Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 4. Стихотворные повести и сказки

г. (на обороте автограф стихотворения «Розы»).

4) РНБ. Оп. 1. № 60. Л. 8 об. — вверху листа черновой набросок начала, 2 Vg сгаха:

Он нес свой крест тяжелый на Голгофу. Он, Всемогущий, был, как человек, Измучен…

Впервые опубликовано: Бумаги Жуковского. С. 129. Датируется 2 (14) октя¬бря 1846 г. на основании их вхождения в текст дневниковой записи Жуковского (ПСС 2. Т. 14. С. 287).

5) ПД. № 27803 (Онегинское собрание). Л. 6 об., 7 об., 8 — черновой карандаш-ный набросок (без заглавия) ст. 1—32, среди датированных серединой мая (18 /

30) — началом июня (21 мая / 2 июня) 1840 г. рисунков с видами Германии. На л. 1 альбома с черным тисненным переплетом и железной застежкой дважды написано: «1840» и приводится маршрут путешествия: «Петербург—Варшава—Бреславль— Дрезден—Берлин—Веймар—Франкфурт—Дармштадт—Баден—Дюссельдорф— Франкфурт—Эмс—Кобленц—Дармштадт». Ср. с дневниковыми записями от 6 марта ст. ст. — 28 мая (10 июня) 1840 г. (ПСС 2. Т. 14. С. 193—212). См. описание альбома: «Тень Пушкина меня усыновила…»: Рукописи, книги, изобразительные материалы. Памятные вещи из музея А. Ф. Онегина. Каталог выставки. СПб.; Бо¬лонья; Кембридж, 1997. С. 39.

6) РНБ. Оп. 1. № 74. А. 1—78 — черновой. Ст. 1—32 писаны почерком 1840-х гг. (ср. автограф № 5); весь остальной текст писан в начале 1850-х гг. при помощи особой машинки из-за болезни глаз, постигшей поэта в это время, — с заглави¬ем: «Странствующий жид» и более поздним (другою рукою: «Агасфер»). На л. 1—6, 75 об., 76 — отрывочные наброски плана поэмы.

Копии:

1) РНБ. Оп. 2. № 4. Л. 1—26 — беловая авторизованная, рукою камердинера Василия Кальянова под диктовку Жуковского, с заглавием: «Странствующий жид» и датами: «8 (20) июля 1851 — 31 марта (12 апреля) 1852».

2) РНБ. Оп. 1. № 75. А. 1—45 — писарская копия, с большим количеством ка-рандашных правок Жуковского, особенно в конце, с заглавием: «Странствующий жид» и пометой: «Начато 8 (20) июля в Бадене. 1851».

3) РГБ. Ф. 99 (Елагины), картон 16. № 56. А. 1—16 — рукою М. В. Киреевской до ст. 705: «И зданье, и народ, и на высоком…».

4) РГБ. Ф. 99 (Елагины), картон 16. № 55. А. 1—28 — рукою А. П. Елагиной до ст. 1618: «Великого минувшего созданье…».

5) РГАЛИ. Ф. 433. Оп. 1. № 18. Л. 156—156 об. — выписка рукою Е. П. Ростоп-чиной.

При жизни Жуковского не печаталось.

В п е р в ы е: С 5. Т. 10. С. 3—77 — без последних 65 стихов (впервые опублико-ваны: Бумаги Жуковского. С. 147—148), с заглавием: «Агасфер».

Впервые полностью: С 9. Т. 4. С. 381—433 — с заглавием: «Странствую¬щий жид».

Печатается по С 9 — со сверкой по беловой авторизованной копии (копия № 1).

Датируется: 8 (20) июля 1851 г. — 31 марта (12) апреля 1852 г. на основании указания в рукописях поэта (копии № 1, 2).

Несмотря на то что Жуковский работал над поэмой «Странствующий жид» до самой смерти, она не была закончена. Последний стих: «И возросла она…» оборван на половине строки. Отсутствие прижизненных публикаций рождает ряд проблем. Прежде всего встает вопрос о заглавии произведения. В эдиционной практике (С 5, С 7—9, ПСС, СС 2) имеется несколько вариантов: «Агасфер. Вечный жид», «Странствующий жид», «Агасфер. Странствующий жид». В мемуарных источниках современники и друзья Жуковского также варьируют эти заглавия. Так, Д. Ф. Тют¬чева в письме к сестре от 29 октября (10 ноября) 1855 г. сообщает: «Папа входит в цензурный комитет для рассмотрения посмертных сочинений Жуковского. Вчера он принес «Вечного жида» и читал нам отрывки из него» (ЛН. Т. 97. Кн. 2. М.,

1989. С. 279). Также называет произведение Жуковского А. Н. Муравьев в мему-арной книге «Знакомство с русскими поэтами». Биограф поэта К. К. Зейдлиц име¬нует поэму то «Агасфер», то «Вечный жид». П. А. Вяземский называет Жуковского «песнопевцем «Странствующего жида»». А. В. Никитенко говорит об «Агасфере», П. А. Плетнев и о. Иоанн Базаров — о «Странствующем жиде». См.: Жуковский в воспоминаниях. Указ. произведений: «Агасфер, или Странствующий жид». В мно-гочисленных списках стихотворных повестей, которые планировал написать Жу-ковский в 1840-е гг., вначале появляется заглавие «Вечный жид» (РНБ. Оп. 1. № 53, верхняя обложка; РНБ. Оп. 1. № 40. Л. 1), затем оно сменяется другими: «Агасфер» или «Агасфер. Странствующий жид». Однако в письмах Жуковского последних лет, а также в известных автографах и авторизованных копиях появляется как послед¬няя воля поэта заглавие: «Странствующий жид».

Впервые точное заглавие незаконченному произведению дал С. И. Понома¬рев, предпринявший в 1885 г. публикацию текста поэмы — «Странствующий жид. Предсмертное произведение Жуковского, по рукописи поэта. СПб., 1885». Это за-главие, соответствующее замыслу поэта и выражающее его последнюю волю, мы считаем каноническим для незавершенного произведения.

Второй вопрос, стоящий перед издателями, — количество стихов, входящих в текст поэмы. Сам Жуковский, активно участвовавший в подготовке произведения, но из-за почти полной слепоты диктовавший текст своему камердинеру Василию Кальянову (в этом смысле беловая авторизованная копия может считаться автогра¬фом поэта), фиксировал с его помощью процесс работы, хронометрируя ее. Так, в копии № 1 дается ряд промежуточных дат, относящихся к отдельным стихам:

12 сент.(ября) 1851 — ст. 706, 13 сент. — ст. 766, 14 сент. — ст. 814, 15 сент. — ст. 845, 16 сент. — ст. 876, 17 сент. — ст. 927, 26 ноября — сг. 931, 17 февр.(аля) 1852 — ст. 964, 20 февр. — ст. 984, 21 февр. — ст. 1004, 23 февр. — сг. 1029, 24 февр. — ст. 1062, 25 февр. — ст. 1103, 26 февр. — ст. 1107, 27 февр. — ст. 1131, 28 февр. — ст. 1164, 6 марта — сг. 1254, 8 марта — сг. 1292, 9 марта — ст. 1356, 15 марта — сг. 1485, 16 марта — ст. 1581, 30 марта — сг. 1660, 31 марта — ст. 1710 (РНБ. Оп. 1. № 75. Л. 20 об. — 42 об. В С 9, где вслед за изданием С. И. Пономарева приводятся эти датировки, нумерация стихов дана не по рукописи, а по печатному тексту. Ср.: С 9. Т. 4. С. 487—488). В процессе перебеливания текста (см. копия № 1) текст сократился почти на 30 стихов и в окончательном виде содержал 1683 стиха. Как известно, 12 (24) апреля 1852 г. Жуковский умер, и поэтому объем бело¬вой авторизованной копии можно считать окончательным. Это тем более требует специальной оговорки, что в первых посмертных изданиях (до С 9) текст печатался без последних 65 сгихов, которые впервые были опубликованы И. А. Бычковым лишь в 1887 г. (Бумаги Жуковского. С. 147—148).

Требует особого разговора вопрос о начале работы Жуковского над поэмой. И. А. Бычков на основании обнаруженного им в рукописях поэта наброска считал, что замысел произведения относится к 1831 г. Альбом в красном сафьяновом пере¬плете, содержащий черновые редакции произведений 1822—1831 гг. (РНБ. Оп. 1. № 30) включает и отрывок в 25 сгихов, который, по мнению Бычкова, впервые его опубликовавшего (Бумаги Жуковского. С. 94), можно рассматривать как «имеющий отношение к «Агасферу»». «Следовательно, — констатирует публикатор, — еще в 1831 г. Жуковского занимала мысль написать «Вечого жида»» (Там же). Отрывок находился между черновыми автографами баллады «Королева Урака и пять му¬чеников» с датой: 28 мая (1831) и стихотворной повести «Две были и еще одна» (датировка 29 мая). Далее идут стихотворение «Детский остров» и начало «Сказки о царе Берендее» (22 июня — 2 авгусга 1831 г.). Строгая хронологическая последо¬вательность рукописи позволяет утверждать, что этот отрывок Жуковский создал в мае 1831 г. Он не имеет заглавия и выглядит следующим образом:

Солнце склонялось к горам Иудейским. Медлительным шагом,

Очи потупив, объят размышленьем о том, что случилось

Столь недавно, шел Ни код им от Голгофы. Все тихо

Было кругом. Три креста на вершине горы одиноко

В блеске вечернем сияли. Внизу был сумрак. Пещера

С гробом пустым, с отвалившимся камнем от входа, прохладно

Сенью дерев благовонных закрыта была. Там глубокий

Царствовал сон. Никодим, задумавшись, шел через город;

Шел он тем самым путем, по которому нес на Голгофу

За сорок дней перед тем свой крест незабвенный Учитель.

Все, что было в тот день, повторялось в душе Никоднма.

Здесь Вероника обтерла Страдальцу ланиты, кровавым

Потом покрытыя. Там, узрев проливающих слезы

Жен, Он сказал: «Не Меня вам должно оплакивать, дщери

Ерусалима! Оплачьте ныне себя! Наступают

Дни, в которые с трепетом скажут горам: «Упадите,

Горы, на нас!» и холмам: «Покройте нас, холмы!»» В том месте

Пал Он под тяжким крестом, изнуренный. Дале, увидев

Матерь, лишенную чувств, Он сказал, проходя: «Ободрнся,

Милая матерь!» Там, наконец, облечен в багряницу,

В узах, в терновом венце, Он стоял пред народом, смиренным.

Тихий, но полный величия. «Се человек!» с состраданьем

Молвил Пилат, и руки омыл, — и волнуясь, как море,

«Кровь Его на нас н на чадах наших!» воскликнул

Громко безумный народ… И Его новели на Голгофу…

Сравнение этого фрагмента с текстом «Странствующего жида» не позволяет уверенно говорить о его связи с замыслом поэмы и считать его первоначальным вариантом ее начала. Скорее всего, у этого отрывка есть источник, связанный с балладными сюжетами 1831 г. Предположение Бычкова было принято на веру по-следующими издателями поэмы и стало своеобразным издательским штампом.

Сам Жуковский в письме к П. А. Плетневу от 20 декабря 1848 г. недвусмыслен¬но сообщал: «И еще для одного поэтического издания есть план. Оно было бы до¬стойным заключением моей поэтической деятельности» (С 7. Т. 6. С. 592—593), а в письме от 1 (13) сентября 1851 г. указывал, что «первые стихи мною были написаны тому десять лет» (Переписка. Т. 3. С. 698). Биограф поэта К. Зейдлиц также, рас¬сказывая о работе над поэмой весной 1851 г. в Бадене, уточняет: «Более десяти лет тому назад ему пришла в голову первая мысль обработать этот сюжет, и он написал первые тридцать стихов» (Жуковский в воспоминаниях. С. 89).

В 1844 г. А. О. Смирнова записала: «Он (Жуковский) хочет написать о «Вечном жиде» и даже потихоньку читал мне некоторые стихи» (Северный Вестник. 1897. Январь. С. 134). Эти свидетельства (а Жуковскому самому нельзя не доверять) по-зволяют говорить, что в начале 1840-х гг. поэт начал работу над поэмой. Скорее всего именно в это время были написаны ст. 1—32 (см. автограф № 6), отличающие¬ся от последующего текста характером почерка.

В дорожном альбоме Жуковского (см. автограф № 5) среди рисунков и записей конца мая — начала июня 1840 г. находится черновой набросок этих стихов, на-писанных крайне неразборчиво, с пропуском знаков препинания. Вот как он вы-глядит:

Он нес свой крест тяжелый на Голгофу.

Он всемогущий, всетерпящнй был

Как человек измучен;

Скачать:TXTPDF

г. (на обороте автограф стихотворения «Розы»). 4) РНБ. Оп. 1. № 60. Л. 8 об. — вверху листа черновой набросок начала, 2 Vg сгаха: Он нес свой крест тяжелый на