и надежду
для тех, кто не относится небрежно
к дарованному Божеской рукой. 4
«Вельможа, – начал Он, – известный родом,
собрался в дальний край венчаться там
на царство, а затем к родным местам
вернуться управлять своим народом.
И он решил: я дам
рабам своим монеты золотые,
пусть те их в оборот
запустят и, как делают иные,
получат для казны моей доход.
И десяти рабам он дал по мине 5
и в дело их велел вложить, пока
не возвратится он издалека.
И верил он, что золото не сгинет,
не дрогнула рука.
А граждане 6 пути его узнали,
и люто ненавидели его,
и вслед за ним гонцов они послали,
чтоб слово там сказать против него:
«Мы не желаем, чтоб он правил нами, –
такие в дальний край летят слова.
Но, повествует древняя молва,
он царство получив, вернулся в славе
и в дом к себе призвал
рабов, 7 которым деньги дал для дела.
и стал их вопрошать,
как мины обернуть они сумели
по сколько мин способны возвращать.
И первый раб сказал: «Твоя монета
мне десять мин дохода принесла.
Пускал я деньги в разные дела».
Хозяин похвалил его за это:
«Иного не желал.
Ты верен в малом был и вот, отныне,
тебе во власть твою
я десять городов под небом синим
со всем богатством их передаю».
Раба второго требует хозяин.
«Мой господин, – тот молвил, – видит свет
в трудах своих добыл я пять монет
за мину, что ты дал мне уезжая».
«Подарка лучше нет, –
сказал рабу вельможа и добавил:
тебе пять городов
отдам я в управленье, чтобы правил
ты ими как умеешь и готов».
А третий раб промолвил виновато:
Я завернул в платок её и спрятал. 8
Хранить твоё – для нас большая честь.
Ведь ты жесток: берёшь, чего не клал
и жнёшь, чего не сеял, не сажал,
Теперь я всё сказал». 9
«Лукавый раб! Тебя судить я буду, –
воскликнул господин, –
твоими же словами. Дал я ссуду,
но мину не умножил ты один.
Ты знал, что я жесток и непреклонен,
что жну, чего не сеял, не сажал,
беру, что по душе, чего не клал.
Так почему же в оборот законный
ты мину не отдал,
чтоб возвратившись, с прибылью изрядной
я получил её?
Не страх ли перед долгом неоплатным
опутал сердце слабое твоё»?
И приказал: «Его возьмите мину,
тому отдайте, кто десяток мин
умело заработал лишь один».
А слуги возразили властелину:
«Помилуй, господин,
ведь тот и так уж десять мин имеет»!
Но царь ответил им:
«Даю тому, кто умножать умеет
таланом и желанием своим.
У неимущего отнимется и кроха,
что он имеет и дрожит над ней –
над робкою надеждою своей.
Но всем дана широкая дорога
Ну, а врагов, мечтающих с тоскою,
чтоб я не правил тут,
введите и избейте предо мною. 10
Пусть навсегда от глаз моих уйдут». 11
…Шесть дней до Пасхи. Из Иерихона
в Вифанью Иисус пришёл опять,
друзей Своих желая повидать.
Он к Иерусалиму неуклонно
там смерть и муки за грехи людские…
В Вифании Его
ждал ужин в доме Марфы и Марии
и кров гостеприимный для Него.
За ужином прислуживала Марфа.
Там Лазарь, воскрешенный, с ними был
и Господа за жизнь благодарил.
Мария же взяла полмеры нарда 12
(он издревле служил
как миро – царь восточных благовоний)
и тихо подошла
к Тому, Кто высших почестей достоин,
и ноги Иисуса полила,
омыла их и волосом роскошным
их осушила, косы распустив
и душу к Иисусу устремив.
И аромат таинственный, тревожный
дыханьем подхватив,
развеял лёгкий сквознячок по дому.
И тут Симонов сын
Искариот Иуда, вероломный,
что подлую измену совершит,
промолвил: «Ведь могли продать за триста
динариев живительный бальзам?
Я благовоние продал бы сам,
чтоб деньги беднякам раздать для жизни»!
Но так сказал он там
не потому, что хлопотал о бедных.
Он был с начальных пор
их казначеем – скаредным и вредным,
и проявил себя как плут и вор.
Он ящик денежный носил с собою:
пожертвования в него он клал
и в свой карман монеты изымал.
И думал, что дела свои он скроет
и деньги, что украл.
Иисус сказал: «Оставь её в покое!
Ведь миро сберегла
она сейчас для случая другого –
для погребенья Моего взяла.
А бедные всегда пребудут с вами,
но близится, идёт печальный час,
когда Я на земле покину вас,
и без Меня останетесь вы сами,
и смерть разлучит нас».
Прошла суббота. Иисус поднялся:
в тревоге не уснуть.
С апостолами утром Он собрался
на Иерусалим продолжить путь.
Дорога меж холмов змеёю вьётся.
К Фиффагии они по ней пришли.
И Он послал апостолов двоих
в селенье под горою, что зовётся
с древнейших лет седых
горою Елеон – масличной рощей 13
«Учеников послав, –
сказал Он им, – когда пройдёте площадь,
вы у ворот увидите осла.
То будет необъезженный ослёнок.
и к нам сюда заботливо пригнать.
А если спросят вас вполне законно –
зачем вам угонять
ослёнка этого, скажите людям:
Они пошли. Узнав, Кто ехать будет,
хозяева не стали и тужить:
осла отдали с радостью великой.
Взамен седла, одежды уложив,
И Иисусу место предложив,
апостолы под радостные клики
за Ним во след пошли.
Стал Иисус спускаться с Елеона.
Народом окружён,
Царь, мир несущий, гордо, как на троне,
средь пилигримов в город едет Он.
Вокруг ликуют и кричат: «Осанна
Давида Сыну! Царствие грядёт
отца Давида. С Ним оно придёт.
Благословен сей праздник, Богом данный:
Мессия к нам идёт»!
Старались все украсить путь Мессии.
Стелили на пути
свои одежды, ткани дорогие,
с горы мечтали рядом с Ним сойти.
И пальмовые ветви воздымая,
бежали дети радостно за Ним.
И гордо за Учителем своим
апостолы шагали, распевая
Торжественный вход Господа в Иерусалим
Вот Иерусалим открыл идущим
объятья под горой.
И грянуло: «Благословен Грядущий,
во имя Господа Царь праведный земной!
И мир на небесах и слава в вышних»!
У города, в ликующей толпе
и фарисеи, верные себе,
с другими встретить Иисуса вышли.
Услышав, как в мольбе
народ зовёт на царство Иисуса,
«Давидов сын» зовёт,
узрев накал народного искуса,
они в толпе протиснулись вперёд
и в ужасе Спасителю сказали:
«Равви, заставь их замолчать скорей!
Ведь бунт начнут в горячности своей,
и нас от римлян Ты спасёшь едва ли –
и взрослых и детей»!
Но Иисус ответил фарисеям:
ведь, если люди замолчать сумеют,
то камни вместо них возопиют»!
Повсюду возбужденье, ликованье,
но у Мессии грустные глаза,
печален взгляд, и светлая слеза
струится вопреки Его желанью.
В душе Его гроза.
войти в него готов
Он знает всё о том, чем станет вскоре
Обетованья город и слепцов.
«О, если б ты в сей день дорогу к миру
познал! – промолвил тихо Он, грустя, –
но ныне это скрыто от тебя.
И дни придут, когда враги секиру
поднимут, всё губя,
против тебя воздвигнут укрепленья 14
и на земле твоей
всё предадут погибели и тленью
и похоронят в ней твоих детей. 15
В тебе на камне камня не оставят
за то, что не узнал ты ничего,
о часе посещенья твоего». 16
…Вот Иерусалим. Мессию славят…
И въехал Он в него.
**************************************
Примечания:
1. Вероятно, беседа, какую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь: к нему пришел Сам Мессия;
2. Он рассматривает свой поступок как воровство: за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимость украденного (Исх. 22:1);
3. т. е. несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные теократические права на спасение через Мессию;
4. Ев. Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома Закхея слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что теперь скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, какого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание Господь и сказал нижеследующую притчу;
5. мина золотая равнялась 1250 рублям золотом. В Ев. Матфея счет ведется более крупный — на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство;
6. Под гражданами, не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим царем, нужно разуметь единоплеменников Христа, неверующих иудеев;
7. Под рабами, конечно, нужно разуметь учеников Христовых, а под минами — разные полученные ими от Бога дарования;
8. У ев.Матфея раб зарыл выданную ему для обращения монету – талант в землю. Отсюда известная пословица;
9. Притча о талантах, приведенная в Евангелии от Матфея, натолкивает на очень простую мысль. Насколько бесплоден страх в качестве мотива для наших поступков. Обратите внимание: образ господина, сложившийся в представлении третьего раба, вызывает в нем страх. Казалось бы, боишься — так трудись, чтобы избежать наказания, если господин таков, что «жнет, где не сеял». Но страх распространяется дальше и приводит к боязни рисковать, страх лишает свободы и парализует. Не случайно Бог всегда при встрече с человеком говорит: «Не бойся». Он освобождает нас, Он хочет нашей ответственной инициативы, Он дает нам авансом разнообразные таланты (дары) для их преумножения — так, чтобы их было больше, чем нам нужно, чтобы мы могли ими делиться, возрастая в братолюбии, как об этом пишет ап. Павел, тем самым свидетельствуя о Божией любви (см. главную новость);
10. Избейте предо мною — образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть;
11. Притча, таким образом, касается будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие награды в этом царстве;
12. Нард (лат. nardus) — ароматная смола и эфирное масло,
которые получают из некоторых растений семейства валерьяновых
(Valerianaceae). Настоящий, или благовонный, нард — древнее
косметическое и лечебное средство из индийского пахучего
растения Nardostachus jatamansi (иногда так называют и само растение). В русском переводе с английского именуется «мускусным корнем». Растет в Гималаях, Китае, Индии и Непале. Растение до 1 м высотой с лиловыми цветами. Из корней дистилляцией получают эфирное масло янтарного цвета,
которое применялось как благовоние в парфюмерии и медицине. Из нарда в древние времена приготавливалось миро;
13. к горе Елеон (???????? — значит: масличная роща. Иосиф Флавий также употребляет название: Елеон гора, Иуд. древн. VII, 9, §2);
14. Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною;
15. Город в Св. Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил 2:23; Ис 51:18), а поэтому под детьми нужно разуметь обитателей города;
16.т. е. определенного пункта времени, когда Бог проявил о тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение.
Вопрос о власти Иисуса; Притча о злых виноградарях; «Отдавайте кесарево кесарю…»; Вопрос саддукеев о браке в небесах; Книжники «не смели спрашивать Его»; «остерегайтесь» их. (Лк.19:47-48; 20:1-47).
И каждый день Учитель в древнем храме
теперь учил людей.
Его ученье, притчевые драмы
народ пленяли мудростью своей.
Старейшины и книжники искали
как погубить опасного врага,
Первосвященники схватить пытались,
да коротка рука!
Они бессильны были сделать это:
и слово