Скачать:TXTPDF
Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин

пить шампанское полными бокалами”… Объ этомъ-ли вы мечтали?

Изучая положеніе рабочаго класса, мы видимъ, что швея ничего не выиграла отъ изобр?тенія швейной машины; что рабочіе въ Сенъ-Готард? умираютъ отъ глистовъ, несмотря на употребленіе горныхъ сверлильныхъ станковъ съ алмазными головками; что каменщикъ и поденщикъ по прежнему страдаютъ отъ безработицы, вопреки изобр?тенію подъемныхъ машинъ Жиффара. Если вы отнесетесь къ соціальнымъ вопросамъ съ той непредуб?жденностью мысли, которая руководила вашими техническими изысканіями, вы неизб?жно придете къ заключенію, что, при существованіи частной собственности и заработной платы, каждое новое открытіе, даже если оно и улучшаетъ н?сколько благосостояніе рабочаго, д?лаетъ условія его службы тяжел?е, трудъ бол?е притупляющимъ, учащаетъ безработицу, обостряетъ кризисы. Эти изобр?тенія увеличиваютъ лишь барыши т?хъ, которые проводятъ жизнь въ в?чномъ наслажденіи и праздности.

Что же вамъ остается д?лать?

Или убаюкать свою сов?сть софизмами и въ одинъ прекрасный день, распростившись съ честными мечтами юности, постараться завлад?ть вс?мъ, что даетъ право на наслажденіе и пойти въ станъ эксплоататоровъ. Или же, если вы еще не окончательно зачерств?ли душой, сказать себ?: — „Н?тъ, теперь не время д?лать новыя открытія! будемъ работать надъ преобразованіемъ современнаго промышленнаго строя. Когда частная собственность будетъ уничтожена, тогда каждое новое промышленное усовершенствованіе будетъ служить благу всего челов?чества. Эта масса работниковъ, сведенныхъ нын? на положеніе машинъ, будетъ тогда ц?лой арміей мыслящихъ существъ, которые внесутъ въ промышленность свою иниціативу, развитую наукой и практикой ручного труда. Техника достигнетъ въ какихъ-нибудь пятьдесятъ л?тъ такихъ усп?ховъ, о которыхъ мы теперь не см?емъ и мечтать.”

Что скажемъ мы школьному учителю, не тому, который смотритъ на свою профессію, какъ на скучное ремесло, н?тъ — учителю по призванію, чувствующему себя прекрасно среди толпы веселыхъ шалуновъ, скачущихъ вокругъ него съ горящими глазами и радостнымъ см?хомъ, мечтающему привить этимъ младенцамъ т? гуманитарныя идеи, которыя онъ лел?ялъ въ молодости?

Часто я васъ вижу грустнымъ, и я знаю причину вашей тоски. Сегодня вашъ любимый ученикъ, живой и впечатлительный мальчикъ, съ воодушевленіемъ разсказывалъ легенду о Вильгельм? Телл?. Глаза его блест?ли; казалось, онъ готовъ былъ заколоть вс?хъ тирановъ, такъ горячо прочелъ онъ эти строки Шиллера:

Предъ рабомъ, разбивающимъ ц?пи,

Передъ свободнымъ — не дрожи!

Но когда мальчикъ вернулся домой, онъ получилъ строгій выговоръ отъ отца, матери, дяди за недостатокъ почтительности къ пастору. Родители ц?лый день твердили ему о необходимости „осторожности, подчиненія властямъ, послушанія”, такъ что Шиллеръ былъ отложенъ въ сторону и зам?ненъ „Искусствомъ устроить свою жизнь на б?ломъ св?т?”!

Вчера еще вамъ говорили, что ваши лучшіе ученики идутъ по плохой дорог?: одинъ мечтаетъ лишь объ эполетахъ, другой, сообща съ хозяиномъ, эксплоатируетъ рабочихъ. А сколько надеждъ вы возлагали на этихъ молодыхъ людей! Какъ ужасно противор?чіе между д?йствительной жизнью и идеаломъ!

Я уже предвижу, что года черезъ два, посл? многихъ разочарованій, вы отложите въ сторону вашихъ любимыхъ авторовъ и скажете:

Конечно, Телль честный отецъ, но онъ безусловно ненормаленъ. Поэзія прекрасна, когда сидишь у теплаго камина, посл? того, какъ ц?лый день преподавалъ сложные проценты; но жизнь им?етъ мало общаго съ стихами поэтовъ, парящихъ въ небесахъ, особенно, когда ждешь пос?щенія господина инспектора”…

Или же, ваши юныя мечты станутъ уб?жденіями зр?лаго челов?ка. Вы будете стремиться къ тому, чтобъ вс? получали широкое, гуманитарное образованіе и, уб?дившись, что это невозможно при современныхъ условіяхъ, вы приметесь за разрушеніе основъ буржуазнаго строя. Тогда, уволенный со службы, вы бросите школу и придете къ намъ работать съ нами, чтобъ показать людямъ, старше васъ — но мен?е опытнымъ — ч?мъ должно быть челов?чество, ч?мъ оно можетъ быть и что есть привлекательнаго въ знаніи. Вы будете помогать соціалистамъ въ ихъ работ? надъ полнымъ преобразованіемъ современнаго строя; вы будете вм?ст? съ ними стремиться къ достиженію всеобщаго равенства, солидарности и свободы.

А вы, молодой артистъ, скульпторъ, художникъ, поэтъ, музыкантъ, неужели вы не зам?чаете, что въ васъ н?тъ того священнаго огня, который вдохновлялъ вашихъ предшественниковъ, что искусство стало банальнымъ, что везд? царитъ посредственность?

Да и возможно-ли, чтобъ это было иначе? Восторгъ, охватившій творцовъ эпохи Возрожденія, когда для нихъ воскресъ древній міръ, когда они обратились къ чистымъ источникамъ самой природы, — отсутствуетъ въ современномъ творчеств?. Революціонныя идеи еще не отразились въ искусств?, и, за отсутствіемъ какой-бы то ни было идеи, современные художники увлекаются реализмомъ. Они изощряются въ фотографированіи капли росы на листьяхъ растеній, въ воспроизведеніи мускуловъ коровы, въ тщательномъ описаніи, въ стихахъ или проз?, смрада помойныхъ ямъ и роскоши будуаровъ хорошенькихъ женщинъ.

Но что же д?латъ, спросите вы. Если священный огонь, который горитъ въ васъ, лишь тл?ющій уголь, то продолжайте д?лать то, что вы д?лаете и доведите искусство до вырожденія въ ремесло декоратора, поставщика либретто для Буффа и фельетоновъ какому-нибудь Жирардену. Большая часть изъ васъ уже вступила на этотъ пагубный путь.

Но, если ваше сердце бьется въ униссонъ съ сердцемъ челов?чества, если вы, какъ истый поэтъ, способны вслушиваться въ біеніе жизни, то, при вид? народа, умирающаго отъ голода, труповъ, наполняющихъ рудники, изув?ченныхъ т?лъ, лежащихъ грудами у подножія баррикадъ, при вид? сосланныхъ, идущихъ умирать за свои уб?жденія въ сн?га Сибири и на берега тропическихъ острововъ, въ хаос? всемірной борьбы, сопровождающейся воплями поб?жденныхъ и оргіями поб?дителей, ожесточенныхъ схватокъ героизма съ трусостью, вдохновенія съ пошлостью, — разв? можете вы оставаться пассивными! Вы перейдете на сторону угнетенныхъ, потому что вы знаете, что прекрасное, великое, — словомъ, сама жизнь, тамъ, гд? борются за истину, за св?тъ, за справедливость!

Но вы возразите мн?: „Если чистая наука — предметъ роскоши, медицина — обманъ, если законъ — несправедливость, техническія открытія — орудія эксплоатаціи, если д?ятельность учителя — ложь, если искусство вырождается безъ революціонныхъ идей, то что же мн? д?лать?”

„Вамъ предстоитъ”, отв?чу я, „громадная, увлекательная работа; трудъ, при которомъ ваши поступки будутъ гармонировать съ вашей сов?стью, трудъ, способный захватить самыя благородныя, сильныя натуры”.

Какой трудъ? Я вамъ сейчасъ скажу.

III.

Или поступать все время противъ сов?сти и кончить пошлымъ восклицаніемъ: „Пусть гибнетъ челов?чество, лишь-бы я могъ наслаждаться и пользоваться вс?ми благами жизни, пока народъ по глупости не предъявляетъ своихъ правъ!” Или перейти на сторону соціалистовъ и вм?ст? съ ними работать надъ преобразованіемъ всего современнаго строя. Таковъ неизб?жный выводъ произведеннаго нами анализа. Таково логическое заключеніе, къ которому долженъ прійти всякій мыслящій челов?къ, если только онъ отнесется честно къ тому, что происходитъ вокругъ него, и сум?етъ отд?латься отъ софизмовъ, привитыхъ ему буржуазнымъ воспитаніемъ и пристрастнымъ мн?ніемъ окружающихъ.

Тогда передъ вами предстанетъ вопросъ „Что д?лать?”

Отв?тъ не заставитъ себя ждать.

Покиньте среду, гд? вы родились и гд? смотрятъ на народъ, какъ на бездушное стадо, идите къ этому народу съ в?рой въ него, съ желаніемъ помочь ему. Тамъ вы найдете себ? работу.

Вы увидите, что везд?, какъ во Франціи, такъ и въ Германіи, какъ въ Италіи, такъ и въ Соединенныхъ Штатахъ, везд?, гд? есть привилегированные и угнетенные, въ н?драхъ рабочаго класса происходитъ грандіозная работа надъ уничтоженіемъ рабства, налагаемаго капиталистическимъ феодализмомъ, и созданіемъ новаго общественнаго строя, основаннаго на справедливости и равенств?. Народъ уже не довольствуется теперь п?ніемъ душу раздирающихъ мелодій, въ которыя выливались страданія рабовъ XVIII в?ка, которыя поются еще русскими крестьянами. Онъ р?шительно идетъ къ освобожденію съ полнымъ сознаніемъ своихъ силъ, не останавливаясь ни передъ какими препятствіями. Его мысль неустанно работаетъ надъ созданіемъ жизни, обезпечивающей счастье вс?мъ людямъ, переставшей быть проклятіемъ для трехъ четвертей челов?чества. Онъ берется за самые сложные вопросы соціологіи и старается ихъ р?шить, пользуясь своимъ здравымъ смысломъ, своей наблюдательностью и тяжелымъ опытомъ.

Чтобы установить связи съ другими угнетенными, онъ организуетъ общества, содержащіяся на средства самаго народа. Онъ входитъ въ соглашеніе съ рабочими другихъ странъ и лучше ч?мъ самые краснор?чивые пропов?дники филантропіи, подготовляетъ день, когда войны между народами станутъ невозможными. Чтобъ знать, что д?лаютъ его братья и сговориться съ ними, чтобъ вырабатывать и пропагандировать новыя идеи, онъ содержитъ, — но ц?ною какихъ лишеній, какихъ усилій! — свою рабочую прессу. Наконецъ, когда настаетъ часъ, онъ подымается и, обагряя своею кровью подножья баррикадъ, идетъ завоевывать себ? свободу и права, которыя богачи и власти сум?ютъ вскор? направить опять противъ него, обращая ихъ въ свои привилегіи.

Сколько постоянныхъ, упорныхъ усилій! Какая непрерывная борьба! Какая гигантская работа, работа, в?чно прерываемая, то чтобъ пополнить ряды, пор?д?вшіе отъ пуль и картечи; то чтобъ зам?нить б?глецовъ, не вынесшихъ тяжести борьбы и пресл?дованій; то чтобъ взяться за изученіе соціальныхъ вопросовъ, прерванное массовыми избіеніями!

Ихъ газеты создаются людьми, которые должны были вырывать у общества обрывки знанія, лишая себя сна и пищи; агитація поддерживается на средства б?дняковъ, отдающихъ свои посл?дніе гроши; и все это подъ в?чнымъ страхомъ, что семья будетъ обречена на самую ужасную нищету, если только хозяинъ узнаетъ, что „его рабочій, его рабъ — соціалистъ!”

Вотъ что, прежде всего, вы найдете въ сред? народа.

И сколько разъ, въ этой безконечной борьб?, рабочіе, изнемогая подъ тяжестью обстоятельствъ, тщетно задавали себ? сл?дующій вопросъ:

„Гд? же эти молодые люди, которые получили образованіе на нашъ счетъ, которыхъ мы од?вали и кормили, пока они учились? молодежь, для которой, не разгибая спины, съ пустымъ желудкомъ, мы строили дома, академіи, музеи и, съ изможденными лицами, печатали книги, недоступныя намъ? А гд? профессора, эти двигатели гуманитарной науки, въ глазахъ которыхъ челов?чество не стоитъ р?дкаго вида гусеницъ? Эти люди, которые постоянно кричатъ о свобод? и не попробуютъ никогда защитить нашу свободу, ежедневно попираемую? Эти писатели, художники, поэты, вся эта шайка лицем?ровъ, которые со слезами на глазахъ говорятъ о народ? и никогда не попытаются помочь этому народу въ его тяжелой борьб?”?

Одни довольствуются трусливой индиферентностью; другіе, большая часть, презираетъ народъ, „la canaille”, и готовы растерзать его, если только онъ посм?етъ коснуться ихъ привилегий.

Появится, правда, иногда какой-нибудь юнецъ, мечтающій о барабанномъ бо? и баррикадахъ, ищущій сильныхъ ощущеній, но какъ только онъ увидитъ, что путь къ баррикадамъ тяжелъ, а въ лавровомъ в?нк?, котораго онъ добивается, слишкомъ много терній, онъ отказывается отъ борьбы за освобожденіе народа. Большею частью, это честолюбцы, которые стараются хитростью снискать расположеніе народа и будутъ первые громить его, когда онъ захочетъ провести въ жизнь т? принципы, которые они сами пропов?довали. Они готовы даже навести пушки на эту „презр?нную толпу”, если только она посм?етъ возстать не по ихъ сигналу.

Прибавьте къ этому безсмысленное надругательство и высоком?рное презр?ніе большей части нашего общества, и вы получите ясную картину того, что даетъ сейчасъ буржуазная молодежь народу, чтобъ помочь ему въ его соціальной эволюціи.

И вы еще спрашиваете: „Что д?лать?”

Что д?лать, когда ничего еще не сд?лано, когда ц?лой арміи молодыхъ силъ, готовыхъ пожертвовать своими способностями,

Скачать:TXTPDF

Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать, Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать бесплатно, Речи бунтовщика. Пётр Алексеевич Кропоткин Анархизм читать онлайн