крыл закрыло диск луны.
Несметны сонмы Ангелов Господних
кружат и славу Господу поют,
Ему хвалу на небе воздают
и мир среди людей богоугодных
на землю к нам зовут.
Но вот утихло всё. И золотая
И тишина от края и до края.
Объята сном, покойно спит страна.
А пастухи не стали ждать до утра.
Они пошли немедля в Вифлеем,
что Сам Господь им дал в явленье мудром
весть младенце Сем
Рождество Иисуса Христа
И поспешив, они нашли пещеру,
в ней хлев, а в яслях Он,
несущий людям свет, любовь и веру,
лучом рассвета первым озарён.
И пастухи Марии передали,
что Ангел Божий им сказал о Нём.
Они ей рассказали обо всём,
что видели воочью и слыхали
в видении своём.
Дивились люди, а сама Мария
внимала их словам.
Слагала в сердце те слова святые,
что довелось услышать пастухам.
Отправились в обратную дорогу,
рассказывали всюду про Него
все пастухи. За это торжество
они в пути благодарили Бога
и славили Его.
Настало время делать обрезанье.
Всё, как Господь сказал.
Иосиф внял святому указанью –
он Иисусом первенца назвал.
Очистились они. Господь был с ними.
И Моисеев выполнив закон 5,
Младенца принесли Она и он
во храм Господень в Иерусалиме.
Был славой окружён
в те годы храм, восставший из развалин.
И Богу посвятить
своё Дитя супруги пожелали
и жертву отступную приносить –
двух горлиц, или пару голубиных
ещё не оперившихся птенцов
дать по закону древнему отцов,
как Бог велел в седых веков глубинах –
основа из основ 6.
И жил в то время в Иерусалиме
почтенный Симеон.
На нём был Дух Святой и это имя
благочестиво нёс по свету он 7.
И Дух Святой сказал ему однажды,
что смерти не дождётся он своей,
и лишь тогда покинет мир страстей,
когда Господь Избранника укажет
ему среди людей.
И вот пришёл он в храм по вдохновенью,
когда туда вошла
Семья святая и к благословенью
Младенца Иисуса принесла.
И славный старец взял Его на руки
и благодарно Бога восхвалил:
«Господь наш Бог, ты всё предвосхитил,
тому Дитя прекрасное порукой!
Прошу, чтоб отпустил,
раба Ты Своего, как обещал мне.
Пусть с миром я уйду,
усну навеки под могильным камнем,
покой желанный средь своих найду.
Ведь видели глаза мои спасенье,
что милостью великою Своей
открыл для всех народов и людей
Господнего Мессии появленьем!
И на земле Твоей
несёт Он правды свет для всех народов –
и духу и уму!
Он честь и славу даст под небосводом
Израилю – народу Твоему»!
Иосиф и Мария подивились
тому, что Симеон сказал о Нём.
А старец в озарении своём
Благословил Семью. И возносились
слова его о том,
что Сей Младенец призван на паденье
в Израиле одних,
но также призван Он на возвышенье
перед людьми и Господом иных.
Он станет в мире знаменем Господним,
но многие не примут, не поймут,
за знаменем Христовым не пойдут,
и мысли их откроются свободно
на справедливый суд.8
«Тебе самой Мария, – ей печально
во времени, теперь уже не дальнем,
мечом тоски безмерной, ледяной
пронзит насквозь страдающую душу.
И унесёт отраду и покой,
наполнит дни мученьем и тоской.
И время боль не снимет, не заглушит
Она всегда с тобой
в душе не заживающею раной».
Он кончил говорить.
И тут пророчица седая Анна
Вошла, чтоб Господа благодарить.
Об Иисусе всем она вещала:
«Спасти пришёл Он Иерусалим! 9
Врагов заклятых с Ним мы победим»!
Дочь Фануилова в видениях узнала:
«Христос – Господень сын»!
Окончив все законные обряды,
вернулись в Вифлеем.
И завершенью дела были рады,
Но в Вифлеем пришли не насовсем…
********************************
Примечания:
1 Во многих других рукописях употреблено более сильное слово — пристыдить или подвергнуть опасности, огласить затем, чтобы навлечь нечто худое, предать смерти как женщину, не оказавшуюся верной;
2 Иисус слово еврейское, преобразованное из Иешуа, или (до Вавил. плена) Иегошуа, значит Бог Спаситель. Имя это было обычно у евреев;
3 т. е. известный народ, принадлежащий именно Ему, а не кому-либо другому. Прежде всего разумеется здесь еврейский народ — так мог понимать слова эти Иосиф; затем люди из всякого народа, — однако из еврейского и из других народов только те лица, которые суть Его последователи, веруют в Него, принадлежат собственно Ему;
4 Поскольку Иосиф и жена его Мария были из рода (дома) Давидова, то и на перепись они должны были явится в Вифлеем – Давидов город;
5 Женщина, родившая младенца мужеского пола, считалась нечистою семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении;
6 Все перворожденные сыновья у израильтян, прежде чем были избраны на служение Богу левиты (Чис 8:14 и сл.), как собственность Иеговы, были назначены для служения в скинии и храме. Но за пять сиклей, они должны были быть выкупаемы, освобождаемы от служения в храме. Для Марии же была совершена установленная жертва за грех, которою во всех случаях служила горлица или молодой голубь. Кроме того, в жертву всесожжения она, как бедная женщина, принесла также горлицу или молодого голубя (более зажиточные женщины приносили агнца);
7 Очевидно, евангелист видит в Симеоне пророка, потому что в пророках пребывал Дух Святой (2 Петр 1:21). Этот Дух и внушил Симеону, что он не увидит смерти, т. е. не умрет, пока не увидит Мессию Господнего;
8 Симеон, в согласии с кн. Ис (Ис 8:14; ср. Мф 21:42,44), имеет здесь, конечно, в виду тот суд (Ин 3:19 и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие, по божественному решению, должны пасть или впасть чрез неверие в ожесточение и погибель, а многие другие должны восстать чрез веру в Него к новой, лучшей, жизни. Все это будет совершаться в Израиле, т. е. Симеон пока имеет в виду только деятельность Самого Христа, которая прошла, как известно в проповедании Евангелия, только в народе израильском;
9 Прежде всего, Анна имела в виду политическое избавление Израиля от римской власти. Однако, своим пророческим чутьём она ведала, что Дитя находящееся в храме – Мессия-Христос.
Волхвы с востока; бегство в Египет; Избиение младенцев; Возвращение из Египта. (Матф., гл.2); Детство Иисуса (Лук,гл.2, ст.40-52).
И в это время правил Иудеей
от Рима властелин.
Царь Ирод ненавистен был евреям.
В семи грехах повинен был один.1
А в Иерусалим пришли с востока
Три мудреца. Их привела сюда
восставшая на небесах звезда.
Волхвы, ведомые чудесной звездой
И вопрошали в Иерусалиме:
которому в Египте, или Риме
нет равного, и не бывало встарь.
Его звезда на небе воссияла,
наполнив светом тёмный небосклон
в тот час, когда Младенец был рождён.
И мы спешим, чтоб с самого начала
Услышав это, Ирод взволновался.
При слове «Царь», он очень испугался,
что вдруг упустит Иерусалим.
Призвал к себе он самых просвещенных
из всех первосвященников своих,
«Где родился Христос»? – спросил он их.
И вот в ответ от мужей умудрённых –
«Ты славный Вифлеем – земля Иуды
не ниже всех других
её частей. Произойдёт оттуда
народный Вождь. В деяниях Своих
Он станет мудрым пастырем народным»! 2
Тут Ирод тайно мудрецов призвал,
всё вызнать о Младенце приказал
и в Вифлеем дорогою свободной
тотчас их отослал.
Волхвы пошли. Звезда в пути светила,
манила и звала.
И в древнем Вифлееме Божьей силой
остановилась – к месту привела.
И в дом войдя, Младенца увидали
вдвоём с Марией – Матерью Его.
И поняли величие Сего,
и поклонившись, из ларцов достали
подарки для Него.
Вот золото – царям его по сану
должно преподносить.
Вот ладан – Всемогущему осанну
мы им должны во храмах возносить.
Вот смирна – знак смирения и грусти:
не прочен ведь и смертен человек
и на земле ему короткий век,
пока Господь не примет, не отпустит,
не заберёт навек.
Волхвы ушли. Но было откровенье
им всем в глубоком сне.
И выполнив Господне повеленье,
не возвратились к Ироду оне.
Пошли в свою страну другой дорогой.
велел с семьёй из Вифлеема прочь
бежать в Египет прямо от порога,
усталость превозмочь.
В Египте быть до нового явленья.
когда укажет Он,
что путь открыт надежды и спасенья,
что бегства срок отныне завершён,
что грозный Ирод больше не опасен:
Младенца изверг ныне не найдёт,
а им в Египте жить, пока умрёт.
И в ту же ночь (их путь был прям и ясен)
отправились в поход.
Бегство Иосифа с Пресвятой Богородицей и младенцем Иисусом Христом в Египет
Шли месяцы, а Ирод в это время,
не видя трёх волхвов,
впал в ярость, проклиная это племя,
и в гневе всех детей сгубить готов.
И слугам приказал он в Вифлееме
убить младенцев в возрасте двух лет
и меньше. Вот губительный ответ,
потрясший даже в это злое время
Избиение младенцев в Вифлееме
Но быть не долго Ироду осталось.
Господь его прибрал.
Наследники на тронах оказались,3
«Иосиф, встань, возьми Марию с Сыном.
Иди в Израиль, ибо умерли
Все, кто Младенцу зла желать могли.
И жить в Египте больше нет причины
И снова в путь – теперь уже обратный,
отправилась Семья.
Ушли с утра, порой ещё прохладной
открыто: не скрываясь, не таясь.
Качается на ослике Мария
С Младенцем Иисусом на руках.
Иосифа обуревает страх.
И мысли тяготят его иные:
что ждёт в родных местах?
Иосиф знает – Архелай на троне.
Боится подлеца.
Не верит он, что царь Семью не тронет –
достоин сын умершего отца!
И он страдал, сказать о том не смея,
но Бог ему в видении сказал,
чтоб шёл туда, откуда путь начал –
в свой Назарет нагорной Галилеи –
И вот семья дошла до Назарета
и поселилась в нём.
И Назореем нарекли за это
Того, кто вырос в городе Своём.
Пророческое сбылось предсказанье:
был призван из Египта Божий Сын,
чтоб в Назарете юность провести
и правды свет и истинное знанье
на землю принести…4
Младенец возрастал и укреплялся
и телом и душой.
Он благодати Божьей исполнялся
и мудрости для юного – большой.
Иосиф и Мария ежегодно
на праздник Пасхи в Иерусалим.
ходили с Сыном, посещали с Ним
великий храм, молясь в толпе народной.
И Господом любим,
Он набирался мужества и силы.
В Его двенадцать лет
Семья пошла на праздник сердцу милый,
На Пасху ликовал народ в столице,
но праздник отшумел и пролетел,
к трудам вернуться каждый захотел.
Пора пришла домой им воротиться –
скопилось много дел.
Но Иисуса нет в дороге с ними.
Он в городе большом
Остался сам, один с людьми чужими.
С трудом Иосиф отрока нашёл.
Три полных дня Иосиф и Мария
Его искали всюду – тут и там.
На третий день лишь заглянувши в храм,
увидели, как Иисус впервые
седым учителям
вопросы ставил и давал советы.
И разуму Его
Дивились все. И не было ответа:
А Мать в слезах тогда Ему сказала:
«О, Чадо, что Ты делаешь со мной?
Гляди – отец от горя сам не свой»!
Ответил Иисус: «Зачем искали?
Отрок Иисус Христос посреди учителей иудейских
Неужто вы того совсем не знали?
дела Отца сюда Меня призвали.
Его заветам должен Я служить».
Слова сии им были непонятны.
А Иисус вернулся в Назарет
и жил с родными там не мало лет,
был отроком послушным и приятным.
Господь хранил от бед.
************************************
Примечания:
1 Ирод, называемый «великим». Он был сын идумеянина Антипатра, а мать у него была арабка. Он был коронован царем иудейским в Риме и после того должен был завоевывать себе царство оружием. Евреи его ненавидели, несмотря на то, что в угоду им он перестроил иерусалимский храм с большим великолепием. Ирод был очень жесток и не брезговал ничем с целью упрочить за собой царство. Он казнил