Моисей — Библия в стихах.
Глава 1
Сыновья Иакова в Египте; кончина Иосифа; Тяжёлое рабство сынов Израилевых; Фараон и повивальные бабки.
Вошли в Египет в давние те годы
Рувим и Симеон,
Иуда, Левий со своим народом,
с родными Иссахар и Завулон,
Вениамин, Дан, Неффалим с Асиром
и Гад – вот все одиннадцать сынов
с Израилем обретших хлеб и кров
в Египте, где служил Иосиф мирно –
на всё для них готов.
Всего же душ из рода патриарха
с ним семьдесят пришло.
Иосиф там их принял, как номархов!
И время их в Египте потекло.
О, время, время! Отошёл Иосиф,
ушли и братья – весь их древний род.
Но как окреп Израилев народ!
Как множится, мужает, плодоносит
за годом каждый год!
Сыны Израиля наполнили Египет.
в них лишь рабов своих покорных видит:
Иосифа не знал, не ведал он.
Он говорил: «Смотрите, как их много!
Их больше и они сильнее нас.
И если враг придёт в недобрый час,
они пойдут с врагом, его дорогой.
Ведь в их лице Египет потеряет
народ рабов своих.
Из вас, – сказал он слугам, – каждый знает,
какая польза нам идёт от них.
Перехитрим Израилево семя!
До нитки их семейства разорим,
работой непосильной изнурим.
Пусть города нам строит это племя.
Тогда и поглядим».
Под палками надсмотрщиков жестоких
построены тогда
Пифом и Раамсес. И в те же сроки
возведены другие города.1
Но чем сильней Египтом изнурялся
Израиля устойчивый народ,
чем более страдал он от невзгод,
и рос из года в год.
Тогда придумал снова царь коварный,
и старых, мудрых бабок повивальных
он спешно во дворец к себе зовёт.
И вот велит им наблюдать при родах:
когда родится у Еврейки сын –
убить, чтоб не остался ни один.
А дочерей – тех оставлять в народе
работать до седин.
Но Фуа с Шифрой – имена тех бабок,2
так делать не могли.
и оставляли всех, кто родились.
И честных женщин царь призвал к ответу:
«Что с вами должен сделать я сейчас!?
Ведь смерть сынов я возложил на вас,
а результата ваших действий нету!
Нарушен мой приказ»!
И бабки повивальные сказали:
«Не гневайся на нас.
Ведь мы б, наш господин, не оплошали
усердно выполняя твой приказ.
Но женщины Еврейские здоровы –
они ведь жён Египетских сильней.
Они рожают сами. И быстрей,
чем мы придём, они уже готовы.
Им Бог даёт детей».
За это дело бабкам повивальным
А род Израилев многострадальный
мужал и набирался новых сил.
И фараон Египта обратился
к Египтянам в пределах всей земли:
«Египтяне, вы видеть все могли,
как в Гесеме Евреи расплодились,
с тех пор, как к нам пришли.
Не сокрушить их тяжкою работой,
измором не унять.
Они опасны. Главная забота –
плодиться им в Египте не давать.
Повелеваю: всех сынов Еврейских
бросайте в реку, как придут на свет.
Лишь так себя избавим мы от бед
и всяких неприятностей житейских
*****************************************
1. Города для хранения провианта и оружия построены: Пифом — на берегу канала в Красное море: Раамсес – на восток от Пелузийского рукава Нила в земле Гесемской. Упоминается в писаниях и третий город, построенный евреями в Нижнем Египте – Он, носивший священное имя Пе-ра – дом солнца, откуда греческое – Гелиополис;
2. Повивальные бабки – предположительно египтянки. Шифра – «плодоносная» (египт.),
Фуа – «рождающая дитя» (египт.);
Моисей. Глава 2
Рождение Моисея; выставлен на реке Нил, усыновлён дочерью фараона; убил египтянина и убежал в землю Мадиамскую; женился на Сепфоре; его сыновья Гирсам и Елиезер; Бог призрел на Израиля в рабстве.
Амрам с Иохаведой повстречался
в дни травли и смертей.
Род Левиин той парой продолжался:
У них родился мальчик Моисей.
Три месяца они его скрывали.
В ту пору щедрый Нил залил поля –
и под его водой была земля,
и власти о ребёнке не узнали.1
И Господа моля
спасти сыночка от расправы лютой,
его родная мать
не стала дожидаться той минуты,
когда придут к ним сына убивать.
Она сплела из тростника корзину.
Асфальтом осмолила и смолой
и дно устлала шёлковой травой
и уложила маленького сына:
ему она сказала утром ранним,
когда алел восход.
И в час, когда принцесса для купанья
спускается к прохладе Нильских вод,
она незримо в заводи спокойной
поставила корзину в тростнике.
И вот уже купается в реке
дочь фараона. Скоро полдень знойный.
небесной красоты.2
О, сердце! Детский плач его задевши,
в нём будит жалость, нежность и мечты…
Дочь фараона даже прослезилась,
увидев это чудо на реке.
И взять дитя она распорядилась
в раздумье и тоске:
Младенец Моисей
ей было ясно – это сын Еврейский,
и не смотря на то
взяла его.3 Но вот вопрос житейский:
где взять ей для ребёнка молоко?
Она не знала, что вдали стояла
Ждала развязки с самого утра,
за всем что было тихо наблюдала.
Но вот пришла пора
И Мариам – сестрица Моисея
к принцессе подошла
и предложила, мучась и робея
устроить неотложные дела.
Она сказала: «Здесь, неподалёку
есть женщина — Еврейская жена,
и грудью вскормит мальчика она
до наступленья времени и срока.
Она совсем одна».
Дочь фараона сразу согласилась
кормилицу призвать.
Иохаведа – Моисея мать.
Принцесса Евреянке так сказала:
«Возьми младенца и вскорми его,
ты головой ответишь за него.
За службу заплачу тебе не мало.
Ребёнок вырос и окреп довольно.
И вот родная мать
сама идёт, чтоб сына добровольно
от сердца во спасенье оторвать.
И стал он у принцессы вместо сына.
И жил в любви и радости при ней.
Здесь имя получил он Моисей.
Была тому известная причина –
дела минувших дней.4
Так сорок лет он жил и развивался
и многого достиг.
Египетским наукам обучался.
Их мудрость и умения постиг.
Он был силён в словах своих и в деле.
0н воевал и славу заслужил,
когда Ефиоплян он победил.5
Здоровый дух играл в здоровом теле
и действия просил.
И вот, однажды, вышел он к Евреям,
на братьев посмотреть.
Давно уже хотелось Моисею
узнать их ближе и встречаться впредь.
И он объехал и поля и стройки,
увидел, что Израилев народ
попал в Египте под ужасный гнёт,
страдает тяжко, выживая стойко,
и избавленья ждёт.
В один из дней, от гнева холодея,
он в поле увидал,
как Египтянин палкой бьёт Еврея
и тотчас на обидчика напал.
Тот оказался не таким уж грозным,
и в драке Моисей его убил,
а труп его в песке зыбучем скрыл.
Жалел он о своём поступке злостном,
о сделанном скорбил.
Моисей убивает жестокого египтянина
лишь тот, кого убитый им обидел,
да сам зыбучий, льющийся песок.
И снова Моисей пришёл к Евреям.
И видит: драка! Кто их разберёт,
кто прав – один другого бьёт!
И Моисей, сородича жалея,
такую речь ведёт:
«Зачем жестоко ближнего калечишь?
Вы братья на земле!
Ведь можно спор решить по-человечьи!
Ведь ты не зверь, блуждающий во мгле»!
Но тот сказал: «Тебе решать не гоже —
Ты не начальник нам и не судья!
Не думаешь ли ты убить меня,
как Египтянина ты уничтожил
в степи на этих днях»?
Узнал и фараон об этом деле,
и гневом он кипит:
«Я при дворе терпел его доселе,
теперь Еврея я велю убить»!
И скрылся Моисей от фараона.
Он с близкими простился навсегда.
Знал – не увидит больше никогда
В Египте он персона вне закона
И он ушёл на землю Мадиама.
Пустыня позади,
за ней, в Египте, боль его и драма,
глухая неизвестность впереди…
Присел он у колодезя усталый.
Вдруг слышит шум, девичий звонкий смех:
стада овечек, белых словно снег,
на водопой пригнали запоздалый,
собравши вместе всех,
семь дочек Рагуила-Иофора.
Начерпали воды,
но им поить овец теперь не скоро –
не ожидали девушки беды.
Всё дело в том, что пастухи-мужчины
овечек отогнали от корыт
и грозен был их крик и дикий вид.
Разгневались они не без причины –
ведь солнце не стоит!
Но Моисей унял мужчин сердитых,
красавиц защитил,
воды начерпал полные корыта
и их овечек вволю напоил.
И дочери священнику сказали
(Отец красавиц – строгий Рагуил,
священником здесь, в Мадиаме был),
что им помог какой-то Египтянин –
помог и защитил.
И пригласил священник Моисея
в гостеприимный дом.
Мадиамяне родом из Евреев –
живут в степи молитвой и трудом.
И Моисей стал жить у Иофора.
Привык к труду и гнал стада чуть свет,
потом женился, ласкою согрет,
на дочери священника Сепфоре
и жил там сорок лет.
И первый сын Гирсам6 у них родился.
Его назвал отец,
сказав: «В чужой земле я появился
издалека, как странник и пришлец».
Потом второго зачала Сепфора
и в срок Елиезера7 родила.
Отец, коснувшись детского чела,
промолвил: «Милый сын, ты так мне дорог:
два сына – два крыла.
Мне Бог отца помог при избавленьи
от фараона рук.
С тобою входит в душу просветленье:
лишь Бог отцов спасает нас от мук.
Лишь Он один – опора и надежда!
Своих отцов достойные сыны,
мы твёрдо знать и веровать должны,
что помощь Бога сущего безбрежна,
когда Ему верны»!
Шёл год за годом. Царь Египта умер.
от ревности и злости обезумев,
Израильтяне гибли и страдали
и к небесам летел со всех сторон
отчаянья их вопль и тяжкий стон.
И час настал – в неведомые дали
дошёл до Бога он.
И вспомнил Бог завет Свой нерушимый:
«Израиля сыны,
чья жизнь в Египте столь невыносима,
от гибели должны быть спасены».
Завет Свой с Авраамом, Исааком,
Иаковом могучий вспомнил Бог.
И видит Он, как мир людей жесток:
Израиля народ в беде и страхе
забит и одинок.
***************************************
1. Рождение Моисея совпало с разливом Нила. В это время, по свидетельству учёных, в места, расположенные на возвышенностях, можно было добираться только на судах. Поэтому, в течение трёх месяцев младенец Моисей был в относительной безопасности;
2. В соответствии с библейскими свидетельствами, младенец отличался необычной, неземной красотой;
3. Дочь фараона не боялась наказания за неисполнение царского указа. Ведь в древнем Египте царица почиталась более царя. Царицам и даже принцессам после смерти воздавались божеские почести;
4. Моисей – «спасён из воды». Большинство учёных склоняются к египетскому происхождению этого имени: «Мо» — вода, «исис» — сохранённый;
5. Моисей, по свидетельству Иосифа Флавия, был поставлен начальствующим над Египетским войском против Ефиоплян, вторгшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их;
6. Гирсам – (странник в том месте);
7. Елиезер – (Бог есть его помощь).
Моисей. Глава 3
Господь воззвал к Моисею из горящего куста; объявил Своё намерение освободить сынов Израиля и повелевает Моисею вести их; На вопрос Моисея Бог объявляет Своё имя: Иегова, или Я ЕСМЬ, Бог Авраама, Исаака и Иакова; Повелевает собрать старейшин Израилевых.
Со стадом Моисей прошёл пустыню
и вышел на заре
И видит чудо: там на горном склоне,
терновый куст, охваченный огнём
горит, как солнце в небе голубом,
но в пламени бушующем не тонет
и не сгорает в нём.
Купина неопалимая
И Моисей подходит в удивленье
к чудесному кусту,
понять желая странное явленье
и грозную осмыслить красоту.
Но тут раздался ясный голос Бога!
Господь воззвал из кущи: «Моисей,
обутым подходить сюда не смей:
то место, где стоишь, земля, дорога –
святые для людей.
Я твоего отца и Авраама
и Исаака Бог,
Иакова Я Бог. Я вижу драму,
но близок, близок избавленья срок.
В Египте уж не долго, погибая,
в страданьях жить народу Моему:
покинет он постылую тюрьму
и землю он хорошую узнает –
Я дам её ему.
Там молоко и мёд, луга там зеленеют,
но в ней сейчас живёт
Хеттеев, Хананеев, Амореев
Евеев с Ферезеями народ.
но непреложен Мой святой обет,
что дан твоим отцам, как Божий свет,
и землю эту Я отдам Евреям
до окончанья лет»!
И Моисей лицо закрыл руками —
смотреть боялся он
на Бога, что заветными речами
ему вещал,