В те дни там находился Илия.
И много вдов Израиля страдали,
но ни к одной не послан был пророк,
в Сидонскую Сарепту, видит Бог,
к языческой вдове его призвали
и там он ей помог.
Мы знаем: при пророке Елисее
Израиль пострадал.
Взяла проказа многих из евреев,
и как спастись тогда никто не знал.
А в это время Нееман – вельможа
сирийского царя был поражён.
В проказе к Елисею на поклон
приехал белый, с язвами на коже.
Просил пророка он
его избавить чудом от проказы,
сулил озолотить.
И Елисей, в прозренье Божьем, сразу
сказал ему, как нужно поступить.
И вот семь раз, омывшись в Иордане,
очистился сириец Нееман
от язв своих и от кровавых ран.
Но более в земле обетованной
пророком не был дан
ни одному из страждущих жестоко
к выздоровленью путь.
Не дал ему Господь рукой высокой
предавших Бога к жизни повернуть».
Но ропот тут пошёл по синагоге:
«Язычников Он ставит выше нас!
А древних притчей свет давно погас»!
Всех с мест сорвало враз.
И вытеснив Христа из синагоги,
из города Его
вели по горной западной дороге,
в сердцах желая только одного:
избавиться скорей от лжепророка,
К обрыву подошли они и вот
Лишь взглядом Он открыв Себе дорогу,
пошёл по ней вперёд,
спустился в Капернаум Галилейский
дорогою своей.
В субботы стал учить народ еврейский
и словом сильным покорял людей.
Был в синагоге человек несчастный.
Дух демона нечистого в нём был
«Ты, Иисус из Назарета! Ясно –
не пожалеешь сил,
чтоб нас тут погубить и уничтожить!
Святой Ты Божий, нам Ты не поможешь,
и наших дел не в силах Ты понять»!
На то Христос сказал ему спокойно:
«Молчи. Из человека выйди вон».
Нечистый дух тотчас, как страшный сон,
рванулся из прохлады в полдень знойный,
А человек тот, рухнув пред толпою.
остался невредим.
И в ужасе шептались меж собою:
«Над духами он властен. Сила с ним»!
И слух о Нём разнёсся по округе:
Тиверия, Хоразин, Назарет
И Капернаум и Генисарет 6–
повсюду говорят о Нём друг другу.
Важнее темы нет!
Вот Иисус, уйдя из синагоги,
вошёл в Симонов дом.
И всех застал Он в грусти и тревоге:
больна Симона тёща в доме том.
Она в горячке маялась смертельной.
И все просили женщине помочь.
Она горит, ей жить уже не в мочь.
Христос склонился над её постелью,
прогнал горячку прочь.
И женщина здоровой, невредимой
с постели поднялась.
Забыв о маяте невыносимой,
прислуживать им бодро принялась.
К заходу солнца люди потянулись
к Христу и привели своих больных.
И руки возложил Христос на них.
И от болезней многие очнулись,
а из нутра других
дрожа от страха, бесы выходили
ругаясь и крича:
«Ты – Божий Сын»! Но Он велел, чтоб скрыли
что Он – Христос. Ещё не пробил час.
А днём из дома Он ушёл в пустыню,
чтоб Он остался, чтобы не покинул,
помог другими стать.
Но людям отвечал Христос: «Мне нужно
о Царстве Божьем северным и южным –
всем городам, что в Иудее есть!
Для этого Я послан и исполню
священный долг пред Господом Моим»!
Народом уважаем и любим
Пошёл Христос, раздумий мудрых полный.
Отец Его был с Ним.
И проповедовал Он в синагогах
Израильских больших.7
Внимал Ему народ во имя Бога.
И много душ к Нему пришло из них.
****************************************
Примечания:
1 Вследствие грехопадения людей, мир действительно подчинился власти диавола в том, конечно, смысле, что диавол увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями Но, конечно, сущая неправда, будто бы эта власть передана ему (конечно, Богом). Он если и владеет людьми, то только в силу своей хитрости, коварства: Единый же владыка всего — Бог ;
2 нищим— и в материальном, и в духовном отношении угнетенным;
3 Пленники и слепые – это термины, обозначающие духовное рабство и невежество людей, которых от этого освободит Мессия;
4 Очевидно, здесь содержится указание на так называемый юбилейный год, который, действительно, по обилию назначенных для него по закону льгот был лучшим годом, установленным Богом для народа еврейского. Конечно, под этим «летом» разумеется Мессианское время спасения для народа израильского и для всего человечества;
5 Сказавши, что непринятие пророков их согражданами — общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города — Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников;
6 Галилейские города на севере и западе озера;
7 По более удостоверенному чтению: Иудейских. Но при этом под «Иудеею» разумеется, конечно, не провинция Иудея, а иудейская страна вообще, включая и Галилею
Симон Пётр и другие ученики следуют за Иисусом; Исцеление прокажённого; Иисус исцеляет калеку; Призвание Левия; Спор о времени поста. (Лук, гл.5)
Проповедь Иисуса Христа у моря Галилейского
Однажды Иисус в Генисарете
у озера учил.
Чтоб слышать лучше Божье слово света
народ Его толпою окружил.
А в это время дружно рыболовы
закончили на озере свой лов.
Ничтожен был печальный их улов.
Пустые сети, сирые как вдовы –
итог ночных трудов.
В большую лодку рыбака Симона 1
Иисус легко вступил.
От берега отплыть неотдалённо
Он рыбака тихонько попросил.
И сел учить народ из лодки этой.
Закончив, так Симону Он сказал:
«Плыви на глубину, хочу, чтоб знал:
на берег возвратишься ты с победой.
Я всё сказал»!
«Наставник наш, – Симон Ему ответил, –
трудились мы всю ночь,
никто и рыбки в водах не приметил –
из этих мест ушла вся рыба прочь.
По Твоему всё выполню я слову.
И пусть надежды нет нам ожидать,
что хоть рыбёшку сможем мы поймать,
забросить сеть ещё раз мы готовы.
Не знаю, что сказать»…
Но вот их сеть полна и неподъёмна.
На помощь к ним спешат
другие рыбаки – два брата кровных,
друзья Симона – Иоанн и брат.
Трещат от груза сети, льётся рыба
в рыбачьи лодки радужной рекой.
Забыта ночь с печалью и тоской.
И чуда новоявленного глыба
закрыла мир собой.
Чудесный лов рыбы на озере Генисаретском
К коленям Иисуса изумлённый
припал тогда Симон.
«О, Господи, – уловом потрясённый,
стал говорить там Иисусу он, –
Ты удались от нас, ведь я так грешен!
И святостью великою своей
ты умножаешь грех души моей.
Я пред тобою нищ и безутешен
до окончанья дней»! 2
И Заведеевы сыны – два брата
Иаков, Иоанн,
Симонов брат Андрей безмерно рады,
но видят – чудом сей улов им дан.
А Иисус Симона успокоил:
«Отныне станешь на земле отцов
не рыб, а человечьих душ ловцом,
что света ждут в житейском бурном море.
Там ждёт тебя улов».3
И словом очарованы Христовым,
оставив всё, как есть,
ушли они за Ним, нести готовы
о Царстве Божьем радостную весть.
По Галилейским пущам приозёрным
идут они с Учителем своим.
И Божья правда открывалась Им
в равнинных городах, селеньях горных
на встречах люда с Ним.4
Однажды к Иисусу прокажённый
с мольбою подошёл.
Пав ниц пред Ним, коленопреклонённый,
он с чистой верой речь свою повёл:
«О, Господи, когда Ты лишь захочешь,
Ты сможешь от болезни роковой
меня очистить и вернуть покой,
вернуть здоровье Ты один лишь можешь.
Я всей душою Твой»!
«Хочу. Очистись! – Иисус нагнулся.
Недрогнувшей рукой
Он с болью в сердце тихо прикоснулся
к склонённой низко голове седой.
Мгновенно исцелившись от проказы,
старик в слезах к ногам Его припал.
А Иисус тогда ему сказал:
«Не скажешь никому, нигде, ни разу
о том, что здесь узнал.
Лишь жертву принесёшь за очищенье,
как Моисей велел,
чтоб люди знали – Божьим помышленьем
отведен твой мучительный удел»!5
Молва об Иисусе расширялась
кругами, как от камня на воде.
И где б не появлялся Он, везде
К Нему сходились слушать, врачеваться,
поведать о беде.
А Иисус любил бродить в пустыне.
И часто там один
молился и, сомнения отринув,
Отца просил о милости, как Сын.
Однажды Он учил народ привычно.
Там собралось людей – не сосчитать!
И фарисеи стали посещать,
и книжники к Нему являлись лично,
стремясь Его понять.
Из Иудеи, Иерусалима
приехали сюда.
Из Галилеи, Господом любимой,
пришли, свои покинув города.
А Иисус в те дни Господню силу
являл сполна, чтоб исцелять людей.
К Нему с печальной ношею своей
пройти пыталось: «Господи, помилуй!»
семейство из гостей.
Сыны несли отца. Парализован,
недвижим был отец.
Но верили они в Господне слово.
Пробиться в дом мечтали наконец.
Туда, где Иисус их боль услышит,
где учит Он и пользует больных.
Но вход к Нему толпой закрыт для них.
Тогда они проникли через крышу.
«Нет способов иных, –
сказали Иисусу эти люди, –
Доверимся судьбе.
Господь с Тобой и то вершить Ты будешь,
что Господом ниспослано Тебе»!
И видя веру этих простодушных
детей, что любят своего отца,
верны ему до самого конца,
сказал Христос три слова самых нужных
от своего лица:
«Прощаются грехи твои, несчастный»!
И фарисеи все
подумали: «Слова Его ужасны!
Кто Он такой? Он обнаглел совсем!
Он богохульствует! Ведь, кроме Бога
никто не может нам грехи прощать»!
Но Иисус их понял и опять
промолвил: «Понапрасну все тревоги.
Что легче Мне сказать:
«Прощаются грехи твои отныне»,
или «Встань и ходи»?
Сын Человеческий, грехи земные
имеет власть прощать в земном пути!
А чтобы вам понятней было это,
при всех больному ясно говорю:
встань на ноги, возьми постель свою,
иди домой. Возрадуешься свету,
забыв болезнь сию»!
И тотчас встал пред ними, славя Бога
Поднял постель и двинулся к порогу.
И Божье имя люди прославляли,
И говорили видевшие все:
«Мы чудные дела во всей красе,
во всём величии здесь повидали!
Он исцелён совсем»!
Неподалёку сборщика налогов
увидел Иисус.
То мытарь Левий подбивал итоги –
считал монеты и вошёл во вкус.
«Иди за мной, – сказал ему Мессия.
Тот встал и добрым помыслом ведом,
ввёл Иисуса в свой богатый дом
и пир устроил славный и красивый
он в доме том.
Он мытарей собрал на угощенье
и всех своих друзей.
И книжников позвал и фарисеев.
Приветил многих щедростью своей.
А фарисеи злились и роптали,
что Иисус со всеми заодно
и с мытарями ест и пьёт вино,
что грешников полно сюда назвали,
а им не всё равно
с кем разделять трапезу и застолье.
Им Иисус сказал:
«Но врач ведь нужен только тем, кто болен.
К здоровому врача Я б не послал.
Не праведных зову Я к покаянью,
а грешников. В деяниях лихих,
покаявшись, от боли и тоски
избавятся и через раскаянье
простятся им грехи».
Тогда Ему сказали фарисеи:
«Твои ученики
едят и пьют, напитков не жалея.
Им пост, закон, молитва не с руки.
У фарисеев и у Иоанна –
постятся часто, молятся все дни,
во тьме ночной, и светлым утром ранним,
чтоб сан не уронить».
А Иисус ответил фарисеям:
«Да разве кто поймёт,
чтоб жениха друзья, постясь сидели,
когда жених на свадьбе с ними пьёт.
Но пир не вечен. Дни придут иные,
и уведут из дома жениха.
И в эти дни великая тоска
и пост великий, а за ним другие
настанут на века»!
Тут Иисус сказал три притчи сряду
собравшимся – на суд:
«На ветхую одежду для заплаты
никто от новой не берёт лоскут.
Ведь так испортишь новую одежду,
а к ветхой та заплата не пойдёт.
Кто новую одежду раздерёт,
останется в рванье, бедней, чем прежде,
удачи не найдёт.6
Вино мы молодое не вливаем
в усохший, ветхий мех.
Вино, бродя, мех ветхий разрывает.
Понятна эта истина для всех.
И кто поступит вопреки природе,
Как предки наши делали давно,
в мех только новый то вино, что бродит
вливать разрешено.
Тогда и мех мы сохраним пригодный
и вина сбережём.
Ещё одно скажу теперь свободно:
Мы старое вино с отрадой пьём.
Но выпив старого, никто не хочет
И в притче этой истина одна:
Нам старое вино привычно очень
И пьём его до дна»! 7
**********************************
1 Симон был уже учеником Христа (см. Ин 1:37 и сл.) — только