нищеты. Народъ согласился ждать и голодать, а когда время прошло, правительство вм?сто всего об?щаннаго отв?тило ему массовыми высылками и ружейными залпами. Несчастные, они думали, что за три тяжелыхъ м?сяца ожиданія правительство усп?етъ издать спасительные законы, которые превратятъ угнетенныхъ въ свободныхъ людей и обезпечатъ имъ работу и хл?бъ. Ч?мъ просить правительство, — не в?рн?е ли было бы взять? Ч?мъ выставлять на показъ свою нищету, не лучше ли было бы положить ей конецъ? Самоотверженность — благородное чувство, но бросить на произволъ судьбы вс?хъ несчастныхъ, идущихъ за нами, не самоотверженность, а изм?на. Пусть борцы погибаютъ, но смерть ихъ должна быть плодотворна! Пусть см?лые люди жертвуютъ собой, но ихъ жертвы должны приносить пользу народу!
Только полная экспропріація можетъ удовлетворить вс?хъ страждующихъ и угнетенныхъ. Она должна перейти изъ теоріи въ практику. Но чтобъ уничтожить частную собственность и вернуть все общественное достояніе народу, экспропріація должна быть произведена въ широкихъ разм?рахъ, — иначе ее примутъ за грабежъ, а не за начало соціальной реорганизаціи. Мы бы выказали полное незнаніе историческихъ законовъ, если бы вообразили, что ц?лая страна можетъ сразу стать полемъ д?ятельности для нашихъ опытовъ. Франція, Европа, весь міръ — не могутъ въ одно мгновенье стать анархистами, по мановенію волшебнаго жезла; но безуміе правителей, ихъ высоком?ріе, войны, банкротство, съ одной стороны, и непрерывная пропаганда съ другой, нарушатъ равнов?сіе и вызовутъ взрывы. Наступитъ революція, и намъ надо будетъ д?йствовать. Сколько разъ уже революціонеры были застигнуты врасплохъ; событія протекали, а они не могли употребить ихъ себ? на пользу.
Когда наступятъ дни возстанія, — а отъ насъ зависитъ ихъ приближеніе,когда ц?лыя области, когда большіе города съ ихъ пригородами освободятся отъ правителей, мы, сл?дуя начертанной нами программ?, приступимъ къ д?лу: орудія производства перейдутъ ц?ликомъ въ собственность коммуны, общественное достояніе, захваченное частными лицами, будетъ возвращено своему законному влад?льцу народу, — тогда каждый будетъ получать свою долю, мануфактура и производство будутъ свободно выработывать все необходимое, и общественная жизнь потечетъ съ новой энергіей по новому руслу. Мы должны захватить сады и поля, дающіе намъ съ?стные припасы; амбары и магазины, въ которыхъ хранятся вс? продукты труда; мастерскія и заводы, доставляющіе намъ матеріи, металлы, предметы первой необходимости и предметы роскоши; средства защиты, жел?зныя дороги и другіе пути сообщенія, позволяющіе намъ обм?ниваться продуктами съ сос?дними свободными коммунами; мы должны организоваться для самозащиты, — иначе мы обречены на в?рную гибель, подобно рыб?, которая безъ воды задохнется въ мор? воздуха, окружающемъ ее.
Вспомнимъ грандіозную стачку жел?знодорожныхъ машинистовъ, вспыхнувшую н?сколько л?тъ тому назадъ въ Америк?. Почти все общество признавало справедливость ихъ требованій; вс?мъ надо?ла наглость жел?знодорожныхъ компаній, и публика торжествовала, что служащіе разд?лаются съ ними какъ сл?дуетъ. Но когда пути сообщенія и локомотивы перешли въ руки рабочихъ, когда жел?знодорожное сообщеніе было прервано, ц?ны на съ?стные припасы и другіе товары удвоились, общественное мн?ніе моментально перем?нило фронтъ. „Мы предпочитаемъ гнетъ жел?знодорожныхъ компаній, обворовывающихъ насъ, самоуправству этихъ мерзавцевъ-стачечниковъ, благодаря которымъ мы, пожалуй, скоро умремъ съ голода”! Мы должны помнить это! Инстинкты справедливости толпы, должны быть удовлетворены такъ же, какъ и вс? ея требованія и нужды.
Недостаточно признавать этотъ принципъ въ теоріи, надо проводить его въ жизни.
Намъ часто говорятъ: „Попробуйте коснуться клочка земли крестьянина, домишка рабочаго, и вы увидите, что они васъ встр?тятъ съ поднятыми кулаками и съ вилами въ рукахъ!” Прекрасно! Но в?дь мы уже говорили, что мы не коснемся ни клочка земли крестьянина, ни домишка рабочаго; мы не тронемъ нашихъ лучшихъ друзей, которые, сами того не сознавая, скоро станутъ нашими союзниками. Экспропріація будетъ, конечно, произведена въ ихъ пользу. Мы знаемъ, что существуетъ средній уровень дохода, ниже котораго умираютъ съ голода, выше котораго пользуются н?которымъ излишкомъ. Въ каждомъ город?, въ каждой стран?, этотъ средній уровень различенъ; народный инстинктъ не ошибается; безъ статистическихъ таблицъ, безъ толстыхъ томовъ съ точными данными, народъ сум?етъ захватить все принадлежащее ему. Въ нашемъ обществ? незначительное меньшинство завлад?ло лучшей частью народнаго достоянія, построило себ? дворцы, внесло въ банки на свое имя деньги, билеты, всевозможныя ц?нныя бумаги, эти плоды труда всего общества. Все это мы должны забрать въ свои руки, и тогда мы сразу освободимъ несчастнаго крестьянина, умирающаго съ голода на своемъ заложенномъ клочк? земли, мелкаго торговца, живущаго въ в?чномъ страх? при мысли о всевозможныхъ ст?сненіяхъ и неизб?жномъ разореніи, и весь голодный, угнетенный народъ. Въ день экспропріаціи народъ долженъ понять, что отъ него самого зависитъ, остаться-ли свободнымъ или снова впасть въ нищету и в?чную тревогу. Неужели онъ съ прежней наивностью опять выберетъ временное правительство изъ краснобаевъ и ловкачей? Не будетъ-ли онъ тогда раскаиваться, что зам?нилъ старыхъ правителей новыми? Пусть народъ самъ возьмется за свои д?ла, если онъ хочетъ добиться чего-нибудь; пусть онъ ихъ поручитъ своимъ делегатамъ, если ему нравится быть обманутымъ!
Одного разсудочнаго пониманія мало. Народъ сознаетъ, конечно, что въ его интересахъ жить безъ постоянной тревоги о завтрашнемъ дн?, не подчиняясь правителямъ; — но этого недостаточно: необходимо, чтобъ изм?нился взглядъ на собственность и соотв?тствующіе ей принципы нравственности. Надо понять, что вс? продукты, сбереженія и орудія производства являются плодомъ солидарнаго труда всего народа и принадлежатъ одному собственнику — всему челов?честву. Надо понять, что частная собственность есть сознательное или безсознательное воровство, присвоеніе общественнаго достоянія, и съ радостью отдать все въ общее пользованіе въ день экспропріаціи. Во время прошлыхъ революцій, когда надо было зам?нить короля старшей линіи королемъ младшей, или въ „лучшей изъ республикъ” поставить однихъ адвокатовъ вм?сто другихъ, — частная собственность оставалась неприкосновенной и соціальный режимъ не подвергался никакимъ изм?неніямъ. И потому объявленія: „Смерть ворамъ!”, которыя выв?шивали у входа во дворцы, вполн? гармонировали съ господствующей моралью; и если какой-нибудь б?днякъ р?шался украсть червонецъ или кусокъ хл?ба, его разстр?ливали въ назиданіе народу.
Достойный представитель національной гвардіи, воплощавшій въ себ? всю гнусность и торжественность законовъ, изданныхъ хищниками для защиты своей собственности, съ гордостью указывалъ на трупъ, распростертый на ступеняхъ дворца, а товарищи прив?тствовали его, какъ защитника права и закона. Объявленія 1830 и 1848 года не появятся больше на ст?нахъ возставшихъ городовъ. Тамъ, гд? все принадлежитъ вс?мъ, — н?тъ воровства. „Берите все, но не расточайте даромъ, такъ какъ все принадлежитъ вамъ и пригодится вамъ”. Но разрушайте немедленно все, что должно быть уничтожено: бастиліи, тюрьмы, укр?пленія въ городахъ, зараженные кварталы, гд? вы столько времени дышали отравленнымъ воздухомъ. Переселитесь во дворцы и отели, предайте огню т? полусгнившія развалины, которыя служили вамъ уб?жищемъ. Инстинктъ разрушенія, столь же естественный и справедливый, какъ и инстинктъ обновленія, найдетъ себ? широкое поле д?ятельности. Сколько старья придется уничтожить! Сколько новаго создать! Да и не все ли придется перед?лать? дома, города, орудія землед?лія, орудія производства… — да и само общество должно переродиться!
Каждое крупное историческое явленіе вызываетъ соотв?тствующее изм?неніе въ области морали. Нравственные принципы людей равныхъ не совпадаютъ съ принципами богача-благотворителя и признательнаго б?дняка. Новому челов?честву нужна новая в?ра, — а новое челов?чество уже зародилось! Не даромъ наши противники съ ужасомъ повторяютъ: „Боги уходятъ! Короли уходятъ! Престижъ власти падаетъ!” Кто же зам?нитъ боговъ, королей и священниковъ, какъ не свободная, в?рующая въ свои силы личность освободившагося челов?ка! Наивная в?ра уходитъ. Дорогу наук?! Произволъ и благотворительность исчезаютъ. — Дорогу справедливости!
Примечания
1
Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. М., 1999. С. 219.
2
Кропоткин П.А. Поля, фабрики и мастерские (Земледелие, промышленность и ремесла). М., 1908. С. 27, 36.
3
Introduction a l’histoire du XIX siecle.
4
La raison d’Etat.
5
Эти строки были написаны по поводу доклада Эммы Броунъ о д?тскомъ труд? въ мануфактурахъ Массачузета. Ей пришлось пос?тить большую часть мануфактуръ государства и констатировать, что нигд? не исполнялись законы, нормирующіе трудъ д?тей. На каждой фабрик? она вид?ла массу д?тей, несчастныхъ, истощенныхъ созданій, съ задатками всевозможныхъ бол?зней: малокровія, физическаго уродства, чахотки и т. п. Почти половину (сорокъ четыре на сто) рабочихъ въ Массачузет? составляютъ д?ти моложе пятнадцати л?тъ. Да и понятно. Работая по дв?надцати часовъ въ сутки, они получаютъ лишь 24% платы взрослыхъ рабочихъ.
Мы знаемъ, что, несмотря на такъ называемые охранительные законы для д?тей, вс? фабрики и заводы, вплоть до каменноугольныхъ копей Европы, кишатъ д?тьми, которыя работаютъ по дв?надцати часовъ въ сутки.
6
L’Esprit revolutionnaire avant la Revolution.
7
Histoire populaire et parlementaire de la Commune de Paris par Arthur Arnould.
8
Написано 17 марта 1881 года.
9
Lettres sur l’histoire de France, lettre XXV.
10
La liberte; le Gouvernement Representatif.
11
Introduction a l’etude de la Sociologie; Principe de Sociologie: divers Essais.
12
Мое пониманіе великой французской революціи р?зко отличается отъ пониманія оффиціальнаго. Для историковъ, преклоняющихся передъ буржуазіей, великая драма разыгралась почти ц?ликомъ въ большихъ городахъ, главнымъ образомъ, на парламентской арен?. Населеніе деревень подымается, правда, на н?сколько м?сяцевъ посл? того, какъ Парижъ далъ ему первый сигналъ взятіемъ Бастиліи; оно сжигаетъ дворцы аристократовъ, и этимъ все кончается. Были, конечно, и посл? того возстанія, но имъ нельзя придавать значенія, такъ какъ они производились „разбойниками”, подкупленными контръ-революціей. Могли ли честные республиканцы, патріоты, поддерживать безпорядокъ, когда „великіе принципы 1789 года” были уже провозглашены, и Революція вступила на в?рный путь благодаря Учредительному Собранію, Законодательному Собранію и Конвенту! По моему, наоборотъ, возстанія крестьянъ въ деревняхъ и б?дняковъ въ городахъ усиливаются съ 1788 года. Они становятся бол?е многочисленными въ деревняхъ и направляются на уничтоженіе феодальныхъ правъ съ первыхъ же м?сяцевъ 1789 года; продолжаются они непрерывно до 1793 года. Если буржуазія поражала своей см?лостью въ ма?, іюн? и іюл? 1789 года, если 4-го августа аристократія прод?лала красивую комедію „принесенія въ жертву своихъ правъ на алтарь отечества, — это объясняется т?мъ, что съ февраля вся Франція была объята возстаніемъ: крестьянское населеніе не платило податей и подымалось противъ сеньоровъ; городскіе б?дняки, „la саnаіllе des grandes villes”, были уже готовы къ окончательному взрыву. Возстаніе въ Париж?, отъ 11 до 14 іюля 1789 года, возстаніе въ Страсбург? и другихъ большихъ городахъ — не простыя возмущенія, не протесты противъ паденія Неккера: это настоящія возстанія б?дняковъ противъ богачей, возстанія, которыми буржуазія сум?ла воспользоваться для сверженія королевской власти.
То, что происходило въ городахъ и деревняхъ въ 1789 году, продолжается въ теченіе вс?хъ четырехъ л?тъ революціи. Безконечные бунты въ деревняхъ, непрерывныя возстанія въ городахъ.
Чтобъ уб?диться въ этомъ, стоитъ только обратиться къ докладу Григорія, представленному имъ въ феодальный Комитетъ въ феврал? или январ? 1790 года. Изъ него мы видимъ, что Жакерія сильно разрослась. Декретъ 18 іюня 1790 года доказываетъ намъ, что Жакерія неизб?жно должна была продолжиться, чтобъ уничтожить выкупные платежи и добиться возвращенія Коммунамъ земель, захваченныхъ