если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?;
3. От верности в употреблении земного богатства Христос переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением мамоне, что в семитских языках значит «деньги» или «богатство»;
4. Последние две строфы имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготовляли иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению. Ев. Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия. Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает через это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом: первый грешит с точки зрения непреложности закона, а второй — как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни;
5. Порфира — это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета). Виссон — тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (след,, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды;
6. Еврейское слово «шеол», переведенное здесь выражением «ад», обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых и на геенну — для нечестивых. Кроме того, талмуд говорит, что рай и геенна так расположены, что из одного места можно видеть, что делается в другом. Но выводить отсюда и из следующей беседы богача с Авраамом какие-либо догматические мысли о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы в этом отделе притчи имеем пред собою чисто поэтическое изображение известной, развиваемой в притче мысли. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что богач говорит о мучащей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет;
7. Некоторые толкователи, помимо прямого смысла, указанного выше, усматривают в этой притче еще смысл аллегорический и пророческий. Богач, по их разумению, во всем своем поведении и судьбе изображает собою иудейство, жившее беспечно в надежде на свои права на Небесное Царство, и потом, по пришествии Христа, внезапно очутившееся за порогом этого царства, а нищий — язычество, которое было отчуждено от общества израильского и жило в нищете духовной, а потом вдруг было принято в лоно Христовой Церкви.
О соблазнах, прощении, вере и послушании; Благодарный прокажённый самарянин и неблагодарные девять; «В тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк.17).
Раз Иисус, собрав друзей под вечер,
им начал объяснять:
«Бывает так, – сказал Он в этой встрече,
что начинают нас одолевать
соблазны, что на тяжкий грех толкают.
Но горе тем, кто повод подаёт,
кто этот грех за радость выдаёт,
через кого он в сердце проникает,
и душу достаёт.
Да было б лучше, было б меньше горя,
чтоб мельничный жернов
на шею привязав, столкнули в море
такого «мудреца» без лишних слов,
чем чтобы он на грех, забывши Бога,
кого-нибудь из слабых совратил!
Будь зорким! Если брат твой согрешил,
ты упрекни его и словом строгим
в ошибке убеди.
Раскается – прости его немедля.
И даже если он
семь раз на дню зло причинить сумеет,
но всякий раз покается смиренно –
прости ему содеянное зло:
его возможно в гневе понесло,
а разум возвратился постепенно
и зло его ушло».
Апостолы у Господа просили
умножить веру в них.
Он им ответил: «Разве вы забыли,
что видели в деяниях Моих?
Ведь если бы в душе несли вы веру
не более горчичного зерна,
то чудеса могла б творить она,
не зная ни препятствия, ни меры.
Для всех она одна.
Коль с верой вы б смоковнице сказали:
«исторгнись из земли»,
перенестись ей в море приказали,
то в тот же миг увидеть бы могли,
что выполнено ваше пожеланье». 1
Шли дни за днями, неразлучно с Ним
ученики шли в Иерусалим,
и набирались мудрости и знаний
с Учителем своим.
Между Самарией и Галилеей
Он шёл в один из дней.
И встретили Его в одном селенье,
и обратились с просьбою своей,
поодаль ставши, десять прокажённых.
«Помилуй нас, Наставник Иисус»! –
они вопили, чуя смерти вкус,
в парше и язвах страшных и зловонных.
Мольба из грешных уст
дошла до сердца доброго, большого.
Их Иисус послал
к священникам, чтоб те сказали слово.
Они пошли, и каждый увидал,
что он очищен, словно вновь рождён.
Но лишь один из всех, кто исцелён
вернулся к Иисусу, и рыдая
отдал Ему поклон:
пал ниц к Его ногам и славил Бога,
за жизнь благодарил.
Другие девять шли своей дорогой,
«Вас было десять и на самом деле
вас Бог от язв и лютой смерти спас! –
Так Иисус сказал, к нему склонясь, –
Где ж остальные девять? Неужели
никто из них Меня
благодарить за благо не вернётся
и Бога величать?
Неужто совесть в людях не проснётся –
как должное всё станут принимать?
Встань и иди. К тебе вернулась сила.
и чистый небосвод над головой.
Тебя святая вера исцелила
Иди, Господь с тобой». 2
И вот Его спросили фарисеи,
когда сюда придёт
и землю Царство Божие согреет,
и праведник блаженство обретёт.
«Оно уже грядёт, – Христос ответил, –
Незримо, незаметно для людей.
И ощутят его в душе своей
немало тех, кто будут жить на свете –
язычник и еврей.
И никогда никто сказать не сможет:
«Смотрите – вот оно»!
Оно лишь души ваши растревожит.
Его увидеть, людям не дано.
Затем к ученикам Он обратился:
«Настанет время и в тоске своей
вы захотите хоть один из дней,
когда Сын Человеческий явится
увидеть поскорей,
но не дано вам день увидеть этот.
И скажут вам: «Он здесь»!
Но не ищите вы Его по свету,
не верьте и оставьте всё, как есть.
Вот молния, сверкнувши, освещает
от края и до края небосвод.
Когда Сын Человеческий придёт,
подобно ей над миром воссияет.
Когда Он вновь придёт.
Но прежде предстоит Ему мученья
Его отвергнет это поколенье,
не станет по Его заветам жить.
Так было в старину, во время Ноя.
Так будет в этом мире и тогда,
когда с небес вернётся Он сюда.
И, как тогда, постигнет всё земное
вселенская беда.
Все ели, торговали и женились,
но Ной вошёл в ковчег,
и небеса над миром отворились:
потопа воды погубили всех.
Так было на земле во время Лота.
Все ели, пили, строили жильё,
и множили имущество своё
и, как всегда, планировали что-то,
покуда Бог даёт.
Но Лот однажды вышел из Содома,
огнём и серой под раскаты грома
сгубил навеки города и плоть.
Когда Сын Человеческий вернётся,
с небес во всём величии сойдёт,
всё будет так же, знайте наперёд.
И суд над миром праведный начнётся
И зло погибель ждёт.
Кто будет в этот день на кровле дома,
не думай о вещах.
За ними не спеши в раскатах грома,
жди с именем Господним на устах.
Кого сей судный день застанет в поле,
пусть помнит случай с Лотовой женой:
она наперекор Господней воле
на дом взглянула свой.
Кто станет жизнь свою беречь всемерно,
Кто потеряет жизнь, заветам верный,
тот в Царстве Божьем вечность обретёт.
А из двоих, лежащих на постели,
один лишь к вечной жизни будет взят.
Другой, смертельным ужасом объят,
останется. В последней колыбели
его угаснет взгляд.
И двое в это время будут в поле,
но одного возьмут.
Другой из них погибнет Божьей волей.
Его судьба – навек остаться тут.
Две женщины в тот вечер будут рядом
молоть зерно. Одну Господь возьмёт,
другая волей Господа умрёт,
подругу, проводив последним взглядом.
Суд Божий всех найдёт».
Ученики Учителя спросили:
«Где разделят людей?
Ведь нас по свету Божьему, что пыли,
среди достойных прячется злодей»?
И Он ответил: «Это будет всюду,
где те, кто наказанье заслужил.
Орлы летят туда, где труп лежит.
И никого на свете не забудут
И правда воцарит»!
******************************
Примечания:
1. Апостолы, очевидно, просят об усилении в них веры чудодейственной, которая им представлялась даром Божиим. Господь отвечает им, что это не особая какая-то вера, а высшее развитие обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут в состоянии творить чудеса;
2. Этот факт ев. Лука сообщает, очевидно, с тою целью, чтобы показать, что язычники — самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению — оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства;
Притча о неправедном судье; Молитва фарисея и мытаря; «Пустите детей приходить ко Мне» (Лк.18: 1-17); Притча о работниках в винограднике и их плата. (Мф.20: 1-16).
«Молитесь и надежды не теряйте, –
так Иисус сказал, –
Садитесь поудобней и внимайте».
И притчу о судье им рассказал:
«Жил в городе одном судья однажды.
Он Бога не боялся и грешил,
людей он не стыдился, наглым был.
О сущности его расскажет каждый,
кого он там судил.
И вот к нему пришла искать защиты
от своего врага
одна вдова. Но грубо и сердито
её и в дом не допускал слуга.
Вдова к судье ходила очень долго
и он, в конце концов, себе сказал:
«Ну, как же я от слёз её устал!
Отказывать ей впредь – не вижу толка».
И вдовье дело взял,
и правосудия помог добиться.
Вы слышали ответ?
Иначе дело не могло свершиться –
избранникам Господь не скажет «Нет».
Не защитит ли Бог своих избранных,
что вопиют к Нему и день и ночь?
Не Он ли сможет жаждущим помочь?
Помедлив, Он не поздно и не рано
их не отвергнет прочь. 1
И говорю: подаст защиту вскоре,
избранников спасёт.
Сын Человеческий, врагам на горе,
на землю грешную с небес грядёт.
Но вот найдёт ли на земле Он веру?
Не станет ли она с теченьем дней
в среде людской и глуше и слабей?
И покарает всех забывших меру
Господь в тоске Своей». 2
А тем, кто почитал себя и выше
и праведней других,
такую Иисус поведал притчу –
одну из поучительных Своих:
«Два человека в храм вошли молиться.
Один – богатый, важный фарисей,
другой был мытарь. В скромности своей.
от света в тень спешил он удалиться
и оставался в ней.
Вот фарисей повёл свою молитву
тихонько, про себя.
И начал, глянув в сторону сердито:
«Могучий Бог, благодарю Тебя,
что не таков я, как другие люди –
грабители, обидчики, лжецы,
прелюбодеи, воры, подлецы,
что не таков, как этот мытарь буду –
свидетели – отцы!
В неделю я всегда пощусь два раза,
и десятину я
от всех доходов выделяю сразу
на Божий храм и в этом честь моя». 3
А Мытарь глаз не смел поднять на небо.
Молился тихо, в грудь себя бия:
«О, Господи, помилуй Ты меня,
я грешен и Тебя достойным не был,
ничтожна жизнь моя»!
И вот Я говорю: он возвращался
оправданным домой.
А фарисей неправедным остался
с надменною своею похвальбой.
Кто сам себя над миром возвышает,
унижен будет на пиру ином.
А кто себя в