Мне палец в рану
смелей вложи, и руки осмотри.
Отринь свои сомненья и прозри.
Неверие оставь во мгле туманной –
пусть вера воцарит»!
В ответ Фома сказал Ему с поклоном:
«О, мой Господь, мой Бог! –
Господь в ответ: «Поверил неуклонно
ты лишь тогда, когда увидеть смог
Меня, но истинно лишь те блаженны,
кто верует, Меня не повидав,
не видя, всей душой Меня признал.
Их вера есть высокий, совершенный
Шли дни, и в Копернаум воротилась
апостолов семья.
Веление Учителя свершилось –
и жили в Галилее, не таясь.
Привычно рыбаки ловили рыбу
на море Галилейском 2 по ночам.
И облик Иисуса их очам
сиял повсюду и всегда, где б ни был
Однажды Пётр, Фома с Нафанаилом,
Иаков, Иоанн
ночному лову отдали все силы,
но сеть пуста. Уж утренний туман
на море пал. И грустно возвратились
без рыбы рыбаки на берег свой.
И видят человека пред собой.
И незнакомцу очень удивились:
не знают кто такой.
Он улыбнулся и сказал им: «Дети,
Они сказали: «Нет. Пустуют сети.
Без рыбы мы вернулись в этот раз».
А был то Иисус. И Он сказал им:
«От лодки справа вы закиньте сеть:
возьмёте рыбы – некуда и деть»!
От этих слов пахнуло чем-то давним,
Сеть погрузили, вытащить – не в силах.
Сеть рыбою полна. 3
А Иоанна словно осенило,
и прошлые он вспомнил времена:
«Ведь здесь Господь! – шепнул он Симеону.
И Пётр в повязке к берегу поплыл.
За ним вослед гребут, что было сил,
другие с сетью по морскому лону.
Вот берег подступил.
Они взошли, а там огонь разложен.
И рыба на костре
И хлеб стопою ровною разложен
на каменной плите, как на столе.
А Иисус им говорит спокойно:
«Несите рыбу, что у вас в сетях».
Пошли. Несут с печатью на устах,
не в силах привечать Его достойно:
А Он сказал: «Обедать начинайте»
и хлеб им подаёт,
и рыбою печёной угощает.
«Кто Ты»? Ученики теперь все знают,
что Сам Господь опять явился к ним.
В родных краях присутствием Своим
почтил их в месте, что они считают
любимым и родным.
А солнце, поднимаясь, берег сушит.
В воде лучей игра.
И радость неземная греет души
апостолов, сидящих у костра.
Потом все встали – веселы и сыты.
Господь Петра в сторонку отозвал.
«Симон Ионы сын, – его назвал, –
Хочу Я, чтобы честно и открыто
сейчас ты Мне сказал:
ты любишь ли Меня сильнее прочих»?
«Так, Господи! Люблю!
Люблю Тебя и днём и тёмной ночью.
Ты знаешь, каждый взгляд я Твой ловлю»!
А Иисус сказал ему на это:
«Моих ягнят ты ревностно паси».
Потом опять апостола спросил:
«Меня ты любишь больше всех на свете»?
«Так, Господи! Прости! –
ответил Пётр, – Ты знаешь Сам об этом»!
«Овец Моих паси,
Симон Ионы сын, – сего ответа
был удостоен Петр. И вновь спросил
его, в душе скрывая сожаленье,
под небом галилейским Иисус.
(Он так решил продолжить Свой искус,
чтоб снять с души Петровой угрызенья,
«Симон Ионы сын, Меня ты любишь»?
Апостол загрустил.
От правды не уйдёшь и не отступишь,
а он тогда отрекся, отступил!
«О, Господи! Ты знаешь всё, – печально
Христу ответил преданный Симон.
И жизнь отдать готов сегодня он
за Царство Божие, за мир хрустальный…
И вырвалось, как стон:
«Люблю Тебя»! А Иисус ответил:
«Паси овец Моих»!
Потом с печалью в голосе заметил:
«Под старость будешь ты в руках чужих.
Когда был молод, шёл, куда хотелось,
Хозяином ты был в своей судьбе.
Состарившись, того не сможешь делать.
Другой придёт к тебе
и препоясав, отведёт насильно,
куда не хочешь ты.
И перед силой злобною бессильный,
прославишь ты у жизненной черты
Небесного Отца, ряды умножив
чад Божьих тех, кто верит во Христа».4
Христос умолк. Слов этих простота
всего на свете для Петра дороже
и манит высота.
Шёл день за днём и в горной Галилее
всё чаще и сильней
уверовали местные евреи –
шли за Христом на родине своей.
И в добрый час на горную вершину
Христос призвал учеников Своих.
Умножились ряды их в эти дни.
С апостолами, город свой покинув,
к Нему взошли они.
И там, под синим небом, увидали
ученики Христа.
И на колени перед Ним упали.
И Он идёт – живая красота!
Но кто-то усомнился, не поверил,
что Сам Господь сейчас явился к ним,
мир изменив явлением Своим,
что к новой жизни отворил Он двери
для всех людей, что с Ним.
И Он сказал достойно им и ясно:
«Вся власть Мне отдана
на небесах и на земле прекрасной.
Она и справедлива и сильна.
А потому идите, научите
народы и земные племена,
крестите их в любые времена.
Крестя и обращая, призывайте
святые имена
Отца и Сына и Святого Духа. 5
Учение Моё,
а ваша совесть будет в том порукой,
дорогу к человечеству найдёт.
Учите соблюдать, что заповедал.
Вас не смутят препоны и беда.
Не отступать от правды никогда,
нести достойно всё, что Я передал
вы будете всегда.
И Я тогда навеки буду с вами».
торжественными этими словами.
И в душах благочестие зажглось.
Пришла весна. С ней к Иерусалиму
в один из славных, ясных майских дней
из Галилеи множество людей
идут на Шавуот, 6 как пилигримы.
В толпе, смешавшись с ней
одиннадцать апостолов Христовых,
десятков семь учеников, готовых
учить людей и обращать других.
И собрались в известном доме этом,
где лишь недавно были вмести с Ним,
и за столом с Учителем своим
встречали Пасху Нового Завета,
когда Он был гоним.
И вновь Спаситель к трапезе явился
и освятил её.
К Писаниям Он снова обратился,
и разъяснил пророчество сиё:
«Христу придётся пострадать безмерно,
затем из мёртвых в третий день восстать,
явившись в мире солнечном опять,
чтоб было проповедано всеместно,
как Божья благодать,
во имя Иисуса покаянье,
прощение грехов,
от Иерусалима начиная, 7
во всех народах разных языков.
И вы сему свидетели. 8 Мужайтесь,
Отцом Моим обещанное Я
вам посылаю.9 Братья и друзья,
вы в Иерусалиме оставайтесь,
как дружная семья,
пока не облечётесь высшей силой». 10
Сороковой был день,
как Он воскрес, поднялся из могилы,
покинув склепа сумрачную тень.
Христос в сей день из города на волю
учеников любимых вывел вон
к Вифании, на гору Елеон.
И в солнечных лучах, как в ореоле,
стал перед ними Он.
И поднял руки, их благословляя.
И в неприметный миг
стал возноситься в небо, отдаляясь
от сада, от вершины и от них.
Они Ему всем сердцем поклонились. 11
И пребывали в радости большой.
И с Елеона с лёгкою душой
сошли и в древний город возвратились
вечернею порой.
И пребывали в храме, прославляя
Небесного Отца,
и преломляли хлеб, благословляя.
Простым весельем полнились сердца:
присутствие Господне безгранично.
Он всюду, Он свершение и суть.
Апостольский продолжен будет путь,
пока есть мир простой и необычный –
с пути не повернуть.
Примечания:
1. Так как ученики, оставивши своего Учителя и Господа в часы Его страданий, этим самым как бы отказались и от порученного им дела распространения в мире учения Христова (Ин 17:18), то Христос теперь снова восстанавливает их в их достоинстве и уничтожает всякие возникшие в них сомнения относительно своего права быть апостолами, говоря, что Он посылает их так же, как Его самого послал Отец. Этим Он уже дает им понять, что Он посылает их во всеоружии для того, чтобы они могли осуществить возложенную на них миссию, как и Его Отец послал со всею силою Духа (Ин 3:34);
2. Море Галилейское, названное у Луки Генисаретским, здесь называется еще Тивериадским, — вероятно, с отношением к греческим христианам, читателям Евангелия, которым известно было имя Тивериады, столицы Ирода Антипы, названной так в честь императора Тиверия;
3. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа;
4. После восстановления Петра в его апостольском достоинстве, Христос предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию ап. Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги его, т. е. на мученическую смерть;
5. т. е. крестите людей к признанию имени Отца, Сына и Святого Духа, к усвоению одной из главнейших новозаветных истин — о Троичности Лиц Божества. Просто и кратко можно выразить мысль так, что в крещении выражается «принадлежность» людей к Царству Отца, Сына и Святого Духа. В силу самого акта крещения, человек делается членом Христовой церкви, — ему прощается первородный грех и он делается участником всех дальнейших благодатных христианских даров;
6. Праздник дарования Торы (Пятикнижия Моисеева). Приходится на 23 мая. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек;
7. Иерусалим должен быть точкою отправления для проповеди о Христе как столица теократии (ср. Ис 2:3; 40:9; Деян 1:8);
8. т. е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его страданий, смерти и воскресения;
9. т. е. что обещал Мой Отец через пророков, именно излияние Св. Духа (Иоил 2:28 и сл.; Ис 44:1 и сл.; Иез 36:27; ср. Деян 2:16 и сл.);
10 Образ облечения указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое вооружение: апостолы — тоже воины Христовы! Сила свыше — благодать Св. Духа, которая и есть новая сила, получаемая чрез Св. Духа;
11. здесь «поклонение», очевидно, понимается как религиозное действие: по отношению к возносившемуся Христу, оно иным и быть не могло;