как смеешь ты о ней поведать брату
и вынуть предложить?
О, лицемер! Бревно сначала надо
из собственного глаза удалить!
И лишь тогда увидишь и посмеешь
ты брату с пониманием помочь.
Из глаза братнего извлечь соринку прочь
тогда легко и верно ты сумеешь
и гордость превозмочь.
И вот ещё: не ведомо такое,
чтоб славные плоды
нам приносило дерево плохое,
плоды плохие. Более сего:
мы знаем древо по плоду его.
Доныне человечество не знало
чудесного того,
чтоб фиги на терновнике созрели,
и чтобы виноград
рос на кустах, а персики краснели
на пальмах, завершая их наряд.
Так добрый человек добро большое
даёт из сердца, где его хранит.
У злого – злое сердце зло копит
и людям выдаёт лишь всё плохое.
И каждый говорит,
лишь только то, что в сердце накопилось
Затем сказал Он: «Чтоб добро вершилось,
жить по Моим заветам начинай.
Вы «Господи и Господи»! зовёте,
не делая того, что говорю.
Вы видите лишь то, что Я творю.
Вы молитесь, но верой не живёте.
За то вас не корю,
но человек, Мои слова принявший,
как муж, на твёрдом камне дом создавший
трудом, благоразумием своим.
Подуют ветры, зашумит ненастье
и реки разольются, забурлят,
но дом его они не сокрушат.
Над домом сим напор стихий не властен.
И выше нет наград.
А человек, который только слышит
слова Мои в тоске,
но ими в мире не живёт, не дышит –
он тот, кто дом построил на песке.
Подуют ветры, зашумит ненастье
и реки разольются, забурлят
и дом непрочный быстро сокрушат.
Дом без основы всем ветрам подвластен.
Строитель виноват.
********************************************
Примечания:
1. Такое действие учеников, с точки зрения преданий старцев, было уже работою приготовления пищи, которая считалась осквернением субботнего покоя;
2. Закон Моисеев разрешает хлебы предложения есть только священникам в определённое время;
3. В ветхозаветной Церкви существовали «шелухим», посланники, или по-гречески апостолы. Они были представителями общин, развозили письма, решали спорные вопросы, собирали пожертвования, сообщали о днях праздников. По двое ходили они из города в город, обеспечивая связь между рассеянными очагами Израиля. Новозаветной Церкви тоже надлежало иметь таких апостолов;
Исцеление слуги сотника; Воскрешение сына вдовы в Наине; Ответ Иисуса Иоанну Крестителю и Его отзыв об Иоанне; Женщина помазала миром ноги Иисуса; притча о прощеных долгах. (Лк. Гл.7).
Окончив речь, Он в Капернаум, к морю
сошёл с горы крутой.
И повстречал в пути немало горя,
немало слёз увидел пред Собой.
У сотника болел слуга любимый.
Неизлечимый тихо умирал.
Об Иисусе сотник услыхал
и вызнавши, что Он проходит мимо,
на встречу с Ним послал
старейшин Иудейских, чтоб молили
несчастного спасти.
Старейшины пошли и попросили
к хорошему римлянину зайти.
Сказали: «Он построил синагогу,
он любит, понимает наш народ,
не мучит и поборов не берёт,
в Тебя душою верит, словно в Бога,
и верою живёт».
И Он пошёл. А на дороге ждали
хозяина друзья.
Они по просьбе сотника сказали
его слова: «Нет, не достоин я,
чтоб ты, о Господи, вошёл под кров мой.
к Тебе я сам не смею подойти,
но Ты и словом можешь всех спасти:
слова Твои сияют светом ровным
на жизненном пути!
Ведь я подвластен сам, но только слово
для воинов своих
скажу я, и они тотчас готовы
исполнить приказания мои».
Услышав это, Иисус народу,
что шёл за Ним, с улыбкою сказал:
«В Израиле Я даже не видал,
под Иудейским синим небосводом,
таких страстей накал,
такой огромной веры безоглядной»!
И далее пошли.
А сотника друзья, пойдя обратно
слугу здоровым, в тот же час, нашли.
А Иисус ушёл с учениками.
В старинный Наин 1 сделали заход.
За ними очарованный народ,
свидетелем представший тихой драмы:
у городских ворот,
умершего юнца,
собравшиеся жёны голосили,
рыдала мать. Он вырос без отца.
И вот теперь единственного сына
вдова в последний провожала путь.
Христос постиг её печали суть:
совсем одна, без сына, без мужчины,
И сжалился над бедною вдовою.
«Не плачь, – Он ей сказал,
коснулся гроба лёгкою рукою
и грустно улыбнувшись, продолжал:
«Встань, юноша! К тебе Я обращаюсь»!
И прямо у народа на глазах,
со словом благодарности в устах
сел юноша, с которым тут прощались.
И обуял всех страх.
И люди с ликованьем и тревогой
смотрели на Него.
И, торжествуя, прославляли Бога,
и говорили все до одного:
«Пророк великий нам теперь явился! 2
Отметил Бог Израиля народ.
Проходит время страха и забот:
Лицом своим, как прежде, обратился
И весть об Иисусе полетела,
дошла до дальних мест.
известны в Иудее и окрест.
И обо всём сказали Иоанну
любимые его ученики,
когда крестил народ он у реки.
И вот послал двоих он утром ранним.
Те, на подъём легки,
дошли до Иисуса и сказали:
Скажи, Ты Тот, Которого мы ждали
или другого нужно ожидать»?
А Иисус в то время сделал много
чудесных, не подвластных людям дел.
Он прокаженных очищать умел,
безумных избавлял от злой тревоги,
хромым ходить велел.
Умершие послушно воскресают
по манию Его,
болезни и недуги отступают
от взгляда или слова одного,
глухие слышат, нищие ликуют,
слепые люди прозревают в миг,
больные с детства больше не горюют:
Он боли их постиг.
Посланцам Иоанна Он ответил:
«Вы скажете ему,
что видели и слышали на свете,
свидетелями были вы чему.
И пусть решает Я ли Долгожданный,
откинув фарисейских враков тлен.
И кто Меня приемлет – тот блажен –
найдёт он мир, найдёт покой желанный
под сенью Божьих стен».
Посыльные пустились в путь обратный,
а Иисус тогда
сказал народу просто и понятно
об Иоанне раз и навсегда:
«На что ходили вы смотреть в пустыне?
На ветром обдуваемый тростник,
что солнцем весь иссушенный поник?
Что видели вы там, ответьте, ныне.
Чей видели вы лик?
Одетого в роскошные одежды
Приметили вы там?
Такого там увидеть нет надежды.
Такие обитают по дворцам!
Кого же вы там видели? Пророка?
Да, Я вам говорю! Но только он
Господним откровеньем наделён.
Он выше, чем пророк. Он послан Богом.
Мне путь готовит он.
И вот что вам скажу: с начала века
среди земных людей
ещё не знали выше человека,
чем Иоанн при миссии своей.
Но в Царстве Божьем самый малый выше,
чем Иоанн в величии его».
И весь народ – свидетели сего,
и мытари, слова Христа услышав,
пошли до одного,
признавши Божью правду со смиреньем,
креститься от того,
о ком Христос с безмерным уваженьем
поведал в завершение всего.
Но фарисеи – те не пожелали,
отвергли волю Божью о себе,
верны остались призрачной судьбе:
пророком Иоанна не признали –
посланником небес.
«С кем вас сравнить? Кому же вы подобны? –
Им Иисус сказал, –
Вы словно дети, что сидят удобно
и говорят друг другу, малу – мал:
«Мы весело играли на свирели,
но с нами не хотели вы плясать.
И слушая, не стали вы рыдать,
когда мы песни грустные вам пели».
А с вами – та же стать:
Явился людям Иоанн Креститель
и вы сказали: «Бес
сидит в нём. Не земной он житель –
вина не пьёт и хлеба он не ест»!
Но вот Сын Человеческий приходит,
Который ест и пьёт и ночью спит.
«Он с грешниками пьёт и дружбу водит
И Бога Он гневит»!
Оправдана премудрость только теми, –
кто ищет правду, лишь она над всеми –
поступком мудрость нужно доказать».
В те времена по горной Галилее
ходил Он, исцелял больных, учил.
Однажды приглашенье получил
к обеду в дом Симона-фарисея,
которого лечил.
И вот возлёг Он в комнате просторной,
А в это время в том селенье горном
одной блуднице удалось прознать,
что Иисус в гостях у фарисея.
И вот она в богатый дом вошла,
с собой в сосуде миро 3 принесла
и встав у ног Его, от робости немея,
там плакать начала.
Из чёрных глаз её слеза скользнула
и на ноге Его
жемчужной каплей тяжкой обернулась,
за ней другая пала на Него,
и вот потоком слёз омыты ноги,
и волосами длинными она
их вытирает бережно. Грустна,
она не может скрыть своей тревоги:
она ведь так грешна!
Сосуд свой алавастровый 4 открыла
и зельем дорогим
у Иисуса ноги умастила
и целовала их, склоняясь над Ним.
подумал вслух: «Какой же Он пророк –
блудницу грешную узнать не смог!
Таких пророков не было на свете,
ведь с ними Бог»! 5
А Иисус сказал: «Симон, послушай,
Я кое-что скажу
и, не желая твой покой нарушить,
лишь маленькую притчу расскажу».
Симон ответил: «Расскажи, Учитель».
И молвил Иисус: «На свете жил
двоим соседям. Каждый местный житель.
Но первый получил
пятьсот динариев, и полновесных.
Случилось так, что оба мужа честных
вернуть свой долг не могут, но хотят.
И видя их страдания, долги их
простил, соседей пожалевши, он.
Ну а теперь скажи мне ты, Симон,
кто более возлюбит из двоих сих
того, кем был прощён»?
Симон ответил: «Думаю, что первый:
он больше получил.
Второй возлюбит менее, наверно:
ведь меньший долг богач ему простил».
На это Иисус лишь улыбнулся:
«Ты правильно, по жизни, рассудил, –
Кто большее прощает – боле мил, –
и к женщине рыдавшей повернулся
и взор к ней обратил, –
Ты видишь эту женщину простую?
Так слушай и гляди.
Она целует ноги Мне, ликуя,
слезами моет, волосом своим
их осушает, смазывает миром!
А как скажи при ясном свете дня,
позвав к обеду, встретил ты Меня?
Воды для ног не дал Мне перед пиром.
Напомню, не виня:
при встрече ты не дал Мне целованья,
волос не умастил.
Она ж слезами чистыми признанье
Мне выражает. Ведь Господь простил
ей многие грехи её земные
стократ сильнее той любви она,
которой любят грешники иные,
чья прощена вина
гораздо меньшая, чем прегрешенья
сей плачущей жены».
И женщине сказал: «Тебе прощенье
дарую всех грехов твоих земных». 6
Тут гости фарисея зашептались:
«Да как же это так? Да кто же Он?
Прощать грехи Он правом обличён?
Неужто, Машиаха 7 мы дождались?
Исполнился закон»?
А Иисус, как будто и не знает
сомнений у гостей.
Внимания на них не обращает,
и говорит стоящей у дверей:
«Тебя спасла твоя святая вера.
Иди спокойно, праведно живи
в трудах, надежде, вере и любви.
И за любовь воздастся полной мерой.
Смиренье призови».
**************************************
Примечания:
1. Наин — город, лежавший недалеко от Назарета, к юго-востоку. Ныне это маленькая деревня;
2. Наинские жители не верили еще во Христа как в Мессию: Он для них был только посланником Божиим, великим пророком, который должен помочь народу Божию. Появление Христа, по их мнению, есть только признак наступления мессианского времени;
3. Миро (мирра) – ароматическая смола некоторых тропических деревьев;
4. Алебастровый сосудик, который на ремешке носили женщины на шее;
5. Замечательно, что даже фарисей здесь признает Христа свободным от малейшего подозрения в каком-нибудь грехе. Христос настолько свят, что к Нему не должно приближаться никакое грешное существо;
6. Здесь хотя и поставлено настоящее время, но это не значит, что грехи женщины были прощены только после помазания ею ног Христа. Как видно из последнего стиха, грехи ей уже были прощены раньше, благодаря ее вере во Христа;
7. Машиах (евр.) – Мессия, Христос;
Двенадцать посланы проповедовать и исцелять (Лк. 9, ст.1-6); Иоанн Креститель обезглавлен Иродом; Насыщение 5000; Хождение по воде; Исцеление многих (Мк. 6, ст.14-56).
А Иисус по городам, селеньям
с двенадцатью ходил.
В беседах, укрощая все сомненья,
о Царстве Божьем правду доводил.
С ним женщины: Мария Магдалина
(семь бесов из неё Христос изгнал)
и Иоанна – Он её спасал,
когда была мертва наполовину,
а Он о том узнал.
Двенадцати апостолам дал силу
и над бесами власть.
Лечить людей, спасать их от могилы
апостолам своим внушил Он страсть.
И по двое послал их в мир широкий, 1
чтоб Царство Божие провозглашать, 2
чтоб страждущих и хворых исцелять.
И повелел им ничего в дорогу
из нужного не брать:
ни денег, ни сумы, ни корки хлеба.
Чтоб в чём стоят, пошли
без