Скачать:PDFTXT
Евангелие — Библия в стихах

если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?;

3. От верности в употреблении земного богатства Христос переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением мамоне, что в семитских языках значит «деньги» или «богатство»;

4. Последние две строфы имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготовляли иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению. Ев. Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия. Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает через это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом: первый грешит с точки зрения непреложности закона, а второй — как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни;

5. Порфира — это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета). Виссон — тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (след,, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды;

6. Еврейское слово «шеол», переведенное здесь выражением «ад», обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых и на геенну — для нечестивых. Кроме того, талмуд говорит, что рай и геенна так расположены, что из одного места можно видеть, что делается в другом. Но выводить отсюда и из следующей беседы богача с Авраамом какие-либо догматические мысли о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы в этом отделе притчи имеем пред собою чисто поэтическое изображение известной, развиваемой в притче мысли. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что богач говорит о мучащей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет;

7. Некоторые толкователи, помимо прямого смысла, указанного выше, усматривают в этой притче еще смысл аллегорический и пророческий. Богач, по их разумению, во всем своем поведении и судьбе изображает собою иудейство, жившее беспечно в надежде на свои права на Небесное Царство, и потом, по пришествии Христа, внезапно очутившееся за порогом этого царства, а нищийязычество, которое было отчуждено от общества израильского и жило в нищете духовной, а потом вдруг было принято в лоно Христовой Церкви.

Евангелие. Глава 24

О соблазнах, прощении, вере и послушании; Благодарный прокажённый самарянин и неблагодарные девять; «В тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк.17).

Раз Иисус, собрав друзей под вечер,

им начал объяснять:

«Бывает так, – сказал Он в этой встрече,

что начинают нас одолевать

соблазны, что на тяжкий грех толкают.

Но горе тем, кто повод подаёт,

кто этот грех за радость выдаёт,

через кого он в сердце проникает,

и душу достаёт.

Да было б лучше, было б меньше горя,

чтоб мельничный жернов

на шею привязав, столкнули в море

такого «мудреца» без лишних слов,

чем чтобы он на грех, забывши Бога,

кого-нибудь из слабых совратил!

Будь зорким! Если брат твой согрешил,

ты упрекни его и словом строгим

в ошибке убеди.

Раскается – прости его немедля.

И даже если он

семь раз на дню зло причинить сумеет,

немалый нанеся тебе урон,

но всякий раз покается смиренно –

прости ему содеянное зло:

его возможно в гневе понесло,

а разум возвратился постепенно

и зло его ушло».

Апостолы у Господа просили

умножить веру в них.

Он им ответил: «Разве вы забыли,

что видели в деяниях Моих?

Ведь если бы в душе несли вы веру

не более горчичного зерна,

то чудеса могла б творить она,

не зная ни препятствия, ни меры.

Для всех она одна.

Коль с верой вы б смоковнице сказали:

«исторгнись из земли»,

перенестись ей в море приказали,

то в тот же миг увидеть бы могли,

что выполнено ваше пожеланье». 1

Шли дни за днями, неразлучно с Ним

ученики шли в Иерусалим,

и набирались мудрости и знаний

с Учителем своим.

Между Самарией и Галилеей

Он шёл в один из дней.

И встретили Его в одном селенье,

и обратились с просьбою своей,

поодаль ставши, десять прокажённых.

«Помилуй нас, Наставник Иисус»! –

они вопили, чуя смерти вкус,

в парше и язвах страшных и зловонных.

Мольба из грешных уст

дошла до сердца доброго, большого.

Их Иисус послал

к священникам, чтоб те сказали слово.

Они пошли, и каждый увидал,

ещё вполне того не понимая,

что он очищен, словно вновь рождён.

Но лишь один из всех, кто исцелён

вернулся к Иисусу, и рыдая

отдал Ему поклон:

пал ниц к Его ногам и славил Бога,

за жизнь благодарил.

Другие девять шли своей дорогой,

а этот Самарянин старый был.

«Вас было десять и на самом деле

вас Бог от язв и лютой смерти спас! –

Так Иисус сказал, к нему склонясь, –

Где ж остальные девять? Неужели

никто из них Меня

благодарить за благо не вернётся

и Бога величать?

Неужто совесть в людях не проснётся –

как должное всё станут принимать?

Встань и иди. К тебе вернулась сила.

Да будет на душе твоей покой

и чистый небосвод над головой.

Тебя святая вера исцелила

Иди, Господь с тобой». 2

И вот Его спросили фарисеи,

когда сюда придёт

и землю Царство Божие согреет,

и праведник блаженство обретёт.

«Оно уже грядёт, – Христос ответил, –

Незримо, незаметно для людей.

И ощутят его в душе своей

немало тех, кто будут жить на свете –

язычник и еврей.

И никогда никто сказать не сможет:

«Смотрите – вот оно»!

Оно лишь души ваши растревожит.

Его увидеть, людям не дано.

Затем к ученикам Он обратился:

«Настанет время и в тоске своей

вы захотите хоть один из дней,

когда Сын Человеческий явится

увидеть поскорей,

но не дано вам день увидеть этот.

И скажут вам: «Он здесь»!

Но не ищите вы Его по свету,

не верьте и оставьте всё, как есть.

Вот молния, сверкнувши, освещает

от края и до края небосвод.

Когда Сын Человеческий придёт,

подобно ей над миром воссияет.

Когда Он вновь придёт.

Но прежде предстоит Ему мученья

принять и пережить.

Его отвергнет это поколенье,

не станет по Его заветам жить.

Так было в старину, во время Ноя.

Так будет в этом мире и тогда,

когда с небес вернётся Он сюда.

И, как тогда, постигнет всё земное

вселенская беда.

Все ели, торговали и женились,

но Ной вошёл в ковчег,

и небеса над миром отворились:

потопа воды погубили всех.

Так было на земле во время Лота.

Все ели, пили, строили жильё,

и множили имущество своё

и, как всегда, планировали что-то,

покуда Бог даёт.

Но Лот однажды вышел из Содома,

и в этот день Господь

огнём и серой под раскаты грома

сгубил навеки города и плоть.

Когда Сын Человеческий вернётся,

с небес во всём величии сойдёт,

всё будет так же, знайте наперёд.

И суд над миром праведный начнётся

И зло погибель ждёт.

Кто будет в этот день на кровле дома,

не думай о вещах.

За ними не спеши в раскатах грома,

жди с именем Господним на устах.

Кого сей судный день застанет в поле,

пускай не возвращается домой,

пусть помнит случай с Лотовой женой:

она наперекор Господней воле

на дом взглянула свой.

Кто станет жизнь свою беречь всемерно,

тот в этот день умрёт.

Кто потеряет жизнь, заветам верный,

тот в Царстве Божьем вечность обретёт.

А из двоих, лежащих на постели,

один лишь к вечной жизни будет взят.

Другой, смертельным ужасом объят,

останется. В последней колыбели

его угаснет взгляд.

И двое в это время будут в поле,

но одного возьмут.

Другой из них погибнет Божьей волей.

Его судьбанавек остаться тут.

Две женщины в тот вечер будут рядом

молоть зерно. Одну Господь возьмёт,

другая волей Господа умрёт,

подругу, проводив последним взглядом.

Суд Божий всех найдёт».

Ученики Учителя спросили:

«Где разделят людей?

Ведь нас по свету Божьему, что пыли,

среди достойных прячется злодей»?

И Он ответил: «Это будет всюду,

где те, кто наказанье заслужил.

Орлы летят туда, где труп лежит.

И никого на свете не забудут

И правда воцарит»!

******************************

Примечания:

1. Апостолы, очевидно, просят об усилении в них веры чудодейственной, которая им представлялась даром Божиим. Господь отвечает им, что это не особая какая-то вера, а высшее развитие обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут в состоянии творить чудеса;

2. Этот факт ев. Лука сообщает, очевидно, с тою целью, чтобы показать, что язычники — самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению — оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства;

Евангелие. Глава 25

Притча о неправедном судье; Молитва фарисея и мытаря; «Пустите детей приходить ко Мне» (Лк.18: 1-17); Притча о работниках в винограднике и их плата. (Мф.20: 1-16).

«Молитесь и надежды не теряйте, –

так Иисус сказал, –

Садитесь поудобней и внимайте».

И притчу о судье им рассказал:

«Жил в городе одном судья однажды.

Он Бога не боялся и грешил,

людей он не стыдился, наглым был.

О сущности его расскажет каждый,

кого он там судил.

И вот к нему пришла искать защиты

от своего врага

одна вдова. Но грубо и сердито

её и в дом не допускал слуга.

Вдова к судье ходила очень долго

и он, в конце концов, себе сказал:

«Ну, как же я от слёз её устал!

Отказывать ей впредь – не вижу толка».

И вдовье дело взял,

и правосудия помог добиться.

Вы слышали ответ?

Иначе дело не могло свершиться

избранникам Господь не скажет «Нет».

Не защитит ли Бог своих избранных,

что вопиют к Нему и день и ночь?

Не Он ли сможет жаждущим помочь?

Помедлив, Он не поздно и не рано

их не отвергнет прочь. 1

И говорю: подаст защиту вскоре,

избранников спасёт.

Сын Человеческий, врагам на горе,

на землю грешную с небес грядёт.

Но вот найдёт ли на земле Он веру?

Не станет ли она с теченьем дней

в среде людской и глуше и слабей?

И покарает всех забывших меру

Господь в тоске Своей». 2

А тем, кто почитал себя и выше

и праведней других,

такую Иисус поведал притчу –

одну из поучительных Своих:

«Два человека в храм вошли молиться.

Одинбогатый, важный фарисей,

другой был мытарь. В скромности своей.

от света в тень спешил он удалиться

и оставался в ней.

Вот фарисей повёл свою молитву

тихонько, про себя.

И начал, глянув в сторону сердито:

«Могучий Бог, благодарю Тебя,

что не таков я, как другие люди

грабители, обидчики, лжецы,

прелюбодеи, воры, подлецы,

что не таков, как этот мытарь буду –

свидетели – отцы!

В неделю я всегда пощусь два раза,

и десятину я

от всех доходов выделяю сразу

на Божий храм и в этом честь моя». 3

А Мытарь глаз не смел поднять на небо.

Молился тихо, в грудь себя бия:

«О, Господи, помилуй Ты меня,

я грешен и Тебя достойным не был,

ничтожна жизнь моя»!

Фарисей и мытарь

И вот Я говорю: он возвращался

оправданным домой.

А фарисей неправедным остался

с надменною своею похвальбой.

Кто сам себя над миром возвышает,

унижен будет на пиру ином.

А кто себя в

Скачать:PDFTXT

Евангелие - в стихах Библия читать, Евангелие - в стихах Библия читать бесплатно, Евангелие - в стихах Библия читать онлайн