как Отчий дом». 5
«Но где же Твой Отец? – Ему сказали.
И отвечал Христос:
«Узнав Меня, вы и Отца бы знали,
но Нас с Отцом узнать вам не пришлось».
Так говорил Он в храмовом подворье,
но не был ими схвачен в этот раз.
И Он сказал: «Я покидаю вас
и будете искать Меня вы вскоре,
но даже смертный час
вы встретите, в грехи свои погрязнув.
А Я иду туда,
куда никто в земных делах увязнув,
дорогу не отыщет никогда».
«Не хочет ли убить себя сей равви? –
Ведь Он сказал, что нам дороги нет,
туда, куда Он свой проложит след?
Что ж, мы его задерживать не в праве.
За всё – Его ответ»! 6
Христос продолжил: «Вы отсюда, снизу.
Я свыше. Этот мир
страстями человечества пронизан,
богат безмерно и безмерно сир.
Но не от мира Я сего. Известно,
что вы умрёте во грехах своих
не сможете избавиться от них,
покуда не уверуете честно
в свидетельства Мои,
покуда не поверите душою,
что Сущий – это Я». 7
Тогда они спросили: «Что с Тобою,
скажи нам прямо в чём же суть Твоя»?
«Я То, что вам Я говорил с начала.
О вас Я мог бы многое сказать,
Я мог бы вас судить и порицать,
но истинен Меня пославший. Дал Он,
Мне правды благодать.
Лишь только то, что от Него Я слышал,
Я миру говорю».
А фарисеи ненавистью пышут,
как туча, что ползёт застить зарю.
Они тогда ещё не понимали
что об Отце Он с ними говорил. 8
А Он продолжил: «Час не наступил,
но говорю вам истинно, чтоб знали:
когда набравшись сил,
Вы Сына Человеческого к Богу
в небесные края
пошлёте вам неведомой дорогой,
Я говорю и делаю на свете
всё то, чему научен Я Отцом.
Отец всегда со Мной. И пред концом
смирит Мой дух Он, и с любовью встретит,
и осенит венцом».
И много иудеев той порою
поверило Ему.
И Он сказал им: «Если вы душою
вполне верны ученью Моему,
то вы ученики Мои отныне.
С Моим ученьем истина придёт,
она освобожденье принесёт,
всё старое и ветхое отринув
к свободе поведёт». 9
Слова сии задели иудеев.
Обиделись они:
«Мы не были рабами от рожденья!
По духу не рабы и в наши дни.
Потомки Авраама – мы свободны!
Язычники нас могут полонить,
но духа нашего им не сломить!
Так о какой свободе всенародной
Христос ответил: «Нет у вас свободы.
Ведь вы рабы греха.
лишён свободы духа на века.
И только Сын, Отца творящий волю,
поддержит вас, не даст во тьму сойти,
направит вас с заботой и любовью
по верному пути.
И знаю Я – вы семя Авраама –
потомственная нить.
Но что ж вы так настойчиво и прямо
Не потому ли, что Моё ученье
вам непонятно, чуждо и темно?
Но Мне оно Отцом Моим дано
И знать должны вы точно, без сомненья,
со Мной пришло оно.
Никто не обличит Меня в неправде.
Но если я правдив,
Тогда вы от неверия избавьтесь,
сомнения и страхи удалив.
Вам слову правды не под силу верить:
слова от Бога слушает лишь тот,
кто Богу жизнь и совесть отдаёт,
кто Божьим словом все поступки мерит,
и к Господу идёт.
Вы не от Бога. Моего ученья
И дьявол сам наслал на вас сомненья,
не дал вам Сына Божьего признать».
Слова Христа пришедших возмутили:
«Он Самарянин, бесом одержим
унизил нас презрением Своим.
Он зря желает, чтоб Его любили.
Бес властвует над Ним»! 10
Христос ответил: «Я не одержимый
и беса нет во Мне.
Я чту Отца. А вы неукротимо
бесчестите Меня. Сомнений нет,
что славы для Себя Я не желаю.
Но Тот, Кто ищет славу для Меня,
Он судит ночью и при свете дня.
И вот сейчас Я всем вам заявляю,
кто следует за Мной, Моим ученьем,
«В нём точно бес, – сказали иудеи,
Да сколько можно Господа гневить?
Был смертен Авраам, ушли пророки,
а Ты о вечной жизни говоришь?
Своим ученьем чудеса творишь?
Сулишь нам то, чего они не могут
Да кем Себя Ты мнишь»? 11
«Когда б Я Сам Себя пред вами славил
тщеславием горя, –
ответил Иисус, – хвалить заставил,
то делал бы дела такие зря.
Ведь Мой Отец всемерно восславляет
Меня в миру, среди людских тревог,
среди мирских исканий и дорог.
Вы говорите – это каждый знает,
что Мой Отец – ваш Бог.
Но вы-то, никогда Его не знали,
а Бога знаю Я.
И, если б это скрыл от вас, едва ли
была бы чистой правдой речь Моя.
Но Бога Я, как Сын любимый знаю
И я учу тому, что дал Мне Он.
Я слово Бога чту и соблюдаю,
святыней озарён.
Отец ваш Авраам был рад безмерно
когда приду Я к вам, на эту землю,
и видел Мой приход в земную тень».
Все изумились: «Видел Авраама!
Тебе же нет пятидесяти лет,
а он давным-давно покинул свет»! 12
Им Иисус тогда ответил прямо.
Был прост Его ответ:
«Я говорю вам истинно, поверьте,
Я раньше был всего,
до жизни Авраама и до смерти.
Я – Сущий от явленья Своего». 13
Такому богохульству возмутились
все иудеи, кто услышать мог,
что Иисус несёт Себя, как Бог.
За камни в гневе все они схватились.
Но тихо за порог
ушел Христос. В густой толпе Он скрылся,
Отцом своим храним.
Он шёл грустя, и Дух Святой носился
над Ним, был в Нём, не разлучался с Ним.
************************************************
Примечания:
1. После того, как народ разошелся по домам (7:53), Христос удалился, по обычаю Своему (ср. Лк 21:37), на гору Елеонскую, в дом кого-либо из друзей Своих, чтобы там переночевать (ср. Мф 21:1). Утром же на другой день Он снова явился во храме и, сидя, учил там народ;
2. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:17);
3. Слово «свет», как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков (Ис 9:1; 49:6; Мал 3:20). Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он, в силу Своего теснейшего единения с Отцом, есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (ср. 1:5). Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним;
4. Если фарисеи не в состоянии признать во Христе Сына Божия, то исключительно потому, что судят по плоти, т. е. по внешнему виду Христа (ср. 7:24). Со внешней же стороны — Христос простой равви;
5. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то, что Он свидетельствует о Мне. (Ин.5:32);
6. Угроза Христа, однако, не произвела никакого впечатления на его слушателей. Только последнее Его слово, что они не могут за ним последовать туда, куда идет Он, занимает на минуту их внимание, и они с злобной насмешкою говорят: «уж не хочет ли Христос покончить с Собою самоубийством?» Самоубийство у иудеев считалось страшным грехом, и с самоубийцею слушатели Христа не желают подвергнуться одной участи;
7. выражение это соответствует еврейскому выражению ani hou во Втор 32:39 и в кн. Исаии Ис 43:10, коим Иегова обозначает Себя, как такого, при Котором не может быть допускаемо существование какого-либо другого Бога. Христос, повторяя о Себе это выражение, хочет сказать этим, что Он один есть жизнь, свет, путь, истина и т. д. В Нем вся сущность новозаветной веры (Мейер);
8. Так как Христос в этот раз называл Бога только «пославшим Его», а не прямо «Отцом», то не удивительно, что фарисеи не хотели понять, что Христос говорил им о Своем Отце — Боге;
9. Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, какое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины;
10. Слова Христа, что Его настоящие, предстоящие перед Ним теперь, слушатели — «не от Бога», производят в них взрыв негодования против Христа. Они называют Его самарянином, так как самаряне известны были своею ненавистью к иудеям (ср. Мф 10:5). У Христа — хотят сказать иудеи — чисто самарянская злоба к нам, Его соплеменникам! Чтобы еще больше уязвить Христа, они называют Его бесоодержимым, потому что-де только под влиянием беса можно говорить такие оскорбления против богоизбранного иудейского народа;
11. Христос только что обещал верующим в Него не только свободу, но и бессмертие. Для слушателей Христа такое обещание еще более подкрепляет ту уверенность в ненормальном состоянии Христа, какую они уже высказали. В самом деле, если уже Авраам умер, то как могут не умереть простые люди, хотя и соблюдающие слово Христа? Что же это за сила заключается в слове Христа? Выходит как будто, что Он ставит Себя выше праотца всего иудейского народа — кто же Он? Уж не сам ли Иегова?;
12. Иудеи упорно не хотят понять смысла слов Христа и говорят, что Христос, очевидно, не в Себе: Он вообразил, что беседовал с Авраамом, хотя тот давно уже умер! — Тебе нет еще пятидесяти лет. Внешний вид у Христа, кажется, как можно заключать отсюда, был таков, что Христу давали больше лет, чем Ему было на самом деле. Не пророчествовал ли и пророк Исаия о Христе как о «муже скорбей и изведавшем болезни»? (Ис 53:3);
13. Чтобы внушить иудеям более серьезное отношение к Своим словам, Христос заявляет, что Он существовал еще ранее Авраама. Притом Он говорит о Себе здесь: «есмь», т. е. имею вечное существование, в противоположность сменяющимся человеческим поколениям. Такое выражение, какое в Ветхом Завете употреблял о Себе только Иегова (Исх 3:14), показалось слушателям Христа прямым богохульством, и те люди, которые час назад, казалось, веровали в Христа, теперь берутся за камни, чтобы побить Его ими (ср. 10:31 и сл.).
Исцеление слепорождённого; Фарисеи спрашивают исцелённого и его родителей; Исцелённый уверовал в Сына Божия; Слепота фарисеев. (Ин. 9).
Шёл Иисус дорогою из храма.
Его ученики
шли вслед за Ним, своим любимым самым,
не ведая ещё Его тоски.
И у ворот увидели мужчину,
который от рожденья был слепым.
Спросили Иисуса: «Что же с ним?
Родительский ли грех беды причина,
иль грех, свершённый им»? 1
Ответил Иисус: «Нет, он безгрешен,
не сделал ничего,
душою чист, с родителями нежен,
безгрешны и родители его.
Он должен был в пути нам повстречаться.
Его ведь Божья воля привела.
На нём святые Божии дела
Пославшего Меня должны являться,
покуда не пришла
ночь тёмная, во тьме скрывая небо.
при свете дня повсюду, где б Я не был:
их ночью никому не совершить. 2
Доколе в мире Я, то миру свет Я»!
Он плюнул в пыль и в пальцах грязь растёр,
и смазал ей слепого мёртвый взор.
«Спеши туда, – сказал, – где ярок летний
над водами простор,
омой глаза в купальне Силоама 3 –
беда уйдёт, как дым».
Слепой умылся и на месте прямо
прозрел, и возвратился снова к ним.
А после все соседи сомневались,
не верили тому, что это он.
что взор его чудесно возрождён.
Другие