было теоріи. Буржуазія въ 1848 и въ 1870 году прекрасно знала, что она будетъ д?елать въ тотъ день, когда народъ низвергнетъ правительство. Она знала, что она захватитъ власть, заставитъ народъ выборами санкціонировать свое правительство, вооружитъ мелкаго буржуа противъ крестьянина и рабочаго и, им?я въ своемъ распоряженіи войска, пушки, пути сообщенія и деньги, сум?етъ справиться съ трудящимися массами, если он? посм?ютъ предъявить свои права. Буржуазія знала, что она будетъ д?лать въ день революціи.
Но народъ не зналъ этого. Въ вопросахъ политическихъ онъ сл?по сл?довалъ буржуазіи; въ 1848 году онъ повторялъ за ней: „Республика и всеобщее избирательное право”; въ март? 1871 года, онъ вм?ст? съ мелкой буржуазіей провозглашалъ Коммуну. Ни въ 1848, ни въ 1871 году, у него не было никакого представленія о томъ, какъ приступить къ р?шенію самаго насущнаго вопроса, вопроса о хл?б? и труд?. „Организація труда”, этотъ лозунгъ 1848 года (призракъ, воскрешенный недавно н?мецкими коллективистами въ н?сколько изм?ненномъ вид?), былъ настолько неопред?ленный и расплывчатый, что ничего не говорилъ народу; то же самое мы можемъ сказать о коллективизм? Интернаціонала 1869 года во Франціи. Если бы въ март? 1871 года кто-нибудь спросилъ вс?хъ работающихъ надъ осуществленіемъ Коммуны, какъ приступить къ р?шенію вопроса о хл?б? и труд?, какую ужасную какофонію противор?чивыхъ отв?товъ ему пришлось бы услышать! Надо ли было отъ имени Парижской Коммуны захватить мастерскія? Можно ли было коснуться домовъ и объявить ихъ собственностью возставшаго города? Надо ли было захватить вс? съ?стные припасы и произвести разд?лъ? Надо ли было объявить вс? богатства, накопленныя въ Париж?, собственностью всего французскаго народа и воспользоваться этимъ могучимъ средствомъ для освобожденія всей націи? — Ни на одинъ изъ этихъ вопросовъ народъ не могъ дать опред?леннаго отв?та. Интернаціоналъ, отвлеченный непрерывной борьбой, не усп?лъ основательно обсудить вс?хъ этихъ вопросовъ. — „Вы разводите теоріи”, говорили вс?мъ, кто только приступалъ къ ихъ разр?шенію, а Соціальную Революцію опред?ляли расплывчатыми и неясными словами: Свобода, Равенство и Солидарность.
Мы далеки отъ мысли выработать вполн? законченную программу на случай революціи. Подобная программа задерживала бы только работу; она послужила бы поводомъ къ сл?дующаго рода софизмамъ: — „Разъ мы не можемъ сейчасъ осуществить нашей программы, будемъ ждать и беречь нашу драгоц?нную кровь для бол?е подходящаго случая”.
Мы прекрасно знаемъ, что всякое народное движеніе есть шагъ впередъ къ приближенію Соціальной Революціи. Оно пробуждаетъ духъ возстанія и пріучаетъ смотр?ть на установленный порядокъ (или в?рн?е установленный безпорядокъ), какъ на н?что неустойчивое и непостоянное. Только н?мецкій парламентаристъ, —съ его глупымъ высоком?ріемъ, — способенъ спрашивать: „Что дала Великая Революція, что дала Коммуна?” Если Франція теперь — авангардъ революціи, если французскій народъ революціонеръ по своему уму и темпераменту, — то это объясняется только т?мъ, что онъ испыталъ столько революцій — революцій, непризнанныхъ доктринерами и нев?ждами.
Мы должны ясно и точно опред?лить ц?ль, къ которой стремимся. И не только опред?лить эту ц?ль, но и подтвердить ее словомъ и д?ломъ, сд?лать достояніемъ всего народа, чтобъ въ день возстанія она вырвалась изъ вс?хъ устъ. Совершить эту работу гораздо необходим?е и трудн?е, ч?мъ это предполагаютъ; если ц?ль наша и стоитъ какъ живая передъ глазами небольшого числа избранныхъ, то она совс?мъ не ясна для большей части народа, на который непрерывно вліяетъ пресса буржуазная, либеральная, коммуналистическая, коллективистическая и т. д., и т. д.
Отъ этой ц?ли зависитъ нашъ образъ д?йствій, какъ сейчасъ такъ и въ будущемъ. Различіе между коммунистомъ-анархистомъ, коллективистомъ-авторитаристомъ, якобинцемъ и коммунистомъ-автономистомъ заключается не только въ ихъ пониманіи будущаго идеала. Оно проявится не только въ день революціи, оно зам?тно и сейчасъ въ каждой мелоч?, въ оц?нк? каждаго поступка, въ каждомъ слов?. Въ день революціи, коллективистъ-государственникъ засядетъ въ Парижской Городской Дум? и будетъ оттуда издавать декреты относительно преобразованія режима собственности; онъ постарается утвердиться какъ правительство, грозное, входящее во вс? проявленія народной жизни, вплоть до самыхъ мелочей. Коммуналистъ-автономистъ тоже посп?шитъ въ Городскую Думу, тоже утвердится тамъ, какъ правительство, и попытается повторить исторію Коммуны 1871 года, запрещая народу коснуться святой собственности до т?хъ поръ, пока Сов?тъ Коммуны не найдетъ это своевременнымъ. А коммунистъ-анархистъ завлад?етъ немедленно мастерскими, домами, хл?бными амбарами, словомъ вс?ми общественными богатствами, организуетъ въ каждой коммун?, каждой групп? производство и потребленіе вс?ми членами сообща, и постарается удовлетворить вс?мъ потребностямъ группъ и коммунъ.
Это различіе отражается въ мельчайшихъ проявленіяхъ нашей жизни, на нашей ежедневной работ?. Каждый челов?къ стремится установить н?которое согласіе между своими поступками и той ц?лью, къ которой онъ стремится; и потому между коммунистомъ-анархистомъ, коллективистомъ-государственникомъ и коммуналистомъ-автономистомъ существуютъ непримиримыя разногласія относительно ихъ образа д?йствія въ данный моментъ.
Это различіе существуетъ, и мы должны съ нимъ считаться. Пусть каждый выскажетъ откровенно свою ц?ль и свои идеи; он? будутъ обсуждаться въ собраніяхъ группъ, и изъ столкновенія разнор?чивыхъ взглядовъ и мн?ній выработается общая идея, къ которой присоединится большая часть народа.
Да и теперь есть н?сколько пунктовъ, на которыхъ сходятся вс? группы; это — борьба съ капиталомъ и защитникомъ капитала — правительствомъ. Вс? искренніе соціалисты, каковъ бы ни былъ ихъ идеалъ будущей организаціи общества, сходятся на томъ, что экспропріація капитала будетъ результатомъ будущей революціи. Каждый соціалистъ, къ какой-бы партіи онъ ни принадлежалъ, долженъ поддерживать борьбу, подготовляющую экспропріацію. Ч?мъ чаще будутъ встр?чаться различныя группы, ч?мъ больше он? будутъ обсуждать интересующіе ихъ вопросы и явленія, т?мъ скор?е произойдетъ соглашеніе относительно того, что предпринять во время Революціи.
И если мы хотимъ, чтобъ въ день разгрома, народъ единодушно выставилъ наше требованіе, мы должны непрерывно распространять свои идеи и ясно выставить свой идеалъ будущаго общества. Если мы хотимъ быть практичными, мы должны заняться т?мъ, что реакціонеры называютъ „утопіями и теоріями” Теорія и практика должны составлять одно ц?лое, чтобъ поб?да была на нашей сторон?.
Экспропріація.
I.
Теперь уже не одни революционеры говорятъ, что Европа находится наканун? Великой Революціи. Буржуазія начинаетъ понимать истинное положеніе д?лъ и говорить объ этомъ въ своихъ газетахъ[13]. Times посвящаетъ этому вопросу ц?лыя статьи. Насм?хаясь надъ т?ми, кто пропов?дуетъ спартанскія доброд?тели, этотъ столичный органъ приглашаетъ буржуазію подумать о положеніи рабочихъ въ нашемъ обществ? и сд?лать имъ н?которыя уступки, такъ какъ они им?ютъ полное право быть недовольными. Le Journal de Geneve заявляетъ, что республика слишкомъ мало занималась соціальнымъ вопросомъ. Другія газеты, которыя намъ даже противно назвать, органы крупной буржуазіи, проливаютъ горькія слезы надъ судьбой хозяевъ, которымъ въ скоромь будущемъ придется самимъ работать, и констатируютъ, что потокъ народной ненависти къ богачамъ становится все могуч?е и грозн?е.
Событія въ столиц? Австріи, глухое недовольство на с?вер? Франціи, событія въ Ирландіи и Россіи, народное движеніе въ Испаніи и тысячи другихъ признаковъ, солидарность между французскими рабочими и рабочими другихъ странъ, эта неосязаемая связь, заставляющая биться въ унисонъ сердца вс?хъ рабочихъ и объединяющая ихъ въ одно неразрывное ц?лое, — грозный союзъ, сила котораго заключается уже не въ одномъ комитет?, — вотъ что подтверждаютъ наши предсказанія.
Наконецъ, внутреннее состояніе Франціи, переживающей опять такую фазу, когда вс? партіи, стремящіяся стать у власти, готовы протянуть другъ другу руку, чтобъ отразить ударь, усиленная д?ятельность дипломатовъ, предсказывающихъ приближеніе европейской войны, столько разъ предупрежденной и потому ставшей теперь неизб?жной; всеобщее возстаніе народа въ разоренной и поб?жденной стран?; — вс? эти факты, происходящіе въ наше время, столь богатое событіями, доказываютъ, что день Революціи приближается.
Буржуазія понимаетъ это и готовится противопоставить народному потоку — силу и жестокость, такъ какъ она не знаетъ и не хочетъ знать другихъ средствъ. Она будетъ сопротивляться до посл?дней возможности и пожертвуетъ жизнью ста, двухъ сотъ тысячъ рабочихъ, жизнью пятидесяти тысячъ ихъ женъ и д?тей, чтобъ поддержать свое господство. Она не остановится ни передъ какими жестокостями и избіеніями. Она это доказала въ 1790 году на Марсовомъ пол?, въ 1831 въ Ліон?, въ 1848 и 1871 въ Париж?. Чтобъ спасти свой капиталъ и оставить за собой право предаваться праздности и порокамъ, эти люди пойдутъ на все.
Ихъ тактика уже установлена. — Можемъ ли мы сказать тоже самое про нашу?
Для буржуазіи система избіеній — ц?лая программа; она заботится только о томъ, чтобъ были солдаты — французы, н?мцы или турки, — которые согласились бы привести ее въ исполненіе. Буржуазія стремится поддержать существующій строй, продолжить statu quo, хотя бы на пятнадцать л?тъ, — и потому весь вопросъ для нея сводится къ простой вооруженной борьб?. Совершенно иначе обстоитъ д?ло для рабочихъ: они стремятся изм?нить существующій порядокъ вещей; ихъ задача не такъ проста. Кровавая битва, которую намъ предстоитъ выдержать, лишь одинъ изъ этаповъ нашей борьбы съ капиталомъ. Мы ничего не достигнемъ, если ограничимся терроризированіемъ буржуазіи и оставимъ положеніе д?лъ неизм?ннымъ. Наша ц?ль гораздо шире, стремленія глубже.
Намъ предстоитъ положить конецъ эксплоатаціи челов?ка, уничтожить неравенство, пороки и преступленія, которыя происходятъ отъ празднаго существованія однихъ наравн? съ экономическимъ, умственнымъ и нравственнымъ рабствомъ другихъ. Намъ предстоитъ сложная задача. Но разъ прошлые в?ка зав?щали эту задачу нашему поколенію, разъ намъ выпала на долю историческая необходимость работать надъ ея разр?шеніемъ, мы возмемся за это д?ло. Намъ не придется искать ощупью этого разр?шенія. Оно намъ было продиктовано исторіей одновременно съ самой задачей. Оно провозглашается уже во вс?хъ странахъ Европы и является завершеніемъ экономическаго и умственнаго развитія нашего в?ка. Это р?шеніе — экспропріація и анархія.
Если соціальное богатство останется въ рукахъ т?хъ, кто имъ влад?етъ сейчасъ, если мастерскія, верфи и мануфактура не перестанутъ быть собственностью хозяевъ, если жел?зныя дороги и пути сообщенія останутся въ рукахъ компаній или отд?льныхъ лицъ, захватившихъ ихъ, если городскіе дома и виллы богачей останутся собственностью ихъ теперешнихъ влад?льцевъ вм?сто того, чтобъ быть предоставленными безплатно въ распоряженіе вс?хъ трудящихся; если вс? богатства, накопленныя въ банкахъ и богатыхъ домахъ не перейдутъ немедленно въ коллективную собственность, — в?дь вс? работали надъ ихъ производствомъ, — если возставшій народъ не захватить вс?хъ съ?стныхъ припасовъ, собранныхъ въ большихъ городахъ, и не организуетъ ихъ раздачи вс?мъ нуждающимся; наконецъ, если земля останется собственностью банкировъ и ростовщиковъ, которымъ она теперь принадлежитъ фактически, если крупныя пом?стья не будутъ отобраны у пом?щиковъ и отданы т?мъ, кто хочетъ самъ обработывать землю, если утвердится классъ правителей, который будетъ управлять подданными — возстаніе не будетъ Революціей и все придется начинать сначала. Рабочій, сбросивъ съ себя на мгновенье тяжелое иго, долженъ будетъ снова подставить свою шею подъ то же иго, опять переносить бичъ хозяина, наглое высоком?ріе начальниковъ, пороки и преступленія праздныхъ классовъ, — не говоря уже о б?ломъ террор?, о ссылк?, казняхъ и б?шенной пляск? опьяненныхъ кровью убійцъ надъ трупами рабочихъ.
Экспропріація