Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 8. Проза 1797-1806 гг.

необхо¬димое друзьям в непринужденном взаимном сообщении чувств своих; более всего противна в дружестве сия острота, которая питается своим собственным самолюбием и не щадит самолюбия других».

Дружба не может существовать без взаимного почтения, — и ска¬жите, могу ли я любить того человека, в котором ни достоинство его, ни характер, одним словом, ничто не возбуждает во мне сего тайного удив¬ления, которое называем мы почтением, и которое, сливаясь вместе с любовию, никогда отделиться от нее не можеттакже должно заме¬

ПРОЗА 1801 ГОДА —

тить и то, что излишняя короткость (familiarite) много ослабляет почте¬ние, а с ним и дружбу.

Откровенность необходима в дружбе. Я не люблю того человека, от которого скрываю. Я не могу любить его, когда не могу открыть ему своего сердца; если почтение есть начало и, так сказать, существо дружбы, то откровенность следует за ним непосредственно и им одним поддерживается, — но с нею не надобно смешивать грубости6, кото¬рая говорит истину упрямо и производит к ней отвращение — откро-венность должна быть весьма осторожна, должна быть даже несколько времени противна самой себе для того, чтобы после получить право говорить все без закрытия. Надобно всегда войти в сердце человека, чтобы узнать, как примет оно от тебя твою истину, и сия истина будет для самого друга твоего неприятна, если ты скажешь ее, не пригото¬вив его ее выслушать, или выразишь так, что она тронет его самолю¬бие, — дружба нимало не оскорбится тем, когда ты будешь щадить ее, ибо самолюбие неразлучно с человеческим сердцем и против воли нашей оскорбляется тем, что, будучи представлено в другом, привлека¬тельнейшем виде, было бы для него приятно.

Тожественность, сообразность характеров усиливают дружбу и делают ее твердою, неизменною, нет двух вещей в природе, кото¬рые бы были совершенно между собою сходны, и нет двух характе¬ров, которые бы во всем были сообразны один другому, — но это и не нужно: излишняя сообразность превратилась бы в монотонию, за которою непосредственно следует скука, а с сею ослабевает и дружба. Напротив того, излишнее разнообразие так же вредно, как и моно-тония; две противности не могут быть соединены вместе, два совер¬шенно разные характера не могут быть согласны; но человек может владеть своей натурой, может управлять; в его воле и давать ей такой точно образ, какой ему угодно. Твой характер горяч, прыток, непре¬клонен, — старайся укрощать его, смягчать и сообразовать с кротким характером твоего друга; начало будет для тебя трудно, — привычка облегчит трудности впоследствии времени. Если ты не переделаешь совершенно твоего характера — ибо он зависит от расположения тво¬его тела, — то, по крайней мере, сделаешь его столь гибким, столь же тебе послушным, сколько для тебя это нужно — ты получишь из сего двойную пользу: сохранишь драгоценную дружбу своего друга и при¬учишь себя владеть самим собою, — в пожертвованиях состоит глав¬нейшая обязанность дружбы. Пожертвовать многими благами сво¬ему другу почти приятнее, нежели ими наслаждаться; дружба только тогда дружба, когда она выдержит опыты и останется неизменной. В древние времена умереть за своего друга, лишиться для него чести

ПРОЗА 1801 ГОДА —

было священнейшей добродетелью. Тогда Пифиас радостно умирал за Дамона7 и боялся только того, чтобы друг его не предупредил его казни своим прибытием, — о, такой друг стоит больше, нежели соб¬ственная жизнь наша, и кто за него ею не пожертвует, какая смерть лучше той, которая полезна для любезного души моей. Когда я жерт¬вую чем-нибудь для своего друга, тогда я позабываю то, чего лишаюсь, и помню только о том, что приобретает друг мой! Радость его заменяет для меня все. Таковы и все пожертвования дружбы; они легки для истинной, пламенной любви, чуждой всякого эгоизма, и невозможны для холодного, нечувствительного сердца, которое только себя любит и себя любить желает.

Наконец, последняя необходимость в дружбе — тонкость, осто¬рожность в обхождении (delicatesse). Не пугайтесь слова осторожность и не сливайте его со скрытностью. Осторожность и тонкость обхожде¬ния в дружбе не иное что, как всегдашнее старание согласоваться с чув¬ствами, с образом мыслей своего друга, щадить его слабости, уметь воз¬вышать и воспламенять его способности и никогда ничем не оскорблять его, — стоит только быть к нему истинно привязанным, чтоб уметь так с ним обходиться; в сем случае надлежит спрашиваться только своих чувств, — ответ их будет лучшим для нас наставлением.

Вот законы и обязанности дружбы, сумма их составляет самую дружбу, и тот, кому сердце повелевает исполнять их, тот может назваться истинным другом.

Почти не нужно после сего говорить о пользе, о наслаждениях, полу¬чаемых от дружбы. Я счастлив вдвое, когда друг мой разделяет со мною мое счастие, — мои страдания не тяжки, когда есть для меня сердце, в которое могу излить тоску свою. Друг и в горести, и в блаженстве утешительный Гений8, которого слова, которого чувства явят отраду — лежат ли между нами горы, шумят ли между нами потоки и моря про¬странные, ничто не преградит сообщений чувств наших, сердца наши слышат друг друга и за горами, и за морями; и мысль, что на той поло¬вине мира дышит существо, мне драгоценное, которое обо мне думает и ко мне стремится, сия мысль и в самой разлуке составляет мое счастье.

С чем сравнить жизнь, проведенную в пламенных объятиях дружбы? Сердце наше тогда так полно, так спокойно, что, кажется, и самые несчастия не смеют приступить к нему.

Тогда жизнь пролетает скоро, подобно молнии, тогда и самая смерть нам не ужасна — является не в виде грозного, разъяренного чудовища, но в виде мирного Гения, который с небесною улыбкою разрешает узы, привязывающие нас к жизни. Ах, скажите, не привлекателен ли и самый одр кончины9 тогда, когда стоит перед ним друг мой, которого слезы в

ПРОЗА 1801 ГОДА —

последний раз воспламеняют хладеющее мое сердце, которого взоры устремлены на потухающие мои взоры, который, сжимая ослабевшую руку мою, в последний раз говорит мне прости, принимает прерыва¬ющийся вздох мой в пламенную грудь свою… Ах, друзья мои! Часто с неизъяснимою сладостию мечтал я о сей последней и блаженнейшей минуте — часто желал иметь друга, для того, чтобы умереть в его объя-тиях— мысль сладостная, мысль утешительная! Жить в сердце нежном тогда, когда меня не будет, оставить по себе лучшую часть бытия своего в груди, носящей вечное о мне воспоминание — о друзья мои! Больше не скажу ни слова!..

О СТРАСТЯХ

Друзья мои, что такое страсти? Какой-нибудь ученик Зенонов1 пока¬жет мне на дымящие в поле брани, покажет на костры Лиссабонские2, на которых при благоговейных мольбах к небу сожигаются жертвы мщения и фанатизма, на Потозскую мину3 — мрачный и ужасный гроб, изрытый корыстолюбием на гибель бедным человекам, — на могилу Вертера4, и скажет: «Вот ответ мой, вот признаки, по которым ты узна¬ешь страсти!» — «Нимало, — я узнал только то, что человек из всякого добра извлекает для себя зло, что натура дала ему все для его счастья, и что он не умеет пользоваться благими дарами натуры!»5

Что же такое страсти? Не иное что, как самолюбие6, изменяюще¬еся вместе с характерами и в разных случаях принимающее разные оттенки; оно есть первая побудительная причина наших действий, без него человек был бы то же, что машина, лишенная пружины, приво¬дившей ее в движение.

Человек при своем рождении не получает от природы страстей, а только одну основу их. Самолюбие и страсти, которые мы теперь в нем находим, не иное что, как чада самолюбия, рожденного от обществен¬ного союза, в который человек вступает с человеком; они с ним нераз¬лучны, и разрушить их значило бы разрушить все отношения, какие люди между собою имеют…

Люди вообще сходны между собою страстями, потому что их источ¬ник один; но они различны между собою тем, что каждый из нас пови¬нуется особенно какой-нибудь страсти преимущественно пред другими и прочие, так сказать, ей подчиняет.

Страсти благодетельны! Сия истина остается истиною, несмотря на все выражения хладнокровных Зеноновых последователей, несмотря на бедствия рода человеческого, которые смелые софисты дерзают им приписывать.

215

ПРОЗА 1801 ГОДА —

Страсти благодетельны! — повторяю еще раз — только злоупотре¬бление их вредоносно, пагубно! Все совершенно, исшед из рук Творца природы, все приходит в упадок в руках человека — говорит Руссо7, и он прав. Страсти даны нам природой; сохраним, сбережем благодат¬ный дар сей, и мы будем им наслаждаться, и не выпьем отравы из той чаши, в которую влит для нас бальзам питательный. Здесь, может быть, спросят у меня, для чего же Верховный Творец, давши нам страсти, не лишил нас возможности употреблять их во зло. Я не буду испытывать путей Провидения, но скажу в ответ недоверяющему: Бог, давши нам страсти, дал вместе с ними и возможность обратить их в существенную нашу пользу, отдалил их для нашего счастья, но не ограничил нашей свободной воли, которая властна избирать между добром и худом.

Страсти, говорю, душа всех наших деяний, без них добродетель холодна и нечувствительна, без них самая жизнь наша, лишенная своих наслаждений, мертва, подобно сумрачному, осеннему дню, когда солнце закрыто бледным туманом. Они оживляют наши радости и в самых бедствиях доставляют некоторые утешения, которых нет для холодного сердца какого-нибудь стоика.

Никогда бы не обвиняли мы страстей в своих бедствиях, когда бы умели управлять ими; натура, всегда благодетельная, предвидела нашу слабость и вооружила нас рассудком, холодным правителем и судьею дел наших; ему дала она владычество над страстями и повелела содер¬жать их в границах, им предписанных. Но мы сами лишили рассудок его власти и отворили путь страстям своим. Кому же приписать бедствия? Конечно, не страстям и не Провидению, которого мудрый перст и в самых бедствиях наших виден, ибо оно соединило наказание с престу¬плением! Я думаю, что нам самим! Зачем же мне страсти, — может ска¬зать мне стоик, — зачем, когда я не умею управлять ими? Ты не машина, следственно, можешь управлять страстями, — скажу я в ответ; они даны тебе для наслаждений, но для наслаждений умеренных; всякое излише¬ство пагубно! Они тебе необходимы, ибо ты хочешь быть счастлив.

Бесстрастие совершенно противно натуре. Можем ли мы быть бес¬страстны тогда, когда любим самих себя! И что получим мы от бес¬страстия? Мы только вооружимся против радостей жизни, отравим все наслаждения и лишимся единственной своей подпоры, благодетельной, кроткой надежды! Но горести будут для нас вдвое

Скачать:TXTPDF

необхо¬димое друзьям в непринужденном взаимном сообщении чувств своих; более всего противна в дружестве сия острота, которая питается своим собственным самолюбием и не щадит самолюбия других». Дружба не может существовать без