дела Пославшего Меня
и тёмной ночью и средь бела дня
и волю исполнять Его – призванье
и пища для Меня.
Вы, засевая поле, говорите:
«Недолго жатвы ждать».
Но Я теперь скажу вам: посмотрите,
поля белы – настало время жать! 7
И тот, кто жнёт, уже имеет плату.
Не жди, не медли – бодро собирай
для вечной жизни славный урожай.
И сеятель, и жнец безмерно рады.
Надежды не теряй.
Пословица правдива: кто-то сеет,
другой, не сея, жнёт.
Я вас послал, чтоб сжали вы скорее
трудов не ваших 8 долгожданный плод».
И многие в те дни самаритяне
уверовали чисто во Христа.
Проникла в души веры красота.
Два дня Он был у них, затем прощанье
и – новые места.
А там и дорогая Галилея.
Ведь Сам Христос сказал:
когда отчизну с грустью покидал. 9
Был принят в Галилее Он радушно.
Галилеяне ведали о том,
что в Пасху было сделано Христом,
и снова представлять Его не нужно
в краю родном.
И вот Он снова в Канне Галилейской.
И тут к Нему пришёл
один чиновник царский иудейский.
По слухам Иисуса он нашёл.
Из Капернаума дошёл до Канны,
и сына заболевшего спасти.
Просил он Иисуса утром ранним
от смерти увести.
«Ты просишь, но тебе нужна причина,
промолвил Иисус, – О, люди, люди!
Без всяческих знамений и чудес
для вас простая вера – тёмный лес.
И веры слову Божьему не будет,
как будто свет исчез»!
«О, Господи! Мой сын так мало пожил,
приди, спаси его! –
молил чиновник, – он три года прожил.
Дороже нет на свете никого»
«Иди домой! – Так Иисус ответил, –
Ребёнок твой здоров и будет жить.
Тебе о нём не следует тужить».
И человек поверил: есть на свете,
В пути домой он получил известье,
что сын здоров его.
Он счастлив был со всей семьёю вместе,
и он спросил про сына своего:
«Когда болезнь оставила ребёнка»?
«В час пополудни», – был простой ответ.
В тот час, когда был дан ему совет
скорей идти домой с надеждой звонкой,
И в Иисуса всей своей душою
поверил человек.
И всех своих повёл он за собою,
Остался верным Господу навек!
************************************
Примечания:
1. Христу при Его путешествии в Галилею нужно было пройти Самарию;
2. Самарянка, вероятно, узнала в Христе иудея и по чертам лица, и по одежде, и, наконец, по произношению;
3. Христос, очевидно, говорит, здесь о благодати Духа Святого, которая будет подаваться верующим во Христа, благодаря Его спасительным заслугам. Эта благодать не останется в сердце верующего мертвым капиталом, а станет увеличиваться все более и более и, наконец, потечет, как обильная водою река в широкое море, в вечную жизнь. Здесь, на земле, этому потоку благодати приходится течь недолго — он сам стремится на более обширные пространства Небесного Царства;
4. Отцы самарян, т. е., так думает самарянка — патриархи: Ной, ковчег которого остановился, по верованиям самарян, на горе Гаризине, Авраам, Исаак и Иаков, которые также на этой горе приносили жертвы, — все кланялись именно на этой горе. Между тем, иудеи утверждали, что поклонение Богу возможно только в Иерусалиме;
5. Выражение «дух» обозначает здесь противоположность плоти и всему, что имеет плотской, ограничивающий свободу духа, характер. У иудеев и у самарян было представление, что успешность молитвы зависит от внешних условий, главным же образом, от места, где совершается богослужение;
6. Разговаривать мужчине, и особенно раввину, с женщиною на дороге считалось у иудеев делом не совсем уместным;
7. «Есть другая жатва, для нас более важная — это обращение душ, и вот эта жатва здесь, в Самарии, должна начаться сейчас, потому что нивы уже побелели — хлеб духовный уже поспел, – в виде притчи говорит Христос. От видимого Христос обращает взоры учеников Своих к невидимому. Впрочем, можно предполагать, что уже тогда из города стали направляться к колодцу, руководимые самарянкою, ее сограждане, и на них-то Христос мог показывать ученикам Своим, говоря: «посмотрите…»;
8. Здесь Христос мог иметь в виду иудейских священников, учивших самарян закону Моисееву (4 Цар 17:28 и сл.), а также и Иоанна Крестителя, деятельность которого едва ли могла пройти бесследно для самарян;
9. «Не чтят пророка в своём отечестве». Под отечеством Христа евангелист разумел действительное отечество Христа, как потомка Давидова по плоти, т. е. город Иудина колена Вифлеем и вообще Иудею, в противоположность Самарии и Галилее. Этому не противоречит и то, что, по синоптикам, Его отечеством является Назарет (Лк 4:23) и вообще Галилея (Мф 26:69). Синоптики говорят только о народном представлении, какое сложилось о происхождении Христа, Иоанн же — о действительном;
«Сын Человеческий есть господин и субботы»; Избрание двенадцати апостолов; «Весь народ искал» Иисуса; Он учит их; Кто «блажен»? о любви и суде. (Лк.6).
В субботу днём, среди пшеницы в поле
однажды проходил
с учениками Иисус. На воле
своих Он высшей мудрости учил.
Те слушали Учителя, срывая
меж делом золотые колоски,
и ели зёрна твёрдые с руки,
ладонями колосья растирая
на склоне у реки.
Увидев это, двое фарисеев
их укорили в том,
что не блюдут законы иудеев –
в субботу занимаются трудом. 1
Ответил Иисус: «Вы не читали
что делал сам Давид, когда взалкал,
и все, кто с ним в то время голодал?
Они ведь хлебы предложенья взяли
И ели. 2 Бог им дал.
И говорю вам: нет для вас заботы.
В ответе Я один –
Сын Человеческий – Он и субботы
и сущего на свете господин».
В другую же субботу в синагогу
Ему пришлось войти в другом краю,
чтоб истину великую Свою
там людям преподать во славу Бога.
И видит Он скамью.
И на скамье несчастный сухорукий,
исполненный тоски.
Глаза его с надеждою и мукой
молили о спасении руки.
А фарисеи пристально следили
за Иисусом: «станет ли опять
деянием субботу нарушать»?
И обвинить Его готовы были,
коль станет исцелять.
Но Иисус, конечно, знал их мысли.
Больному Он сказал:
«Встань со скамьи, на середину выйди.
Хочу, чтоб ты нам руку показал».
Несчастный подошёл. Христос продолжил:
«Что правильней в субботу совершать:
творить добро, иль злобу пробуждать?
Спасти ли чью-то жизнь в субботу должно,
иль гибели предать»?
Он посмотрел на бывших в синагоге.
«Ты руку протяни, –
Велел Он онемевшему в тревоге
больному человеку перед Ним.
Тот руку протянул, и моментально
рука здоровой кровью налилась,
порозовела, сила в ней зажглась
и радость расцвела в глазах печальных.
На то Господня власть.
А в уголке шептались фарисеи:
Но Он ещё об этом пожалеет.
За страшный грех сполна заплатит Он»!
И в эти дни Христос взошёл на гору.
Всю ночь молился там.
А поутру, едва открылся взору
рассвет, бредущий мягко по горам,
учеников Своих призвал Он верных.
Из них двенадцать под шатром небес
апостолами 3 выбрал Он Себе
для славных дел, трудов неимоверных
в их жизни и судьбе.
Симон был Иисусом первым вызван
и наречён Петром.
За ним Андрей – его брат младший призван.
Иаков с Иоанном шли потом.
Филипп, Варфоломей, Матфей с Фомою,
Иаков, сын Алфея и Симон –
(Зилотом у народа звался он),
поднялись к Иисусу чередою,
венчала каменистая вершина.
А Иисус призвал
ещё Иуду – Яковлева сына.
(К ученикам недавно тот пристал).
Двенадцатым апостолом Христовым
Иуда призван был Искариот.
Тот самый, чей навеки проклят род,
на низкое предательство готовый –
И вот они спустились на равнину
в горах, а там их ждут
ученики. И люди мест пустынных
и городов больных своих ведут.
Из Иудеи, Иерусалима,
от Тирских и Сидонских берегов
на встречу с Иисусом рыболов,
пастух, купец, надеждою гонимы,
пришли, чтоб мудрых слов
услышать благовестное звучанье
и вылечить больных.
Все верили в Божественность призванья,
с котором Иисус излечит их.
И каждый жаждал только прикоснуться
к одежде Иисуса и руке.
хотел, как бы случайно повернуться
в надежде и тоске.
Ведь от Него неведомая сила
ко страждущим лилась.
Она больных и немощных целила,
над недугом она имела власть.
И вот к ученикам, поднявши очи,
так Иисус задумчиво сказал:
«Я говорю, чтоб каждый твёрдо знал:
слова сии и днём и тёмной ночью –
начало всех начал»:
Блаженны духом нищие, калеки,
ведь вам принадлежит
Святое Царство Божие. Навеки
оно от зла и скорби оградит.
Насытитесь вы до скончанья дней.
Нет Царства Божия для вас родней.
вам в Царстве веселей.
Блаженны вы, когда вас ненавидят,
преследуют, клянут,
изгонят отовсюду и обидят,
поносят ваше имя там и тут,
когда за то, что преданы безмерно
вы Сыну Человеческому здесь,
клеветники терзают вашу честь.
Блаженны вы в своём порыве верном
и радостей не счесть.
Возрадуйтесь в тот день, возвеселитесь.
На небесах вас ждёт
великая награда. Обратитесь
к делам минувших дней, былых невзгод:
ведь их отцы с пророками святыми
вот так же поступали, как сейчас,
сыны их, ненавидящие вас,
вот так и вы преследуемы ими
Но горе вам, богатые! Не минет
расплата вас за всё!
Но горе вам, пресыщенные ныне!
Слезами вы умоетесь потом.
Но горе людям, говорят о ком
лишь хорошо! В года иные
всех уверяли в том,
что лжепророки истинно святые,
Я всем скажу сейчас слова такие –
пусть каждый в сердце их своё возьмёт:
«Своих врагов и недругов любите,
творите ненавидящим добро,
прощайте обижающих хитро,
вас проклинающих благословите
спокойно и мудро.
И если в щёку кто тебя ударит,
другую подставляй,
Тому, кто без плаща тебя оставит,
безропотно рубашку отдавай.
И каждому подай, кто лишь попросит,
не требуя обратно у него
из данного тобою ничего.
Когда он сможет, сам пускай приносит –
на совести его.
И как ты хочешь, чтоб другие люди
вели себя с тобой,
так с ними поступай. Наградой будет
добро людское на стезе земной.
И если только тех вы полюбили,
кто любит вас и ласков с вами кто,
какая благодарность вам за то?
Ведь любящих и грешники любили
и любят – есть за что!
И если вы добро творите людям,
что вам добро несут,
вас на земле за это не осудят,
но в Царство Божье с этим не возьмут.
Вы Божьей благодарности не ждите.
И грешники лишь тем добро творят,
кто им даёт и их подаркам рад.
В таком кругу закрытом вы грешите –
Но, нет! Своих врагов вы возлюбите,
взаймы давайте им,
добро для них безропотно вершите,
дарите милосердием своим.
И возмещенья трат не ожидайте.
Рассчитывать не нужно на возврат.
И выше будет вам любых наград
От Господа награда. Он, вы знайте –
таким деяньям рад.
И будете Всевышнего сынами.
Ведь даже к самым злым,
какие существуют между нами,
Он славен милосердием Своим.
Любите же и будьте милосердны,
как любит милосердный ваш Отец,
несущий милосердия венец.
Дарите людям доброе усердно.
Очнитесь, наконец!
Вы не судите и не осуждайте!
Не будете тогда
судимы и осуждены. Прощайте
и прощены пребудете всегда.
Давайте. Вам воздастся полной мерой.
Всё то, что вы дадите для других,
сполна для вас отмерится за них.
Легко дающий должен быть уверен:
в деяниях своих».
Нагорная проповедь Господа
Передохнул и снова обратился
к народу Иисус.
И мудростью Господней озарился
весь горный край, и правды Божьей вкус
почуяли собравшиеся люди
и близкие Его ученики,
и все, кто от разлада и тоски
пришёл в надежде: просветленье будет
от Господа руки.
И притчу Иисус поведал людям
из жизни двух слепых:
«Когда слепой вести слепого будет,
что ждёт тогда в пути несчастных сих?
Всё просто: оба в яму попадают!
Теперь Я вам скажу, что ученик,
который даже многое постиг,
учителя высот не достигает.
Но вот счастливый миг:
учение закончено и станет
таким же, как учитель, не обманет
надежд и дум учителей своих.
Ещё скажу вам о соринке малой,
что видишь в глазе брата твоего,
в своем, не замечая ничего,
хоть в то