Скачать:PDFTXT
Евангелие — Библия в стихах

повелел

и перстень сыну на руку надел

и обувь дал ему, обычай не нарушив,

и лаской обогрел. 3

Велел колоть тельца из самых лучших,

весёлый править пир:

«Отпразднуем такой счастливый случай

Пусть с нами веселится Божий мир!

Мой сын был мёртв и ожил Божьей волей! 4

Мой сын пропал – и снова дома он.

Из дальних стран, из чуждых нам сторон

он снова здесь и не исчезнет более.

И это явь – не сон»!

А старший сын в то время был на поле

работы проверял.

Он целый день провёл в трудах на воле

и возвращаясь, пенье услыхал.

Подходит к дому – музыка играет,

веселье, танцы, настежь дом открыт,

повсюду ликование царит.

«Что это значит? – он слугу пытает.

Слуга и говорит:

«Пришёл твой брат, и твой отец телёнка

откормленного взял.

Велел забить и приготовить тонко,

и всех друзей на пир к себе созвал.

Он очень рад, что сын домой вернулся,

что жив он, что здоров и невредим,

и счастлив твой отец от встречи с ним».

А старший сын нахмурясь, отвернулся:

«Пусть остаётся с ним, –

подумал он, сердясь и негодуя.

Но вышел тут отец:

«Мой сын, иди домой. Ведь я ликую:

твой брат живым вернулся, наконец»!

И старший сын тогда отцу ответил:

«Все эти годы я тебе служил,

твоим я каждым словом дорожил,

работал в поле и зимой и летом

и что я заслужил?

Ты мне не дал ни разу и козлёнка –

с друзьями посидеть,

а тут ты колешь лучшего телёнка

для встречи сына, чтобы обогреть

того, кто всё имущество растратил,

с блудницами в вертепах просадил

развеял, пропил, по ветру пустил.

Не много ли такому благодати?

Мне белый свет не мил»!

Возвращение блудного сына

И, помолчав, отец ответил сыну:

«Ты сын, всегда со мной.

И у тебя для грусти нет причины:

ведь всё моё останется с тобой. 5

А наш весёлый праздник – наше слово

в честь возвращенья брата твоего.

Ведь был он мёртв и ожил и его

мы потеряли, но нашёлся снова.

И то важней всего»! 6

*************************************

Примечания:

1. Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь. В первенствующей Церкви этот образ пастыря с овцою на плечах неоднократно воспроизводился на стенах катакомб: так изображали Христа-Спасителя;

2. Младший сын скоро прожил свое состояние, а в это время по всей стране, где он очутился, начался голод. Нечем ему было питаться, и он должен был наняться к одному жителю той страны в пастухи стада свиней. Это занятие — самое низкое с точки зрения иудея, который свинью, по закону, считал нечистым животным. Но хозяин, очевидно, мало давал своему пастуху пищи, и тот принужден был рвать стручки с так называемого «хлебного дерева Иоанна Крестителя». Стручки эти имели форму рожков, почему и названы здесь рожками (?. ???????). Их ели и свиньи, но никто не обращал внимания на его голод и настоящей пищи ему не давали;

3. При виде такой любви сын не мог произнести просьбу о том, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние пред отцом своим. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли первую, т. е. самую дорогую какая была в доме одежду (?????? — длинная и широкая одежда людей знатных Мк 12:38; 16:5; Откр 6:11). Перстень и обувь — знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома;

4. Был мертв и ожил. Смерть — это пребывание в грехе, оживлениераскаяние (Евфимий Зигабен);

5. т. е. что тебе сердиться, когда ты всегда находился вместе со мною, тогда как брат твой скитался где-то вдали, не пользуясь отцовской лаской, и когда все в доме собственно уже твое: ты получишь все один после моей смерти;

6. главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к себе.

Евангелие. Глава 23

Притча о неверном управителе. О разводе; Притча о богаче и нищем Лазаре (Лк.16).

Ещё одну затем поведал притчу

Учитель для своих:

«Полезно, чтобы каждый это слышал, –

сказал Он, глядя ласково на них. –

Один богач своё именье отдал

хозяйственному мужу под надзор.

Но управитель этоттихий вор,

немало расточил его и продал.

И с некоторых пор

узнал хозяин о его проделках,

потребовал отчёт

о всех больших делах и мелких сделках.

Представить всё велел наперечёт,

сказав при том: «Ты больше не у дела,

дай мне отчёт, и можешь уходить»!

«Но как теперь я дальше буду жить? –

подумал управитель, – что мне делать

как горе утолить?

Пахать и сеять вовсе не умею.

с мотыгой не дружу,

к волам и овцам подойти не смею,

а милостыню клянчить я стыжусь».

И в тот же миг к нему, как озаренье,

пришла идея: «Хватит мне ума,

так сделать, чтоб меня торговцев тьма,

когда покину это управленье,

ввела в свои дома».

Господских должников он призывает

и каждому из них

значительные скидки предлагает:

одним весомей, меньше для других.

Торговец маслом дал ему расписку

на сто мер масла, взяв его в кредит.

На пятьдесят теперь ему велит

писать мошенник новую записку,

приняв достойный вид.

Другого он спросил: «Ты сколько должен»?

«Сто мер пшеницы брал, –

должник ответил. «Что ж, теперь возможно,

чтоб новую расписку написал.

Ты старую расписку забираешь,

а новую на семьдесят пиши.

Тебе помочь хочу я от души.

Дружи со мной – зерна не потеряешь.

Ты только поспеши».

«И говорили знающие люди, –

продолжил Иисус, –

что этот человек надолго будет

желанным гостем у познавших вкус

его деяний хитрых, но несложных.

А всё так ясно: он ведь отдавал

лишь то, что людям раньше приписал

и, что теперь присвоить невозможно.

Хозяин всё узнал

и похвалил мошенника за мудрость,

за хитрость похвалил.

Закончив эту притчу, тем же утром

увидел Иисус, как подходил

к ним мытарей, людей мирских десяток.

И Он заметил: «Многие из них

догадливей учителей своих –

получше знают дел земных порядок,

как рыба в море в них. 1

Я говорю вам: пользуйтесь всемерно

тем, что дарует свет,

чтоб угодить в земном пути безмерно

Тому, Кого могущественней нет.

И в час, когда лишась всего земного,

окажетесь вы в царствии ином,

радушно примет вас Мессии дом –

души обитель, вечности основа

в небесном царстве том.

Кто верен в малом и нелицемерен –

в большом не подведёт.

Бесчестный в малом и в большом неверен –

обманом и коварством обойдёт.

И коль богатства скромные, земные

тебе нельзя спокойно доверять, 2

то истинные как тебе отдать

сокровища небесные, иные,

всю Божью благодать?

И если здесь тебе нельзя доверить

беречь и сохранять

имущество чужое, можешь верить:

тебе твоё не станут доверять.

И ни один слуга служить не может

двум господам в один и тот же час.

Он одному любовь свою отдаст,

но ненависть к другому сердце гложет.

Обманет и предаст.

Не можете служить одновремённо

и Богу и деньгам.

Кто выбрал для служения мамону,

не может устремляться к небесам. 3

Слова Его слыхали фарисеи,

с презреньем улыбались про себя.

Превыше правды серебро любя,

на людях чли законы Моисея,

корысть свою тая.

Он им сказал: «Вы говорите людям,

что праведны, чисты,

Но знает Бог, что в сердце вашем. Судит

Он обо всём с небесной высоты.

Что ценно для людей, то мерзко Богу.

Он помолчал. Потом стал говорить

о том, что по закону нужно жить.

Идти по жизни верною дорогой

и веру укрепить:

«До Иоанна был закон, пророки.

Но Иоанн открыл

ворота в свет. И с нового порога

приход Мессии миру возвестил.

И многие стремятся в Царство Божье.

Но сам закон незыблем, нерушим.

В нём каждый знак во век незаменим,

его ничто не может уничтожить

ведь Божья воля с ним.

Скорей земля с лазурным небом сгинут,

чем хоть одна черта

сего закона потеряет силу,

нарушится заветов красота.

Так, всякий разводящийся с женою,

женившись на другойпрелюбодей!

А с разведённой в брак вступать не смей –

прелюбодеянье вершишь иное,

в позорном браке с ней. 4

На свете жил один богач весёлый.

Доволен жизнью был.

Беды не ведал горестных уколов,

одежды дорогие он носил:

в порфиру и виссоны 5 наряжался

и тратил жизнь на женщин и пиры.

Бывало, веселился до зари

и ничего на свете не боялся.

Был счастлив до поры.

К его воротам часто приносили

и клали возле них

бродягу одного. В грязи и пыли

лежал он там в мучениях своих.

То нищий Лазарь, спавший у дороги –

больной, голодный и полуживой,

весь в язвах, но с душою золотой,

здесь ждал еды, и горькой пищи крохи

он получал порой.

Собаки отбирали эту пищу.

Он тихо голодал.

И был он самым нищим среди нищих,

безропотно и грустно умирал.

Когда он умер, Ангелы Господни

забрали душу с матери-земли,

её на крыльях тихо подняли,

и к Аврааму, в горний край свободный

на небо вознесли.

Лазарь и богач

Но вот опять дни траура настали –

богач в могилу лёг.

Из царства мёртвых, где его пытали,

он глянул вверх и там увидеть смог,

как Лазарь шёл, обнятый Авраамом.

«О, Авраам, ты сжалься надо мной,

скажи ему, чтоб Лазарь палец свой

водой смочил и освежил здесь прямо

язык несчастный мой! –

воззвал он к Аврааму из геенны, –

Я мучаюсь в огне»!

«Мой сын, тебя настигли перемены

и не дано менять что-либо мне, –

ответил Авраам, – ты пожил славно,

не зная ни печали, ни забот,

а здесь пришёл для Лазаря черёд

утешится покоем жизни плавным.

Здесь всё наоборот.

Непроходима пропасть между нами

и никому не в мочь

отсюда в ад проникнуть через пламя,

в мучениях твоих тебе помочь. 6

Тогда богач взмолился к Аврааму:

«Наш отче, Авраам, прошу тебя,

в мой отчий дом, сынов своих любя,

пошли ты Лазаря – пусть скажет самым

мне близким от себя,

всё братьям пятерым моим расскажет

о бытии в аду,

предупредит их, путь для них укажет,

чтоб не познали муки и беду».

«У них есть Моисей и есть пророки, –

так богачу ответил Авраам, –

Бог повелел во всём их слушать нам.

В законе их всей мудрости истоки.

Бог судит по делам».

«Нет, отче Авраам! Ведь если мёртвый

с советом к ним придёт,

покаются они, и самый гордый

совет его безропотно возьмёт»!

На это Авраам ему ответил:

«Уж если Моисей им не указ,

пророков не действителен наказ,

то не поверят никому на свете

они и в этот раз». 7

***********************************

Примечания:

1. Иисус как бы говорит: «да, мудрость, благоразумие в искании себе спасения — великое дело, и Я должен теперь признать, что, к удивлению многих, такую мудрость обнаруживают мытари и не проявляют ее те, которые считали всегда себя самыми просвещенными людьми, т. е. фарисеи»;

2. Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен…» Это общая мысль, не требующая по своей общности и особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно — неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо,

Скачать:PDFTXT

Евангелие - в стихах Библия читать, Евангелие - в стихах Библия читать бесплатно, Евангелие - в стихах Библия читать онлайн