Глава первая.
В дни Ирода, когда над Иудеей
навис великий Рим,
Захария – священник из евреев,
служил при храме, Господом храним.
Его жена из рода Аарона
звалась Елисаветой и слыла
безгрешной, но бесплодною была.
И дожили они до лет преклонных.
пред Господом служил.
И в храме он рукою беспорочной
по жребию каждение вершил 1.
А весь народ во множестве великом
молился вне, у храмовых ворот.
И вот Господень Ангел предстаёт
перед Захарией – прекрасноликий,
и речь свою ведёт:
«Захария, не бойся, не смущайся:
твоя мольба – услышана она!
Господним чудесам не удивляйся –
наступит день – родит твоя жена.
И сына назовёшь ты Иоанном 2.
Он счастье принесёт тебе и свет,
ты радость обретёшь на склоне лет.
Великим он пред Господом предстанет
Превыше счастья нет!
Он будет муж большой духовной силы,
как Илия-пророк.
И Дух Святой с рожденья до могилы
пребудет в нём и светел и высок.
Сынов Израилевых очень многих
он к Господу направит, к Богу их.
Он отвратит их от богов чужих,
покажет людям верную дорогу
в делах своих святых.
И будет он предвестником Господним,
сведёт с детьми отцов 3,
на путь наставит Господу угодный,
чтоб весь народ к приходу был готов
Того, кто вслед за ним сойдёт на землю».
«Но как узнаю, правда, или сон»?! –
Захария воскликнул, потрясён.
Во храме Ангелу Господню внемля,
не верит слуху он, –
Я стар. Моя жена в летах преклонных:
нам не иметь детей!
Всю жизнь мы их желали неуклонно,
но вот живём одни, стыдясь людей»!
И так ему ответил Ангел Божий –
пред Богом предстоящий Гавриил:
«У Господа на всё достанет сил
и сомневаться в Господе негоже!
Тебе благовестил
Я эту весть, но вижу – ты не веришь.
Так знай – ты будешь нем
до дня, когда увидишь и проверишь,
что сын родился твой на радость всем».
Захария немым выходит к людям,
показывает жестом, что стряслось,
что видеть в Божьем храме довелось.
И с верой в то, что сказанное будет
уйти ему пришлось.
А вскоре зачала Елисавета.
Пять месяцев она
таилась, от людей скрывая это,
хранила тайну сладкую одна.
И Господа она благодарила
за то, что снял Господь с неё позор 4 –
дал то, что не давал до этих пор:
зачать дитя, носить его дал силу,
унял в душе раздор.
И послан был в то время Ангел Бога
в старинный Назарет.
Там в Галилее, в доме у дороги,
жила Мария в цвете юных лет.
Она была помолвлена недавно
с Иосифом (он местный плотник был).
Марию беззаветно он любил.
Был муж он независимый и славный,
в трудах и в Боге жил.
А Гавриил, придя тогда к Марии,
ей вымолвил слова –
она такие слышала впервые.
От этих слов кружилась голова:
«О, Благодатная! Господь с тобою!
Благословенна будь!
Господню волю я тебе открою,
и укажу дальнейшей жизни путь.
Зачнёшь во чреве и родишь ты сына.
Ты Иисусом назовёшь Его.
Превыше в мире будет Он всего.
Расти его, сомнения отринув.
Нет жизни без Него!
Всевышнего Он Сыном наречётся,
как Бог и Человек.
Ему престол Давидов предаётся.
В Иакове восцарствует навек,
и царствию Его конца не будет»! 5
Мария с удивлением: «Но как?
Мне только предстоит желанный брак,
и вот – дитя! А что же скажут люди?
Ведь не бывает так»!
«Тебя своею силою могучей
Всевышний осенит.
И Дух Святой сойдёт к тебе сквозь тучи,
небесным светом деву озарит.
сошедший к людям твой и Божий Сын
для всех людей Спаситель Он один.
Он в мире этом самое Святое –
вершина из вершин! –
И Ангел Божий речь свою продолжил, –
Елисавете Бог, –
сказал он ей, – тому полгода тоже
А ведь её считали все бесплодной!
Но с Богом эта добрая жена –
шесть месяцев беременна она
и носит сына милого свободно,
Нет ничего, что Бог свершить не может! –
закончил Гавриил.
«Я Господу слуга и Он поможет!
Пусть всё свершится, как Господь решил, –
так Ангелу Мария отвечала.
На том он удалился от неё,
оставив лишь сияние своё.
Таким до нас доведено начало
Благовещение Пресвятой Богородицы
И в Иудею, в дом Елисаветы
Мария поднялась.
Спеша проведать родственницу эту,
она в нагорный город подалась.
К Захарии пошла она с приветом,
с Елисаветой встретиться спеша.
От сильного волненья чуть дыша,
в их мирный дом вошла она с рассветом
и полнилась душа
предчувствием невиданного счастья.
И на её привет
Елисавета с миром и участьем
ей шлёт по матерински свой ответ.
И в этот миг ребёнок в ней забился,
взыграл во чреве, будто бы узнал
Того, кого Господь сюда прислал!
И Дух Святой к ней с неба опустился,
исполнил и объял.
Воскликнула тогда Елисавета:
«Благословенна ты!
Благословен младенец чудный этот –
Господь, пришедший с горней высоты!
За что мне эта сладкая тревога?
Мать Господа сама пришла ко мне
и говорит со мною наравне!
Блаженна ты, поверившая Богу,
всех жён ты мне родней»!
« Моя душа, – ответила Мария, –
ликует и поёт
и Господу в торжественном порыве
хвалу и благодарность воздаёт.
Призрел Он на рабы Своей смиренье.
Меня благословенной назовут
И поколенья, что за мной грядут,
защиту и покой и утешенье
У Господа найдут.
Он милосерден к тем,
кто чтит Его. И нам с небес сквозь тучи
Святое Имя Божье светит всем.
Он силу рук своих явил народам:
рассеял гордых в замыслах сердец,
сорвал с лихих властителей венец,
смиренных Он возвысил, дал свободу
подняться, наконец.
Он алчущих исполнил благ насущных.
Богатых отослал.
Израиля Господь воспринял Сущий,
всё вспомнив, что отцам обетовал,
что говорил когда-то Аврааму,
в виденьях патриархам обещал,
потомкам их до века завещал
все милости Свои. Народ упрямый
Он много раз прощал.
Три месяца была с Елисаветой
в нагорном городке
Мария. Старой женщины советам
внимала, с ней общаясь налегке.
уверенно и тихо подошла.
Марию ждут домашние дела.
Ушла домой, вниманием согрета.
А вскоре родила
Елисавета сына дорогого.
И ликовал их род.
На день восьмой для торжества большого
И сделавши младенцу обрезанье,
назвать хотели в честь отца его,
но мать сказала: «Знаю для него
другое имя. Матери желанье
весомее всего.
Мы назовём младенца Иоанном».
Захария тут встал.
Рукою твёрдой, светлым утром ранним,
он имя на дощечке написал.
То имя произнёс посланец Бога.
Поведал он – младенец Богом дан
под именем «Дар Божий – Иоанн».
Так пусть идёт по жизненной дороге
Всевышним осиян.
И тут же речь к Захарии вернулась.
И обуял всех страх.
Молва по Иудее потянулась.
У всех святое имя на устах.
Все думали: что станет с Иоанном.
С рождения он Господом любим
и отличится в жизни Богом данным
призванием своим.
Исполнился в те дни Святого Духа
Захария – отец.
Стал людям возвещать о том, что будет,
«Благословен Господь – Великий, Правый
Он взор Свой на Израиль обратил,
народ Свой от врагов Он защитил 6
Израилю вернул Он честь и славу, –
провидец говорил. –
Благословен Господь! Воздвиг Он Силу
в Давидовом дому! 7
Спасёт она Израиль Богу милый,
Спасителем придёт она к нему.
Как возвестили древние пророки:
от нас Он вражьи руки отведёт,
как обещал отцам – спасёт народ
Он вспомнит нашей верности истоки,
Свою Он вспомнит клятву Аврааму,
что не страшась врага,
мы станем безбоязненно и прямо
служить Ему в грядущие века.
А ты, мой сын родимый, наречёшься
Всевышнего пророком у людей.
Ему послужишь жизнью ты своей,
Путь приготовить для Него возьмёшься
среди людских страстей.
Уразуметь ты дашь Его народу
спасение его:
отпустятся грехи и канут в воду,
по милости Господней от того,
что Сам Господь с небес сойдёт на землю
который дал отцам в начале лет.
Раскаянье в грехах Господь приемлет
и воссияет свет!
И по великой милости Господней
Живущим в страхе и во тьме холодной,
Господь отринет пасмурную сень,
нам путь укажет к солнечному миру
Он страждущих и бедных просветит,
на верную дорогу обратит.
И всех людей – и царственных и сирых,
спасёт Он и простит»!
А Иоанн в пустыне развивался.
Креп телом и душой.
На людях он тогда не появлялся.
Он к миссии готовился иной…
********************************
Примечания:
1 Семьи «сынов Аарона» обязаны были по очереди служить в храме, причём представитель каждой семьи избирался по жребию;
2 Иоанн – «благодатный дар Божий» (евр.);
3 Имеется в виду возобновление духовной связи живущего поколения с древними патриархами;
4 У древних евреев бездетность считалась позором для женщины. Супругам в те времена было за 60 лет;
5 Престол Давида, отца Его. О пришествии великого Царя из рода Давида предсказано было самому Давиду (2 Цар 7:12-19). Но если Сын Пресвятой Девы называется здесь потомком Давида, то этим самым ясно показывается, что Пресвятая Дева происходила из рода Давидова: она только одна — без Иосифа — здесь выступает рождающею Мессию, потомка Давидова, Который таковым здесь представляется именно по матери.
Над домом Иакова. Пока Мессия изображается только, как Царь народа избранного: речь ангела движется в кругу пророческих представлений о мессианском царстве, по которым, действительно, это царство будет основано прежде всего в народе израильском. Конечно, этим не исключалась возможность и язычникам с течением времени стать членами этого царства;
6 Захария имеет в виду, прежде всего политическое освобождение народа, ему, несомненно, было не чуждо и представление о духовном возрождении народа, которое входило в понятие о мессианском спасении;
7 Здесь благословляет Бога Захария за то, что Он в потомстве Давида восставил силу спасения или приносящую спасение — иначе сказать, Мессию
Спасителя;
Рождение Иисуса; явление Ангела пастухам; Встреча Младенца в храме Симеоном и Анной (Лк.гл.2:1-39);
Ещё до свадьбы, после обрученья
Мария понесла.
Познал Иосиф ревности мученья,
когда такой она к нему пришла.
А был он человек благочестивый,
но беззаветно он её любил.
не оглашать 1 её. Миролюбиво
Марию отпустил.
И вот во сне явился Ангел Божий
и так сказал ему:
«Иосиф, сын Давидов, ты не можешь
что Дух Святой послал дитя Марии.
И в жёны ты её не бойся брать.
Младенца, что появится впервые,
и праведную Мать.
Родившемуся Иисус 2 дашь имя.
Господень дар таков.
Учением, деяньями Своими
людей Своих спасёт он от грехов.3
Когда от сна Иосиф пробудился,
Он, боле не колеблясь, поступил,
как повелел в виденье Гавриил,
когда во сне ночном ему явился:
Марию он просил
придти к нему и быть его женою.
Та девственна была,
хранима мужем, как цветок от зноя.
А срок пришёл – Младенца родила.
Иосиф Иисусом без сомненья
назвал дитя, ласкал его, любил,
играл с ним, ремеслу его учил
покуда Сын Господень до крещенья
с ним и Марией жил.
А до рожденья сына, повеленье
от кесаря пришло,
чтоб всё страны еврейской населенье,
по роду каждый, перепись прошло.
И вот они пошли из Назарета,
что в Галилее, в древний Вифлеем –
чтоб записаться в славном месте этом,
как приказали всем.4
В то время срок пришёл рожать Марии.
И родила она.
И жёны ей не помогли чужие –
Младенца приняла она одна.
Запеленала мальчика родного
и уложила в ясли до утра.
Она была не по годам мудра
и знала, что родить дитя готова
в том городе вчера,
но не было в гостинице им места,
а хлев нашли с трудом.
Там было от скота тепло и тесно.
Заночевать решили в хлеве том.
Здесь по ночам овец своих на воле
три пастуха усердно стерегли
и у костра на склоне прилегли.
Но вот Господень Ангел к ним, на поле
спустился до земли.
Господня слава местность осияла,
На миг светло и ясно в мире стало.
И очень испугались пастухи.
Но Ангел им сказал: «Христос родился!
Христос Господь ваш – радость для людей!
И весть моя отрадней всех вестей:
Спаситель ваш на свете появился.
находится в пещере, в Вифлееме.
Он в яслях видит сны».
Закончил Ангел речь, и в это время
Мельканье