8.000,000 едва сводятъ концы съ концами, возд?лывая свой жалкій клочекъ земли и посылая ежегодно въ городъ на заработки десятки тысячъ своихъ д?тей; 7.000,000 живутъ тяжелымъ поденнымъ трудомъ, въ р?дкихъ лишь случаяхъ им?я домикъ и маленькій садъ; одинъ милліонъ истощенныхъ, умирающихъ съ голоду живетъ изо дня въ день, питаясь картофелью и хл?бомъ… — Вотъ основное населеніе французскихъ деревень.
Экономисты не принимаютъ въ разсчетъ этой массы. Для васъ же она все; она — народъ, а остальные — грибы-паразиты, присосавшіеся къ стволу стараго дуба.
И про этихъ людей намъ говорятъ, что они богаты, довольны судьбой, не хотятъ перем?нъ и не станутъ слушать соціалистовъ!
Зам?тимъ прежде всего, что каждый разъ, какъ мы говоримъ съ крестьянами, просто и ясно излагая наши мысли, они охотно выслушиваютъ насъ. Мы имъ не предлагали, правда, выбрать насъ депутатами, не излагали въ длинныхъ р?чахъ теорій научнаго соціализма, не сов?товали отдать землю въ руки правительства, которое будетъ распред?лять ее по усмотр?нію своихъ чиновниковъ. Если-бы мы имъ предложили подобныя глупости, они бы д?йствительно повернули намъ спину и были-бы совершенно правы.
Мы излагали крестьянамъ свои взгляды на революцію и всегда встр?чали сочувствіе; они говорили, что ихъ идеи и стремленія вполн? совпадаютъ съ нашими.
Вотъ, что мы говорили крестьянамъ:
„Раньше земля принадлежала коммунамъ, состоящимъ изъ землед?льцевъ, которые сами обработывали свои им?нія. Но путемъ обмановъ, силы и ростовщичества, спекуляторы завлад?ли всей землей. Теперь крестьянинъ не им?етъ клочка земли для обработки и не можетъ прокормить своей семьи, между т?мъ какъ богачи не обработываютъ сами своихъ влад?ній и выжимаютъ изъ нихъ последніе соки для удовлетворенія своихъ безумныхъ прихотей.
Надо, чтобы крестьяне, организовавъ коммуны, вернули себ? свои земли и отдали ихъ въ пользованіе т?мъ, которые сами будутъ ихъ обработыватъ.
Закладъ недвижимыхъ имуществъ — явная несправедливость. Никто не им?етъ права за то, что одолжилъ вамъ денегъ, присвоить себ? вашу землю, потому что земля пріобр?ла ц?ну, благодаря труду вашихъ отцевъ, которые ее возд?лывали, строили деревни, проводили дороги, осушали болота; теперь она производитъ только благодаря вашему труду. Интернаціоналъ будетъ считать своимъ долгомъ сжечь вс? ипотечныя бумаги и положить конецъ этому постыдному установленію.
Налоги, взимаемые съ васъ, по?даются шайкой чиновниковъ, никому ненужной и безусловно вредной. Упраздните же ихъ. Провозгласите вашу полную независимость и объявите, что вы сами возьметесь за свои д?ла.
Вы хотите провести шоссейную дорогу? — Сговоритесь съ сос?дними коммунами и вы это сд?лаете лучше, ч?мъ министерство общественныхъ работъ. — Вамъ нужна жел?зная дорога? Заинтересованныя коммуны проложатъ ее гораздо лучше, ч?мъ подрядчикъ, который захочетъ нажить милліоны на этомъ предпріятіи. — У васъ н?тъ школъ? Устраивайте ихъ сами, не приб?гая къ помощи разныхъ господъ изъ Парижа.
Придется-ли вамъ защищаться отъ враговъ? Устраивайте сами свою защиту и не приб?гайте къ помощи генераловъ, которые обязательно изменятъ вамъ.
Помните, что никогда ни одна армія не могла остановить нашествія завоевателей, между т?мъ какъ народъ, когда онъ хот?л сохранить свою независимость, поб?ждалъ самыя сильныя арміи.
Вамъ нужны орудія, машины?
Войдите въ соглашеніе съ городскими рабочими, и они будутъ доставлять вамъ ихъ въ обм?нъ на продукты; вы ихъ получите за свою ц?ну, не переплачивая фабриканту, который наживается, обирая крестьянина-покупателя и рабочаго, изготовляющаго эти орудія.
Грозная сила правительства не страшна. Вс? эти правительства, какъ-бы они не казались несокрушимыми, рухнутъ подъ первыми ударами возставшаго народа. Не трудно предвид?ть, что черезъ н?сколько л?тъ вся Европа будетъ охвачена революціей, которая подорветъ авторитетъ власти. Воспользуйтесь этимъ моментомъ, чтобъ произвести вашу революцію. Прогоните крупныхъ пом?щиковъ и объявите ихъ влад?нія общественной собственностью, уничтожьте ростовщичество, положите конецъ ипотек? и провозгласите вашу полную независимость. Городскіе рабочіе произведутъ т?мъ временемъ свою революцію въ городахъ. Тогда организуйтесь свободно, основывайте коммуны; остерегайтесь т?хъ, которые подъ видомъ благод?телей крестьянина будутъ навязывать вамъ свои услуги. Д?лайте все сами, не над?йтесь на другихъ”.
Вотъ, что мы говорили крестьянамъ.
Единственное возраженіе, которое мы встр?тили съ ихъ стороны, касаюсь не сущности нашихъ принциповъ, а ихъ практическаго прим?ненія.
— „Все это в?рно и было-бы осуществимо, говорили они, если-бы крестьяне могли сговориться!”
Такъ поможемъ-же имъ сговориться! Будемъ пропагандировать наши идеи, распространять прокламаціи, облегчать сношенія между деревнями, а въ день революціи пойдемъ сражаться съ ними, за нихъ.
День этотъ гораздо ближе, ч?мъ это предполагаютъ.
Представительное правительство.
I.
Наблюдая развитіе челов?ческихъ обществъ, не считаясь съ его второстепенными временными признаками, мы уб?ждаемся, что политическій режимъ всегда является выразителемъ экономическаго.
Политическая организація не можетъ быть преобразована по желанію законодателей; она, правда, м?няетъ свои названія: предстаетъ сегодня подъ видомъ монархіи, завтра — республики, но не претерп?ваетъ при этомъ соотв?тствующихъ изм?неній; она всегда подд?лывается подъ экономическій режимъ и служитъ его выраженіемъ, освященіемъ и оплотомъ.
Если политическій режимъ страны въ своей эволюціи отстанетъ отъ совершающагося въ ней экономическаго перерожденія, то въ р?шительный моментъ онъ подвергается внезапнымъ изм?неніямъ и приспособляется къ существующему экономическому строю.
Обратно: если, въ случа? революціи, политическій режимъ опередитъ экономическое состояніе страны, онъ остается мертвой буквой, формулой, записанной въ хартіяхъ, безъ практическаго прим?ненія. Декларація Правъ Челов?ка, какова бы ни была ея роль въ исторіи, является теперь лишь историческимъ документомъ; слова Liberte, Egalite, Fraternite останутся красивой мечтой, в?рн?е, ложью, пока свобода и равенство не станутъ основами экономическаго строя.
Всеобщая подача голосовъ не совм?стима съ рабствомъ, такъ же, какъ деспотизмъ не им?етъ м?ста въ обществ?, основанномъ на такъ называемой свобод? мировыхъ сд?локъ, в?рн?е, свобод? эксплоатаціи.
Рабочіе классы Западной Европы поняли уже эту простую истину. Они знаютъ, что челов?чество будетъ продолжать прозябать при современномъ политическомъ стро?, пока существуетъ капиталистическій режимъ. Они знаютъ, что вс? политическіе институты, не смотря на ихъ красивыя названія, основаны на господств? сильнаго, возведенномъ въ систему, на разврат?, на подавленіи всякой свободы, всякаго прогресса и что изм?нить все это можно только установленіемъ экономическихъ отношеній, основанныхъ на принцип? коллективной собственности. Они знаютъ, что глубокая и плодотворная политическая революція немыслима безъ экономической.
Обратно, при связи, существующей между политическимъ и экономическимъ режимомъ, переворотъ въ способахъ производства и распред?ленія продуктовъ не можетъ произойти безъ политической революціи.
Уничтоженіе частной собственности и эксплоатаціи, установленіе коллективистическаго или коммунистическаго режима неосуществимы при нашихъ парламентахъ и короляхъ.
Новый экономическій режимъ требуетъ новаго политическаго; эта истина проникла въ сознаніе массъ: народная мысль стремится разр?шить одновременно оба эти вопроса. Она работаетъ надъ созданіемъ лучшаго экономическаго и политическаго будущаго; рядомъ со словами „Коллективизмъ” и „Коммунизмъ” мы слышимъ слова: Рабочее Государство, Свободная Коммуна, Анархія, или: анархическій Коммунизмъ, коллективистическая Коммуна.
„Вы хотите, чтобы ваша работа была плодотворна? Освободитесь прежде всего отъ тысячи предразсудковъ, которые вамъ внушили!” — Этими словами начиналъ свои лекціи одинъ знаменитый астрономъ: они приложимы ко вс?мъ отраслямъ знанія; къ соціальнымъ же наукамъ, бол?е ч?мъ къ естественнымъ. Съ первыхъ же шаговъ въ этой области мы наталкиваемся на массу предразсудковъ, зав?щанныхъ намъ прошлыми в?ками, ложныхъ идей, распространенныхъ съ ц?лью обмануть народъ, софизмовъ, тщательно выработанныхъ — чтобы направить на ложный путь народную мысль.
Среди вс?хъ этихъ предразсудковъ наибольшаго вниманія заслуживаетъ тотъ, который лежитъ въ основ? современныхъ политическихъ организацій и проявляется почти во вс?хъ соціальныхъ теоріяхъ. Этотъ предразсудокъ — в?ра въ представительное правительство.
Въ конц? прошлаго в?ка французскій народъ свергнулъ монархію и посл?дній изъ королей искупилъ на эшафот? свои гр?хи и гр?хи своихъ предшественниковъ.
Тогда же выяснилось, что все великое, хорошее, что дала революція, было д?ломъ отд?льныхъ лицъ или группъ, достигшихъ своей ц?ли, благодаря дезорганизаціи и слабости центральнаго правительства. Казалось, что именно въ эту эпоху народъ не долженъ былъ искать ига новаго правительства, основаннаго на т?хъ же принципахъ, какъ и только-что свергнутое.
Но, находясь подъ вліяніемъ предразсудковъ и введенный въ заблужденіе кажущейся свободой и мнимымъ благосостояніемъ конституціонныхъ государствъ Америки и Англіи, французскій народъ посп?шилъ учредить у себя конституцію, — конституціи, которыя онъ преобразовывалъ безъ конца, не изм?няя однако принципу представительнаго правительства. Монархія или республика, не все ли равно! Народъ не свободенъ: онъ управляется представителями, бол?е или мен?е удачно выбранными. Онъ провозглашаетъ свою свободу, свои права, и самъ же сп?шитъ отречься отъ нихъ. Онъ избираетъ депутатовъ и поручаетъ имъ разобраться въ безконечномъ разнообразіи см?шанныхъ интересовъ и сложныхъ челов?ческихъ отношеній.
Во вс?хъ государствахъ континентальной Европы эволюція приняла тотъ же характеръ. Вс? они, одно за другимъ, свергаютъ абсолютныя монархіи и вступаютъ на путь парламентаризма. Даже деспотическій Востокъ сл?дуетъ ихъ прим?ру: Болгарія, Турція, Сербія пытаются учредить у себя конституцію; Россія, и та стремится свергнуть иго камарильи, чтобы зам?нить его бол?е сноснымъ игомъ представительнаго собранія.
Ужасн?е всего то, что Франція, открывая новые пути, не можетъ освободиться отъ старыхъ предразсудковъ. Народъ, разочарованный въ конституціонной монархіи, свергаетъ ее, но на сл?дующій же день онъ провозглашаетъ новое правительство, основанное на старыхъ началахъ — правительство, готовое предать народъ въ руки какого-нибудь злод?я, который навлечетъ на прекрасныя долины Франціи нашествіе непріятелей.
Черезъ двадцать л?тъ онъ повторяетъ ту же ошибку. Видя, что Парижъ покинутъ войсками и правительствомъ, народъ, предоставленный самому себ?, не пытается установить той новой формы политической жизни, которая привела-бы къ новому экономическому режиму. Зам?нивъ слово Имперія — Республикой, а это посл?днее — Коммуной, онъ и зд?сь приб?гаетъ къ представительной систем?. Онъ передаетъ свои права выборному собранію и поручаетъ ему создать ту новую форму челов?ческихъ отношеній, которая дала-бы Коммун? силу и жизнь.
Конституціи, разорванныя въ клочки, разлетаются подобно мертвымъ листьямъ, увлекаемымъ въ р?ку осеннимъ в?тромъ! Освободиться отъ старыхъ предразсудковъ не такъ легко; уничтоживъ шестнадцатую конституцію, народъ создаетъ семнадцатую.
Даже въ теоріи мы встр?чаемъ то же поклоненіе представительному принципу. Многіе реформаторы, разсматривая современное экономическое положеніе, требуютъ полнаго преобразованія способовъ производства и обм?на и уничтоженія капиталистическаго режима. Но какъ только д?ло дойдетъ до ихъ политическаго идеала, они не р?шаются коснуться представительной системы: въ Рабочемъ Государств?, и даже въ свободной Коммун? они стремятся сохранить представительное правительство.
Къ счастью, престижъ этого принципа падаетъ. Просл?димъ за развитіемъ представительнаго правительства. Мы им?емъ возможность это сд?лать. Оно функціонировало и функціонируетъ на открытой арен? Западной Европы во всемъ разнообразіи своихъ формъ — отъ ум?ренной монархіи до революціонной коммуны. На него возлагали столько надеждъ, а оно явилось орудіемъ интригъ и личнаго обогащенія, препятствіемъ для развитія народа и проявленія его иниціативы. Поклоненіе принципу представительства не им?етъ большаго raison d’etre, ч?мъ поклоненіе королевской власти. Теперь уже понимаютъ, что недостатки представительнаго правительства не являются продуктомъ соціальнаго неравенства; осуществленное въ сред?, въ которой капиталъ и трудъ равном?рно распред?лены между вс?ми, оно приведетъ къ т?мъ-же печальнымъ посл?дствіямъ. Не далекъ тотъ день, когда эта форма правленія, возникшая, по удачному выраженію Дж. Ст. Милля, изъ стремленія защитить себя отъ когтей и клюва короля коршуновъ, уступитъ м?сто политической организаціи, созданной насущными потребностями челов?чества и основанной на