вижу в Нём вины, – Пилат ответил, –
Не нахожу в Нём злого ничего.
Возьмите и распните вы Его,
коль нет для вас грешней на целом свете
иного никого».
«О, нет! – ему сказали иудеи, –
имеем мы закон.
К таким закон не знает снисхожденья –
Себя ведь Сыном Божьим сделал Он
и должен умереть»! Услышав это,
Пилат почуял безотчётный страх.
(Он слышал о недавних чудесах).
В преторию он снова для совета
с печатью на устах
велел ввести Христа. И стал он снова
вопросы задавать.
«Откуда Ты»? В ответ ему – ни слова.
Не стал Господь Пилату отвечать.
Пилат сказал: «Ты зря не отвечаешь.
Ведь я имею власть Тебя казнить,
а также власть имею отпустить.
Быть может, Ты того не понимаешь,
что жизненная нить
Твоя дрожит в моих руках отныне»?
Христос ему сказал:
«То говорит в душе твоей гордыня.
Когда бы свыше Бог тебе не дал,
ты не имел бы власти надо Мною.
чем ты, Мои гонители из тех,
кто здесь Меня поставил пред тобою
и губит без помех».
И стал Пилат искать какой-то выход,
от смерти оградить.
велел Его немедленно казнить.
Сказал первосвященник: «Коль отпустишь,
ты кесарю не друг. Всё дело в том,
что всякий, кто назвал себя царём,
кто только мысль о царствии допустит,
стал кесарю врагом.
И вновь Пилат сел на Лифостротоне. 7
И страже приказал
он Иисуса привести в короне.
«Се Царь ваш, – иудеям он сказал.
В ту пятницу пред Пасхою великой,
в полуденный и жаркий час шестой, 8
когда зенит сиял над головой,
разрозненные, яростные крики
взлетели над толпой:
«Возьми Его, распни Его немедля»!
«Хотите, чтоб распял
я вашего Царя? – слегка помедлив,
Пилат первосвященникам сказал.
И строго иерархи отвечали:
«Есть кесарь, и царя другого нет!
Распни Его. Спаси народ от бед!
Не то познаем горя и печали,
каких не видел свет».
И видит прокуратор: плохо дело.
Сейчас бессилен он.
Пред ним толпа бушует оголтело,
а невиновный должен быть казнён.
И взял воды и перед всем народом
умыл он руки, а затем сказал:
«Смотрите все. Хочу, чтоб каждый знал:
я Праведнику дать хотел свободу,
но я её не дал.
Пилат выводит к народу Иисуса Христа
и помнили вовек:
я в Праведника крови неповинен.
Он– вами осуждённый Человек»!
И на распятие Его он предал.
И повели Христа. И в крестный путь
пошёл Он. И с дороги не свернуть.
Куда ведёт тот путь, никто не ведал,
не мог и заглянуть.
Христу навстречу с поля шёл крестьянин.
Ему на плечи крест,
взвалили, чтоб Симон Киринеянин –
(крестьянина так звали все окрест),
пронёс под раскалённым небосводом
на место Лобное тот крест большой.
Он нёс его, страдая всей душой.
И шло за ними множество народа
гудящею толпой.
И женщины скорбели и рыдали.
И обратившись к ним,
промолвил Иисус: «В своей печали
не плачьте вы над жребием Моим,
но плачьте о себе и ваших детях:
в сей город дни ужасные придут,
и скажут все, когда они грядут:
«Блаженны неродившие на свете –
их дети не умрут.
К горам с холмами станут обращаться
и станут их просить
обрушиться, лавинами сорваться,
чтоб от мучений тягостных укрыть.
Ведь если в эти дни творят такое,
когда живёте в мире, что вас ждёт,
когда в сей город бедствие придёт?
Когда для вас настанет время злое
муки принесёт»?
Несение креста
И вот Голгофа. Там Его распяли,
Он смотрит с высоты.
По центру крест Его они вкопали,
а по бокам разбойников кресты.
Пилат велел табличку по-еврейски,
по-гречески и римски написать.
И люди стали на кресте читать,
что это Иисус, Царь Иудейский.
Принесение креста на Галгофу
пришли первосвященники из храма:
«Что Царь Он – не пиши!
Пиши: «Он говорил, что Царь». Тогда мы
такую надпись примем от души».
Пилат первосвященникам ответил.
И так он им задумчиво сказал:
«Что здесь я написал – то написал!
Иного тут Царя я не приметил
и верно указал».
Пригвождение ко кресту
Когда Христа солдаты распинали,
то начали делить
Его одежды, что с Него сорвали,
не зная, как с хитоном поступить.
Хитон у Иисуса цельнотканый –
его ни распороть, ни разорвать.
кому хитон достанется желанный.
И начали метать.
Поднятие креста
Так сказано в Писании: «Разденут,
потом между собой
Мою одежду ревностно разделят
по жребию недрогнувшей рукой».
А на Голгофе не одни мужчины –
четыре женщины здесь у Его креста:
Мария – мать с сестрою были там,
Клеопова Мария, Магдалина,
любившие Христа.
На крестах
Вот Иисус, вознесенный высоко.
Свою Он видит Мать,
Им напоследок Он успел сказать:
«О, Женщина! Вот сын Твой»! И добавил:
«Вот Мать твоя, – ученику в глаза.
И с той поры в свой дом Её тот взял.
До самой смерти он Её оставил
с почётом у себя. 9
И понял Иисус: конец страданьям.
Тогда во исполнение Писанья,
Он прошептал, качнувши головой:
«Пить. Жажда мучит». Римляне неспешно
макнули губку в уксус, что был там,
и поднесли её к Его устам,
иссопа 10 ветвь, воткнув в неё небрежно.
И снова по местам.
Лишь только уксус губ Его коснулся,
«Свершилось, – прошептал.
И голову склонивши, содрогнулся
и предал дух. Свершенья час настал.
В тот день первосвященники Пилата
просили трех казнённых схоронить.
Чтоб смерть ускорить – ноги перебить:
«Их на субботу оставлять не надо,
Снятие с креста Тела Господа
И перебили голени солдаты
разбойникам двоим.
И увидали: Иисус распятый
уже скончался – тих и недвижим.
И голени Ему не перебили.
Но римский воин в рвении своём
пронзил Христа меж рёбрами копьём.
И кровь с водою тотчас проступили
вослед за остриём.
И видевший свидетельствует. Верно
свидетельство его.
И говорит он, чтобы вы всемерно
уверовали в истинность сего.
Не зря слова Писания гласили:
«И да не сокрушится кость Его». 12
И вот ещё: «Воззрите на Того,
Которого копьём своим пронзили». 13
И всё про Одного.
Тогда Иосиф из Аримафеи
(Он ученик Христа,
но тайный. Опасался иудеев).
просил Пилата, чтобы снять с креста.
тот разрешил бы Иисуса Тело.
Пилат позволил, и Иосиф снял.
Пришёл и Никодим. 14 С собой он взял
алоэ с миррой. И ещё для дела
льняную ткань достал.
Пелёнами льняными по закону
был Иисус одет.
И в аромате знойном благовоний
покинул Он Его предавший свет.
Был от Голгофы сад неподалёку.
И новая гробница в нём была.
Она Христово тело приняла.
Оставлен Он во тьме её глубокой
Положение Тела Господа Иисуса Христа в саду во гроб
Примечания:
1. Настойчивость, какую проявили иудеи в отношении к своему требованию, чтобы именно Пилат постановил приговор о Христе, а с другой стороны слабость, какую показал далее Пилат в отношении к иудеям, должны были послужить к осуществлению предсказания Христа о роде Своей смерти (Ин 7:32 и сл.). Если бы Пилат решительно отказался судить Христа, настоял бы на своем первом решении, то раздраженные иудеи и сами бы казнили Христа, но уже просто побили бы Его камнями как богохульника с их точки зрения, и через это не исполнилось бы пророчество Христа о том, что Его вознесут от земли — конечно, прежде всего на крест. Только с осуждением Христа на римском суде Ему предстояло распятие на кресте;
2. «Что есть истина?», т. е. истина только мечта. Стоит ли из-за нее бороться, идти на смерть? И Пилат, не ожидая ответа (ибо что мог ответить ему этот, по его мнению, энтузиаст-мечтатель? — рассудил Пилат), — вышел к иудеям и заявил им, что не нашел никакого повода к тому, чтобы подвергнуть Иисуса наказанию;
3. Ведь у иудеев есть обычай просить ежегодно отпускать на свободу, ради праздника Пасхи, одного из осужденных римскою властью преступников. Пилат теперь согласен помиловать Иисуса, которого он здесь иронически называет царем иудейским;
4. Пополняя сказания первых евангелистов о бичевании Христа, Иоанн изображает это бичевание не как наказание, предшествовавшее, по обычаю, распятию, а как средство, каким Пилат думал удовлетворить злобу иудейских иерархов, которую питали ко Христу;
5. Слова: «се, человек!» могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царскою властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу;
6. Ничего не сказано, как отнесся к этому жалостному зрелищу собравшийся перед дворцом прокуратора простой народ: народ молчал. Но первосвященники и их служители стали громко кричать, что Пилат должен распять Христа;
7. Место, на котором было поставлено судейское кресло Пилата, говорит евангелист, называлось по-гречески Лифостротон (собственно — мозаичный пол), — так называли его говорившие по-гречески жители Иерусалима, — а по-еврейски Гаввафа (по одному толкованию возвышение, по другому блюдо);
8. т. е. двенадцатый. Точнее будет перевести: около двенадцати;
9. Почему Христос называет Свою Мать просто женщиною? С одной стороны, Он этим показывает, что отныне Он принадлежит всем людям, что естественные узы, связывавшие Его доселе с Пресвятою Матерью, теперь разрешаются, а с другой стороны, Он выражает Ей Свое сострадание именно как осиротевшей женщине.
Иоанн тогда взял Пресвятую Деву с собою, чтобы отвести Ее в дом отца своего в Капернаум — таково, конечно, было тогда его намерение. Но это намерение не осуществилось, и Иоанн с Пресвятою Девою остался в Иерусалиме до самой Ее смерти, после того как, по воскресении Христа, недели три провел в Галилее, куда ушел по повелению Самого Христа (ср. Мф 26:32);
10. Иссоп – Иссоп обыкновенный (Hyssopus officinalis L.) — полукустарник высотой 70-80 см и диаметром ствола 60-70 см семейства Яснотковые (Lamiaceae). Достаточно самого поверхностного знакомства с практически любыми толкованиями как христианских богословов, так и иудейских раби чтобы понять, что во времена, когда апостол Иоанн писал свое Евангелие, слово “иссоп” использовалось не только в своем прямом значении, т.е. для обозначения конкретного растения, но и как символ, связанный с очищением и жертвоприношением. Причем, прежде всего, с очищением кровью и с кровавыми жертвоприношениями. Одно упоминание этого растения, особенно в контексте всех остальных описываемых событий казни Христа, должно было вызвать у читателя соответствующие ассоциации.
11. Здесь евангелист рисует четвертую и последнюю картину. Представители Синедриона просили у прокуратора, чтобы к наступавшей субботе были убраны тела распятых, так как и закон Моисеев требовал, чтобы тело преступника, который был повешен на дереве, не оставалось там на ночь, но было предаваемо земле в самый день казни (Втор 21:22 и сл.). Иудеям тем более хотелось исполнить этот закон, что наступал вместе с субботою и праздник Пасхи. Для этого же было необходимо добить повешенных на кресте преступников (им перебивали голени);
12. Исход 12:42; Числа 9:12; Псалом 33:21.
13. Захария 12:10;
14. Сообщая здесь о снятии со креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков (см. Мф 27:57-60; Мк 15:42-46; Лк 23:50-53) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа. Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно состав из мирровой смолы и алойного дерева для того, чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа: этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Ца
Возвещение ангела Марии о воскресении; Мария Магдалина спешит ко гробу. Увидев, что