пути своём земном
перед людьми и Богом унижает
возвышен будет в нём».4
Бывало, к Иисусу приносили
родители детей
и прикоснуться к ним Его просили,
благословить улыбкою Своей.
Ученики того не позволяли,
но Иисус детей к Себе призвал
и обнимая, так своим сказал:
«Мне нужно, чтоб детей ко мне пускали.
Благословение детей Господом Иисусом Христом
что Бог таких, как дети не отринет,
на небеса возьмёт.
Кто Царство Божье, как дитя не примет,
тот никогда в него и не войдёт».
Поскольку Царство Божие подобно
хозяину, что утром вышел в сад
и, чтоб убрать созревший виноград,
работников нанять решил свободных,
плодам созревшим рад.
Он за динарий в день, нанял рабочих,
отправил их на сбор.
Работников, к труду тому охочих,
устроил этот скромный договор.
опять приметил нескольких парней
работы ждущих – скромного скромней.
Он нанял на роботу эту пару,
отправив поскорей
их в виноградник к сбору урожая.
А к трём часам опять
он к делу безработных приглашает:
увидев их, решил и их нанять.
К пяти часам, день к вечеру клонился,
он встретил безработных трёх мужчин.
«Свободны мы, – сказал ему один, –
Никто нанять нас не поторопился,
возьмите, господин»!
Хозяин принял всех и на работу
отправил их тотчас.
Но вот пришли вечерние заботы:
настал за труд расплаты добрый час.
Собрать людей и с ними рассчитаться
хозяин виноградника хотел,
и он домоправителю велел
начать платить с последних постараться.
Нарушить не посмел
домоправитель волю господина.
И вот подходят те,
кто стал под вечер наполнять корзины,
чтоб получить в душевной простоте,
хоть что-нибудь, что выдаст им хозяин.
И дать им по динарию сказал
хозяин добрый. Так он пожелал.
Когда об этом прочие узнали,
то каждый возроптал:
«Мы целый день в трудах жару терпели,
а эти только час.
Мы всю работу выполнить успели,
а ты, как этим, платишь нам сейчас!
Тогда хозяин так сказал рабочим:
«Друзья мои, я не обидел вас.
Ведь каждый согласился в этот раз
работать за динарий день до ночи.
Так кто же прав из нас?
Берите, что дают по уговору,
идите по домам.
Не по душе мне ваши разговоры.
Хозяин я, что захочу – то дам.
Не в праве ль я своим распоряжаться?
Последним дал я то же, что и вам –
своим добром распоряжаюсь сам.
И на меня не нужно обижаться.
Кому и что отдам
решаю без оглядки на советы.
завистливы у вас на щедрость эту? –
закончил Иисус. Потом сказал:
«Вот так последние нежданно будут
там первыми в неведенье своём.
Господь не забывает ни о ком.
А первые последними пребудут.
в Небесном Царстве том». 5
*******************************
Примечания:
1. Смысл нравоучения, выводимого из притчи Христом, следующий. Христос как бы учит: «Слушайте, что говорит судья неправедный! Но Бог — Он ли не защитить избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Ужели можно сказать, что Он медлителен в отношении к ним. Разве может Он не прийти к ним на помощь? — Тем не менее, если Христос здесь отрицает действительно замедление со стороны Бога, то Он не говорит, чтобы дело не представлялось иначе и избранным Божиим. Им может казаться, что такое замедление существует, потому что Бог, по Своей премудрости, не всегда исполняет просьбы и людей благочестивых, отлагая это до известного времени;
2. Грусть слышится в этих словах Христа: Ему больно, что придется к большинству людей применить строгое осуждение, вместо того, чтобы их помиловать и сделать участниками Своего славного Царства;
3. Фарисей говорит о своих положительных заслугах пред Богом. Вместо того, чтобы поститься один раз в году — в праздник очищения (Лев 16:29), он, подобно другим набожным иудеям, постится еще два дня в неделю — во второй и пятый. Вместо того, чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли, получаемой ежегодно в стаде, или от плодов (Чис. 18:25), он дает десятину от «всего», что получает — с самых мелких доходов;
4. Евангелие от Луки дает нам урок смирения. Смирение — это противоположность гордыне, это не зацикленность на себе, а внимательность к другим, просто потому, что они важнее. Но это и не нарочитое самоуничижение, которое тоже, по сути, обращено на себя, любимого. Настоящее смирение — это одно из проявлений любви, и как же трудно оно нам дается. То есть дается-то оно легко, это ведь один из главных даров Святого Духа, а вот принимается нами с огромным трудом;
5. Сравнять первых с последними и, наоборот, разъяснить и доказать, что так бывает и может быть, хотя бы и не всегда, и что равная плата зависит просто от самой доброты и благости Верховного Домохозяина, — в этом главная и существенная мысль притчи. Понимаемая конкретнее, притча означает, что первые не должны гордиться своим первенством, превозноситься пред другими, потому что могут быть такие случаи в человеческой жизни, которые ясно показывают, что первые совершенно сравниваются с последними и последним даже отдается преимущество. Вывод, который должны были сделать отсюда слушавшие Христа ученики, таким образом, совершенно ясен и понятен. Здесь не дается повеления непременно сравниваться с последними, не предлагается совета, а разъясняется принцип, руководствуясь которым делатели в Христовом винограднике должны исполнять свои работы.
Болезнь и смерть Лазаря; Иисус идёт в Вифанию; Воскрешение Лазаря; «Я воскресение и жизнь»; Первосвященники и фарисеи решили убить Его. (Ин. 11)
В Вифании был некто Лазарь болен.
Он братом был родным
Марии. Стриг овец, работал в поле.
Но вот пришли к нему плохие дни.
Мария – та, что Иисусу ноги
слезой омыла, миррой умастив
и волосом роскошным осушив,
когда обедал Он, устав с дороги
и набирался сил,
жила теперь с сестрой своею Марфой.
И Лазаря любя,
послала к Иисусу с просьбой жаркой:
«Спаси его. Ведь любит он Тебя»!
«Его болезнь для жизни не опасна, –
ответил Иисус, – ему она
сейчас во славу Божию дана,
чтоб Божий Сын прославился, Мне ясно
зачем она нужна».
Ещё два дня жил Иисус в Перее.
Затем ученикам
сказал: «Пора вернуться в Иудею».
«Но ведь Тебя убить хотели там, –
ученики разумно возражали.
Но Он ответил: «Я идти готов.
Имеет день двенадцать лишь часов 1
Нам снова в путь. Оставьте все печали.
Итак, довольно слов.
Кто ходит днём – пройдёт, не ошибётся:
он видит мира свет. 2
Идущий ночью, в темноте споткнётся.
С ним тёмной ночью света мира нет». 3
Он помолчал, потом сказал спокойно:
«А Лазарь, друг наш, он теперь уснул,
во тьме ночной, как в море утонул.
Пойду и разбужу его достойно –
тихонько позову».
«Но если смог уснуть, то сам и встанет!
Поправится он сам! –
ученики сказали. – И оставит
болезнь его во сне, на радость нам»!
Не поняли, что Он сказал о смерти
ученики Его. Он помолчал,
потом ученикам Своим сказал:
«Нет, Лазарь умер. А теперь поверьте –
Я радуюсь за вас, что там Я не был
в его последний час.
Пойдём к нему. Под Иудейским небом
воспрянет и окрепнет вера в вас»! 4
Тогда Фома-Близнец промолвил грустно:
«Мы в Иудею к Лазарю пойдём,
и все мы там с Учителем умрём.
Не встанет Лазарь от Его искусства,
как он, мы все уйдём». 5
Четыре дня покоится в гробнице
в Вифании родной
умерший Лазарь. В час, когда явился
к Нему навстречу Марфа поспешила.
Мария дома в скорби их ждала.
Она с родными, близкими была.
Печаль любивших Лазаря сразила
и вместе собрала.
И много их из Иерусалима
к Марии в дом пришло.
(Всего пять километров между ними).
Сочувствие сюда их привело.
Сказала Иисусу Марфа с плачем:
О, Господи, когда б Ты с нами был,
то брат наш и сейчас на свете жил.
С Тобою здесь всё было бы иначе,
но высших сил
дано тебе чудесное явленье.
Что б Ты не попросил,
пошлёт тебе Сам Бог во исполненье»!
«Твой брат воскреснет, – тихо возгласил
ей Иисус. Она в ответ сказала:
«Я знаю – он воскреснет, но тогда,
когда последний день придёт сюда,
и жизнь свою все обретут с начала
для Божьего суда».
«Я – воскресенье, – Иисус ответил, –
и жизнь, – добавил Он. –
Кто верует в Меня, тот после смерти
для новой жизни будет воскрешён.
И все живущие на свете люди,
кто на земле уверовал в Меня,
как солнца свет средь пасмурного дня,
жизнь вечную получат, живы будут,
пред Господом склонясь.
Скажи, словам сиим Ты верить можешь»?
Ответила она:
«Да, Господи! Ведь Ты Христос, Сын Божий,
грядущий в мир, рука Твоя сильна»!
И с тем она к Марии возвратилась.
Сестре сказала, что её зовет
пришедший Иисус. Её Он ждёт.
К Нему тотчас Мария устремилась.
заметили собравшиеся люди
и поднялись за ней.
Подумали, что у гробницы будет
рыдать о брате и судьбе своей.
Когда Христа Мария увидала,
она припала к Господа ногам,
струились слёзы по её щекам.
«О, Господи! – она Ему сказала, –
«Когда б Ты здесь был Сам,
в момент болезни брата дорогого,
он был бы жив сейчас»!
И больше не могла сказать ни слова.
К ним подошли все гости в этот час
Увидев, как рыдают Иудеи,
Сам Иисус безмерно восскорбел
и выполнить скорее захотел
Своё решенье, сих людей жалея.
Спокойно, как сумел,
спросил Он: «Где его вы положили»?
Сказали все Ему:
«Наш Лазарь, Господи, в своей могиле
от нас ушёл навеки он во тьму»!
Тут Иисус невольно прослезился.
Одни, на слёзы взоры обратив,
сказали: «Как Он Лазаря любил»!
Другие говорили: «Он явился
рыдать, лишённый сил.
Ведь Человек, что зрение слепому
смог раньше возвратить,
и Лазаря болезнь целебным словом
сумел бы без сомненья отвратить».
Скорбя в душе от этих разговоров,
Христос к гробнице Лазаря пошёл.
В пещере под скалой её нашёл.
Во вход задвинут камень до упора –
огромен и тяжёл.
Христос сказал им: «Уберите камень»!
Но Марфа говорит:
«Там тяжко, Господи. Когда его отвалим…
Ведь Лазарь там четыре дня лежит».
Ей грустно Иисус на то ответил:
«Не говорил ли Я тебе не раз:
уверовав, увидишь хоть сейчас
ты славу Божию во всём её расцвете.
Настал прозренья час».
И вот отвален камень от гробницы.
И Он у камня стал.
К Нему обращены сердца и лица.
И в небо Иисус Отцу сказал:
«Отец, за то, что Ты Меня услышал,
благодарю. Я знаю – Ты со Мной.
Всегда и всюду слышишь голос Мой.
Но говорю, чтоб те, что рядом дышат,
узнали Нас с Тобой,
Воскрешение Лазаря
чтоб верили они, не сомневались,
что Ты послал Меня.
чтоб в душах этих вера не кончалась
ни тёмной ночью, ни при свете дня»!
Он так сказал и подошёл ко входу
и звонко крикнул: «Лазарь, выходи»!
И вот в пелёнах, руки на груди,
бредёт, шатаясь, Лазарь на свободу –
могила позади.
Христос велел: «Его вы развяжите,
и ноги от пелён освободите –
пускай идёт воскреснувший домой»!
И многие тогда из Иудеев,
что были у Марии в эти дни
и те, кто в волшебстве Его винил,
в Нём усомниться, более не смеют –
поверили они,
уверовали чисто в Иисуса.
Но несколько из них,
в душе своей не поборов искуса,
подались к фарисеям в эти дни,
о явленном им чуде рассказали.
Собрался на совет Синедрион.
дела Христовы бурно обсуждали.
И был вопрос решён.
Они сочли, что слишком много делал
сей Человек чудес.
И был вопрос их: «Что теперь нам делать?
Его оставить? Но тогда, как лес
поднимутся уверовавших толпы.
Смирить Израиль Римляне придут,
разрушат храм наш и народ сомнут,
как берег моря яростные волны». 6
И так сказал им тут
Каиафа. Это был первосвященник:
«Не можете вы знать,
насколько важен этот соплеменник!
что нам же будет лучше и спокойней,
когда один за всех людей умрёт,
избавив от погибели народ.
Нет жертвы очистительной достойней.
Его нам Бог даёт».
Не от