себя Каиафа лицемерный
всё это предсказал.
Он был первосвященником примерным,
пророчество Господь ему послал
о том, что Иисус погибнуть должен,
как жертва для спасения людей,
чтоб смертью искупительной Своей
объединить в один народ всех Божьих
рассеянных детей. 7
Иисуса погубить.
Но рокового Он не ждал мгновенья,
не стал открыто меж людьми ходить.
Оттуда Он ушёл на край пустыни
в людьми забытый город Ефраим.
Ученики всё время были с Ним.
И сердцем, и душой они отныне
с учителем своим.
Шло время. Скоро праздник иудейский –
великой Пасхи дни
готовился справлять народ еврейский.
Со всей страны шли в Иерусалим,
чтобы пройти пред Пасхой очищенье
паломники, и тысячи людей
в ущельях улиц, в рамах площадей
спешили к храму – вымолить прощенье
в духовности своей.
Здесь Иисуса с нетерпеньем ждали
И думали они,
и в храме друг у друга вопрошали
придёт ли Он на праздник в эти дни.
Первосвященники и фарисеи
во время Пасхи отдали приказ,
чтоб кто Его заметит в тот же час
сказали, Иисуса не жалея,
где ходит Он сейчас.
Примечания:
1. Как для дня Бог определил известную продолжительность (12 часов), так назначен определенный срок и для деятельности Христа;
2. Как для мира сего, т. е. для обыкновенных смертных, свет или солнце дает возможность ходить не спотыкаясь или действовать в своей сфере, так — хочет сказать Христос — и для Него есть особое высшее Солнце, принадлежащее не сему, а высшему миру, во свете Которого Он и будет ходить, хотя бы земной мир был окутан тьмою или усеян всякими опасностями. Это Солнце — Бог (ср. Пс 88:12; Ис 9:20; Мих 7:8);
3. Здесь Христос говорит о человеке, который не видит в Боге свое Солнце, который не имеет в себе Бога (свет). Косвенно этими словами Господь упрекает Своих учеников в маловерии (ср. Мф 8:26);
4. Иисус радуется, что Лазарь умер в Его отсутствие — иначе Он, конечно, исцелил бы его, и не совершилось бы большого чуда — воскрешения. Последнее же теперь особенно полезно будет увидеть ученикам, вера которых, очевидно, в то время, под влиянием преследований, каким подвергся их Учитель, значительно ослабела. Чудо воскрешения должно было подкрепить их веру во Христа как Истинного Мессию;
5. Фома хочет сказать, что там, в Иудее, их всех ожидает смерть, что они умрут, как умер Лазарь. Он, конечно, находится под влиянием той мысли, что Христос не смог исцелить болезнь Лазаря, а о делах Христа, совершенных раньше, он как будто совсем забыл. Такое же недоверие к силе Христовой Фома проявил и после, когда ему было сообщено о воскресении Самого Христа. Поэтому он и получил народное прозвище «Фома неверующий»;
6. Когда стало известно, что произошло в Вифании, первосвященники и фарисеи собрали совет (Синедрион). Из разговоров, происходивших в этом заседании Синедриона, видно, что руководящую роль здесь играли первосвященники или начальники священнических черед. В самом деле, только высшей священнической аристократии, нисколько не дорожившей национальным достоинством иудейского народа, было свойственно рассуждать так, как здесь рассуждают члены Синедриона. Дело Христа обсуждается в Синедрионе только со стороны политической, а если бы фарисеи давали тон обсуждению, то они стали бы оценивать это дело со стороны религиозной. Священники только боятся за себя, опасаются утратить власть и соединенные с нею доходы, если пойдут римляне усмирять бунт, какой может произвести новоявленный Мессия. Они согласны пожертвовать для сохранения некоторого подобия иудейской самостоятельности и своего начальственного положения даже и такой заветной мечтой израильского народа, как Мессия, царь и восстановитель царства Давидова;
7. Евангелист рассматривает слова Каиафы как пророчество потому, что Каиафа в тот год был первосвященником. Это замечание евангелиста толкуют различно. Одни думают, что евангелист считал первосвященника органом божественного откровения и выражение «в тот год» понимают в смысле общего определения «в это время». Другие же полагают, что евангелист не мог не знать, что во втором храме не было уже урима и туммима, посредством которых первосвященник узнавал волю Божию и являлся, таким образом, органом божественного откровения. По мнению этих толкователей, Иоанн рассматривал Каиафу как приносителя жертвы в праздник очищения. В этот праздник ему предстояло принести жертву за грехи всего народа, и Бог таинственным внушением указал ему истинную жертву, какая должна очистить грехи народа и всего человеческого рода (рассеянных чад Божиих). Такою жертвою и должен был явиться Христос. Из двух этих толкований более естественным представляется первое. Если же Каиафа и не имел урима и туммима, то все же он был в глазах Иоанна представителем Церкви Божией, жизнь которой в то время еще не окончилась, и следовательно, он мог служить, даже вопреки своему желанию, орудием божественного откровения, каким и явился в настоящий раз. Пусть его пророчество осталось непонятым членами Синедриона, к которым он обратился с речью — все же это стало известным и впоследствии приводилось, очевидно, в христианских общинах как доказательство того, что искупительная смерть Христа была предвозвещена устами и представителя иудейской Церкви;
Сокровенное будет открыто; кого бояться?; Малые птицы не забыты; Исповедание и отвержение Иисуса; Против любостяжания; Притча о безумии богатого; «Не заботьтесь»; «Посмотрите на лилии»; «Ищите Царствия Божия»; Бодрствуйте; Верный домоправитель; Разделение в доме и грядущий суд. (Лк.12).
Меж тем, народу собралось немало
на проповедь к Нему.
Но Иисус стал говорить сначала
ученикам и больше никому:
«Закваски берегитесь фарисейской. 1
На ней ведь лицемерия печать!
Нет ничего, что можно укрывать
во тьме навечно от молвы житейской,
на свет не выпускать.
Всё сказанное тайно, явным станет.
Что сказано во тьме,
при ясном свете слышимым предстанет.
Что тайно прозвучало в тишине,
то с кровель возгласят неотвратимо.
Какой бы лицемер не принял вид:
одно в душе – другое говорит.
В конце концов, притворство станет зримым –
Господь разоблачит.
И вам скажу, друзья Мои, не бойтесь,
не опасайтесь тех,
кто убивает тело. Сделать больше
они не могут, хоть бы изо всех
старались сил своих, ярясь напрасно.
Вы бойтесь только Бога одного.
Своею властью, что в руке Его
не только тело – душу в ад ужасный
отправить для Него
возможно, если кто того заслужит.
Не пять ли малых птиц
за пару грошей продают – не тужат?
Но ни одну из крохотных синиц
Бог без внимания не оставляет.
И взор Его охватывает нас.
И каждый волосок сочтён у вас,
и вы Ему дороже целой стаи
небесных птиц сейчас.
И говорю вам: всякий, кто признает
перед людьми Меня,
пусть в этой жизни непреложно знает:
что душу эту верную храня,
Сын Человеческий его признает
Но, кто Меня отвергнет – никогда
он Моего признанья не узнает –
И если кто неверие покажет,
Но если против Духа слово скажет –
во веки он не будет пощажён.
Когда же приведут вас в синагоги
к начальникам духовным и властям,
не беспокойтесь, что сказать им там.
Вас Дух Святой избавит от тревоги:
слова подскажет вам».
Тут кто-то из толпы позвал: «Учитель,
нас с братом рассуди:
вели, чтоб этот права нарушитель
со мной отца наследство разделил».
На это Иисус ему ответил:
«Послушай, человек, никто судить
Меня не ставил. И добро делить
меж вами не велел на этом свете.
Должны по правде жить».
И к людям обратился: «Берегитесь
вы жадности своей.
Во всех своих делах вы не стремитесь
урвать кусок побольше, пожирней.
Ведь ваша жизнь земная не зависит
от вашего богатства, от сумы.
Должны вы твёрдо помнить: «смертны мы,
богатство не замедлит, не приблизит
приход смертельной тьмы».
И притчу рассказал об этом тоже:
И снял он с поля урожай хороший,
но некуда девать его, хоть плачь!
Богач решил: «Разрушу я амбары
и большие построю вместо них,
и всё своё добро в амбарах сих
надолго сохраню. Не то, что в старых»!
Доволен он и лих.
И мыслит: «У меня добра на годы!
Ешь, пей и веселись,
забудь про неудачи и невзгоды.
Теперь наступит радостная жизнь»!
Но Бог ему сказал: «Глупец великий!
Едва настанет ночь,
душа твоя ликующая, тихо
Кому твои достанутся запасы»?
Так с тем бывает, кто лишь для себя
богатства ищет, Бога не любя.
Он всё теряет вместе с жизнью разом,
лишь о земном скорбя».
И вновь воззвал к апостолам Учитель:
живите без забот и не ищите,
что есть и пить, чем тело прикрывать.
Не больше ли душа питья и пищи?
И не важней ли тело, чем хитон?
Для птиц небесных писан ли закон?
Они не жнут, не сеют, только свищут,
но их питает Он!
Отец Небесный ваш тех птиц питает.
Не лучше ли вы их?
Заботами никто не продлевает
земную жизнь на самый краткий миг.
И малого не можете вы сделать,
то, что уж говорить об остальном?
Заботиться не следует о том,
чего заботой не достичь несмелой,
и не добыть трудом.
На лилии взгляните полевые:
они ведь не прядут,
не трудятся. Одежды дорогие
им дал Господь – в такой красе живут,
какой царь Соломон в своём величье
не знал. Но лилии трава. Она
живёт сегодня, завтра сожжена.
И если для простой травы обличья
в мир Господом дана
столь пышная, нарядная одежда,
то маловерных вас
не лучше ли Господь оденет прежде?
И не заботьтесь ни о чём сейчас:
о том, что пить, что есть, во что одеться?
Язычники мечтают лишь о сём.
от нужд людских вам никуда не деться
на поприще земном.
А потому, лишь к одному стремитесь,
мечтайте об одном:
о Царстве Божием, к нему тянитесь
а всё для жизни будет вам дано. 2
Не бойся же, паства Моя! Вы знайте,
что ваш Отец вам хочет Царство дать!
и деньги бедным людям раздавайте.
Себе ж приобретать
небесное сокровище дерзайте –
Оно не оскудеет – твёрдо знайте.
Ни тлен его, ни время не возьмёт.
И где сокровище пребудет ваше,
пребудут ваши верные сердца
под оком у Небесного Отца –
нет места ни надёжнее, ни краше
и Царству нет конца!
И будьте вы всегда подобны людям,
что господина ждут,
чтоб отворить, как только он прибудет
и быть на месте – только позовут.
Блаженны те рабы, кого застанет
готовыми к услугам господин.
Тогда он сам послужит им один,
за верность их хвалить не перестанет,
питать их до седин.
Ждать господина может быть придётся
все ночи напролёт.
Но тот блажен, кто ждёт, и кто дождётся,
кого не спящим господин найдёт.
Ведь, если бы хозяин дома ведал,
в какое время в дом проникнет вор,
поймал бы вора, наказанью предал,
усилил бы запор.
Готовьтесь. Неожиданно настанет
тот долгожданный час,
когда Сын Человеческий предстанет
во славе пред людьми, в последний раз. 3
А Пётр спросил: «О, Господи, скажи мне,
Ты притчу эту рассказал для нас»?
или для всех назначен Твой рассказ»?
Ответил Иисус: «Внимайте с ними
ещё одна для вас:
Скажите, кто слуга благоразумный
и верный, и кому
поручит господин его разумно
командовать над слугами в дому?
Блажен слуга, которого застанет
за добрым делом господин его,
и выберет его лишь одного,
чтоб управлять, когда нужда заставит,
имением его.
Слуга же нерадивый и неверный,
который мыслит так:
«Нескоро будет господин, наверно»,
и в ход пускает плётку и кулак.
Других он истязает, пьёт, гуляет,
себя он ставит в доме выше всех
и делает, что хочет без помех.
И господина он не ожидает.
Но вот конец утех –
внезапно господин его вернулся,
когда никто не ждал.
Разгул ужасной смертью обернулся:
за всё слугу хозяин наказал.
Слуге, который волю господина
услышал, понял, но не стал спешить
без оправданья, видимой причины,
придётся пережить
жестокое по силе