Скачать:TXTPDF
Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин

соціализма плутовъ и обманщиковъ.

Дв? трети делегатовъ дали понять избирателямъ, что они въ Палат? думаютъ заняться соціальнымъ вопросомъ. Клемансо объявилъ себя соціалистомъ; Гамбетта былъ близокъ къ этому; если бы онъ не предвид?лъ высшаго счастья пожать когда-нибудь руку какому нибудь Величеству, онъ, нав?рное, откровенно объявилъ бы себя соціалистомъ. Бисмаркъ и не колебался: онъ выдавалъ себя за яраго соціалиста, соціалиста par excellence; въ Англіи нер?дко приходилось слышать, что, если бы лордъ Биконсфильдъ прожилъ бы дольше, онъ „разр?шилъ бы соціальный вопросъ”. Вс?, вплоть до носителей клобука и рясы, заняты этимъ. Пропов?дники при Берлинскомъ Двор? превозносятъ соціализмъ, а во Франціи монахи издаютъ журналъ, въ которомъ объявляютъ себя знатоками настоящаго соціализма.

Словомъ, вс? соціалисты! Биржевикъ, который спекулируетъ на повышеніи и пониженіи ц?нъ на хл?бъ, чтобъ купить брилліанты своей жен?; хозяинъ, который доводитъ работницъ до чахотки и д?тей до полнаго истощенія; правители, которые арестовываютъ въ Берлин? и в?шаютъ въ Петербург?; жандармы которые обыскиваютъ — вс?, если они и роются въ нашихъ бумагахъ, арестовываютъ и в?шаютъ соціалистовъ, истребляютъ работницъ и д?тей, хозяйничаютъ въ политик? и финансахъ, они это д?лаютъ, чтобъ ускорить приближеніе торжества соціализма!

А между т?мъ, находятся соціалисты, которые такъ наивны, что слагаютъ гимны поб?ды при вид? этого зр?лища, —„Господинъ, такой то объявилъ себя соціалистомъ; Гамбетта призналъ существованіе соціальнаго вопроса! Вотъ вамъ новое доказательство, что наша идея завоевываетъ себ? м?сто”, — сп?шатъ они объявить въ своихъ газетахъ. — Какъ будто намъ нужна чья бы то ни была санкція, доказывающая, что идеи соціализма находятъ широкое распространеніе въ сред? народа!

Насъ же это зр?лище ничуть не радуетъ. Оно, съ одной стороны, уб?ждаетъ насъ въ томъ, что буржуазія составляетъ заговоръ противъ соціализма и стремится прим?нить къ нему ту политику надувательства, которую оно когда то прим?нило къ республиканской иде?, съ другой стороны, оно показываетъ намъ, что т?, которыхъ мы считали когда то соціалистами, отреклись теперь отъ основныхъ идей соціализма и перешли въ лагерь буржуазии, сохранивъ, чтобъ замаскировать свой переходъ, кличку соціалистовъ.

Какова же была, въ самомъ д?л?, идея, на которой основанъ соціализмъ?

Необходимость уничтоженія заработной платы, частной собственности на землю, дома, средства и орудія производства, словомъ, на общественный капиталъ. Тотъ, кто не признавалъ этой основной идеи, не проводилъ ее въ своей частной жизни, отрекаясь отъ какой бы то ни было эксплоатаціи, — не могъ считаться соціалистомъ.

— „Признаете ли вы необходимость уничтоженія частной собственности? — Признаете ли вы необходимость экспропріаціи общественнаго капитала въ пользу вс?хъ? — Обязуетесь ли вы жить согласно этимъ принципамъ?”

Вотъ что спрашивали когда то, прежде ч?мъ протянуть вамъ руку, какъ соціалисту.

Очевидно, что задавая вамъ эти вопросы, васъ не спрашивали, признаете ли вы необходимость уничтоженія частной собственности черезъ дв?сти или дв? тысячи л?тъ! Кто станетъ себ? задавать праздные вопросы о томъ, что нужно будетъ д?лать черезъ дв?сти л?тъ! Когда говорили объ уничтоженіи частной собственности, признавали необходимость его немедленнаго осуществленія, и р?шено было сд?лать первыя попытки въ моментъ наступленія будущей революціи. — „Будущая революція” — говорили соціалисты десять л?тъ тому назадъ (а т?, которые остались соціалистами, повторяютъ это и сейчасъ), — „будущая революція не должна быть простой перем?ной правительства, сопровождаемой н?которыми улучшеніями въ государственной машин?: это будетъ Соціальная Революція”.

Сознаніе необходимости подготовиться къ экспропріаціи ко дню наступленія будущей революціи составляла основную идею соціалистовъ; вотъ ч?мъ они отличались отъ т?хъ, которые признавали необходимость н?котораго улучшенія быта рабочихъ и готовы были согласиться, что коммунизмъ идеалъ будущаго общества, но не могли допустить мысли о его немедленномъ осуществленіи.

Испов?дуя эти идеи, соціалисты были ув?рены, что ихъ не спутаютъ съ ихъ противниками. Они были ув?рены, что именемъ соціалиста не воспользуются т?, которые просто на просто стремятся поддержать современную эксплоатацію.

Теперь все это изм?нилось.

Въ сред? самой буржуазіи образовалось гн?здо авантюристовъ, которые поняли, что, не приц?пивъ къ себ? ярлыка соціалиста, невозможно достичь власти. Надо было найти способъ заставить себя признать партіей, не принимая ея принциповъ. Въ томъ же смысл? д?йствовали т?, которые поняли, что подавить соціализмъ можно только войдя въ ряды его приверженцевъ, извративъ его принципы и направивъ на ложный путь его тактику.

Къ сожал?нію, нашлись соціалисты, соціалисты прошлаго, которые захот?ли сгруппировать вокругъ себя какъ можно больше народа; они охотно принимали въ свои ряды вс?хъ, согласившихся приц?пить къ себ? ярлыкъ соціалиста, и широко открыли двери вс?мъ, якобы обращеннымъ. Они сами отказались отъ основной идеи соціализма и подъ своимъ покровительствомъ образовали новый видъ соціалистовъ, который отъ старой партіи сохранилъ только имя.

Подобно тому русскому жандармскому полковнику, который говорилъ одному изъ нашихъ друзей, что онъ преклоняется передъ коммунистическимъ идеаломъ, но что, такъ какъ этотъ идеалъ можетъ быть осуществленъ только черезъ 200 или даже 500 л?тъ, надо пресл?довать и лишать свободы вс?хъ, занимающихся пропагандой коммунизма; повторяю, подобно тому жандармскому полковнику, новые соціалисты объявляютъ, что надо отложить на далекое будущее уничтоженіе частной собственности и экспропріацію, забыть вс? эти фантазіи и утопіи, приступить къ осуществимымъ реформамъ и не считаться съ т?ми, которые твердо стоятъ за идею экспропріаціи и препятствуютъ этимъ немедленному проведенію реформъ. — „Подготовимъ, говорятъ они, почву не для экспропріаціи земли, а для захвата государственной машины, и тогда примемся за улучшеніе положенія рабочихъ. Подготовимъ для будущей революціи не завоеваніе мастерскихъ, а завоеваніе муниципалитетовъ.

Какъ будто буржуазія, если бы капиталъ остался въ ея рукахъ, позволила бы имъ д?лать соціалистическіе опыты, даже если имъ бы удалось захватить власть! Какъ будто бы завоеваніе муниципалитетовъ возможно безъ завоеванія мастерскихъ!

Посл?дствія всего этого заставляютъ себя уже чувствовать.

Теперь, когда передъ вами одинъ изъ этихъ новыхъ соціалистовъ, вы не знаете съ к?мъ вы им?ете д?ло: съ какимъ нибудь господиномъ, врод? русскаго жандармскаго полковника, или съ настоящимъ соціалистомъ. Они вс? признаютъ, что когда нибудь, — черезъ тысячу л?тъ, можетъ быть, — собственность должна стать коллективной; но теперь они занимаются избраніемъ какого нибудь члена Палаты, который потребуетъ у нея уменьшенія числа рабочихъ часовъ. Разница между соціализмомъ жандармскаго полковника и соціализмомъ нео-соціалистовъ почти неуловима: Вс? соціалисты! Рабочій, который не им?етъ возможности сл?дить за тридцатью газетами, скоро не будетъ знать, гд? соціалисты и гд? извратители соціалистической идеи. Въ день Революціи, рабочимъ придется перенести много испытаній, пролить много крови, прежде, ч?мъ они поймутъ, кто ихъ друзья и кто ихъ враги.

Духъ возстанія[12].

Въ жизни челов?чества бываютъ эпохи, когда революція становится насущной необходимостью, когда она неизб?жна. Новыя идеи нарождаются съ каждымъ днемъ, стремятся проявиться и найти себ? прим?неніе въ жизни, но он? на каждомъ шагу сталкиваются съ инертностью защитниковъ стараго режима и гаснутъ въ удушливой атмосфер? старыхъ предразсудковъ и традицій прошлаго. Принятые въ нашемъ обществ? взгляды на политическій строй Государствъ, на законы соціальнаго равнов?сія, на политическія и экономическія взаимоотношенія гражданъ не выдерживаютъ никакой критики; они разбиваются каждый день, при каждомъ удобномъ случа?, какъ въ трудахъ философовъ, такъ и въ обыденной бес?д?, какъ въ роскошныхъ салонахъ, такъ и въ убогихъ харчевняхъ. Политическіе, экономическіе и соціальные институты рушатся; старыя зданія, развалины, въ которыхъ жизнь стала уже невозможна, — они не даютъ развиваться зачаткамъ, зародившимся въ разс?линахъ ихъ полуразрушенныхъ ст?нъ.

Чувствуется потребность чего-то новаго. Нравственный кодексъ, которымъ до сихъ поръ руководствовалась большая часть людей въ своей обыденной жизни, потерялъ всякое значеніе, сталъ явной безмыслицей.

Все, что мы еще такъ недавно уважали, съ ч?мъ мирились, признается теперь вопіющей несправедливостью; нравственность вчерашняго дня поражаетъ своей ужасающей безнравственностью. Столкновенія между новыми идеями и старыми традиціями становятся все чаще и ожесточенн?е; они вносятъ разладь во вс? слои общества и даже въ семью. Сынъ вступаетъ въ борьбу съ отцомъ: онъ приходитъ въ ужасъ отъ всего того, что отецъ находилъ естественнымъ всю свою жизнь; дочь возмущается т?ми принципами, которые мать старается ей передать, какъ плоды своего многол?тняго опыта. Народное сознаніе, народная сов?сть возстаютъ ежедневно противъ вс?хъ безобразій, происходящихъ въ сред? привилегированныхъ и праздныхъ классовъ, противъ преступленій, которыя совершаются во имя права сильнаго, чтобъ удержать въ своихъ рукахъ привилегіи. Т?, которые жаждутъ торжества справедливости и стремятся провести въ жизнь новыя идеи, не могутъ не признать, что ихъ самоотверженныя и гуманныя идеи, — идеи, способныя дать челов?честву возрожденіе, неосуществимы при современномъ общественномъ стро?: они сознаютъ необходимость революціонной бури, которая очиститъ міръ отъ пл?сени, покрывшей его, вдохнетъ жизнь въ оц?пен?вшія сердца и принесетъ челов?честву благородство, самоотверженіе и героизмъ, безъ которыхъ общество заражается пороками и разлагается.

Въ эпохи б?шенной погони за обогащеніемъ, въ эпохи лихорадочныхъ спекуляцій и кризисовъ, внезапныхъ краховъ крупныхъ промышленностей и эфемернаго развитія н?которыхъ отраслей производства, въ эпохи быстраго накопленія постыдныхъ богатствъ и столь-же быстраго ихъ расточенія, — общество начинаетъ сознавать, что экономическія учрежденія, зав?дующія производствомъ и обм?номъ, не даютъ того благосостоянія, которое он? призваны гарантировать. Вм?сто порядка он? зарождаютъ хаосъ, вм?сто благосостоянія нужду, неув?ренность въ завтрашнемъ дн?; вм?сто гармоніи интересовъ, они создаютъ непрерывную войну, войну эксплоататора съ производителемъ, эксплоататоровъ и производителей между собой. Общество распалось на два враждебныхъ лагеря и разд?лилось въ то же время на тысячи мелкихъ группъ, ведущихъ между собой ожесточенную борьбу. Утомленное безконечными войнами, изнемогая подъ тяжестью нищеты и лишеній, оно усиленно ищетъ новой организаціи; оно р?шительно требуетъ полнаго преобразованія режима собственности, производства и обм?на и вс?хъ вытекающихъ изъ него экономическихъ отношеній.

Правительственная машина, призванная поддерживать существующій порядокъ, еще функціонируетъ. Но при каждомъ поворот? ея заржавленныхъ колесъ она спотыкается и останавливается. Ея работа становится все бол?е и бол?е затруднительной, и недовольство, возбуждаемое ея недостатками, все растетъ. Каждый день возникаютъ новыя требованія. — „Преобразуйте это, перед?лайте то-то!” кричатъ со вс?хъ сторонъ. — „Война, финансы, налоги, суды, полиція, — все должно быть преобразовано и установлено на новыхъ началахъ”, говорятъ реформаторы. Но вс? понимаютъ, что невозможно перед?лать что-нибудь одно; все должно быть преобразовано сразу; но какъ приступить къ работ?, когда общество открыто разд?лено на два враждебныхъ лагеря? Удовлетворить однихъ недовольныхъ — это значитъ создать другихъ.

Правительства не способны приступить къ реформамъ, такъ какъ для этого нужно было бы перейти на сторону революціи; въ то же время они слишкомъ бессильны, чтобъ открыто вступить на путь реакціи; вотъ почему они приб?гаютъ къ полум?рамъ, которыя никого не могутъ удовлетворить и только создаютъ новыя недовольства. Посредственности, которыя въ переходныя эпохи забираютъ въ свои руки управленіе правительственной ладьей, думаютъ лишь объ одномъ: он? стараются какъ можно скор?е разбогат?ть, предвидя близкій разгромъ. Осажденныя со вс?хъ сторонъ, он? неум?ло защищаются, лавируютъ, д?лаютъ глупость за глупостью и наконецъ обрываютъ посл?днюю нить спасенія: топятъ правительственный престижъ въ своей тупости и несостоятельности.

Въ такія

Скачать:TXTPDF

Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать, Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать бесплатно, Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать онлайн