос
Изшедший произнес: «Свершилось всё!»
И как потом явился светлый ангел,
Сказавший: «Пал великий Вавилон!»
Как небеса хвалебное воспели,
При гласе оном, Аллилуйя;
Как в небесах явился чудный Всадник,
На белом скачущий коне, во многих
Коронах, с именем неизреченным,
Ему лишь ведомым; а сам себя
Он «Словом Божинм» именовал.
И видел я, как вслед за ним, на белых
Конях, в виссон одсянное чистый
Шло воинство, и как из уст его
На казнь людей меч острый исходил.
Увидел я, как на него поднялся
С своею силой зверь; как схвачен был
И зверь, и лжепророк его, людей
Ему в служенье увлекавший; как
В глубь озера пылающаго их
Низвергли; острый меч же, исходивший
Из уст Вождя, всю рать их истребил;
Как после — змия, древнего дракона,
Во глубину неисходимой бездны
На тысячу низвергнул лет и запер
Печатью бездну, чтоб не мог губитель
Прельщать людей, пока не совершится
Тысячелетие. И видел я великий белый трон,
И от лица Сидевшего на троне
Им не нашлось нигде; и видел я,
Как глубина земли и моря мертвых
Всех возвращала; как с живыми вместе
Они стекались к трону; как пред ним
Раскрылася на суд последний книга
Животных; как был страшный вечный суд
Произнесен; как смерть и ад навеки
В глубь озера пылающего были
Низвержсны, и как потом явились
С небес сошел Ерусалим, святой
Град Божий, светлый, как невеста…
КОНСПЕКТЫ И ПЛАНЫ
Весна I.
СОДЕРЖАНИЕ ВЕСНЫ [Здесь и далее курсив Жуковского. В ква¬дратных скобках — зачеркивания].
С. — Ламберт: Бури при открытии весны. Пастух выходит на па¬ству, а земледелец на ниву. Птицы возвращаются. Начало плавания по морям. Действие солнца. Трава восходит. Леса зеленеют. Песни птиц. Возвращение из города в деревню. Веселье и надежды, вселяемые весною в поселян при начале работ. Пахание. Засев. Цветы. Первый дождь. Все цветет и зеленеет. Надежда. Сад. Линдор. Похвала здоро¬вью. Восхождение солнца. Прелестный вид полей. От влияния весны. Война. Любовь. В зверях темное чувство наслаждения; в человеке на¬слаждение моральное.
П.
Клейст: Снисшествие весны. Разлив. Ночные морозы. Зелень. Леса одеваются листьями. Обращение к несчастным, обманутым, призыва¬ние их к наслаждениям. К красавицам, призывание их в деревню. Поэт идет под утес, садится и смотрит на цветущую природу. Море. Корабли. Кони на берегу. Волы. Виноградный холм в тени. Жаворонок. Сеятель на поле. Война, которая разрушает его надежды. Ужасы войны. Об¬ращение к царям, чтобы делали счастливыми свои народы, не ища по¬бед и новых приобретений. — Призывание музы. Сельское хозяйство. Древнее дерево, осеняющее хижину. Пруд. Курица на пруду. Гуси, от¬гоняющие от себя собаку; гусята. Девушка с кормом. Кролик в кусту. Голуби. Сад. Цветы. Павлин. Бабочка. Прививка. Хозяйка, сажающая цветы. Ребенок при ней. Счастие сельской жизни поселян и уединения. Поэт обращается к самому себе, желает подруги и тихого уединения, не завидуя богатым и славным. Думает о будущем. Дорас и Глелас. Мечты. Печальная существенность. Наслаждение настоящим, не думая о буду¬щем. Наслаждение природою. Тишина рощи, сквозь которую блестит заходящее солнце. Пастух с волынкою. Козы на утесах. Олени, кони, волы, воспламененные теплотою весны. Водопад. Пение птиц. Соловей в глубине леса; стон его о потере подружки. Горлица в дупле, состав¬ляющая гнездо. Обращение к Творцу природы. Поэт зовет своих дру¬зей на луг. Журавль. Чибис. Пчелы и ульи, сравнение их с мудрецами.
23 — 1368
355
Озеро и на нем остров, осененный деревьями и кустарником. Молитва о дожде. Дождь. Обращение к полям.
III.
Приступ: Утро — Пришествие весны — Весна все оживляет — Раз¬рушение и жизнь — А… Краткость его жизни — Гроб его — Надежда пережить себя — Опять обращение к весне — Главные черты весенней природы (из Клейста) — Жизнь поселянина (из Клейста) — Цена неиз¬вестной и спокойной жизни — Уединение — Обращение к себе — Лю¬бовь — Мальвина — Меланхолия — Неизвестность судьбы — [К К…] Мечты .— К К… [Приступ: Утро: Пришествие весны, вообще весна все оживляет]. Лес — Черемуха — Ручей — Птицы — Гнезда — Конь — Вол — Озеро — Рыбак — Первый дождь.
IV.
План Клейстовой весны
Обращение к полям и рощам — явление весны и разлив — пере¬менчивость погоды при начале весны — трава и всеобщая живость — призывание красавиц и добродетельных людей в деревню — картина весенней природы — зеленеющая жатва — пруды — море — кораб¬ли — кони на берегу — коровы и быки — двор, мыза — виноградный холм — жаворонок — пашущий земледелец — сеятель — обращение к войне, разрушающей плоды земледелия — изображение войны — об¬ращение к царям, чтобы они не разрушали, а насаждали — картина жизни поселянина — прародительское дерево, под сенью которого сельский домик — пруд на дворе — курица с цыплятами — гуси, от¬гоняющие собаку, и плавающие гусята — девочка с коробом зерен и за нею куры — кролик — голубь с голубкою — сад, где полезное пред¬почтено прекрасному и редкому — орешник — цветы: тюльпан, роза, ландыш, жасмин, фиалка, ночная красавица, сравнение ее с тайными добродетелями — павлин — бабочки, хозяйка с детьми в саду — обра¬щение к сельским жителям — сравнение жизни поселянина с жизнью человека, живущего в свете, славного, знатного — обращение поэта к себе, желание жить спокойно в деревне. Дорас, Глелас. Наслаждение в надежде — забыть о будущем — обращение к полям и рощам — роща тенистая, пастух, играющий на свирели — олени — кони, поджигаемые любовью — быки — река, водопад — птицы — соловей в густоте леса над рекою — горлица в дупле, кормящая детей — обращение к Богу, давшему благотворный сей инстинкт животным — поэт зовет друзей своих на берег реки — цапля, чибис, манящий от гнезда своего — пче¬лы, сравнение их с мудрецами — Озеро, на котором остров, заросший шиповником, можжевельником, (нрзб), жимолостью — весенний до¬ждик. Заключение: обращение к полям, которые поэт назначает для свое¬го убежища, если жизнь городская будет ему в тягость, в них он хочет прославлять Творца и кончить свою жизнь.
V.
План С. Ламбертовой весны
Вступление — обращение к Богу: поэт благодарит его за дары, из¬литые на человека, который и (нрзб.) о которых он хочет ему напом¬нить и которыми хочет научить наслаждаться. — К Доре, призывание ее в деревню — первая минута весны, южный ветер; потоки, стекаю¬щие с гор; море бурное; бури на земле. — Солнце разгоняет пары; пер¬вый весенний день. — Пастух и землепашец на поле — возвращение ласточек — птицы, начинающие летать по воздуху — мореплаватели сбираются в путь — зелень, разливающаяся повсюду — овцы, щиплю¬щие траву на горах и (нрзб.) — виноградные ветви зеленеют — песни соловья — леса покрывают листочки; лань, скрытая в густоте — поэт обращается к полям, которые доставляют ему истинные наслаждения и которые (нрзб.). Весною. — Веселость по селам оживленных к рабо¬те и наскучивших бездельем. — Земледельцы, выходящие с плугом и бороною — крестьянка с детьми, обрывающие дикую траву. — Цве¬ты: роза, маргаритка. Первый дождь — утро после дождя — все живое распускается: надежда все одушевляет. Видя обновляющуюся приро¬ду, живее чувствуешь ее влияние, на полях и в саду ожидаешь плодо¬родия и желаешь его. Прекрасное тогда только долго нравится, когда оно полезно. В деревне чувство надежды живее потому, что в дерев¬не видимы труды земледельца и скотовода, которых успехи зависят от будущего и (нрзб.)… Сравнение сада полезного с садом для одного украшения. — Изображение Раймондова сада. Любовь его украшает. Любовь Линдора к Глисере. Эпизод брака Линдора с Глисерою — к здоровью, выздоровление весною. Поэт обращается к себе, изображает свое выздоровление, восхождение солнца, которым он наслаждается: зрелище пробуждающейся природы — удовольствие, чувство, пробуж¬даемое весною: весна в своем совершенстве. Поэт зовет Дорису на холм под дуб — деревья в цвете. — Шиповник над ручьем — ландшафт, изо¬браженный в воде — война, юноша, погибающий; воин, оставляющий сирот, война пожирает всех без разбора, обращение к воинам. Ужасы войны: пожары, убийства. — Мир, любовь, обращение к ней. Весна ее воспламеняет в животных: конь, бык, лев, птицы, голубь, орел, лебедь,
23*
357
горлицы, филомела. За нею морские чудовища. Человек: все наслажда¬ются, человек лишь умеет любить. Любовь в нем продолжительнее, он всегда ее чувствует, в самой страсти, но в молодости он ею счастлив и несчастлив гораздо более — в деревне любовь живее — в ней все изо¬бражает ее и все ей служит убежищем — Гилас и Ликорис, неопытные любовники — Хлоя, побеждаемая Сильвандром — Любовь, основан¬ная на добродетели — Гнезда, высиживание яиц — новое чувство в животных.
VI.
Селадон и Амелия Дамон и Музидора Лавиния и Палемон
Томпсонова весна
Призывание весны — обращение к леди Гартфорд — зима летит к северу, уступая место теплым ветрам. — Снег тает и горы обнажают¬ся. — Весна еще не укоренилась, утренники, дождь и снег. — Солнце входит в знак Тельца и небо проясняется. — Земледелец выводит во¬лов на поле — сеятель [молит]. — Поэт молит небо благоприятствовать трудам земледельца и, обращаясь к жителям городов, говорит, чтобы внимали его песням, их достойным. К британцам да покровительствует земледелие. Весна раскрывает силу произрастания. Зелень. Дерева зе¬ленеющие и цветущие — благоухание — поэт хочет оставить скучный город и смотреть