повелел
и обувь дал ему, обычай не нарушив,
и лаской обогрел. 3
Велел колоть тельца из самых лучших,
«Отпразднуем такой счастливый случай
Пусть с нами веселится Божий мир!
Мой сын был мёртв и ожил Божьей волей! 4
Мой сын пропал – и снова дома он.
Из дальних стран, из чуждых нам сторон
он снова здесь и не исчезнет более.
И это явь – не сон»!
А старший сын в то время был на поле –
работы проверял.
Он целый день провёл в трудах на воле
и возвращаясь, пенье услыхал.
Подходит к дому – музыка играет,
веселье, танцы, настежь дом открыт,
повсюду ликование царит.
«Что это значит? – он слугу пытает.
Слуга и говорит:
«Пришёл твой брат, и твой отец телёнка
откормленного взял.
Велел забить и приготовить тонко,
и всех друзей на пир к себе созвал.
Он очень рад, что сын домой вернулся,
что жив он, что здоров и невредим,
и счастлив твой отец от встречи с ним».
А старший сын нахмурясь, отвернулся:
«Пусть остаётся с ним, –
подумал он, сердясь и негодуя.
Но вышел тут отец:
«Мой сын, иди домой. Ведь я ликую:
твой брат живым вернулся, наконец»!
И старший сын тогда отцу ответил:
«Все эти годы я тебе служил,
твоим я каждым словом дорожил,
работал в поле и зимой и летом
и что я заслужил?
Ты мне не дал ни разу и козлёнка –
с друзьями посидеть,
а тут ты колешь лучшего телёнка
для встречи сына, чтобы обогреть
того, кто всё имущество растратил,
с блудницами в вертепах просадил
развеял, пропил, по ветру пустил.
Не много ли такому благодати?
Возвращение блудного сына
И, помолчав, отец ответил сыну:
«Ты сын, всегда со мной.
И у тебя для грусти нет причины:
ведь всё моё останется с тобой. 5
А наш весёлый праздник – наше слово
в честь возвращенья брата твоего.
Ведь был он мёртв и ожил и его
мы потеряли, но нашёлся снова.
И то важней всего»! 6
*************************************
Примечания:
1. Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб: так изображали Христа-Спасителя;
2. Младший сын скоро прожил свое состояние, а в это время по всей стране, где он очутился, начался голод. Нечем ему было питаться, и он должен был наняться к одному жителю той страны в пастухи стада свиней. Это занятие — самое низкое с точки зрения иудея, который свинью, по закону, считал нечистым животным. Но хозяин, очевидно, мало давал своему пастуху пищи, и тот принужден был рвать стручки с так называемого «хлебного дерева Иоанна Крестителя». Стручки эти имели форму рожков, почему и названы здесь рожками (?. ???????). Их ели и свиньи, но никто не обращал внимания на его голод и настоящей пищи ему не давали;
3. При виде такой любви сын не мог произнести просьбу о том, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние пред отцом своим. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли первую, т. е. самую дорогую какая была в доме одежду (?????? — длинная и широкая одежда людей знатных Мк 12:38; 16:5; Откр 6:11). Перстень и обувь — знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома;
4. Был мертв и ожил. Смерть — это пребывание в грехе, оживление — раскаяние (Евфимий Зигабен);
5. т. е. что тебе сердиться, когда ты всегда находился вместе со мною, тогда как брат твой скитался где-то вдали, не пользуясь отцовской лаской, и когда все в доме собственно уже твое: ты получишь все один после моей смерти;
6. главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к себе.
Притча о неверном управителе. О разводе; Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.16).
Ещё одну затем поведал притчу
Учитель для своих:
«Полезно, чтобы каждый это слышал, –
сказал Он, глядя ласково на них. –
хозяйственному мужу под надзор.
Но управитель этот – тихий вор,
немало расточил его и продал.
И с некоторых пор
узнал хозяин о его проделках,
потребовал отчёт
о всех больших делах и мелких сделках.
Представить всё велел наперечёт,
сказав при том: «Ты больше не у дела,
дай мне отчёт, и можешь уходить»!
«Но как теперь я дальше буду жить? –
подумал управитель, – что мне делать
с мотыгой не дружу,
к волам и овцам подойти не смею,
а милостыню клянчить я стыжусь».
И в тот же миг к нему, как озаренье,
пришла идея: «Хватит мне ума,
так сделать, чтоб меня торговцев тьма,
когда покину это управленье,
ввела в свои дома».
Господских должников он призывает
и каждому из них
значительные скидки предлагает:
одним весомей, меньше для других.
Торговец маслом дал ему расписку
на сто мер масла, взяв его в кредит.
На пятьдесят теперь ему велит
писать мошенник новую записку,
приняв достойный вид.
Другого он спросил: «Ты сколько должен»?
«Сто мер пшеницы брал, –
должник ответил. «Что ж, теперь возможно,
чтоб новую расписку написал.
Ты старую расписку забираешь,
а новую на семьдесят пиши.
Тебе помочь хочу я от души.
Дружи со мной – зерна не потеряешь.
Ты только поспеши».
«И говорили знающие люди, –
продолжил Иисус, –
что этот человек надолго будет
желанным гостем у познавших вкус
его деяний хитрых, но несложных.
А всё так ясно: он ведь отдавал
лишь то, что людям раньше приписал
и, что теперь присвоить невозможно.
Хозяин всё узнал
и похвалил мошенника за мудрость,
за хитрость похвалил.
Закончив эту притчу, тем же утром
увидел Иисус, как подходил
к ним мытарей, людей мирских десяток.
И Он заметил: «Многие из них
догадливей учителей своих –
получше знают дел земных порядок,
Я говорю вам: пользуйтесь всемерно
тем, что дарует свет,
чтоб угодить в земном пути безмерно
Тому, Кого могущественней нет.
И в час, когда лишась всего земного,
окажетесь вы в царствии ином,
радушно примет вас Мессии дом –
в небесном царстве том.
Кто верен в малом и нелицемерен –
в большом не подведёт.
Бесчестный в малом и в большом неверен –
обманом и коварством обойдёт.
И коль богатства скромные, земные
тебе нельзя спокойно доверять, 2
то истинные как тебе отдать –
сокровища небесные, иные,
всю Божью благодать?
И если здесь тебе нельзя доверить
имущество чужое, можешь верить:
тебе твоё не станут доверять.
И ни один слуга служить не может
двум господам в один и тот же час.
Он одному любовь свою отдаст,
но ненависть к другому сердце гложет.
Обманет и предаст.
Не можете служить одновремённо
и Богу и деньгам.
Кто выбрал для служения мамону,
не может устремляться к небесам. 3
Слова Его слыхали фарисеи,
с презреньем улыбались про себя.
на людях чли законы Моисея,
корысть свою тая.
Он им сказал: «Вы говорите людям,
что праведны, чисты,
Но знает Бог, что в сердце вашем. Судит
Он обо всём с небесной высоты.
Что ценно для людей, то мерзко Богу.
Он помолчал. Потом стал говорить
о том, что по закону нужно жить.
и веру укрепить:
«До Иоанна был закон, пророки.
Но Иоанн открыл
ворота в свет. И с нового порога
приход Мессии миру возвестил.
И многие стремятся в Царство Божье.
Но сам закон незыблем, нерушим.
В нём каждый знак во век незаменим,
его ничто не может уничтожить –
ведь Божья воля с ним.
Скорей земля с лазурным небом сгинут,
чем хоть одна черта
сего закона потеряет силу,
нарушится заветов красота.
Так, всякий разводящийся с женою,
женившись на другой – прелюбодей!
А с разведённой в брак вступать не смей –
прелюбодеянье вершишь иное,
в позорном браке с ней. 4
На свете жил один богач весёлый.
Доволен жизнью был.
Беды не ведал горестных уколов,
одежды дорогие он носил:
в порфиру и виссоны 5 наряжался
и тратил жизнь на женщин и пиры.
Бывало, веселился до зари
и ничего на свете не боялся.
Был счастлив до поры.
К его воротам часто приносили
и клали возле них
бродягу одного. В грязи и пыли
лежал он там в мучениях своих.
То нищий Лазарь, спавший у дороги –
больной, голодный и полуживой,
весь в язвах, но с душою золотой,
здесь ждал еды, и горькой пищи крохи
он получал порой.
Собаки отбирали эту пищу.
Он тихо голодал.
И был он самым нищим среди нищих,
безропотно и грустно умирал.
Когда он умер, Ангелы Господни
забрали душу с матери-земли,
её на крыльях тихо подняли,
и к Аврааму, в горний край свободный
на небо вознесли.
Но вот опять дни траура настали –
богач в могилу лёг.
Из царства мёртвых, где его пытали,
он глянул вверх и там увидеть смог,
как Лазарь шёл, обнятый Авраамом.
«О, Авраам, ты сжалься надо мной,
скажи ему, чтоб Лазарь палец свой
водой смочил и освежил здесь прямо
язык несчастный мой! –
воззвал он к Аврааму из геенны, –
Я мучаюсь в огне»!
«Мой сын, тебя настигли перемены
и не дано менять что-либо мне, –
ответил Авраам, – ты пожил славно,
не зная ни печали, ни забот,
а здесь пришёл для Лазаря черёд
утешится покоем жизни плавным.
Здесь всё наоборот.
Непроходима пропасть между нами
и никому не в мочь
отсюда в ад проникнуть через пламя,
в мучениях твоих тебе помочь. 6
Тогда богач взмолился к Аврааму:
«Наш отче, Авраам, прошу тебя,
в мой отчий дом, сынов своих любя,
пошли ты Лазаря – пусть скажет самым
мне близким от себя,
всё братьям пятерым моим расскажет
о бытии в аду,
предупредит их, путь для них укажет,
чтоб не познали муки и беду».
«У них есть Моисей и есть пророки, –
так богачу ответил Авраам, –
Бог повелел во всём их слушать нам.
В законе их всей мудрости истоки.
Бог судит по делам».
«Нет, отче Авраам! Ведь если мёртвый
с советом к ним придёт,
совет его безропотно возьмёт»!
На это Авраам ему ответил:
«Уж если Моисей им не указ,
пророков не действителен наказ,
то не поверят никому на свете
они и в этот раз». 7
***********************************
Примечания:
1. Иисус как бы говорит: «да, мудрость, благоразумие в искании себе спасения — великое дело, и Я должен теперь признать, что, к удивлению многих, такую мудрость обнаруживают мытари и не проявляют ее те, которые считали всегда себя самыми просвещенными людьми, т. е. фарисеи»;
2. Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен…» Это общая мысль, не требующая по своей общности и особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно — неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо,