правду доведёт сердцам людей.
Не Моисей ли вам давал законы?
Но вы не соблюдаете закон,
а разве не для вас написан он?
Зачем вы создаёте Мне препоны?
Я вами осуждён
на смерть. Ведь вы убить Меня хотите
за то, что исцелял.
И никогда того Мне не простите,
что, бесов Я в субботу изгонял».
«Ты бесом одержим»! – толпа вскричала, –
Никто Тебя не хочет убивать»!
«Я должен вам об истинном сказать, –
продолжил Иисус, – и для начала
давайте вспоминать:
дал Моисей однажды обрезанье
(хоть от отцов оно),
Но и в субботу, если срок настанет,
оно бывает вами свершено,
нарушен не был. Но ваш гнев силён,
когда в субботу Мною исцелён
несчастный человек. Его жалея,
нарушил ли закон? 2
По внешней стороне вы не судите
Пусть правым будет суд.
Судом предвзятым Бога не гневите:
во имя Божье свят субботний труд»!
Тут люди Иерусалима стали
друг другу по секрету говорить:
«Не Тот ли Он, Кого хотят убить
начальники. Они Его искали,
чтоб тайно погубить.
Но вот Он в храме явными словами
с народом говорит.
Его речам они внимают сами.
Быть может предводителям известно,
что это тот, Которого все ждут,
Что Он – Христос и появился тут,
и наделён Он силою чудесной
Но мы-то знаем – Он из Назарета.
Ведь там Он был рождён?
И Человек, знакомый многим Этот –
возможно ли, чтоб был Мессией Он?
Когда Христос придёт к нам настоящий,
не будем знать, откуда Он пришёл». 3
И свой ответ Христос тогда привёл.
И поразил им, как Давид из пращи,
сомнения отмёл:
«Вы знаете Меня, откуда родом,
где юность я провёл.
Но Я не от Себя пришёл к народу –
Отец Небесный к вам Меня привёл.
Меня Пославший истинен всемерно.
Однако вы не знаете Его,
но знаю Я, и прибыл от Него.
Ему служу Я искренне и верно,
превыше Он всего»!
Тогда зашевелились саддукеи:
схватить Его хотят.
Но страха перед Ним не одолели –
не выдержал никто Мессии взгляд.
Никто из них к Нему не прикоснулся,
ведь не пришёл ещё тот страшный час,
когда Христос взойдёт на крест за нас.
И каждый к Иисусу повернулся
и думали в тот раз:
«Когда придёт Христос, знамений больших
не явит Он для нас,
чем Человек сей. Истинно, похоже,
что сам Христос во храм вошёл сейчас»!
И многие уверовали в храме
в Спасителя и миссию Его. 4
Узнали фарисеи про Него
и стражников призвав, желали сами
лишь только одного –
схватить, связать и поместить в темницу.
А Иисус сказал:
«Совсем не долго будет время длиться,
когда Я с вами. Час Мой не настал.
Но скоро, очень скоро вы дождётесь:
Я возвращусь к Пославшему Меня.
И в сердце память обо Мне храня,
Вы будете искать, но не найдёте
места, где буду Я».
Заволновались в храме фарисеи,
и стали обсуждать:
«Куда за Ним пойти мы не посмеем?
В каких краях не сможем отыскать?
В Эллинское рассеянье, быть может,
учить эллинов хочет Он пойти? 5
Уж там Его нам точно не найти.
Пускай идёт отсюда, если сможет
от нас живым уйти».
И вот настал день праздника великий –
Осанны Богу радостные клики
летели ввысь под храмовую сень.
Толпа текла к источнику святому,
и богомольцы прямо перед ним
Исайе пели о спасенье гимн.
Никто в тот день не оставался дома.
Сей праздник был любим. 6
А Иисус стоял на галерее
средь радостных людей.
Господень голос над толпою реял:
«Кто хочет пить – иди ко Мне и пей!
Кто верует в Меня, – Христос продолжил, –
как сказано в Писанье, у того
из сердца потекут воды живой
ручьи и реки»! 7 И над храмом Божьим
вознёсся глас Его.
И вот в толпе слышны слова такие:
Другие говорили: «Он Мессия»!
А третьи заявляли: «Видит Бог,
Мессия не придёт из Галилеи.
Писание ведь ясно говорит,
что будет предком у Христа Давид.
Христос из Вифлиема иудеям
Великий спор произошёл в народе:
не поняли, кто Он.
Чтоб задержать Христа, лишить свободы,
служителей послал Синедрион.
Но те ни с чем к начальству возвратились.
«Вы почему Его не привели?
Неужто овладеть Им не могли? –
священники их гневно вопросили.
«О, нет! Его нашли
у храма мы, где Он слова такие
собранью говорил,
которые мы слышали впервые.
Словами теми нас Он поразил.
Ведь так не говорил ещё доселе
никто из нам известных, никогда».
Вскричали фарисеи: «Вот беда!
Неужто вы настолько не созрели?
Упорные всегда,
речами незаконными прельстились?
Вы видели, чтоб мы
к речам Его с доверьем обратились?
Народ невежда – весь в объятьях тьмы,
в законе ничего не понимает!
Будь проклят он, блуждающий во тьме.
Одни лишь развлеченья на уме –
речам безумца этого внимая,
понять он не сумел,
где ложь, где правда в самозванца речи».
Сказал тут Никодим,
(Он был в Синедреоне в этот вечер,
а ночью приходил к Христу один):
«Но судит ли закон наш человека,
не выслушав его и не узнав
что сделал он, и всё не разобрав.
Ведь только так решалось тут от века –
кто прав, а кто не прав».
Ему первосвященники сказали:
«А ты откуда сам?
Ответь Синедриону, чтоб мы знали:
ты не из Галилеи прибыл к нам?
Так изучай Писание усердно,
из Галилеи в мир войти не смог.
Тогда не станешь мыслить милосердно,
избавясь от тревог».
*******************************************
Примечания:
1. Братья, на самом деле, не могли признать в Нем Того, Кем Он объявлял Себя, и последовать за Ним, как сделали это 12 апостолов. Они видели знамения, какие совершал Христос, но все-таки не пришли к такой вере в Него, какую Он хотел бы от них видеть. Но с другой стороны, они не прервали общения с своим названным братом; они дорожат Его честью и хотят, чтобы мир поскорее признал Его в Его достоинстве: тогда и они пойдут за Ним;
2. сами они нарушают субботу постоянно — именно когда в субботний день им приходится обрезывать младенца, которого по закону следовало обрезать непременно на 8-й день по рождении (Лев 12:3; ср. Быт 17:12);
3. «Если предположить, — думали иерусалимляне, — что начальники также уверовали в Мессианское достоинство Христа, то этому мешает то обстоятельство, что все знают о происхождении Христа, между тем как Мессия, по иудейскому воззрению, должен был явиться внезапно и из неведомой страны». Действительно, раввины учили, что Мессия, после рождения Своего в Вифлееме, будет унесен духами и ветрами и когда вернется во второй раз, то никто не будет знать, откуда Он пришел;
4. В противоположность иерусалимлянам, многие из толпы богомольцев, пришедших издалека, уверовали во Христа как в Мессию;
5. Рассеяние Эллинское — это рассеянные в разных областях Греции евреи. «Там, — думает народ, — в синагогах еврейских Христос мог выступить в качестве странствующего проповедника, а потом перейти и к проповеданию Своего учения среди настоящих греков». Так впоследствии поступали апостолы (Деян 11:19 и сл.; 13:14 и сл.);
6. Седьмой день был заключительным днем праздника, днем особого праздничного оживления. Поэтому-то и Господь в этот день не ожидал, как делали другие учителя, чтобы народ сам собрался вокруг Него, в то время как Он бы сидел (проповедники у евреев обыкновенно учили сидя ср. Мф 23:2), а, напротив, Сам звал к Себе народ, стоя в галерее храма. Сквозь шум толпы, которая двигалась от алтаря к источнику Силоамскому, по двору храма разносится его призыв: «кто жаждет, иди ко Мне, и пей». Находившиеся на дворе храма богомольцы, певшие гимн пророку Исаии: «почерпайте с радостью воду из источников спасения» (Ис 12:3), должны были понять, что Христос призывает к Себе, как к тому «источнику спасения», о котором предсказывает пророк;
7. Это обетование касается не удовлетворения собственных потребностей того, кто с верою приходит ко Христу, а тех результатов, каких достигнет уверовавший во Христа человек по отношению к окружающей его среде. И образ здесь — другой, чем в предыдущем обетовании. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с реками и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой.
Однако, замечает евангелист, в то время Дух Святой ещё не был дарован людям, ибо Иисус Христос ещё не был вознесен к славе Своей;
Иисус прощает взятую в прелюбодеянии; «Я свет миру»; Отец и Сын; «Что Я слышал от Отца, то и говорю»; «Истина сделает вас свободными»; Семя Авраамово; «Кто от Бога, тот слушает слова Божии»; Обвинение иудеев; «Бес в Тебе»; Ответ Иисуса; «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.гл.8).
Усталый Иисус потом поднялся
на гору Елеон. 1
А утром снова в храме оказался.
И шёл к Нему народ со всех сторон.
Тут книжники пришли и фарисеи
и женщину с собою привели.
Она дрожала, взглядом от земли
не отрывалась, в ужасе немея,
вся в прахе и пыли.
«Вот женщина, – сказали фарисеи, –
она уличена
в неверности супругу-иудею.
Прелюбодейка подлая она.
Написано в законе Моисея,
как следует с такими поступать –
безжалостно камнями побивать,
о жизни их ничтожной не жалея.
Что можешь Ты сказать»?
Они, Его спросив, переглянулись:
«Что станет отвечать»?
Удачно это дело подвернулось,
и обратить ответ Его правдивый
против Него, публично осрамить,
чтоб Он не смел здесь больше говорить
и к покаянью прекратил призывы,
и перестал учить.
А Иисус, склонившись над землёю,
Как будто и не видел пред Собою
народ и тех других, кто в храм вошёл.
Он пальцем на земле чертил узоры,
но те Его пытали много раз:
«Ответь, что нужно сделать с ней сейчас»?
И голоса людей далёким морем
гудели в этот час.
Христос поднялся, глянул и ответил:
«Пускай же тот из вас,
кто вовсе без греха прожил на свете,
возьмёт тяжёлый камень и сейчас
недрогнувшей рукою первым бросит».
И вновь, к земле склонившись, стал писать.
А фарисеи стали исчезать:
один, другой – как ветром их уносит.
Подняв глаза опять,
увидел Иисус: одни остались:
Он, перед Ним она.
Все остальные спешно разбежались,
осталась только грешная жена.
А Иисус спросил её: «Скажи Мне,
где остальные, кто недавно был?
Тебя никто из них не осудил»?
«Никто о, Господи! Ты их Своими
словами укротил»!
«Ну что ж, и Я тебя не осуждаю.
Иди и не греши, –
сказал Христос. Не судит Он – спасает
всем милосердием Своей души». 2
Иисус Христос и помилованная грешница
Позднее Он беседовал с народом.
И говорил: « Я в мире этом свет.
За Мной идущим, тьмы и мрака нет,
но свет живой, как солнце небосвода,
им до скончанья лет». 3
На это фарисеи возразили:
«Ты говоришь так Сам.
но двое этих слов не подтвердили,
чтоб истиной они предстали нам».
«О, Я и Сам Себе свидетель правый, –
ответил Иисус, – ведь знаю Я
откуда прибыл и куда Моя
ведёт дорога. И дано Мне право
открыто, не таясь
учить людей, вести их словом к свету.
Но не дано вам знать,
уйду, когда Моё настанет время.
Вы судите по плоти обо всём,
погрязли в книжном знании своём. 4
Но если Я суда приемлю бремя,
то знаю обо всём.
И суд мой истинен. В своих сужденьях
Отец, Меня пославший, без сомненья
всегда со Мной, и судим вместе с Ним.
Но, если двое, сказано в законе,
свидетельствуют вместе об одном,
то истина в свидетельстве таком
бесспорна – не сгорит и не утонет –
прочна,