Скачать:TXTPDF
Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин

грабежа и угнетенія народа, который становился все бол?е и бол?е миролюбивымъ по м?р? того, какъ онъ предавался землед?лію. Они эксплоатировали для своей выгоды чувство справедливости, присущее вс?мъ народамъ; они захватили въ свои руки судебную власть, обратили проведеніе принциповъ справедливости въ источникъ дохода и издавали законы, которые должны были служить оплотомъ ихъ господства.

Эти законы, собранные и классифицированные законов?дами, и легли въ основу нашихъ современныхъ кодексовъ. И намъ еще предлагаютъ уважать эти кодексы — это насл?діе священника и барона?

Первой революціи, революціи Коммунъ, удалось уничтожить лишь н?которую часть этихъ законовъ. Хартіи освобожденныхъ коммунъ были по большей части компромиссомъ между сеньоральнымъ или епископскимъ законодательствомъ и новыми взаимоотношеніями, зарожденными въ н?драхъ самой Коммуны. Но какая разница между т?ми законами и нашими современными законами! Коммуна не позволяла себ? заключать въ тюрьмы и посылать на гильотину своихъ гражданъ ради государства; она ограничивалась т?мъ, что изгоняла вс?хъ вступившихъ въ заговоръ съ врагами Коммуны. Большею частью, такъ называемые „преступленія и проступки” она облагала штрафами; въ Коммунахъ ХII в?ка признавался тотъ вполн? естественный и забытый теперь принципъ, что вся Коммуна отв?чаетъ за проступки каждаго своего члена. Общество того времени смотр?ло на преступленіе, какъ на случайность или несчастіе — таковъ и до сихъ поръ взглядъ русскаго крестьянина, — не признавало личной мести, пропов?дуемой библіей, и понимало, что вина за каждый проступокъ падаетъ ц?ликомъ на все общество. Потребовалось все могучее вліяніе византійской церкви, перенесшей на Западъ утонченную жестокость восточныхъ деспотовъ, чтобы ввести въ обычаи галловъ и германцевъ смертную казнь и пытки; потребовалось все вліяніе римскаго гражданскаго кодекса, этого продукта разложенія императорскаго Рима, чтобъ ввести начала неограниченной земельной собственности и уничтожить коммунистическіе обычаи первобытныхъ народовъ.

Мы знаемъ, что свободныя Коммуны должны были погибнуть: он? сд?лались добычей королевской власти. По м?р? усиленія королевской власти право законодательства сосредоточивалось въ рукахъ горсти царедворцевъ. Обращались къ народу только для санкціонированія налоговъ, назначенныхъ королемъ. Парламенты, сзываемые на разстояніи двухъ в?ковъ по капризу двора, „экстренныхъ сов?товъ”, „зас?даній нотаблей”, гд? министры едва выслушивали „жалобы” королевскихъ подданныхъ, — вотъ ихъ законодательные органы. Позже, когда вся власть сосредоточилась въ рукахъ одного лица, провозглашавшаго „Государство — это я”, — „въ тайникахъ королевскаго сов?та”, въ зависимости отъ минутной фантазіи министра или короля-самодура фабриковались различные указы, которымъ подъ страхомъ смерти должны были покоряться вс? подданные. Судебныя гарантіи были уничтожены, народъ сталъ рабомъ королевской власти и горсти царедворцевъ; прим?нялись самыя ужасныя наказанія: колесованіе, сжиганіе на кострахъ, четвертованіе и всевозможныя пытки, — продуктъ больной фантазіи монаховъ и буйно-пом?шанныхъ, находящихъ наслажденіе въ мученіяхъ своихъ жертвъ, — вотъ что появилось на сцену въ ту эпоху.

Великая революція положила начало уничтоженію законовъ, зав?щанныхъ намъ феодализмомъ и королевской властью. Разрушивъ н?которыя части стараго зданія, революція передала законодательное право въ руки буржуазіи, которая въ свою очередь начала воздвигать новое сооруженіе законовъ, предназначенныхъ стать основой и поддержкой ея господства надъ массами. Въ своихъ парламентахъ буржуазія издаетъ безчисленное множество законовъ, и груды бумагъ накопляются съ неимов?рной быстротой. Но что, въ сущности говоря, представляютъ изъ себя эти законы?

Большая часть изъ нихъ им?етъ ц?лью покровительствовать частной собственности, т. е накопленію богатствъ путемъ эксплоатаціи челов?ка челов?комъ; они стремятся открыть капиталу новое поле для эксплоатаціи, санкціонировать новыя формы, которыя принимаетъ эксплоатація по м?р? того, какъ Капиталъ захватываетъ все новыя и новыя отрасли челов?ческой жизни: жел?зныя дороги, телеграфъ, электрическое осв?щеніе, заводскую промышленность, литературу, науку и т. д. Остальные законы пресл?дуютъ ту же ц?ль; они поддерживаютъ правительственную машину, которая гарантируетъ Капиталу эксплоатацію и захватъ вс?хъ богатствъ. Судебная власть, полиція, армія, народное просв?щеніе, финансы — все служитъ одному и тому же богу: Капиталу, все стремится облегчить эксплоатацію рабочаго капиталистомъ. Проанализируйте законы, изданные за посл?дніе восемьдесятъ л?тъ, — и вы уб?дитесь въ этомъ. Защитники Закона говорятъ, что его миссіей является огражденіе правъ отд?льныхъ лицъ, но, въ сущности говоря, въ нашемъ законодательств? это огражденіе занимаетъ посл?днее м?сто; въ современномъ обществ? нападенія на отд?льныхъ лицъ изъ личной мести или жестокости зам?тно исчезаютъ. Теперь убиваютъ большей частью ради грабежа, а не изъ личной мести и, если число подобнаго рода преступленій уменьшается съ каждымъ днемъ, то мы этому обязаны, конечно, не законодательству, а гуманитарному развитію нашего общества и его соціальнымъ привычкамъ. Пусть завтра уничтожать вс? законы, ограждающіе права отд?льныхъ лицъ, пусть перестанутъ пресл?довать за подобныя преступленія, и число покушеній, внушенныхъ личной местью или жестокостью, нисколько не увеличится.

Намъ возразятъ, можетъ быть, что за посл?дніе пятьдесятъ л?тъ было издано достаточное количество либеральныхъ законовъ. Но стоитъ только вникнуть въ сущность этихъ законовъ, и мы поймемъ, что они только отм?няютъ законы, зав?щанные намъ варварствомъ предыдущихъ в?ковъ. Вс? либеральные законы, вс? радикальныя программы могутъ быть выражены словами: уничтоженіе законовъ, ставшихъ пом?хой даже для самой буржуазіи, и возвратъ къ свобод? коммунъ XII в?ка, распространенной на вс?хъ гражданъ. Уничтоженіе смертной казни, судъ присяжныхъ для вс?хъ „преступленій” (судъ присяжныхъ, бол?е либеральный ч?мъ современный, существовалъ въ XII в?к?), выборная магистратура, право преданія суду чиновниковъ, упраздненіе постояннаго войска, свобода собраній, свободное обученіе, словомъ, все, что приписываютъ современному либерализму, является возвратомъ къ свобод?, существовавшей до т?хъ поръ, пока церковь и король не наложили своихъ ц?пей на челов?чество.

Покровительство эксплоатаціи, — прямое въ изданіи законовъ о прав? собственности и косвенное въ поддержк? государства, — вотъ сущность современныхъ кодексовъ, вотъ главная забота дорого-стоющихъ уловокъ нашего законодательства. Но пора перестать обм?ниваться фразами и дать себ? отчетъ въ томъ, что изъ себя представляютъ въ д?йствительности законы. Законы, которые были вначал? сборникомъ обычаевъ, необходимыхъ для охраненія общества, — стали теперь исключительно орудіемъ для поддержки эксплоатаціи и господства праздныхъ богачей надъ трудящимися массами. Культурная миссія Закона теперь сведена къ нулю, единственнымъ его назначеніемъ является поддержка эксплоатаціи.

Вотъ что намъ говоритъ исторія развитія Закона. Неужели мы должны поклоняться одному имени Закона! Конечно, н?тъ! Онъ не им?етъ права на наше уваженіе, такъ же какъ и капиталъ, этотъ продуктъ грабежа. Революціонеры XIX в?ка должны будутъ первымъ д?ломъ предать ауто-да-фе вс? существующіе законы, какъ они это сд?лаютъ съ документами на собственность.

IV.

Изучая милліоны законовъ, которые тягот?ютъ надъ челов?чествомъ, мы видимъ, что они могутъ быть разд?лены на три главныхъ категоріи: покровительство собственности, покровительство правительству, покровительство отд?льнымъ лицамъ. Анализируя эти три категоріи, мы приходимъ къ сл?дующему логическому и необходимому заключенію: безплодность и вредъ Закона.

Что касается покровительства собственности, соціалисты хорошо знаютъ, какова ей ц?на. Законы о прав? собственности не гарантируютъ ни отд?льнымъ индивидуумамъ, ни обществу пользованія продуктами ихъ труда. Напротивъ, они отнимаютъ у производителя часть его производства и закр?пляютъ за н?которыми привилегированными ту часть продуктовъ, которую эти избранные похитили у производителей или у общества. Когда законъ утверждаетъ права даннаго лица на какой-нибудь домъ, онъ утверждаетъ его право не на хижину, построенную имъ самимъ, и не на домъ, воздвигнутый имъ съ помощью н?сколькихъ друзей, — никто не сталъ бы оспаривать у него этого права. Законъ утверждаетъ права этого лица на домъ, который не является продуктомъ его труда, во-первыхъ потому, что его строили т?, которымъ онъ не уплатилъ всей стоимости ихъ работы, и во-вторыхъ потому, что этотъ домъ представляетъ собой общественную ц?нность, которую онъ не могъ бы произвести одинъ: законъ утверждаетъ права этого лица на часть общественнаго достоянія, принадлежащаго вс?мъ и никому въ частности. Стоимость дома всец?ло зависитъ отъ того, заброшенъ ли онъ гд?-нибудь въ Сибири или стоитъ въ центр? большого города; зд?сь онъ пріобр?лъ ц?нность благодаря труду н?сколькихъ десятковъ покол?ній, которые основали этотъ городъ, украсили его, снабдили водою, газомъ, красивыми бульварами, построили университеты, театры, магазины, жел?зныя дороги и всевозможные пути сообщенія. Признавая права даннаго лица на какой-нибудь домъ въ Париж?, Лондон? или Руан?, законъ — несправедливо — отдаетъ ему въ собственность часть продуктовъ труда всего челов?чества. Именно потому, что такое присвоеніе является вопіющей несправедливостью (вс? остальныя формы собственности носятъ тотъ же характеръ), пришлось для его утвержденія противопоставить здравому смыслу челов?чества и чувству справедливости, присущему вс?мъ людямъ, ц?лый арсеналъ законовъ и многочисленную армію солдатъ, полицейскихъ и судей.

Половина нашихъ законовъ, — гражданскіе кодексы вс?хъ странъ, — им?ютъ ц?лью способствовать этому присвоенію, поддерживать эту монополію н?сколькихъ избранныхъ въ ущербъ всему челов?честву. Три четверти д?лъ, разбираемыхъ въ нашихъ судахъ, это ссоры между монополистами — ворами, д?лящими добычу. Большая часть нашихъ уголовныхъ законовъ пресл?дуетъ ту же ц?ль: они стремятся удержать рабочаго въ состояніи полнаго подчиненія хозяину и способствуютъ эксплоатаціи.

Но н?тъ ни одного закона, который бралъ бы на себя обязанность гарантировать производителю продукты его труда. Это настолько просто и естественно такъ вошло въ нравы и привычки челов?чества, что законъ даже не подумалъ объ этомъ. Открытый грабежъ съ оружіемъ въ рукахъ немыслимъ въ наше время; люди труда не отнимаютъ другъ у друга продуктовъ своего труда; въ случа? какихъ-либо недоразум?ній, они обращаются не къ закону, а къ сод?йствію третьяго лица; если кто-нибудь и р?шается присвоивать продукты чужого труда, то это именно хозяинъ — собственникъ, который предъявляетъ свои права на львиную долю. Что же касается челов?чества вообще, оно и безъ спеціальныхъ законовъ всегда признавало и уважаетъ право каждаго на продукты его труда.

Вс? эти законы о правахъ собственности, составляющіе ц?лые томы и изданные на радость нашимъ адвокатамъ, пресл?дуютъ одну единственную ц?ль: покровительство несправедливому присвоенію монополистами продуктовъ труда всего челов?чества, и потому они не им?ютъ никакого raison d’etre; соціалисты-революціонеры твердо р?шили освободиться отъ нихъ въ день революціи. Съ полнымъ сознаніемъ своего права мы предадимъ ауто-да-фе вс? законы, касающіеся такъ называемыхъ „правъ собственности”, вс? документы на собственность, вс? архивы, — словомъ все то, что им?етъ отношеніе къ этому институту, который, подобно рабству и кр?постничеству прошлыхъ в?ковъ, является позорнымъ пятномъ въ исторіи челов?чества.

Bсe, что мы говорили относительно законовъ о правахъ собственности, прим?нимо и ко второй категоріи законовъ, — къ законамъ конституціоннымъ, къ законамъ поддерживающимъ правительство.

Это ц?лый арсеналъ законовъ, указовъ, предписаній и т. п., покровительствующихъ всевозможнымъ формамъ представительнаго правительства, изъ-подъ ига котораго стремятся освободиться вс? челов?ческія общества. Мы прекрасно знаемъ — анархисты неоднократно намъ доказывали это безпощадной критикой существующихъ формъ правленія, — что единственной миссіей вс?хъ правительствъ — монархическихъ, конституціонныхъ и республиканскихъ, является покровительство и поддержка путемъ вооруженной силы привилегій имущихъ классовъ: аристократіи, духовенства и буржуазіи. Большая часть нашихъ законовъ, — законовъ „основныхъ”, законовъ о налогахъ, пошлинахъ, организаціи министерствъ и ихъ канцелярій, объ арміи, полиціи, церкви и т. д. — ихъ наберется н?сколько десятковъ тысячъ въ каждой стран?, — им?етъ

Скачать:TXTPDF

Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать, Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать бесплатно, Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать онлайн