как основа
души его, любви его земной.
И ты Моим словам не удивляйся,
что вновь на свет родиться должен ты.
Крестись и пусть сбываются мечты.
Не медли и к Святому приобщайся.
Господь грехи простит».
А Никодим молчал и удивлялся:
переродиться может, отказаться
от дел своих, содеянных за век?
И притчу рассказал ему Учитель:
«Вот ветер в небесах.
Куда угодно дует небожитель,
Откуда и куда – он знает сам.
Ты слышишь шум его, но ты не знаешь
куда летит, когда и где рождён.
В Господних небесах витает он.
И точно так же ты не понимаешь
Святого Духа тон.
Как действует сей Дух на человека».
Тут Никодим сказал:
«Но как возможно до скончанья века,
чтоб Дух Святой я понял и узнал»?
Ответил Иисус: «Не понимаешь?
Не знаешь ты, кому удел сей дан –
наставником служить израильтян!
Слова пророков ты не вспоминаешь,
а ведь не мал твой сан!
Мы с Иоанном лишь о том, что знаем,
правдиво говорим, 3
свидетельствуем вам и утверждаем
лишь то, что оба видели мы с ним.
Но вы не принимаете на веру
свидетельств и рассказов обо всём.
Не раз Я говорил вам о земном.
В ответ – неверье ваше полной мерой.
Так как же об ином,
как о небесном рассказать смогу Я,
когда доверья нет.
Ведь никогда, по небесам тоскуя,
никто не восходил в небесный свет.
Сын Человеческий явился ныне,
сошёл Он к людям со святых небес.
Ты, верно, помнишь, как змею на шест
однажды Моисей вознёс в пустыне?
Так в наши дни на крест
Сын Человеческий быть должен поднят,
кто верует в Него, кем был Он понят
жизнь вечную по вере обрели».
Всё потому, что Бог могучий, сущий
так возлюбил людской суетный мир
что Сына Своего на смертный пир
послал с небес рукой Своей могучей,
чтоб те, кто наг и сир
и те, чей дом – наполненная чаша,
кто верует в Него при жизни нашей,
с Ним обрели бессмертие навек.
Не для того послал Бог Сына к людям,
чтоб мир их покарать и осудить,
а для того, чтоб веру пробудить.
Через Него спасённым мир пребудет!
Кто с верой станет жить,
не будет осуждён, но кто не верит –
тот осуждён уже!
Кто свету Сына Божья не поверит,
тому брести в непроходимой тьме.
Они осуждены по той причине,
что не приняли воссиявший свет,
дела их злы, им в свете места нет,
в том свете, что пришёл в Господнем Сыне
Ведь всякому, кто делает плохое –
при ярком свете подлое и злое
ни скрыть, ни утаить, ни спрятать след.
Но, кто по правде Божьей поступает,
стремится к свету, чтоб видали все:
дела его светлы во всей красе.
Они добро и правду не скрывают
в туманной полосе.
По окончанью праздника евреев,
покинул Иисус
столицу и пошёл по Иудее,
крепя с учениками Свой союз.
Там Иоанн крестил народ в Еноне. 4
Там Иисус вблизи людей крестил, 5
о Царстве Божьем людям говорил,
и правде Божьей словом непреклонным
пришедших Он учил.
И в тех местах, однажды утром ранним,
у маленькой реки,
Крестителя – пророка Иоанна
пришли спросить его ученики:
«Поведай, равви, – так они сказали, –
Тот, что с тобой при Иордане был,
Тот, о Котором всем ты говорил,
Он крестит, и к Нему, мы все видали,
народ толпой валил».
А Иоанн ученикам ответил:
«Так небом решено.
И выполнять успешно, что наметил,
по воле Бога свыше нам дано.
Вы сами в том свидетелями были,
что, называясь именем своим,
я утверждал, что послан перед Ним.
Не я Христос. За мной грядёт Мессия
с учением своим.
И церковь 6 для Христа – Его невеста,
А я – друг жениха!
И вот мой друг – жених с невестой вместе.
Я слышу голос. Радость велика!
Ему расти, а мне же умаляться.
Так быть должно, и будет только так.
Ведь всё земное обратится в прах,
небесное же станет возвышаться:
тому пришла пора.
Тот, Кто сошёл с небес на землю к людям,
Тот выше всех земных.
Он знает всё, Он говорит и судит
о том, что видел в небесах родных.
Но люди тем свидетельствам не внемлют,
не понимают смысл глубинный их,
увязли в представлениях своих
и праведного слова не приемлют,
что Он принёс для них.
Кто Иисуса слово принимает,
тот сим запечатлел:
Бог истинен! И сердцем понимает,
Посланник Божий молвит Божье слово.
Ведь Божьим Духом Он,
в пути Его нелёгком и суровом,
по воле Бога щедро одарён.
Отец небесный крепко любит Сына.
Над всем Его Он властью одарил,
на труд земной Его благословил.
И вот Его явлению причина –
Он мир спасти решил.
Кто в Сына Божьего уверует душою,
жизнь вечную в заслуженном покое
уверовавший чисто обретёт.
Неверующий в Сына не увидит
той вечной жизни, что сулит Господь.
Во прах уйдёт его земная плоть.
Неверующий сам себя обидит,
прости его Господь.
********************************
Примечания:
1. Это был один из начальников иудейских, т. е. член Синедриона. В Синедрион же фарисей мог попасть только в том случае, когда он принадлежал к числу раввинов или книжников. Как фарисей и притом раввин, Никодим не мог остаться равнодушным свидетелем того, что происходило на его глазах в Иерусалиме: он наблюдал за знамениями, какие совершал Христос, слушал Его проповедь и пришел со многими другими к убеждению, что Христос есть истинный посланник Божий;
2. Увидеть — значит: «войти, принять участие, воспользоваться благами нового Царства»;
3. Деятельность Иоанна и деятельность Христа — это две ступени единого откровения Божия. Оба они являются вполне достойными доверия свидетелями, потому что говорят о том, что видели (Иоанн, конечно, в состоянии пророческого вдохновения, а Христос в силу Своего непрерывного общения с Отцом );
4. Христос и Иоанн пребывали оба в то время в одной области, т. е. в Иудее. В точности нельзя указать местонахождение Енона. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. В потоке этом было много воды, чтo и привлекло сюда Крестителя;
5. Между крещением Иоанна и крещением Христовым существовало довольно большое различие. Во-первых, Христос совершал крещение не Сам, а через учеников Своих, во-вторых, Его крещение было не только внешним знаком покаяния для крестившихся, а особым обрядом, через который люди вступали в число последователей Христа. Затем, Иоанн крестил, проповедуя о приближении Мессии, а Христос, проповедуя о Царстве Небесном, конечно, указывал на Самого Себя как на Основателя этого Царства и начал образовывать вокруг Себя многочисленное общество верующих. Этого Он не делал в бытность Свою в Иерусалиме;
6. Креститель приготовил людей к принятию Христа, Который теперь собирал вокруг Себя общину верующих или Церковь, ибо Церковь была невестою Этого Небесного Жениха;
Иисус и самаритянка у колодца; «Вода жизни»; «Бог есть дух»; «Поспели к жатве»; Самаритяне уверовали в Иисуса; Галилеяне приняли Его; Исцеление сына царедворца в Капернауме. (Ин.4).
А в эти дни дошло до фарисеев
известие о том,
что потрясли народы Иудеи
знамения, творимые Христом.
Сам Иисус, прекрасно понимая,
что час его страданий не пришёл,
с противниками в споры не вступая,
учеников увёл.
А путь Его на север, в Галилею
лежал через Сихарь.
и самарийцы называли встарь. 1
В той местности колодец был старинный.
Его ещё Иаков откопал.
Веками людям воду он давал –
в прохладных и таинственных глубинах
копить не уставал.
Полуденное солнце жгло нещадно.
Усталый Иисус
сел у колодца, и в тени приятной
простой воды себе представил вкус.
Самаритянка из Сихаря родом
пришла к колодцу, чтоб воды набрать.
Ведро в колодец стала опускать,
а Иисус, когда увидел воду,
«Дай Мне попить, – Самаритянке этой
сказал Он в этот час.
Она, взглянув, помедлила с ответом,
потом сказала: «Вижу в первый раз,
чтоб с просьбою такою обратился
к Самаритянке гордый Иудей. 2
Ведь вдохновлённый верою своей,
со мной общаться он бы не решился.
Терпел бы он скорей».
Ответил Иисус: «Когда б ты знала,
что людям Бог даёт,
Кто просит у тебя такую малость,
Кто с просьбой пред тобою предстаёт,
то ты сама бы у Меня просила,
и Я бы дал тебе воды живой».
«О, господин! Так кто же Ты такой?
Неужто большей Ты владеешь силой,
отец Иаков, сей колодец давший
и пивший из него?
И как добудешь воду не черпавши:
в руках твоих не вижу ничего»?
«Ах, женщина, – кто из колодца воду
достанет, чтобы жажду утолить,
тот через час опять захочет пить.
Моя вода совсем другой природы:
Вода Моя – источник животворный,
и кто её возьмёт,
узнает вкус её хрустальный, горний,
жизнь вечную испивши, обретёт. 3
«О, Господин мой, – женщина сказала, –
дай мне испить Твоей воды живой,
чтоб не ходить мне больше за водой,
чтоб лютой жажды больше я не знала
полуденной порой»!
«Ах, женщина, Я вижу, ты не можешь
понять слова Мои, –
ответил Иисус, – твой муж поможет.
Сходи домой и возвращайся с ним».
Она Ему печально отвечала:
«Но мужа у меня, давно уж нет».
А Иисус промолвил ей в ответ:
«Я знаю. Правду ты сейчас сказала.
Не муж тебе сосед.
Но с ним живёшь, как с мужем незаконно.
А пятерых мужей
пережила ты в жизни монотонной
и схоронила их в земле своей».
Услышав правду, женщина сказала:
«Я вижу, Господин, что Ты – пророк»!
Она смутилась, хоть Он был не строг,
и про другое говорить с Ним стала:
«Скажи, где лучше Бог
призывы наши слышит и моленья?
Ответь и я пойму,
где избранное место поклоненья,
угодное лишь Богу одному?
Здесь, на горе, Господне славя имя
ещё отцы народа моего
молили о прощении Его.
Но иудеи в Иерусалиме
чтоб Господу лишь в храме поклоняться
воссоздали сейчас. 4
Мне, господин, одной не разобраться
кто в этом прав и кто не прав из нас».
«Ты, женщина, поверь: приходит время –
и ни гора, ни Иерусалим
не станут вам оплотом встречи с Ним.
И станет поклоняться ваше племя
Отцу среди равнин
и на горах, и в городах обширных.
По всей земле большой.
Поклонятся Отцу в семье всемирной,
кто предан духу 5 сердцем и душой.
Ведь Бог есть дух и нужно поклоняться
и в духе и во истине Ему,
По Божиим заветам жить стараться,
Самаритяне кланяются Богу,
не зная почему.
Мы – иудеи торную дорогу
в душе своей века ведём к Нему.
Спасение придёт от иудеев
через Мессию для людей земли.
Но раньше, как пророки нам рекли,
появится Спаситель у евреев
от варваров вдали».
А женщина в ответ тогда сказала:
«Придёт Мессия. Ждём.
Он возвестит всю правду от начала.
Ведь он Христос и Божья правда в Нём»!
«Я здесь, Который говорю с тобою, –
Так Иисус той женщине сказал
и улыбнувшись грустно, замолчал.
А в этот час из города с едою
учеников Его, в жару уставших –
огнём пылал зенит.
Все очень удивились, увидавши,
что с женщиной Учитель говорит. 6
Но, не сказав Учителю ни слова,
уселись у колодца рядом с Ним,
для них теперь безмерно дорогим,
для дел Его земных на всё готовы
желанием своим.
Самаритянка тотчас удалилась,
А дома к горожанам обратилась,
всё рассказав о встрече под горой.
«Пойдите, посмотрите Человека,
Который жизнь мою мне рассказал,
Который обо мне всю правду знал.
Не Он ли есть Христос, кого от века
народ наш ожидал»?
И повалил народ к Нему на встречу,
к колодцу под горой.
Садилось солнце, Приближался вечер.
Ученики прохладною порой
просили Иисуса: «Кушай, Равви,
Ты голоден, весь Божий день не ел».
Но Он ответил: «Я добыть сумел
другую пищу. Вы такой не знали.
Ученики шептались меж собою.
Тревожил их вопрос:
«Учитель наш сыт пищею другою.
Кто вместо нас еду Ему принёс»?
А Он ответил им: «Моё питанье –