на оживающую природу — холодные росы — сухие ветры — зарождение насекомых и их истребление — благодеяние сих ветров — первый дождь. — Радуга. — Растения разнообразные. — Они составляли пищу человека в его счастливое время в золотом веке. — Изображение золотого века, железного. — Потоп, разрушивший мир и переменивший течение времен года. — Наблюдение. Рыбная ловля — отдохновение в полуденный час в тени ясеней [с книгой в руке], над кото¬рыми вьются голуби и которые наклонились на воду, с Виргилием в руках — неспособность поэта образом достойным изобразить природу. Но он находит наслаждение в сем изображении и зовет Аманду вме¬сте с собой восхищаться ее зрелищем — Луг, испещренный цветами, и на нем пчелы — сад: вид реки, озера, омраченного лесом, отдален¬ных гор и моря. — Цветы. — Поэт обращается к Творцу, которого му¬дрость видна в чудесном создании цветов. Пение птиц призывает поэта в рощу. — Любовь одушевляет их, ею оживлены, они начинают опять свое пение. Жаворонок, встречающий утро и пробуждающий других птиц. Дерева наполняются песнями. Филомела, ожидающая ночи, чтобы [всех] поразить — чижик — коноплянка, сова — Ворон и галка вместе с ними каркающие — воркование голубей — любовь птичек, гнезда в лесах, на корнях орехового дерева, склонившегося в источник — ласточка, собирающая ил на пруде, или шерсть у стада, или сухую солому для составления гнезда, самец, поющий во время высиживания самки или ее место зани¬мающий — вылупление из яиц — нового рода любовь в птицах, сравнение их с бедным семейством, впавшим в несчастие, Хитрости птиц, употре¬бляемые для спасения их птенцов (нрзб.) летающий над головою па¬стуха, утка и лесная курочка, отманивающие собаку. Поэт жалеет о не¬воле птиц, запираемых в клетки. — Филомела, стонущая о потере своих птенцов. — Птенцы оперяются. Вечер тихий и ясный, в который они в первый раз поднимались в воздух и конец забот отеческих в птицах. — Орел, выгоняющий орленков из гнезда. Сельская хижина, окруженная клёнами и дубами, на которых гнездится ворон. Домашние птицы: ку¬рица с цыплятами и петух, утка на пруде, лебедь на острове. Индейский петух и павлины, голубь и голубка. — Бык, воспламененный любовью, сражение быков — конь беспокойный и пылающий. Чуды морские и (нрзб.). — Картина пастуха, сидящего на холме со стадом, все чувства людей есть влияние самого Божества — оно действует и на человека — обращение к дождю, слепых и чувствительных, на которых весна вдвое действует — к Литтельтону — изображение его уединения — Любовь в человеке: тайный жар и желание волнуют девушку — юноша, воспла¬мененный любовью, которая владеет им совершенно, изображение неукротимой страсти. — Ревность — Счастливая любовь двух супругов, живущих в тишине семейственного счастья.
VII.
План «La maison des champs»
Приступ. — Выбор места: ожидать, идти на место: ручей, зеленые деревья в осеннее время, река и вечер.
Не искать мрачных видов. Развалины. Архитектура. Строение при¬ютное, более простоты и величия. Сад — предохраняемый от червей. Чучелы, сбережение плодов — Птичник: голубятня, петух, водные птицы. Огород и садовые овощи. Цветник, запах. Теплицы. Брак цве¬тов. Фальшивые цветы. — Украшение дома: простота, открытость, по¬койное расположение — занятия: порядок, экономия. Обед. Гуляние. Гроза. Удовольствия в деревне. Привычки невинные. К вечеру. При¬ятности природы: вечер. Скромной (нрзб.) предпочтительней покоя в ночах. Собирание плодов. — Пчельник. Среди пчел. Заботы о стаде. Осенние виды и собирание винограда.
VIII.
Возвращение на родину и призывание музы. Выход на холм.
Картина природы оживающей и главные черты в одной картине.
Желание и воображение счастливой.
Посредственность. Игры.
Жизнь сельская семейственная. Иметь в виду пользу. Чего искать в свете. Счастие в самом себе.
Тайные мечты — но исполнятся ли они когда…
IX.
Возвращение на родину и призывание музы. Выход на холм. Картина природы.
Восхождение солнца — жаворонок — стада. Вид деревни.
Кладбище и дом сельского свящ(енника). Зелени — цветы, их любовь. Черемуха. Источник.
Птичьи гнезда на берегу источника — ласточка, свивающая гнездо. Река — рыбак.
Гуси и утки — охотник с собакою — болото и цапли. Пчелы на лугу — стада в полдень на берегу реки. Дождик.
Вечер после дождя.
[Возвращение поселян с поля]. Закат солнца на кладбище. Соловей …
О прежнем необновленном мире.
Как легко весна вдохнула в поэта, оживил природу.
Но природа прелестна и без вымыслов — мы перешли к Божеству, уничтожив богов;
Древние богаче были идеалами; мы существенностию. Чтобы ею наслаждаться, нужно иметь невинную душу, мы более умеем наслаж¬даться натурою, тогда более владычествовала вера в Бога.
Любовь ко всему доброму.
Изображение сельского человека, благочестивого крестьянина. Свобода, посредственность, счастие семейственное вот что един¬ственное.
Может ли уровняться такая жизнь со светскою. К милому — жить с ним. Стоим при начале жизни. Что будет. Уже потери. См(ерть).
Уже многие уничтоженные надежды раззнакомились с удоволь¬ствием.
Радуемся без наслаждения. Будем ли когда-нибудь вместе. Иметь друг друга в виду.
Усиливать душу в стремлении ко всему хорошему.
Укоренить в ней веру в бессмертие.
Если один перейдет прежде, другой…
Звезды для древних блестящи.
(нрзб.) для нас миры.
Древних Богов свели на землю.
Мы возлетели к Богам.
Мы будущим укрепили настоящее.
Для древних не было препятствий.
X.
Возвращение на родину и призывание музы. Явление весны.
10 — встречать ее вместе с жаворонком.
5 — выход на холм, восходящее солнце.
20 — цветы и их таинственная любовь Campenon. Delille.
3 — источник и над ним с любовью шиповник.
2 — Ласточка, свивающая гнездо — Chateubriand.
Возвр(ащение) птиц, любовь двух горлиц.
Река и разнообразные ее берега.
Здесь кусты.
Там ива, наклонившаяся с челноком — Рига у выхода рощи.
Там хижина в окружении земледельческой природы.
Петух с курами.
Там стадо в полдень отражается в воде.
Chateubriand. Кладбище на берегу с часовней и домом священника. Мельница.
Шум слышится с полуострова. Сидя на пне, обросшем ивами. Первый дождик — иду в рощу. Ключ гремячий; ключ в долине. Эпизод: сумасшедший от любви — Delille. Дождик — S. Lambert, Kleist.
Закат солнца перед дождем — смотр, на него, сидя у кладбища в часовне.
10 — первые минуты вечера и соловей.
Воображение переносит в Грецию. — Черты мифологии.
Существенность заменила мечты.
На что наполнять природу мечтательными существами.
Счастлив, кто ею наслаждается в простоте души.
Жизнь сельского человека доброго (нрзб) и семьянина.
Его должности.
Его занятия, самые невинные.
Возвращение ввечеру.
Его дом.
Деревня. Около большой площади, около которой старая липа с си¬деньем.
Деревенские игры.
[Возвращение]. Вечерние беседы — чай — чтение.
Рыбная ловля.
Вот жребий, которого желаю. И чего другого искать в свете. Черты светского счастья. Но найду ли… Лучшие планы разрушены. Искать утешение в дружбе.
Будем во всю оставшуюся жизнь иметь друг друга в виду. Укоренять в душе чувство бессмертия. Один перешед за границу жизни. Другой пускай питается ожиданием.
Черты мифологии
Весна. Изображение. Аллегория Венеры.
Натура оживлена.
Явление Авроры и Аполлона.
Аполлон и музы.
Тегапа — Луна и Эндимион.
Нимфы — лесные и водные.
Сатиры.
Гений — горы — Греция.
Фавны — Пан — Сильван.
Сиринкс.
Пан.
Лавр.
Филомела.
Филемон и Бавкида.
XI.
Приступ. Жел(аю), чтобы я
Уже весна
Общие черты весны
Черемуха
Источник и над ним
Какое счастье возвратиться на родину
Река и ее воды отражают виды
Рыбаки
Кладбище с церковью
Мост
Сад
Гостеприимство Занятия
Работы — экономия. Порядок. Заботливость
Забавы
Повесть Мурад и Коюжа
Жизнь сельская; изображение невинной душой Любить природу и уметь ею восхищаться Картины природы Заключение
XII.
Приступ. Жел(аю), чтобы я Уже весна
Общие черты весны [земля] лес, зелени, черемуха, гнезда жаворонок
Счастлив сельский человек, возвращающийся на свою родину.
Я хочу воспеть его жизнь. Внимай мне? Мальвина
Счастливая посредственность
Выбор места. Река и ее разнообр.
Сад, огород, цветник, птичник, пчельник
Дом: расположение. Угол для гостеприимства,чистота
Занятия, работа: экономия, порядок, заботливость
Повести: Мурад и Коюжа
Жизнь сельская требует невинной души и привычек, правил невинных. Счастлив кто любит природу, счастлив, кто ее изобразить умеет. Ее картины в разные времена года. Утро, вечер, летняя ночь.
XIII.
Весна пришла. Воды освободились от цепи льдов, и вошли в берега;
Даль голубеет; яркая зелень оживающих деревьев и полей, в ко¬торых трудолюбивые руки сокрыли семя, пленяют взоры; воздух рас¬творен благоуханием гречихи; ласточки начинают плесть гнезда под кровлею сельской церкви. Счастлив сельский человек и прочее.
ВЛАДИМИР I.
Писать четырехстопными, rimes redoubles
Владимир. Содерж(ание). Осада Киева Тугарином. Тугарин может быть побежден только Добрынею, который вышел из Киева. — Бога¬тыри со стороны Владимира: Добрыня, Чурила, Алеша, Еруслан, Илья. Певец Боян. Со стороны Тугарина: Полкан, Змиулан, Зилант, Кара¬чун. Алеша похищает Зилену у [великана] Полкана, который подсту¬пает под Киев. Один Алеша в Киеве. Илья, мучимый любовью, в лесу пустынником. Встречается с Рогнедою и крестит ее. Еруслан отыскива¬ет Милославу в замке Карачуна. Сражение Алеши со Змиуланом. Царь девица и Добрыня.
1. Владимир и его двор. — Недостает лишь Добрынин Алеши По¬повича. Добрыня послан за мечом-самосеком, Златокопытом, водою юности. Алеша прежде отправился на подвиги. Богатыри: Еруслан, Чурила и Илья, Рогдай, [Радегаст] Громобой. Боян певец. Святой Ан¬тоний. Радегаст Новгородский, убийца своей любовницы, мучимый привидением, и Ярослав, сын Владимиров, несчастный, мучимый не¬известною тоскою. Милолика, княжна Новгородская, невеста Влади¬мирова, привезенная в Киев Радегастом и Ярославом. Приготовление к празднеству брачному.
2. Осада Киева Полканом невредимым, его стан и его богатыри: Змиулан, Тугарин, Зилант. Требование, чтобы Владимир уступил Ми-лолику. Владимир идет советоваться к Св. Антонию: Антоний велит от¬ложить празднество брака и говорит, что один только Добрыня может умертвить Полкана, что его надлежит дожидаться. Советы, как укре¬пить город; жизненного запаса есть на год.
3. Процессия вокруг Киева, окропляют его святою водою, он непри¬ступен для войска. Добрыня едет путем дорогою. История волшебни¬цы Добрады и Черномора. Сон Добрыни. — Он въезжает в очарован¬ный лес.
4. Очарованное жилище Лицины. Звук арфы спасает его. Он раз¬рушает очарование. Между очарованными находит Илью и его любов¬ницу Зилену
5. История Ильи с великаном Карачуном. Он разлучается с Добры-нею и едет в Киев.
6. Богатырские игры. Ночью Ярослав и Радегаст едут в стан. При¬чиняют убийство. [На заре] их разлучают, на каждого нападает толпа. Ярослав раненый готов попасться в руки непр(иятеля). Его спасают не¬известные воины: то Алеша и его товарищи. Радегаст пропадает без¬вестно.
7. Владимир узнает тоску Ярослава. Прибытие Карачуна в стан не¬приятельский. Он вызывает Илью на единоборство. Смешной поеди¬нок. Карачун достается в плен.
8. Добрыня достает и меч, и Златокопыта. Его любовь разрушает очарование Ксении. Ночь, проведенная с нею в долине.
9. Он ее лишается и едет в Киев. Встреча Добрыни. Избавление и история Радегаста и Заиды. Они спешат к Киеву. Отчаянное состояние Киева. Владимир решается дать сражение и выйти на единоборство с Полканом. Приготовление войска.
10. Войско выходит за город. Боян запевает песнь. Является Вла¬димир. В эту минуту скачет витязь — это Добрыня и при нем Радегаст с Заидою, одетой в панцирь. Добрыня требует позволения сразиться. Получает его. Сражение с Полканом. Общее сражение. Торжество. Вход в город. Владимир уступает